Научно-исследовательская работа
Оценка 4.7

Научно-исследовательская работа

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
биология
29.01.2020
Научно-исследовательская работа
Вездесущая плесень Борнякова София.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

"Гимназия №1 Октябрьского района г. Саратова"

 

 

 

 

 

 

 

Тема. "Вездесущая плесень"

 

 

 

 

 

                                                                                                    

                              Выполнила: ученица 4 "б" класса                                                            

              МАОУ "Гимназия № 1"                                                                  

      Борнякова  София                                                                          

                Научный руководитель:                                                                     

                             Акопян Марина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

Саратов, 2017 г.

 

Содержание.

1.Введение.…………………………………………………………………….  3        

2. Подготовка к исследовательской работе                                            

1). Актуальность работы………………………………………………………..3

2). Цель…………………………………………………………………………..3

3). Задачи………………………………………………………………………...3  

4). Гипотеза ……………………………………………………………………..4

5). Этапы исследования ………………………………………………………..4                              

3.Основная часть. ……………………………………………………………..5                                                                                                                                                                                         

1).Анкетирование ………………………………………………………………5                                                                                               

2). Обзор использованной литературы                                                              6-7

3). Практическая часть…………………………………………………………8-10

4). Рекомендации по хранению продуктов питания…………………………10

4. Выводы ……………………………………………………………………...11                                                                                                        

5. Список литературы………………………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2-

 

Слайд №1.

1.Введение.

         Однажды я обратила внимание на хлеб в хлебнице, который долго лежал в пакетике. На хлебе я увидела налет серо-зеленого цвета. Я вспомнила, что такой налет я видела на поверхности варенья, принесенного из погреба. На вопрос, что это такое, мама ответила, что это плесень.  Продукты,  покрытые плесенью кушать нельзя. Мне стало интересно,  что такое плесень? Как и от чего она появляется, вредна или полезна она для человека?  Оказалось, что плесень  -  это плесневые грибы.  Обычно, когда мы слышим слово «грибы», то представляем себе крепкие боровики, подосиновики, рыжики, но это только небольшая их часть. В природе есть и другие грибы – например,  плесень, которая постоянно присутствует рядом с нами в виде неприятного налета на корочке хлеба и испорченном яблоке,  в виде разноцветных мохнатых кружочках на варенье.

2. Подготовка к исследовательской работе.                                                                                                                                  В своей работе я попробовала немного приоткрыть тайну «обыкновенной плесени». Я решила найти ответы на следующие вопросы:                           

1. Что такое  плесень?                                                                                                        2. Почему на одних продуктах она вырастает, а на других нет?                                   3. Какие условия необходимы для размножения плесени?                                           4. Вред или пользу приносят плесневые грибы?

2.1. Актуальность данного исследования определяется широким распространением плесени на Земле.  Я выбрала  именно эту тему, потому что плесень часто встречается в нашей жизни и мы должны знать как себя вести: бороться с ней или позволять присутствовать в нашей жизни.  Какое значение имеет в нашей жизни плесень и насколько она важна в природе и жизни человека.

2.2. Цель: Узнать, что собой представляет плесень, изучить условия развития плесени в жидкой среде, на хлебе и других продуктах питания в разных условиях, дать рекомендации по хранению продуктов.

2.3. Задачи:                                                                                                                                   1.Провести анкетирование одноклассников  по  отношению  учащихся  и  их  родителей  к  плесени.                                                                                                                             2. Изучить литературу с целью получения информации о плесени.       3.Определить экспериментальным путем  условия развития плесени на продуктах питания.  

-3-

4.Выявить полезные и вредные свойства плесневых грибов.                              5.Дать рекомендации по защите продуктов питания от плесени.              6.Расширить общий кругозор  сверстников.                                                              

Объект исследования:  плесень.

Предмет исследования: полезные и вредные свойства плесени и условия ее размножения. 

2.4. Гипотеза: на прорастание плесени влияют условия: влажность, температура и наличие сахара в продуктах питания.

Слайд №2

2.5. Этапы  исследования:

1.     Анкетирование                                                                                       

2.     Изучение литературы  и  Интернет-ресурсов                 

3.     Проведение опытов и экспериментов                                

4.     Обработка данных эксперимента                                              

5.     Анализ полученных результатов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-4-

3. Основная часть.                                                                                                                                                                                                                                               

                                                  Слайд №3                                                                           3.1. Анкетирование.                                                                                                                    Свою работу я начала  с анкетирования одноклассников   по теме «Плесень»     Вопросы анкеты.                                                                                                                1. Где вы встречаете  плесень в своей жизни?                                                                                        2. Как вы считаете, причиняет ли  вред для здоровья человека плесень?                                         3. Как уберечь продукты питания от плесени?                                                                                     4. Знаете ли вы, что такое плесень?                                                                         Вот какие результаты я получила  после обработки анкет:          

                                                          Слайд№4                                                                                                                                     1.Где вы встречаете  плесень в своей жизни?                                                                 - в продуктах питания 82%                                                                                                                       - в подъезде – 3 %                                                                                                                                    - на земле в цветочном горшке – 5%                                                                                                                          - я её не замечал(а) – 10%

Слайд №5.

2.Как вы считаете, причиняет ли плесень вред для здоровья человека?                                                                                                                                              - да - 54%;    - нет - 33%;   - не знаю - 13%

Слайд №6.

3. Как уберечь продукты питания от плесени?                                                                              - мыть-34%;  - закрывать или накрывать продукты- 49%;  - не знаю- 17%

Слайд №7.

4. Что такое плесень?                                                                                                                                       На этот вопрос  не смог ответить никто.

Слайд №8.

Выводы по итогам опроса:                                                                                                                                                                         Плесень встречается в жизни человека достаточно часто. Только 10 % моих одноклассников никогда  не видели  плесень. Она поражает продукты питания, появляется в жилище человека. Но иногда мы её даже не замечаем. Большинство людей не знает об опасности для здоровья человека, которая возникает при употреблении в пищу заплесневелых продуктов, при появлении плесени в местах обитания людей.  Я решила, что нужно больше рассказать своим друзьям о вреде плесени. Но, прежде чем это делать, я сама должна изучить биологию плесени. Это поможет мне расширить свой кругозор.

-5-

3.2. Обзор научной литературы.                                                                                                                           Сначала я решила найти и изучить информацию о плесневых грибах,  расширить  знания,  которые  я  получила  от взрослых.                                            Плесень - самая распространённая и самая древняя на Земле часть живой природы. Это грибок, хоть и крошечный, но очень быстро разрастающийся. Плесень окружает нас повсюду, являясь неотъемлемой частью существования нашей планеты и нашей жизни. Плесень всегда рядом с нами, даже если мы её не видим и не чувствуем.                                                                                                В простонародье собирательным словом «плесень» называют колонии грибков, которые бывают самые разные.  Всевозможные грибки могут быть окрашены в разные цвета и оттенки. Чаще всего встречаются плесени красные, жёлтые, зелёные, голубые, чёрные, бурые, серые, белые с розовым оттенком.               Плесень появилась на Земле 200 млн. лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Она сказочно красива и вызывает отвращение.                            Плесень приспособилась ко всему, даже к тому, что может угрожать живым существам. (Например: радиация и отсутствие воздуха).                                 Грибки могут расти на самых разных поверхностях – животного или растительного происхождения, на живом и мертвом материале.                         Факты о плесени из истории.                                                                                                                Миллионы различных видов организмов появлялись и исчезали в ходе эволюции жизни на Земле. Самыми живучими оказались человек и плесень. В начале 20-х годов английский археолог  Говард  Картер обнаружил  в египетской Долине Царей нетронутую гробницу. Археолог, лично участвовавший в открытии гробницы Тутанхамона, вскоре умер от загадочной болезни. Вслед за ним скончался и  другой участник раскопок. Заговорили о "Проклятии Тутанхамона", не обратив внимания на тот факт, что английские археологи имели заболевания легких еще до начала расскопок. Позже выяснилось, что в тканях легких мумий все еще жил плесневый грибок, находившийся на высокой стадии развития. Ослабленная иммунная система англичан оказалась идеальной средой для проявления смертоносных качеств  плесени.                                                                                                                                          Под саркофагом 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС было обнаружено огромное количество плесени. Она росла, густея в местах усиленного радиационного излучения.                                                                                   Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. В условиях безвоздушного пространства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее.

Вредные свойства плесени.                                                                               Плесень способна выделять токсические вещества,  которые  могут нанести вред организму людей и  животных.  Действие плесени ощущается, когда ее

-6-

споры  проникают через вдыхаемый  воздух, через поверхность кожи  или проглатываются вместе с пищей.                                                                              Плесень способна вызвать разные заболевания от аллергии до онкологических заболеваний. Уже доказано, что воздух, если помещение не проветривается, содержит много спор плесени, которые оседают в наших легких. Наши легкие могут отфильтровывать разные микробы, но споры плесени осаживаются глубоко в легких и проникают в легочную ткань.                                                            Вот краткий перечень заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения.    Грибы поражают запасы зерна, фураж, солому и сено.

Полезные свойства плесени                                                                                                           Но у плесени есть и полезные свойства.  В 1928 году английский микробиолог Александр Флеминг случайно обнаружил антибактериальное свойство зеленой плесени, которая способна убивать бактерии, но безвредна для человека и животных. Это открытие положило начало  производству пенициллина, который считается «самым действенным средством в современной медицине».  С тех пор плесень стали применять для получения различных лекарственных препаратов.  Плесень так же открыла двери в восхитительный мир вкуса. Взять, к примеру, сыр. Некоторые виды плесени полезны, например, голубая и белая, красная плесень, с помощью которых готовят вкусные сыры. Кроме того, плесень применяется в виноделии. С её помощью производятся:                                                                                            лимонная кислота (Е330), заменитель сахара.

                                                       Слайд№9                                                                                                                        Вывод  на основании литературного обзора.                                                              Плесень - самая распространённая и самая древняя на Земле часть живой природы.                                                                                                                                      Плесень относится к грибам. Грибки могут расти на самых разных поверхностях – животного или растительного происхождения, на живом и мертвом материале.                                                                                              Плесень очень живучая. Плесневые грибки распространены всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так и во внешней среде.                                                                                                                                                       Плесень обладает вредными свойствами.                                                            Плесень обладает полезными свойствами.                                                              

 

 

 

 

-7-

3.3. Практическая часть. Проведение опытов.                                                       Цель: выяснить, какие условия способствуют  образованию  плесени.

Задачи:                                                                                                                                                         - провести эксперимент по выращиванию плесневых грибов в разных условиях;                                                                                                                                                       - обобщить полученные данные.

                                                        Слайд №10                                                                                                                                                                      Опыты. Я проводила следующие исследования - помещала одни и те же продукты в разные среды:                                                                                                               - сухую прохладную (холодильник,  в  открытом  состоянии);                                                     - влажную прохладную (холодильник,  в  закрытом  состоянии);                                              - сухую тёплую  (при  комнатной  температуре,  в  открытом  состоянии ;                                    - влажную тёплую (при комнатной температуре, в закрытом  состоянии);     Оборудование: кусочек хлеба, морковь, сладкий чай, несладкий чай, кипяченую воду, соленый раствор.                                                                          Наблюдение вели 15 дней. Наблюдение проводилось при комнатной температуре +20С; +23 С.                                                                                                         Ход работы.                                                                                                                       Сначала  я провела опыт с жидкостями.                                                                                                                                           

                                                         Слайд №11.                                                                    Рис.1. Опыт с жидкостями.

Наименование

жидкости

Дни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Вода кипяченая

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Чай сладкий

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Чай несладкий

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

 Рассол

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

+

+

 

Наблюдения. Из таблицы (рис.1.)  видно, что разный состав жидкости (сладкий, солёный, пресный)  по-разному влияет на активную жизнь плесени. Можно заметить, что плесень любит «сладкое», так как налет появился в сосудах со сладким чаем уже на 3 день, в то время как несладкий чай начал плесневеть только на 8 день. Рассол из-под помидоров  содержит соль, уксусную эссенцию, что видимо и сдерживало прорастание плесени, поэтому она появилась на 9 день. Интересно было сравнить результаты эксперимента с кипяченой водой. За 15 дней плесень на ней так и не появилась. Видимо, это связано с тем, что при кипячении погибли споры плесени.                                                                                           Вывод. Благоприятными условиями для прорастания плесени является сладкая среда.                                                                                                                                                                                                                                                        

-8-

Слайд №12                                                                                                                                  Опыт с хлебом.                                                                                                                                                                  Я выращивала плесень на хлебе в разных условиях:                                                           в холодильнике  в сухом месте и во влажных условиях,  при комнатной температуре в сухом и влажном месте. Результаты представлены в таблице.(рис.2.)                                                                                                                                                                                                          

Рис.2. Опыт с хлебом.

Условия

опыта

Дни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В пакете, в теплом шкафу                                                     (влажные условия                                                                            при комнатной температуре)

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

Без пакета, в                                                   теплом   шкафу                                            (сухие условия                                                                  при комнатной температуре

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

В пакете,

(влажные условия                                                                            при низкой температуре

(в холодильнике)

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

+

 

 

+

 

 

+

 

 

+

Без пакета, в холодильнике (сухие условия при низкой температуре)

 

_

 

_

 

_

 

_

 

_

 

_

 

 

_

 

_

 

_

 

_

 

_

 

_

 

_

 

_

 

_

 

Наблюдение. При комнатной температуре, во влажной среде белый налет на хлебе появился уже на 5 день, а на 9 день появились черные точки - со спорами. Кусочек хлеба, оставленный на столе в сухих условиях – засох, а плесень на нем за 15 дней так и не появилась. Кусочек хлеба, оставленный в холодильнике, так же остался без изменений, плесень на нем не проросла. Однако на хлебе в пакете в холодильнике  плесень все же появилась, но только на 12 день.                      Вывод . Для развития плесени на хлебе благоприятными условиями являются: наличие влаги,  тепло,  отсутствие кислорода.

 

-9-

Слайд №13.

Рис.3. Опыт с морковью.

День             опыта

Продукт:  морковь

 

Условия

 

В холодильнике,                        

в открытом виде.

В холодильнике,                        

в пакете.

В шкафу,                                                в пакете.

В шкафу,                                                без пакета.

1 - 2

Без изменений

Без изменений

Без изменений

Без изменений

3 - 5

Без изменений

Без изменений

Начала появляться плесень

Подсохла

6-10

Без изменений                   

Плесень покрыла всю морковь белыми, тонкими нитями.

1. Вся морковь

покрылась плесенью.

2.Появился   неприятный                         запах.

3.Комочек стал клейкий.                  

Начала появляться плесень.

10-15

Вся морковь         покрылась         плесенью,                         напоминающей пух

Плесень разрастается, появилась слизь.

 

1.Весь кусочек      покрылся                                                              

скользкой слизью -  на слизи белая, серая и черная плесень.

2.Гнилостный запах.

Плесень покрыла всю поверхность моркови.

 

Вывод: Опыт с морковью подтвердил полученные результаты в опыте с хлебом. Плесень более интенсивно развивается при следующих условиях: Наличие влаги.                                                                                                                     Наличие тепла.                                                                                                                    Отсутствие кислорода.                                                                                   Замедленный рост плесени наблюдается при пониженной температуре, доступе воздуха и уменьшении влажности субстрата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-10-

Слайд №14.

3.4. Рекомендации по хранению продуктов питания.                                                        Опираясь на результаты исследования, мы можем дать рекомендации по сохранению продуктов питания:

1.Хлеб необходимо хранить в сухих, хорошо проветриваемых местах, не допуская проникновения влаги.                                                                                  2.Хранить продукты нужно в холодильнике, так как низкие температуры задерживают развитие плесени.                                                                                3.Для хранения некоторых видов продуктов (грибы, хлеб) можно использовать такой способ обработки как сушка – удаление влаги из продукта.                    4.Хорошо проветривать и убирать помещение, так как плесень обожает тепло, влагу, плохую вентиляцию и грязь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-11-

 

4. Выводы

В ходе выполнения работы, мы пришли к следующим выводам:

1.Плесень вездесуща и неистребима. Если плесень объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить.  И мы даже не предполагаем, какие тайны и скрытые силы хранит эта проклятая и благословенная плесень.                                       2.Плесень относится к царству грибов. Плесень играет важную роль в жизни человека. Она может помогать человеку в борьбе с болезнями, но так же портить продукты питания, вызывая тяжелые отравления.                                          3.В ходе эксперимента, мы выяснили, что плесень любит влажные места,  активна при комнатной температуре, на продуктах, содержащих сахар.                                                                                                                                        4.Для сохранения продуктов питания необходимо: хранить продукты в холодильнике. Для некоторых продуктов использовать такой способ обработки как сушка.                                                                                                                5.Будьте внимательны! Обращайте внимание на сроки и условия хранения продуктов питания.                                                                                                          Я поняла, что личная гигиена, регулярная уборка и проветривание комнаты обязательное условие для сохранения моего здоровья и здоровья моей семьи.

Познав всё это, мы должны с большим уважением относиться к этим жителям Земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-12-

 

5. Список литературы

1.Т.С.Сухова, «Введение в биологию и экологию»,М., Вентана – Граф, 2001.- 240с.                                                                                                                                2.И. Н. Пономарева, Биология. М., Вентана-Граф, 2003. – 224 с.                                                     3.В.А. Корчагина, Биология. М., Просвещение, 1992. – 256 с.                                  4.Р.Г. Заяц, Биология, Минск, Юнипресс, 2004. – 820 с.

Интернет – ресурсы

1.                 http://www.vashdom.ru/articles/bio_plesen1.htm

2.                 http://ru.wikipedia.org

3.                 http://www.vashdom.ru/articles/bio_plesen1.htm                              

4.                 http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-13-


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия №1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия №1

Содержание. 1.Введение.……………………………………………………………………

Содержание. 1.Введение.……………………………………………………………………

Слайд №1. 1.Введение.

Слайд №1. 1.Введение.

Выявить полезные и вредные свойства плесневых грибов

Выявить полезные и вредные свойства плесневых грибов

Основная часть.

Основная часть.

Обзор научной литературы.

Обзор научной литературы.

Плесень способна вызвать разные заболевания от аллергии до онкологических заболеваний

Плесень способна вызвать разные заболевания от аллергии до онкологических заболеваний

Практическая часть. Проведение опытов

Практическая часть. Проведение опытов

Слайд №12

Слайд №12

Слайд №13. Рис.3. Опыт с морковью

Слайд №13. Рис.3. Опыт с морковью

Слайд №14. 3.4. Рекомендации по хранению продуктов питания

Слайд №14. 3.4. Рекомендации по хранению продуктов питания

Выводы В ходе выполнения работы, мы пришли к следующим выводам: 1

Выводы В ходе выполнения работы, мы пришли к следующим выводам: 1

Список литературы 1.Т.С.Сухова, «Введение в биологию и экологию»,М

Список литературы 1.Т.С.Сухова, «Введение в биологию и экологию»,М
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020