«Путь к возрождению»
Научно-исследовательская работа на тему:
«От лаптя до спутника: как физические представления формируют русскую культуру».
Выполнила работу ученица 10 класса
филиала МБОУ «СОШ №1 р.п. Базарный
Карабулак» в с.Хватовка
Абдукодирова Мадина Икромжоновна
Учитель физики: Шалотенко Лариса Ивановна
Хватовка 2025г.
Актуальность:
Актуальность исследования определяется необходимостью комплексного анализа взаимодействия естественнонаучных представлений и культурных практик в русской традиции.
Объект исследования: русская культура ХVIII-ХХ веков.
Предмет исследования: процесс влияния физических представлений на формировании культурных архетипов.
Цель: Выявить и проанализировать механизмы влияния физических представлений на русскую культуру.
Задачи:
1.Исследовать отражение физических концепций в философско-литературном дискурсе ХIХ века.
2.Проанализировать синтез научных и утопических идей в русском космизме.
3.Раскрыть взаимосвязь физических и художественных практик советского периода.
Методологическая основа включает:
•историко-культурный анализ
•компативистский подход
•методы философской антропологии
Введение:
Когда мы говорим о физике в культуре, на ум часто приходят западные примеры: Эйнштейн и Пикассо, Ньютон и классицизм. Но у России – особый путь. Наша культура всегда вела напряжённый диалог между двумя полюсами: с одной стороны – строгий, почти физический поиск всеобщего закона, правды, а с другой – вера в чудо, иррациональное, в особую духовную сущность мира. Я решила проследить, как всё происходило в то время среди физиков и лириков, как этот диалог нашёл отражение в русской литературе, философии и даже в нашем прорыве в космос.
Часть 1: «Физика» русской души: магия и закон в литературе ХIХ века.
Культурный контекст:
• Лев Толстой и «физика» нравственности:
Свою работу я начала творчества Льва Толстого. Толстой искал объективный нравственный закон, подобный закону всемирного тяготения. Его интерес к физике был интересом к поиску порядка. Но его же «зелёная палочка» и идея непротивления злу – это уже область чуда и веры. В его творчестве постоянно сталкиваются рационализм Пьера Безухова и мистическая вера Платона Каратаева. В творчестве Толстого прослеживается попытка применения механической картины мира к социальным процессам. Концепция «нравственного тяготения» становится основой его антропологии. Писатель создаёт уникальную модель, где физические законы проецируются на этическую сферу.
• Фёдор Достоевский и «квантовая» природа человека:
Если Толстой искал закон, то Достоевский показал его отсутствие в человеческой душе. Герои Достоевского демонстрируют принципиальную непредсказуемость поведения, нарушающую детерминистические модели. Поведение его героев непредсказуемо, иррационально – это похоже на принцип неопределённости в квантовой механике, но применённый к психологии. Его знаменитое «Если Бога нет, то всё позволено?» - это вопрос о том, существует ли абсолютный нравственный закон или всё относительно. Его антропология предвосхищает вероятностные подходы квантовой механики, где акт свободного выбора становится доминирующим фактором.
Часть 2: Русский космизм: физика как религия и философия.
Физическая картина: Идеи о единстве человека и Вселенной, о преодолении сил тяготения и смерти с помощью науки.
Культурный контекст:
• Николай Фёдоров и Константин Циолковский:
Это уникальное явление, возможное только в России. Философ Фёдоров предложил «Общее дело» - воскрешение предков силами науки. Философия «общего дела» представляет физику как инструмент преодоления фундаментальных законов природы. Воскрешение предков понимается как техническая задача, требующая создания новой физической картины мира.
Ученик его идей, Циолковский был не просто изобретателем. Он был философом – космистом, для которого ракета была инструментом преодоления земного тяготения, а заселение космоса – этапом духовной эволюции человечества. Научные работы Циолковского демонстрируют синтез физических законов и утопического мышления. Космос становится пространством для реализации антропологического проекта, где преодоление тяготения символизирует духовную эволюцию человечества.
• Связь с культурой:
Космизм – это прямое воплощение нашей темы. Здесь физика становится служанкой не прогресса, а почти религиозной, утопической идеи. Это попытка починить физический мир высшей, духовной цели.
Часть 3: Советский проект: подчинение хаоса и прорыв в космос.
Физическая картина: Мир познаваем, подчиняется законам диалектического материализма и должен быть преобразован человеческим разумом.
Культурный контекст:
• Авангард (Малевич, Татлин):
Советский Авангард рассматривал искусство как продолжение инженерной деятельности. Художественное творчество отождествлялось с физическим моделированием социальных процессов. А покорение космоса в советский период воспринималось как реализация идей русского космизма. Образ спутника и космонавта стал символом синтеза научного прогресса и культурной традиции.
Художники – конструктивисты видели в искусстве не отражение мира, а его переустройство по законам геометрии и физики. «Супрематизм» Малевича – это поиск абсолютных, простых форм, подобных фундаментальным физическим законам. «Башня Татлина» - памятник III Интернационалу – это инженерный проект, символ веры в технику.
• «Физики» и «лирики»:
В 1960-е годы произошёл знаменитый спор. Но в советском контексте «физики» был не просто технарями. Они были новыми романтиками, покорителями космоса. Полёт Гагарина стал для советской культуры не только технологическим, но и культурным и духовным триумфом, воплощением идей космизма на государственном уровне. Стихи Вознесенского – это поэзия, одухотворяющая физический прорыв.
Заключение:
«Что же мы видим?» Русская культура не просто заимствовала физические концепции, а вела с ними свой, глубоко личный диалог. Она искала в физике не столько объяснения мира, сколько основания для своей великой утопии – утопии нравственного закона у Толстого, утопии преодоления смерти у космистов, утопии построения идеального общества у авангардистов. Наш культурный код – это постоянное колебание между верой во всемогущий Разум, способный подчинить себе пространство и время, и тоской по невыразимому Чуду, которое не вписывается ни в один закон. Именно это напряжение и породило и гениальную литературу, и прорыв в космос, сделав русскую культуру уникальной лабораторией по поиску гармонии между физикой и метафизикой.
В ходе проведённого исследования я сделала следующие выводы:
1. Русская культура выработала уникальный механизм рецепции физических концепций, основанный на их этизации и антропологизации.
2. Физические законы consistently понимались как основание для утопических проектов преобразования действительности.
3. Научные парадигмы становились смыслообразующим элементом культурных практик.
Перспективы дальнейшего исследования видятся в изучении влияния современных физических теорий на развитие цифровой культуры и новых медиа в русскоязычном пространстве.
Спасибо за Внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.