Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа N1 с. Аскарово МР Абзелиловский район Республика Башкортостан
Патриотизм в творчестве Ахмата Фатхулловича Лутфуллина
научно-исследовательская работа по изобразительному искусству
Кулинчик Милена 10 А класс
Руководитель: Мухаметзянова Р. Ф.
Аскарово - 2025
Содержание
Введение……..……………………………………………3
Основной текст………………..…………………………6
Глава 1……….……………………………………………6
Глава 2…….……………………………………………….7
Заключение.…..…………………………………………13
Источники…..……………………………………………16
Введение
Ахмат Фаткуллович Лутфуллин (1928–2007) — классик башкирской школы живописи, Народный художник СССР, Заслуженный художник РСФСР и БАССР, лауреат Республиканской премии имени Салавата Юлаева, действительный член Российской академии художеств. Имя художника без преувеличения принадлежит к числу блестящих страниц не только башкирского, но и всего российского искусства второй половины ХХ века.
Работы Ахмата Лутфуллина входят в экспозиции крупнейших российских и международных выставок, воспроизводятся в многочисленных репродукциях, достоинства их отмечаются в книжных изданиях, журнальных и газетных публикациях. Он представлен в лучших музейных собраниях. В 1999 году Американский биографический институт включил имя художника в издание справочника выдающихся людей мира, упоминание о нем есть в энциклопедии «Лучшие люди России» за 2003 год. Его картина «Прощание» приобретена Государственным Русским музеем, «Проводы на фронт» - Третьяковской галереей. Произведения А.Ф. Лутфуллина хранятся в Башкирском художественном музее им. М.В. Нестерова, а также в Абзелиловском историко - краеведческом музее в с. Аскарово.
Ахмат Лутфуллин из тех художников, огромную часть обширного художественного наследия которого, наряду с живописными произведениями, составляют графические работы. Главной линией творчества всегда оставалась тематическая живопись, сюжеты для его полотен давала деревня и труженики села и отношение мастера к предмету изображения было особенно трепетным.
В 1993 году А.Ф. Лутфуллина пригласили в Уфимский институт искусств - сначала на должность доцента, затем - руководителя аспирантуры по кафедре живописи, где он проработал до 2003г. Он преподавал предметы "Живопись" и "Композиция" в Уфимской государственном институте искусств (ныне УГАИ им. З. Исмагилова).
Поэт Мустай Карим отзывался о нём так: «... Мне дорога живопись Ахмата. Если говорить на языке крестьян, по своим истокам он «парень из моего аула». Мне нравится трудолюбие Лутфуллина, его образ жизни, умение общаться с людьми. Он не боится быть обманутым, попасть впросак. А художник в самом широком смысле и должен жить без оглядки. Особенно меня в нем притягивает его безграничная доверчивость, доверчивость – проявление мужества.»
В проводимом в 2018 году народном рейтинге «Любимые художники Башкирии» Ахмат Лутфуллин в номинации «Легенды» набрал наибольшее число голосов, став победителем по данным электронного голосования. Таким образом, в очередной раз подтвердилась значимость творчества народного художника в культуре республики.
Актуальность: тема патриотизма в искусстве является важной частью культурной жизни любого народа. В современном мире, когда происходит глобализация и стирание национальных границ, особенно значимо изучать творчество художников, которые отражают национальные ценности и патриотические идеи через своё искусство. Башкирский художник Ахмат Фатхуллович Лутфуллин — яркий представитель национальной художественной школы, чьи работы глубоко проникнуты духом патриотизма и любви к родному краю. Исследование его творчества позволяет глубже понять роль искусства в формировании национального самосознания и идентичности, а также проследить, каким образом традиционные культурные элементы взаимодействуют с современными художественными тенденциями.
Цель: изучить творчество А. Ф. Лутфуллина; найти проявления патриотической тематики в произведениях башкирского художника Ахмата Фатхулловича Лутфуллина ; выявить ключевые мотивы и образы, связанные с патриотизмом ; определить роль его творчества в сохранении и развитии культурных традиций Башкортостана.
Задачи: изучить биографию и творческий путь Ахмата Фатхулловича Лутфуллина; проанализировать основные произведения художника, содержащие патриотическую тематику; выявить ключевые образы и символы, используемые художником для выражения патриотических идей; определить влияние культурного контекста Башкортостана на формирование патриотического мировоззрения художника; рассмотреть взаимодействие традиционных и современных художественных приемов в работах Лутфуллина; оценить вклад творчества Лутфуллина в развитие башкирской культуры и искусства.
Объект исследования: произведения башкирского художника Ахмата Фатхулловича Лутфуллина, в которых выражены патриотические мотивы и идеи.
Предмет исследования: патриотическая тематика в творчестве Ахмата Фатхулловича Лутфуллина, её формы и способы воплощения в его живописных произведениях.
Методология и подходы: качественный анализ, сравнительный метод, изучение архивных материалов, критических статей и публикаций, посвященных творчеству А.Ф. Лутфуллина.
Гипотеза: творчество Ахмата Фатхулловича Лутфуллина сыграло важную роль в формировании и укреплении патриотического сознания среди жителей Башкортостана, способствовало сохранению и развитию культурных традиций региона, а также оказывает по сей день значительное влияние на современное башкирское искусство.
Основная часть
Глава 1
Биография художника
Ахмат Фатхуллович Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года в селе Ишкулово Тамьян-Катайского кантона БАССР, ныне Абзелиловского района Республики Башкортостан, в семье лесосплавщика. С соседними сёлами Аскарово и Абзаково были связаны годы его юности.
Отец Ахмата – Фатхулла был грамотным человеком, еще до революции окончил медресе, хорошо пел протяжные башкирские песни. Мать вела хозяйство, была прекрасной рассказчицей, знала много сказок и легенд. В семье было семеро детей, Ахмат был старшим сыном. Рисовать начал с пятого класса, когда ему поручили оформлять стенгазету, и с тех пор с искусством он не расставался. Он обладал хорошим природным голосом, музыкальностью, играл на мандолине. Перед войной Ахмат даже был принят в оркестр народных инструментов Башкирской филармонии, выступил на радио, готовился к участию в Декаде башкирского искусства в Москве, но помешала война.
В 1943 году, в трудное военное время он пешком уходит в Магнитогорск и поступает учиться в ремесленное училище на токаря, но мечта стать настоящим художником не оставляет его. Одновременно посещает изостудию при Дворце культуры металлургов.
Ахмат Лутфуллин много учится. В 1945-1954 годы он оканчивает Ленинградское архитектурно-художественное училище, Башкирское театрально-художественное училище и Государственный художественный институт Литовской ССР.
В годы учебы в Уфе его наставниками были живописцы Александр Тюлькин и Борис Лалетин. В те годы практически не было глубоких традиций башкирской художественной школы, поскольку изображать на рисунке людей и животных запрещалось исламом. Художнику пришлось пройти сложный путь творческих поисков, чтобы понять и выразить в своих работах дух, атмосферу жизни, образы башкирского народа. Ему понадобились годы внимательного изучения опыта старых мастеров. С особым упорством Ахмат изучал портретную живопись Ханса Мемлинга — нидерландского художника XIV века и творчество армянского художника Минаса Аветисяна. Глубокий интерес вызвало у него искусство древнерусской иконописи. Надо все это было переплавить и связать с собственными творческими идеями и замыслами.
В жизни Ахмат Фаткуллович был очень скромным человеком, предпочитал больше слушать, чем говорить, обладал глубокими познаниями во многих областях, тонким остроумием. Круг его интересов был широк и многообразен. Его внимательный взор, казалось, пронизывал собеседника насквозь.
Творчество художника и его роль в формировании патриотизма
Яркое, искреннее, правдивое искусство Лутфуллина покоряет нас прежде всего национальным своеобразием. Лутфуллин – художник истинно башкирский не только по рождению и национальности, но и по глубокой привязанности к родной земле и своему народу, по редкому умению видеть и чувствовать своеобразием и красоту его быта, характера и традиций.
Ахмат Фатхуллович Лутфуллин учился в Ленинградском архитектурно-художественном, Уфимском театрально-художественном училищах, Государственном художественном институте Литвы.
Ахмат Лутфуллин был талантливым учеником. «Свою задачу в искусстве я понимаю просто: писать правду», – отвечал он своему учителю. А тот писал ему: «Жаркая любовь и жгучая ненависть – главные силы в творчестве художника. В портрете Вам себя искать не надо. Любовь водит Вашей кистью и создает шедевры. А война? …Приветствую замысел! Это не война, не драка, это глубже, значительнее, но это, как Вы сами понимаете, труднее и ответственнее…».
Здесь, надо полагать, речь шла о цикле картин о войне «Ожидание, 1941», «Прощание», которые, безусловно, являются одними из лучших произведений всей башкирской живописи ХХ века.
Ожидание. Год 1941,1970г
Высоким строем чувств, величавым характером образов, мужеством неистребимого народного духа захватывает картина "Ожидание. Год 1941", необычайно лаконичная, внешне немногословная, но исполненная большого внутреннего пафоса.
Прощание, 1973г.
Написав "Ожидание", Лутфуллин понял, что не исчерпал найденной темы, и решил разрабатывать ее дальше; в 1973 году он закончил второе полотно о Великой Отечественной войне - проникновенную, драматически- лирическую картину "Прощание".
Проводы на фронт, 1979г.
Пронес художник наблюдения военного детства, чтобы потом воссоздать их в картинках, рисунках, акварелях. А порой на эти воспоминания был обусловлен и замысел строгого по колориту полотна "Проводы на фронт", произведения большой обобщающей силы, решенного как своеобразная хроника тыловых будней самого обычного, затерянного в горах зауральского башкирского села. Оригинал картины находится в Русском музее.
Гражданская война, 1991г
В суровой, строгой и компактно по композиции картине "Гражданская война 1919" мы встречаемся с другой, поэтически обобщенной трактовкой событий прошлого. Изобразив один поднятый почти до символа конкретный эпизод, художник сумел отразить в нем трагедию всех войн как таковых вообще, создать произведение, выходящее за конкретные исторические и временные рамки.
Искусство играет ключевую роль в формировании патриотического сознания. Через произведения литературы, музыки, живописи и кино люди получают возможность глубже понять историю своего народа, почувствовать связь с корнями и традициями. Творчество помогает сохранить национальную идентичность, передать молодому поколению ценности и идеалы предков.
Исторические полотна Ахмата Фатхулловича Лутфуллина экспонируются в крупнейших художественных галереях России. Картины, посвященные Великой Отечественной войне, можно увидеть на сайте «Виртуальный Русский музей» среди пяти произведений художников Башкортостана: «Портрет Героя Советского Союза, генерал-майора в отставке Тагира Таиповича Кусимова» кисти Рашита Мухаметбареевича Нурмухаметова, портреты фронтовиков Касима Салимгареевича Девлеткильдеева, графика Р.Г. Гумерова и солдатские будни в картинах В.П. Пустарнакова. Картина «Ожидание» вошла в виртуальную экспозицию к 75-летию Победы. К нынешнему юбилейному 80-летию праздника представлена картина «Прощание».
Картины Ахмата Фатхулловича Лутфуллина насыщены образами природы Башкортостана, сценами из жизни простого народа, историческими сюжетами. Художник мастерски передает атмосферу родной земли, её колорит и самобытность. Его работы вызывают у зрителей чувство гордости за свою страну, горечь утраты за тех, кто погиб, и за тех, кто безвозвратно уходил защищать Родину, пробуждают интерес к изучению истории и культуры, положительно влияя на развитие патриотизма.
Семейные ценности как отражение любви к малой Родине в творчестве А.Ф. Лутфуллина
Семейные ценности занимают важное место в творчестве Ахмата Фатхулловича Лутфуллина. Многие его картины изображают сцены семейной жизни, взаимоотношения между родителями и детьми, трудовые будни крестьянских семей. Художник подчеркивает значимость семьи как основы общества, воспитывающей в людях доброту, уважение и любовь к ближнему.
Семья. Люди моего колхоза, 1974г.
Художнику удалось здесь органично соединить бытовую жанровость с драматически сложным ощущением внутренней жизни персонажей. Социальная определенность и жизненная достоверность характеристик героев центрального полотна: отца, матери, троих детей- позволили автору создать ясное представление, что перед зрителями - современная трудовая крестьянская семья.
Чаепитие, 1979г.
Стремление художник найти высокий смысл, непреходящую важность в простых событиях текущей жизни отразилось и в светлой, доброй картине "Чаепитие". Она задумана как живая сцена беседы за чайным столом четырех башкирок, непринужденно устроившихся на застеленных паласом нарах вокруг большого, сверкающего медью самовара, составляющего композиционный центр картины, определяющего расположение фигур.
Лутфуллин часто обращается к образу матери, символизирующей заботу, тепло и защиту. Женские персонажи его картин наделены силой духа, стойкостью и мудростью. Они становятся олицетворением домашнего очага, вокруг которого строится жизнь всей семьи.
Таким образом, творчество Ахмата Фатхулловича Лутфуллина не только отражает любовь к родине, но и пропагандирует важные нравственные и духовные ценности, такие как семья, трудолюбие и уважение к старшим.
Заключение
Проведенное исследование творчества башкирского художника Ахмата Фатхулловича Лутфуллина показало глубокое проникновение патриотической темы в его работах. Художник через свои произведения сумел передать любовь к Родине, уважение к культурному наследию и духовным ценностям своего народа. Его творчество является ярким примером того, как искусство способно воспитывать чувство гордости за свою страну и народ, вдохновлять на добрые дела и сохранение традиций.
Особое внимание заслуживает тот факт, что работы Лутфуллина продолжают жить и сегодня, оставаясь важной частью культурного наследия Башкортостана. В моем селе Аскарово Абзелиловский район функционирует музей, где представлены картины мастера, переданные музею его женой. Эти полотна служат не только памятником таланту художника, но и важным элементом воспитания патриотизма среди молодежи, сохраняя связь поколений и культурные корни.
Несколько фотографий картин Ахмата Фатхулловича Лутфуллина из музея, находящегося в моем родном селе:
Также, не стоит забывать и про Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова в Уфе, ведь именно там находится самая большая творческая удача А.Ф. Лутфуллина — картина «Три женщины», написанная в 1969 году. Она является одним из ярчайших бриллиантов его коллекции.
Сюжет картины описывает начало чаепития в обычном деревенском доме. Перед нами три поколения разных судеб и характеров. За этими конкретными образами угадывается судьба всего народа, их национальная основа жизни, сложная и драматическая история подвига мужественного и несгибаемого человека.
Таким образом, творчество Ахмата Фатхулловича Лутфуллина — это бесценный вклад в развитие национальной культуры и искусства, который продолжает вдохновлять и объединять людей вокруг идей любви к Родине и уважения к своему народу.
Поставленная в ходе научно-исследовательской работы цель по изучению творчества нашего земляка как художника-патриота, духовного наставника художников Республики Башкортостан, отражавшего в своих произведениях любовь к Родине, выполнена.
Задачи подтвердили гипотезу: творчество Ахмата Фатхулловича Лутфуллина действительно сыграло важную роль в формировании и укреплении патриотического сознания среди жителей Башкортостана, способствовало сохранению и развитию культурных традиций региона, а также оказывает по сей день значительное влияние на современное башкирское искусство.
Источники
Краски Башкирии. Галлямова Л. Г.
https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/art_gallery/vov/index.php?show=asc&p=0&t=0&mpage=2&mp14=2&ps=20#slide-12
Народная галерея художников Башкирии https://kulturarb.ru/ru/news/k-95-letiyu-narodnogo-hudozhnika-sssr-ahmata-lutfullina
https://www.bashculture.ru/archives/94
http://kugkultura.ru/publ/biografii/khudozhniki/akhmat_lutfullin/21-1-0-175
https://milliard.tatar/news/tri-zenshhiny-axmata-lutfullina-cto-skryvaetsya-v-izvestnoi-kartine-baskirskogo-xudoznika-
https://uliana192.wixsite.com/lutfullin/portraits
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.