Лянтор, 2021г.
Подготовили: Карпунин Евгений и Стоякина Анастасия,
обучающиеся группы 6РЭ92
Руководитель: Абдулманафова Г.С.,
преподаватель
VIII городская конференция«Язык мой, друг мой (казацкий язык)», в рамках муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма в муниципальном образовании городское поселение Лянтор на 2020-2022 годы»
ЦЕЛИ КОНФЕРЕНЦИИ:
стимулирование интереса молодежи к культуре языка;
воспитание толерантного отношения к языкам и культурам народов мира;
развитие общей языковой культуры;
воспитание уважения к родному языку;
формирование представлений о культуре общения.
ЗАДАЧИ КОНФЕРЕНЦИИ:
воспитывать чувства значимости распространения знаний о родном языке в
области межкультурной коммуникации;
способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры;
развивать познавательные способности и творческие возможности
обучающихся, помочь им осознать особую роль родного языка в повседневной жизни каждого человека.
совершенствовать навыки владения нормами устной речи.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА
Самобытный кубанский диалект сложился исторически в результате смешения и взаимопроникновения русского и украинского языков и диалектов, а также говоров жителей других областей России, постоянно прибывших на Кубань. Ни одна область и край страны не имеет столь ярко выраженных языковых особенностей, как Кубань. Кубанский диалект сохранился в языке значительной части людей юга России.
Кубанские пластуны, говорившие на балакачке.
Местные этнографы упорно продолжают называть кубанский диалект балачкой. В то время как это слово украинского языка, означающее – слух, сплетня. Синоним в украинском же языке – балаканына. В кубанском же диалекте для его самоопределения выработано своё слово – балакачка, не встречаемое в украинском языке и диалектах.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА
1. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (быт и уклад)
В далеком прошлом в нашем Отечестве зародилось уникальное, присущее только ему явление – казачество.
«Живой изгородью» селились казаки на окраинах Руси, обороняя ее от врагов и осваивая новые территории.
Казачий уклад жизни выработал особый образ воина-земледельца, лихого наездника и труженика.
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (ЖИЛИЩА КАЗАКОВ)
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.
Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили.
Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.
Дом казака – курень, что означает круглый.
На Дону самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом.
Позднее стали строить двухэтажные курени – это спасало от разлива рек.
Первый этаж в них хозяйственный, второй – жилой.
2.КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (ЖИЛИЩА КАЗАКОВ)
Прямо за сенцами была самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и посуда. Женщины и дети никогда не входили в кунацкую на мужской половине. Казачьи семьи были большими (5-10 человек).
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (ЖИЛИЩА КАЗАКОВ)
Даже ширина двора имела значение. Если он был широким, просторным, значит, хозяин уже думал о постройке новых хат, где будут жить взрослые сыновья, если узкий двор – наверняка в семье одни девки, а значит, никакого расширения не предвидится.
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (КАЗАЧЬЕ ПОДВОРЬЕ)
В обустройстве подворья казаки всегда придерживались главного правила: здесь всё должно быть на виду, под рукой.
Главная достопримечательность казачьего двора – пространство между крылечком, что выходило во двор, и хозяйственными постройками вокруг него.
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (КАЗАЧЬЕ ПОДВОРЬЕ)
Интерьер кубанского жилища был в основном однообразный для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол.
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО КАЗАЧЬЕЙ ХАТЫ)
В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: «горка» или («угольник»), комод для белья, сундуки и т.д.
Центральным местом в доме был «красный угол» - «божница».
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО КАЗАЧЬЕЙ ХАТЫ)
«Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника.
Казачки придавали большое значение убранству хаты.
В красном углу были иконы, они крепились к стенам, украшались рушниками и цветами.
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО КАЗАЧЬЕЙ ХАТЫ)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.