Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"
Оценка 4.6
Научные работы
docx
обществознание
Взрослым
06.05.2017
Материал статьи повествует о том, что зарубежная психологическая наука имеет свои относительно устоявшиеся традиции в изучении проблем межличностного восприятия и познания. Значительное число исследований в этой области претендуют на изучение особенностей формирования первого впечатления о другом человеке. Статья основана на анализе результатов этих исследований.Научная статья по проблеме социальной перцепции, основанная на анализе опыта зарубежных исследователей в области изучения феномена первого впечатления о человеке.
Б.Ж.Мухаммадиев. Научная статья.docx
Первое впечатление о человеке как научная проблема
Б.Ж.Мухаммадиев
Ташкентский государственный педагогический
университет имени Низами
Первое впечатление о другом человеке как социальноперцептивный
феномен, на протяжении последних более полувека является предметом
многочисленных исследований зарубежных психологов. В исследованиях
зарубежных психологов детально изучается влияние внешнего облика и
поведения незнакомого человека, индивидуальных особенностей субъекта
восприятия, его эмоционального состояния на формирование первого
впечатления о другом человеке [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12],
[13], [14].
Целый ряд исследователей зарубежных психологов подтверждает,
уточняет и дополняет существующие данные о влиянии внешнего облика
объекта восприятия на формирование первого впечатление. В эксперименте
А.Миллера испытуемые оценили мужчин и женщин, которых независимые
судья назвали красивыми, как более уверенных в себе, уравновешенных
счастливых, любезных, искренних и духовно более богатых [1; с.243244 ].
Выявлено, что привлекательные и прилично одетые люди производят
более приятное впечатление на потенциальных работодателей [2; с.782]. Судя
по времени пристального рассматривания лиц младенцами, даже в этот
период человек предпочитает привлекательных людей [10]. Некоторые
лабораторные эксперименты показывают, что физическая привлекательность
и внешнее оформление может обусловить даже снисходительное отношение к
людям, которые в чемто провинились [13; с.637 ]. Экспериментальные работы зарубежных психологов также показали,
что физическая привлекательность вызывает смещение в оценках не только
черт личности, но и оценок конкретных результатов деятельности человека
или его отдельных поступков. Так, в эксперименте, описанном К.Клайнке,
было отмечено, что испытуемые оценивали предложенный очерк более
высоко, когда считали автором этого очерка женщину с привлекательной
внешностью [1; с.244 ].
Однако некоторые другие исследования, проведенные зарубежными
психологами, показывают, что не следует преувеличивать роль внешности
объекта восприятия в формировании впечатления и отношения в контексте
межличностного взаимодействия. В исследовании Д.Лэнди и Е.Аронсона [9]
было показано, как общая социальная привлекательность может оказать
существенное влияние на формирование впечатления о незнакомом человеке.
В их эксперименте испытуемые, выступившие в роли присяжных на суде,
определяли приговор водителю, сбившему насмерть человека. В одном случае
подсудимый был описан как 64 летний агент страховой компании, способный
сохранять постоянство, проработавший 24 года в своей компании, чья жена
скончалась от рака, и который проводит рождество со своим сыном и
невесткой. В другом случае, подсудимый был представлен как 33 летний
дворник, с изменчивой натурой, который дважды разводился, а сочельник
проводит со своей девушкой. Результаты были очевидными: социальная
привлекательность формирует позитивное впечатление и смягчает приговор.
В другом эксперименте было выявлено, что в определенных ситуациях
внешняя привлекательность подсудимого может усилить у суда присяжных
негативное отношение к нему. В частности, Г.Сигал и Н.Остроу обнаружили,
что присяжные проявляют склонность выносить более суровые приговоры
подсудимым с привлекательной внешностью, если считают, что физическая
привлекательность была одним из инструментов криминальных действий, как это бывает, например, в случае с мошенничеством, где удача частично зависит
от привлекательной внешности преступника [11].
Кроме того, некоторые авторы указывают на наличие гендерных
различий в значимости внешнего облика незнакомого человека для процесса
формирования первого впечатления о нем. В частности, исследователями
отмечено, что мужчины в отличии от женщин обращают больше внимания на
физическую привлекательность лиц противоположного пола [14]. Вместе с
тем, С.Саломон и Л.Сакс обнаружили, что в случае сочетания физической
привлекательности и развитых интеллектуальных способностей объекта
восприятия, формирование впечатления о нем происходит под воздействием
обоих факторов, нежели на основе одного только физического облика [12].
Эксперименты Э.Хола показали, что, несмотря на существование тенденции
считать людей, носящих очки более умными и прилежными, наличие или
отсутствие очков никак не отражается на суждениях окружающих о доброте,
честности, независимости и чувстве юмора таких людей [1; с.248]. А.Лачинс
выявил значение порядка получения информации о человеке в формировании
впечатления о нем у других людей [1; с.248249]
Исследования Д.Мацумото продемонстрировали культурные различия в
психологической оценке привлекательности лиц. Выявлено, что рейтинг
привлекательности улыбающихся и спокойных лиц для японцев в отличии от
американцев одинаков. Если американцы при оценке улыбающихся лиц
европейцев и японцев по таким параметрам, как привлекательность, ум и
общительность, как правило, оценивали их выше по всем трем параметрам, в
то время как японцы выше оценивали их выше только по признаку
общительности [3; с.340].
Итак, на основе представленных данных можно сделать вывод о том,
что зарубежные психологи не рассматривают физический облик и внешнее
оформление объекта восприятия как единственный и самый важный фактор, формирующий первое впечатление о другом человеке. В их исследованиях
выявлены многие другие факторы, которые определяют содержание первого
впечатления.
К.Клайнке описывает эксперимент, доказывающий роль социального
фона, на котором развертывается восприятие, в формировании первого
впечатления о другом человеке. В этом эксперименте мужчину с неброской
наружностью представляли двум группам испытуемых, которые состояли из
незнакомых ему людей. Затем испытуемые рассказывали о впечатлении,
которое произвел на них этот человек. Но в одну группу испытуемых объект
был приглашен в сопровождении женщины с привлекательной внешностью, в
другой группе его сопровождала менее привлекательная и неаккуратно
одетая женщина. В результате положительные качества мужчины были
оценены гораздо выше первой группой испытуемых, чем второй [1; с.250].
С.Фишбак, Р.Сингер, Г.Мюррей и целый ряд других исследователей
изучили роль механизма проекции в образовании первого впечатления о
другом человеке. Например, в эксперименте, С.Фишбака и Р.Сингера
испытуемые, которые подвергались несильным электроударам в отличии от
испытуемых контрольной группы оценивали незнакомца как более
боязливого, испуганного человека [1; с.254 ].
Дж. Боссом и А.Маслоу было выяснено, что уверенные в себе люди
оценивают других людей как более доброжелательных и расположенных к
ним. Наоборот, неуверенные в себе люди имеют обыкновение смотреть на
других людей как склонных к холодности и не расположенных к ним [1;
с.255 ].
Г.Келли провел исследование, которое подтвердило влияние установки
на формирование первого впечатления о другом человеке [8]. В полевом
эксперименте испытуемым , в роли которых выступали студенты, сообщили,
что им предстоит прослушать лекцию приезжего лектора. Одной группе лектора описали как довольно трудолюбивого, критичного, решительного и
«теплого» человека. Второй группе сказали, что лектор является человеком
трудолюбивым, критичным, практичным, решительным, но «холодным». Не
смотря на то, что лектор прочитал в каждой группе одну и ту же лекцию, в
одинаковом стиле, простая замена прилагательных «теплый» и «холодный»
привела к существенным различиям в том, какое впечатлении он оставил у
студентов разных групп. Студенты, которым лектор был представлен как
добродушный человек, оценивали его намного позитивнее, чем студенты,
ожидавшие лекцию равнодушного лектора [8 ].
В эксперименте, проведенном под руководством Я. Рейковского, было
выявлено, что в ситуации сильного эмоционального возбуждения (например,
предэкзаменационного возбуждения) незнакомый человек воспринимается
менее интересным, недостаточно ловким, а также менее симпатичным, менее
приветливым. Наоборот, испытуемые контрольной группы, вступавшие в
контакт с этим незнакомым человеком в ситуации, которая вызывает более
низкий уровень эмоционального возбуждения, оценивали этого человека
намного позитивнее [6; с.192194 ].
В работе К.Обуховского [4] детально рассматривается вопрос о первых
реакциях детей на незнакомое лицо с точки зрения установления с ним
эмоционального контакта. К. Обуховский доказывает, что до удовлетворения
познавательной потребности по отношению к незнакомому человеку нельзя
удовлетворить потребность в эмоциональном контакте. По этому он считает
вполне естественным, что ребенок при встрече с новым лицом не вступает в
эмоциональный контакт сразу, а действует робко, заторможено, не хочет
отвечать на вопросы, иногда прячется за мать, и даже начинает плакать.
Чрезмерно «отважное» поведение ребенка или не проходящий страх перед
незнакомцем расценивается К.Обуховским как подозрительное проявление
нарушений личности, и часто, умственного недоразвития [4; с.163164 ]. Относительно большое количество научных исследований, которые
были проведены зарубежными психологами в последние десятилетия, были
направлены на изучение социальнопсихологических аспектов проблемы
первого впечатления о другом человеке. Так, в исследованиях М.Снайдера
изучены особенности спонтанного возникновения первых впечатлений в
ситуации социального взаимодействия, а также последующее влияние этих
впечатлений на социальное взаимодействие [5].
М.Снайдер отмечает неизбежность формирование первого впечатления
под влиянием таких «бросающихся в глаза» отличительных признаков как
пол, раса и внешность, тем самым изначально предполагая однозначную
необходимость непосредственного социального контакта для формирования
первого впечатления. С помощью специального эксперимента он выявил, что
люди с привлекательной внешностью могут на самом деле вести себя мило,
дружелюбно и общительно, тем самым, подтверждая социальный стереотип о
физической привлекательности как важном факторе личного, социального и
профессионального благополучия. Однако эти люди демонстрируют такие
черты личности, не обязательно, потому что они обладают последними, а
вероятно, потому что поведение порождает и поддерживает такие формы
поведения, которые считаются проявлением соответствующих черт. Другими
словами, ожидания, основанные на общекультурных стереотипах внешней
привлекательности, оказывают влияние на динамику развития социального
взаимодействия и процесс знакомства таким образом, что эти стереотипные
первые впечатления на самом деле оправдывается [5; с.143146 ].
Таким образом, есть все основания утверждать о том, что зарубежная
психологическая наука имеет свои относительно устоявшиеся традиции в
изучении проблем межличностного восприятия и познания. Значительное
число исследований в этой области претендуют на изучение особенностей формирования первого впечатления о другом человеке. Анализ результатов
этих исследований позволяет сделать следующие выводы:
Вопервых, большая часть исследований зарубежных психологов по
проблемам социальной перцепции теснейшим образом связана с проблемой
первого впечатления о другом человеке или непосредственно посвящены ее
изучению.
Вовторых, в работах зарубежных психологов нередко ситуация, в
которой происходит формирование первого впечатления, отождествляется со
всей ситуацией восприятия незнакомого человека, что не всегда оправдано,
так как вся ситуация может быть довольно длительной и соответственно
достаточной для формирования более полного понятия о человеке.
В третьих, работы зарубежных психологов, которые были выполнены
непосредственно в области психологии первого впечатления о человеке,
характеризуются преобладанием эмпирических исследований с различной
стратегией манипулирования независимыми переменными, и некоторым
отставанием теоретических, обобщающих исследований.
В четвертых, зарубежные исследователи основное внимание уделяют
изучению факторов, обуславливающих содержание первого впечатления, и
при этом внимание исследователей больше концентрируется не на особых
механизмах влияния этих факторов, а на их разнообразии.
В пятых, зарубежными психологами тщательно изучена проблема
формирования первого впечатления о другом человеке, в то время как
продолжительность сформированного впечатления не рассматривается ими
как предмет специального анализа.
Вместе с тем, в заключении также нужно отметить, что существенным
признаком и отчасти преимуществом научных исследований зарубежных
психологов в области изучения проблем социальной перцепции является их
изначальная ориентированность на решение практических задач. Литература.
1.Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.:
Педагогика, 1983. – 272 с.
2.Майерс Д. Психология/ Перевод с англ. И.А.Карпиков, В.А.
Старовойтова; Худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001. 828с.
3.Мацумото Д. Психология и культура. – СПб.: праймЕврознак, 2002.
416 с.
4.Обуховский К. Психология влечений человека. Перевод с польс.
В.И.Могилева. Под ред. и с послесл. дра. мед. наук. проф. Б.М.Сегала. М.,
«Прогресс», 1972. 247 с.
5.Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.:
Питер, 2001. 528 с.
6.Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций/ Пер. с пол. и
вступ. статья В.К.Вилюнаса; Общ. ред. О.В.Овчинниковой. – М.: Прогресс,
1979. 392 с.
8.Kelley H. The warmcold variable in first impressions of persons// Journal
of Educational Psychology. – 1950. №18. – pp. 431439.
9.Landy D., Aronson E. The influence of the character of the criminal and
his victim on the decisions of simulated jurors // Journal of Experimental Social
Psychology. – 1969. №5. – pp. 141152.
10.Langlois J.H., Roggman L.A., Casey R. J., Ritter J..M. Infant preferences
for attractive faces: Rudiments of stereotype?// Developmental Psychology. –
1987. №23. – pp. 363369.
11.Sigall H., Ostrove N. Beautiful but dangerous: effects of offender
attractiveness and nature of the crime on juridic judgment// Journal of Personality
and Social Psychology. – 1975. №29. – pp. 497508. 12.Solomon S., Saxe L. What is intelligent, as well as attractive, is good//
Personality and Social Psychology Bulletin. – 1977. №3. – pp. 670673.
13.Feldman. R.S.Understanding psychology/ Robert S. Feldman. – 2 nd ed.
p. cm. – 750 p.
14.Wahestrom B.J. “Perspectives on human communication”. – Dubuque:
Wm. C. Brown Publishers, 1992. – 398 p.
Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"
Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"
Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"
Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"
Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"
Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"
Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"
Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"
Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.