РЕУЦКАЯ Аделина Андреевна
Краснодарский край, Брюховецкий район, хутор Красная Нива
МБОУ Основная общеобразовательная школа № 6 х. Красная Нива имени М.В.Масливец, 3 класс
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ МОЕГО ДОМА
Научный руководитель: Вороник Оксана Александровна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 6, Брюховецкий район, х.Красная Нива.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….. 3
Цель, задачи, этапы реализации проекта …………………………………….... 3
Заключение ……………………………………………………………...……… 11
Список используемой литературы………………………………………….…. 12
Растения щедро рассыпаны на земле,
Подобно звездам на небе,
Но звезды далеко,
А растения у ног моих.
Жан–Жак Руссо
Введение.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
С момента своего появления на земле человек был неразрывно связан с растительным миром, кормившим его, дававшим уют и защиту от враждебных сил. Из тех же далёких времён пришли к нам способы профилактики и лечения различных заболеваний при помощи растений, поскольку человеческий организм легче усваивает биологические вещества, содержащиеся в растениях, нежели в синтетических медикаментах.
Уже с раннего возраста необходимо формировать у детей представления о лекарственных растениях родного края, которыми так богата природа нашего Краснодарского края. Мотив выбора темы исследования, значимость исследования для окружающих заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Лекарственные растения, которые есть в каждом доме (в саду, огороде), известны и знакомы, неопознанные и таинственные!
Удивительно, но везде мы встречаемся с лекарственными травами.
Так была выбрана тема нашего исследования: «Лекарственные растения моего дома».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
Цель проекта: изучить свойства лекарственных растений.
Задачи проекта:
1. Изучить литературу, материалы в сети Интернет о лекарственных растениях.
2. Выяснить, где растут лекарственные растения, как их собирать, хранить и применять.
3. Определить, какие болезни можно лечить членам своей семьи лекарственными растениями.
Объект: лекарственные растения в нашей жизни.
Гипотеза: если мы будем знать целебные свойства комнатных растений, то сможем правильно использовать их для укрепления здоровья и меньше применять медикаменты.
Формы, методы и приемы: наблюдения, беседы, опытно -экспериментальная деятельность, сбор информации из книг, Интернет-ресурсов, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, обобщение, анализ.
Материалы и оборудование: части лекарственных растений, бинт, нож, посуда, заварочный чайник.
Вид проекта: творческий с элементами исследовательской деятельности, краткосрочный (10 дней).
Предполагаемый результат:
- знакомство с лекарственными растениями;
- сформировать осознание значимости лекарственных растений;
- научить ухаживать за растениями,
- изучить лекарственные свойства,
- развитие познавательной активности, творческих способностей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
I этап. Подготовительный
На подготовительном этапе осуществления проекта, мы изучили литературу о лекарственных растениях нашего края, провели беседы, прочли стихи. Прочитав книги, мы узнали:
Лекарственные растения – бесценная кладовая природы. На протяжении многих веков наши предки использовали травы для исцеления от болезней и передавали свои знания из поколения в поколение. Множество природных лекарств растет буквально у нас под ногами – стоит только их увидеть.
Многие виды можно встретить повсюду: на пустырях, на огороде, вблизи дома или дачи. Но некоторые, наиболее ценные лекарственные растения растут только в лесу, по опушкам, в поле, по берегам рек, на болоте. Многие целебные растения можно вырастить на своих приусадебных участках или даже в собственной комнате.
Все части растений – корни, корневища, стебли и листья, цветы и семена, а также кора и плоды – обладают определенным набором целебных веществ. Собирая лекарственные растения, важно помнить, что некоторые из них стали редкостью в наших краях.
Многие лекарственные растения наиболее полезны в свежем виде. Применяют лекарственное сырье как внутрь, так и наружно в виде соков и масок из травы и ягод, прикладывают на больные места свежие листья, прикрепив их бинтом.
Заготовленное растительное сырье можно использовать в виде различных лекарственных форм: отвар, настой, заварка, настойка, экстракт и мазь.
II этап. Практический
Исходя из имеющихся у нас материалов, мы приступили к изучению
лекарственных растений, которые нас окружают.
Герань, или пеларгония, — самое древнее из комнатных растений и самое распространенное. Пеларгония содержит большое количество эфирных масел, которые освежают воздух, очищая его от вредных примесей. Поэтому на кухне герань просто незаменима. Она выделяет в воздух фитонциды, уничтожающие болезнетворные микроорганизмы [1].
При отите. Сорвать и размять пальцами листья герани, положить в ухо. Это уменьшает воспаление и снимает боль [2].
При зубной боли. Хорошо подержать за щекой листик герани[2].
Для нормализации давления. Артериальное давление может нормализоваться, если приложить лист герани к пульсу на запястьях рук [2].
У моей бабушки высокое артериальное давление и я решила ей помочь, приложив на запястье руки листик герани.
И каково было наше удивление, когда давление снизилось. Это действительно работает! Наша бабушка снова здорова!
Дальше в наше поле зрения попало очень необычное растение с мясистыми листиками и зубчиками по краям, похожими на пилку.
Это алоэ или его еще называют столетник. Алоэ – это одно из растений, чьи целебные свойства были известны еще в древние века. Тогда столетник считался по-настоящему чудодейственным средством, которое помогало при повреждениях кожи, ожогах, его пытались использовать для лечения самых разных недугов. Алоэ имеет богатый химический состав, что объясняет полезные свойства алоэ. Сок алоэ содержит такое большое количество ценных минералов и витаминов, что его наличие в доме с легкостью заменит аптечку первой помощи – выращивать алоэ легко, растение не требует особых условий [1].
Полезные свойства алоэ позволяют использовать растение как противовоспалительное средство – им лечат язвы, порезы, раны, ожоги [2].
Измельченные листья столетника добавляют в домашние компрессы для лечения экзем, дерматитов, аллергических проявлений на коже. Самый доступный народный рецепт с алоэ – использования сока в чистом виде [2].
Мне было очень интересно самой измельчить алоэ и сделать компресс. Тем более, что моя бабушка с охотой согласилась на такой лечебный эксперимент. Взяв маленький ножичек и дощечку, я принялась за дело. Перед тем, как начать работу мы с бабулей проговорили правила безопасного поведения с режущими предметами.
Так как моя бабушка была совершенно здорова, я просто потренировалась делать компресс с помощью бинта и алоэ. Думаю, что в жизни пригодится!
В доме больше у нас нет лекарственных растений и мы вышли во двор. Начали мы с шиповника. Шиповник – лекарственное растение, обладающее целым рядом полезных свойств. Плоды шиповника богаты витаминами, особенно большое содержание в нем витамина С. В народной медицине в основном используют свежие или сушеные плоды. Чай из плодов шиповника применяют при кашле, для профилактики и лечения простудных заболеваний, повышения иммунитета. Сироп и пюре шиповника используют при пониженном аппетите. Теперь я поняла, для чего мама хранит эти плоды в баночке на кухне!
С большой радостью я обнаружила во дворе яркие желтые солнышки – одуванчики. Хотя сейчас только середина апреля, но эти пушистые комочки так весело выглядывают сквозь травинки! Одуванчик обыкновенный – многолетнее травянистое растение. О лекарственных свойствах одуванчика знали уже древние греки, а в арабской медицине его применяли широко и разнообразно. В народной медицине России одуванчик считали «жизненным эликсиром». Лечебные и целебные свойства одуванчика применяют для лечения многих недугов и заболеваний. Съедобные листья одуванчика содержат множество витаминов и микроэлементов. В Италии блюдо из одуванчиков в ресторане – это деликатес и стоит очень дорого/
Сок одуванчика – относится к разряду наиболее ценных тонизирующих и укрепляющих средств. Он необходим для нейтрализации сверхкислотности и нормализации щелочного состава организма. Сырой сок одуванчика, полученный из листьев и корней, сочетаемый с морковным соком и соком листьев репы, помогает при недугах позвоночника и других болезнях костей, а также придает крепость зубам, предотвращая тем самым пародонтоз и их разрушение.
При отсутствии аппетита: 2 ч. ложки измельченного корня залить 1 стаканом холодной кипяченой воды, настаивать 8 часов. Пить по 1/4 стакана 4 раза в день перед едой [2].
При малокровии, авитаминозе: 1 ч. ложку корней и листьев залить 1 стаканом кипятка, настоять, укутав, 1—2 часа, процедить. Принимать по 1/4 стакана 3—4 раза в день за 20 мин до еды. Или сок из листьев одуванчика принимать по 1 ст. ложке 3—4 раза в день до еды [2].
Чистотел – древнее лекарственное растение. Его мы с мамой обнаружили на нашем приусадебном участке во время посадки картофеля. Оказывается, еще древние римляне соком чистотела сводили бородавки и лечили от чесотки. И до сих пор его применяют с той же целью, а также для выведения мозолей, заживления ран. Мне стало интересно, и я решила провести эксперимент: срезала стебель чистотела, разломила его пополам и увидела, что из него выступил желтый сок. Потом я нанесла несколько капель сока на царапинку и немного подождала. Так я делала несколько раз и не заметила, как моя ранка затянулась. Вот такой волшебный чистотел!
Неподалеку от чистотела я обнаружила еще одно травянистое растение, которое заинтересовало меня - крапиву. Всегда с опаской и страхом относилась к этому растению, так как листья и стебли у него покрыто жгучими волосками и при соприкосновении с телом вызывает ощущение «ожога». Но моя старшая сестра Эля успокоила меня, и мы вместе с ней нашли много полезной информации о крапиве.
Крапиву используют для приготовления салатов, супов, щей, соусов, начинки для пирожков, а также солят и квасят. Молодые нежные соцветия заваривают в чай, сушат. Крапиву применяют также при уходе за волосами, так как отвар крапивы помогает при выпадении волос.
Из крапивного полотна на Руси и в других странах шили крепкие паруса, а ещё — крепкие мешки, чувалы и кули из грубой крапивной ткани, «крапивники».
III этап. Обобщающий.
На обобщающем этапе работы над проектом я решила, что после выполненной работы расскажу своим одноклассникам о пользе трав, которые нас окружают. На уроке окружающего мира рассказала ребятам о пользе лекарственных растений, а на следующем уроке попросила одноклассников, работая в группе, составить постер о пользе лекарственных растений. Результаты были только положительные!
Дома рассказала членам семьи, какой вред приносят таблетки. При каких болезнях используют травы, и как правильно их нужно употреблять.
Провела эксперимент: во время эпидемии гриппа, моя семья пила настойки и чаи из лекарственных трав и нам удалось избежать вирусного заболевания.
Заключение.
Изучив материалы литературы и интернета о лекарственных растениях, испытав на своем личном опыте их свойства, мы узнали как много вокруг нас природных лекарств и можно лечиться без таблеток и уколов.
Подведя итоги исследовательской деятельности, достигнуты следующие результаты:
- повысился познавательный интерес к миру растений;
- ознакомилась с лекарственными растениями нашего дома и двора;
- повысился уровень экологической грамотности.
После проведенной работы я смогу дать советы соседям, знакомым, родным, как обращаться, как ухаживать и как получать помощь от полезных лекарственных, комнатных растений.
Список используемой литературы
1. К. Люцис. Большая детская энциклопедия: Биология. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2000.
2. Т.А. Ильина. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений. Эксмо, 2008.
3. А.М. Гусев. Целебные овощные растения. М.: Изд-во МСХА, 1991
4. https://101hairtips.com/wp-content/uploads/4/9/e/49ec6f6103755efc9566ddc0a1e3b82f.png
5. https://i.pinimg.com/736x/4d/42/69/4d426936a1f95aa69201bb6c8f5c00f4.jpg
6. http://komu-za-40.ucoz.kz./
7. http://www.turizmvnn.ru/files/system/foto/5775805.jpg
8. https://www.landshaft-nw.ru/lekarstvennyj-sad-3.jpg
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.