Цифровые образовательные ресурсы, как помощь в дистанционном обучении для детей с особенностями здоровья
На сегодняшний день в России более полутора миллионов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В последнее время наблюдается положительная тенденция: всё больше образовательных организаций вступают на путь инклюзии, чтобы дать всем детям одинаковые возможности.
Значительно легче этот процесс происходит, если учителя широко используют компьютерные технологии и цифровые инструменты.
В настоящее время все более актуальным становиться использование дистанционных образовательных технологий на различных уровнях образования. Актуальность дистанционного обучения обусловлена новой парадигмой образования информационного общества.
Выполнение электронных заданий положительно влияет на образовательные результаты, и у школьников сохраняется более высокий интерес к учёбе.
В прошлом учебном году, когда вся система образования столкнулась с новой задачей, которую необходимо было решить в кратчайшие сроки (в условиях введения режима самоизоляции, карантина, чрезвычайной ситуации, повышенной готовности), дистанционная форма обучения стала единственно возможной как для всех школьников, так и для детей обучающихся на дому, детей с ОВЗ.
Не сразу было понятно, что за образовательные порталы использовать, какие информационные ресурсы: образовательные порталы, сервисы, приложения и социальные сети, удобные, прежде всего для семьи, воспитывающей учащегося с ОВЗ и учащегося - инвалида.
В своей работе я решила использовать Skype, иногда видеозвонок с whatsApp, поскольку для учащегося с ОВЗ эти приложения были актуальны и знакомы. Также очень помогли такие образовательные платформы как ЯКласс и Учи.ру, Яндекс.Учебник и Видеоуроки.нет.
В Яндекс.Учебнике можно создавать уроки как для всего класса, так и для конкретного ребенка. Это просто и быстро. Учитель сам выбирает из готовых заданий то, что он хочет использовать.
Видеоуроки.нет – это крупнейшая образовательная онлайн - платформа в нашей стране, которая помогает усовершенствовать все основные этапы урока: изучение нового, закрепление изученного и контроль знаний учащегося. Причем абсолютно бесплатная, что немаловажно.
Во время online уроков, как любое другое занятие, дистанционное занятие, начинается с сообщения темы, цели, задач.
Очень хорошо для этого этапа использовать видеофильмы и презентации, как выполненные непосредственно педагогом, так и заимствованные с онлайн - платформы. Главное, чтобы ссылки отправленные учащемуся и родителю были рабочие. Чтобы одним кликом, учащийся оказывался сразу на нужном сайте.
Перед онлайн - уроком учащемуся высылалась ссылку на видеофрагмент по нужной теме. После просмотра тематического фрагмента, мы начинаем обсуждение. Во время видеосвязи разбираем все вопросы, делаем выводы и работаем на закрепление материала.
Карточки для закрепления изученного очень удобно брать на Яндекс.Учебник. Также ребятам очень нравятся задания платформы Учи.ру.
Как форма домашнего задания использую материалы платформы Якласс (проверочные работы, предметные или тематические задания). Также в свободное для себя время, учащийся на ЯКлассе может выполнить карточки с заданиями на любые темы (ВПР, ГИА). Все это в форме игры, где он набирает баллы и в конце учебного года получает сертификат.
Эти образовательные платформы очень удобны для всех детей, особенно для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Для ребенка –инвалида (мышечная дистрофия), это единственная возможность отрабатывать навыки.
Дистанционное обучение требует таких качеств как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека. Поэтому родители равноправные участники и главные помощники в процессе обучения.
Родители детей-инвалидов – особая категория взрослых. Им в первую очередь необходимы конструктивная помощь, дельный совет и морально - психологическая поддержка, необходима полезная практическая информация. Поэтому, педагог разрабатывает занятие так, чтобы учащийся и родитель получили из полученного от педагога задания максимальный объем полезной информации, не тратя время на ее поиск.
К плюсам дистанционного образования для обучающихся с ОВЗ можно отнести:
· Обучение в индивидуальном темпе.
· Учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
· Независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
· Мобильность - реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
· Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
· Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
· Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
Но есть и очевидные минусы:
· Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. Для дистанционного обучения необходима самодисциплина обучающихся с ОВЗ, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
· Необходимость доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.
· Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
· Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.
Сегодня в сети Интернет огромное количество разнообразных образовательных платформ, но хочется коллегам рекомендовать использовать в своей профессиональной деятельности только проверенные.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.