Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"
Оценка 4.6

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
география
9 кл
24.01.2018
Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"
В настоящее время, учитывая рост популярности туристических маршрутов по территории нашей страны, усматривается особая актуальность в изучении, обобщении и пропаганде подробной характеристики и географии народных промыслов России.На сегодняшний день существует проблема недостаточной информационной компетентности молодого поколения в вопросах не только культурной, эстетической значимости народных промыслов, но и экономической значимости для туристско-рекреационной сферы хозяйства.
Народные промыслы Краснова.doc
XXXI районная научно ­ практическая  конференция  КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕТСКО­МОЛОДЕЖНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ» МБОУ СШ № 93 Секция: науки о Земле Тема   работы:   География   прикладных   народных   промыслов   России (информационно­исследовательский проект). Выполнили: Суховей Валерия и Тронина Дарья. Красноярский край, г. Красноярск,  МБОУ СШ № 93, 9 класс Руководитель: Краснова Н.П., учитель географии,  МБОУ СШ № 93 Красноярск, 2016 Оглавление Оглавление......................................................................................................................................3 Введение   Актуальность   темы.  В   настоящее   время,   учитывая   рост   популярности туристических   маршрутов   по   территории   нашей   страны,   усматривается   особая актуальность в изучении, обобщении и пропаганде подробной характеристики и географии народных промыслов России. Постановка   и   формулировка   проблемы.  На   сегодняшний   день   существует проблема  недостаточной   информационной   компетентности   молодого   поколения   в вопросах   не   только   культурной,   эстетической   значимости   народных   промыслов,   но   и экономической значимости для туристско­рекреационной сферы хозяйства.             Разработанность исследуемой проблемы. Изучение и анализ литературы по данной проблеме   исследования   показал   недостаточность   систематизированного   материала   по характеристике видов народных промыслов.                        Но работы отдельных ученых, например, Логиновой Н.Ю., Романовой А.Ф. и периодическая печать, Интернет­ресурсы помогли нам установить взаимосвязь проблем и сделать выводы. Цель: Создать   учебный   географический   справочник­путеводитель   «Народные промыслы России». Для   достижения   данной   цели   требуется   реализация   следующих  задач исследовательского характера:    1.   Создать   и   организовать   работу   групп   учащихся   по   подбору   материала, характеризующего различные аспекты народных промыслов. 1.     Обобщить и представить результаты проделанной работы по созданию учебного географического справочника­путеводителя «Народные промыслы России»; 2. 3. Обозначить методологию проведения данной работы; Провести систематизацию размещения народных промыслов, их географию и особенности; Создать медиа­презентацию собранного материала. 4. Методы: структурный; аналитический; картографический 1. 2. 3. Этапы реализации: 1. 2. Подготовительный.  Создание   5­ти   рабочих   групп,   распределение обязанностей   с   учетом   пожеланий   учащихся;   выбор   отдельных   видов народных   промыслов   для   дальнейшей   работы   по   их   изучению   и   сбору интересных фактов в различных источниках: энциклопедиях, электронных пособиях, журналах, атласах, книгах, сети Интернет.   Этап   внедрения   результатов.  Обобщение   информации   по   видам художественных народных промыслов и их географии, создание пилотного варианта учебного географического справочника­путеводителя «Народные промыслы   России».   Оформление   в   электронном   виде   учебного географического   справочника­путеводителя   «Народные   промыслы 3. России». Коррекционный  этап.  Проверка,   оценка   и   корректировка   содержания, планирование использования данного материала в дальнейшем. Ожидаемые результаты. Создание   учебного   географического   справочника­путеводителя   «Народные   промыслы России», как дидактического средства обучения в рамках предмета «география», «МХК», а также как средства повышения познавательного интереса учащихся к данному вопросу. Тип проекта – информационно­исследовательский; Участники – учащиеся 9­х классов; Учебный предмет – география;  Продолжительность – 6 месяцев. Глава I. География размещения народных промыслов на территории РФ                              Прежде чем перейти к рассмотрению и характеристике особенностей самих промыслов, необходимо определиться с формулировкой понятий, которые мы применяем, анализируя   собранный  материал.   Так,  обращаясь   к  определению,  которое  использует   в своей статье А.Ф. Романова, мы выделяем следующие значения: Народный художественный промысел  —   одна   из   форм   народного   творчества,   деятельность   по   созданию художественных изделий прикладного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на   основе   коллективного   освоения   и   преемственного   развития   традиций   народного искусства   в   определенной   местности   в   процессе   творческого   ручного   и   (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов. [4] В то время как под  изделием  народного  художественного промысла  понимается «…художественное   изделие   утилитарного   и   (или)   декоративного   назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла». [4] Художественные   промыслы   являются   одновременно   и   областью   народного творчества, и отраслью промышленности, которую необходимо развивать.   Согласно   одной   из   поставленных   задач,   мы   обобщили   результаты   нашей деятельности в составе малых учебных групп.   Нами   была   собрана   информация,   в   соответствии   с   заданием,   и   сделана   более детальная   классификация   географического   размещения   народных   промыслов   по территории   России   в   разные   исторические   периоды.   Были   отдельно   рассмотрены географические   центры   зарождения   того   или   иного   вида   народного   декоративно­ прикладного промысла.     Используя картографический  метод, мы соотнесли  наиболее  известные центры зарождения   народных   промыслов   с   их   географией.   В   результате   нами   созданы иллюстрации,   включающие   отражение   географического   места   зарождения   и   развития промыслов   и   изображения   продуктов   народного   декоративно­прикладного   искусства. Карты помещены в Приложение (1) к нашей работе. 1.1. Взаимосвязь географии возникновения народных промыслов и их сырьевой базы Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на   протяжении   всей   истории   своего   развития   связано   с   природой,   законами   ее обновления, проявления ее жизненных сил.  Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня   и   ночи,   чередованием   времен   года.   Поэтому   и   находит   все   это   отражение   в произведениях   народного   творчества,   составляющих   целостное   явление   культуры   и экономики каждого народа. Ремесленную работу люди выполняли параллельно своим основным занятиям. Путь от домашнего промысла, связанного с переработкой сырья в своем хозяйстве, до возникновения   художественных   промыслов   был   долгим.   Активно   промыслы   начали развиваться в России во второй половине 19 века.  При анализе собранного материала мы установили несколько основных групп сырья: 1. сырье растительного происхождения; 2. сырье животного происхождения; 3. натуральное минеральное сырье; 4. переработанное минеральное сырье. Данную классификацию  мы положили в основу составленной  нами таблицы, где отразили взаимосвязь сырьевой базы с географическими объектами народных промыслов (Приложение   2,   Таблицы   1,   2).   Из   анализа   таблицы   видно,   что   зарождение   будущего народного искусства происходило  исходя из особенностей географического положения, богатства   природными   ресурсами   той   территории,   где   жили   будущие   мастера, передававшие свой ремесленный опыт следующим поколениям.  А  развитие   товарного  обмена   приводит   к  тому,  что  во  многих  городах   и  селах изготовление на продажу бытовых предметов превращается в основное занятие населения. В   различных   уголках   России   на   основе   народных   ремесел   возникают   кустарные художественные   промыслы.   Создавая   изделия   на   продажу,   кустари   художественных промыслов были тесно связаны с древними традициями народного искусства, продолжали и развивали эти традиции. Полученная   классификация   сырья   помогла   нам   выделить   основные   группы народно­промысловых изделий (Таблица 3, Приложение 2): 1. Изделия из дерева; 2. Изделия из глины; 3. Народные художественные промыслы. А   также   определить   географию   размещения   народных   промыслов   по   экономическим районам России.  Центральная Россия:   1. вышивка, кружевоплетение, роспись по ткани (Торжок, Мытищи, Таруса, Мстера, Михайлов, Елец, Нижний Новгород);  2. декоративная роспись по металлу (Жостово);  3. лаковая живопись (Палех, Холуй, Мстера);  4. резьба по дереву (Хотьково, Богородское, Киров);  5. художественная керамика (Гжель, Скопин, Киров);  6. роспись по дереву (Городец, Семёнов).  Европейский Север и Северо­Западная Россия.  1. резьба по кости (Холмогоры, Архангельск);  2. кружева (Вологда);  3. резьба по дереву (Каргополь);  4. художественная обработка металла (Великий Устюг);  5. резьба по камню (Калининград).  Европейский Юг. Поволжье.   1. керамика (Семикаракорск);  2. художественная обработка металла (Кубачи);    3. Ковроткачество (Казань);  Урал.  1. художественная обработка камня (Красный Ясыл, Новотроицк);  2. декоративная роспись по металлу (Нижний Тагил);  3. художественная керамика (Сысерть);  4. художественная обработка металла (Касли). Сибирь.  1. город Томск «Томский умелец» (фарфор, резьба по дереву);  2. Новосибирск (декоративные колокольчики­звонницы);  3. Кемеровская   область.   Новокузнецк   (коклюшечное   кружевоплетение,   роспись   по дереву, художественная керамика).  Дальний Восток. Уэлен (резьба по кости).                          Далее представляем подробную характеристику отдельных видов народных промыслов, которые нашли наибольшее распространение и применение на территории РФ. Глава II. Характеристика отдельных видов народных (художественных) промыслов 2.1. Изделия из дерева Материал   этой   главы   мы   выстраивали   относительно   ранее   упомянутой классификации   основных   групп   народно­промысловых   изделий,   первая   из   которых «Изделия из дерева». Древесина   –   один   из   материалов,   получивших   наибольшее   применение   для изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни. Среди   древнейших   русских   художественных   промыслов   следует   назвать   промысел художественной резьбы по дереву, возникший в Троице­Сергиевом монастыре в XVI­XVII вв. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел. Наряду с резьбой древесина стала обогащаться   цветом.   Украшение   различных   деревянный   вещей   росписью   привело   к формированию   центров   народного   искусства,   в   которых   роспись   стала   главным направлением деятельности. Это  хохломская, городецкая, полхов­ майданская  роспись Нижегородской области. [3] 1. Хохломская роспись по дереву. Значительного   развития   художественная   обработка   дерева   достигла   в   великом Новгороде, жителей которого даже называли плотниками. Хохлома ­ старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Сёмино Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.  Традиционный   хохломской   орнамент   ­   сочные   красные   ягоды   земляники   и   рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки. [6] Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Итак, очевидно,   свое   название   хохломской   промысел   получил   от   крупного   торгового  села Хохлома   Нижегородской   губернии,   в   которое   из   близлежащих   деревень   свозили деревянные   изделия   на   продажу   (в   самом   селе   Хохлома   эти   изделия   никогда   не производились). В   настоящее   время   у   хохломской   росписи   два   центра   —  город   Семёнов,  где находятся   фабрики   «Хохломская   роспись»   и   «Семёновская   роспись»,   и  село   Сёмино Ковернинского   района,   где   работает   предприятие   «Хохломской   художник»,  Сёмино,   Кулигино, объединяющее   мастеров   деревень  Ковернинского   района: Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях — филиалы). Народный   промысел   развивался   постоянно.   Уже   в   конце   19   века   хохлома   была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. И теперь Хохлома "возвращается" к нам в Россию и мир. [4] 2. Городецкая роспись по дереву Приузолье­северо­запад Нижегородской области. Заволжская тайга. Великий лесной край! Здесь родина изумительного народного промысла – Городецкого. Стояли по берегам Узолы дубравы. Величественные дубы валились в воду от того, что   время   и   волны   точили   берег.   Дуб   лежал   в   воде,   морился,   становился   черным   и тяжелым.   И   однажды   какой­то   крестьянин   попробовал   украсить   прялочное   донце   дубовой   древесины.   Постепенно   городецкое   донце   стало фигуркой   из   мореной   непременным атрибутом нехитрого крестьянского хозяйства. Делать их начали из осины и липы.         Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры. Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов   мебели.   Особой   известностью   пользовались  городецкие     прялки,   которые   в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по все России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.           После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки, что приносило наибольший спрос покупателя. 3. Полхов­Майданская роспись Производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке   Вознесенское   Нижегородской   области.   Токарные   изделия   мастеров   этого промысла —   матрёшки,   пасхальные   яйца,   грибы,   солонки,   кубки,   поставки —   щедро украшены   сочной   орнаментальной   и   сюжетной   росписью.   Среди   живописных   мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. А Полхов­Майданская матрёшка постройнее своих подруг  будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная. [5]           4. Семёновская матрёшка Многоместная матрешка (до 15­18 кукол)­ символ русского народного искусства. Роспись матрешки выполняется анилиновыми красителями. Характерная деталь росписи ­ букетик цветов в руках у матрешки. Это поистине хохломская матрешка. По   высохшей   загрунтованной   поверхности   мастерицы   делают   «наводку»   черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный уз лом, и отделяют  кайму  на платке (это важно, ведь кайма с цветочными  бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). [7]          5. Загорская матрёшка Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу — и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник­ простой цветочный узор. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.            6. Богородицкая игрушка русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины).  Существует в пос. Богородское Сергиев­Посадского района Московской области с XVI— XVIII веков. [4] 2.2. Изделия из глины Возникновение того или иного народного прикладного промысла напрямую связано с особенностями географического положения места, где он возник, а также своеобразием природных ресурсов. Так,   например,   Псковские   земли   издавна   славились   своими   умельцами.   Далеко разнеслась слава о псковских гончарах. Пластичная, податливая глина, гончарный круг и фантазия  мастера   – все,  что требовалось   для  создания удивительных   глиняных  вещиц, сотворенных руками наших предков.  На   месте   выхода   глин   на   берегу   реки   Черехи   в   деревнях   Луковка,   Лопатино, Хахино, Брод издавна работало множество гончарных мастерских. После революции они объединились в артели. В качестве сырья для своих изделий используют мастера красножгущуюся глину. Характерный для местных глин красный цвет объясняется присутствием в них оксидов железа.  Далее   мы   рассмотрим   наиболее   известные   и   укоренившиеся   разновидности народных промыслов из глины. 1. Гжель  Подмосковье,   в   село   Гжель.   Где   мы   познакомимся   с   известным   на   всю   Россию промыслом – Гжельским фарфором К   юго­востоку   от   Москвы,   вдоль   Егорьевского   шоссе,   разместилось   около   трех десятков   сел   и   деревень.   Одно   их   них   и   есть   Гжель.   Происхождение   этого   названия краеведы   связывают   со   словом   «жечь»,   которое   имеет   непосредственное   отношение   к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.  Впервые Гжель упоминается в 1339 году в Духовной грамоте русского князя Ивана Калиты.     Из   Гжели   распространился     керамический   промысел     в   Серпуховский, Коломенский   и   другие   уезды   Московской   губернии.   В   14­15   веках   возили   гжельцы   в Москву излишки бытовой, так называемой черной посуды. Это были горшки, кувшины, крынки и другая утварь из серой глины. В середине 17 века в тех   местах обнаружились беложгущиеся глины, превосходившие своим качеством глины Западной Европы. Во   второй   половине   18   века   наладилось   производство   гжельской  майолики  – покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. [8] 2. Дымковская игрушка Из далекого села Дымково, что на реке Вятке (приток реки Камы) дошла до наших дней одна затейливая игрушка. Называется эта игрушка дымковская. Рецепт изготовления ее не так прост. Сначала замешивали красную глину и песок, лепили игрушку (фигурку), затем обжигали в печи. Раньше это делали в русской печи, отчего из трубы шел темный дым. Наверное, это и послужило для названия Дымковской слободы, а затем и игрушки.  В Дымково мастера более 200лет лепят глиняную декоративную игрушку. Раньше это были свистульки,  которые служили  для ритуальных  обрядов – свистком поминали усопших. Постепенно обряд сменился праздником «Свистунья» ­  с ярмаркой, медведем, Петрушкой.               Традиционными для дымковской игрушки являются всадники, петухи, индюки, барыни, няньки. Из всех игрушек дымковская – самая известная.   3. Филимоновская игрушка  В  Одоевском   районе   Тульской   области,   в   д.   Филимоново   в   19   веке   несколько мастериц возродили  традиции  едва  не утраченного  ремесла  – создание Филимоновской игрушки. [9] Глиняные игрушки в этих краях стали делать в середлине 19 века. Но еще в 16 веке белую   глину,   добываемую   в  этих  краях,   стали   использовать   для   изготовления   посуды. Вскоре возникло неписаное правило: посуду делали исключительно мужчины. А женщины взяли на себя лепку игрушек и положили начало филимоновской росписи. [6] 19 век – время большой популярности игрушек­свитулек и филимоновской росписи. Этот промысел в данный период был уже известен во всей России и за ее пределами. Художественные   особенности:  В   деревне   Филимоново     жили   в   1960­х   годах последние мастерицы, возродившие забытое гончарное ремесло. Основную массу изделий филимоновских     мастериц   составляют   традиционные   свистульки:   барыни,   всадники, коровы, медведи, петухи. 2.3. Народные художественные промыслы В эту главу мы  включили  те виды  промыслов,  которые  со временем  перешли  в разряд художественных, то есть стали реализовываться не только как необходимость, и обрели   художественную   эстетическую   значимость,   украшая  интерьер,   одежду   и   другие элементы быта. 1. Палехская живопись Палех   –   это   небольшой   поселок   в   Ивановской   области.   Пятьдесят   лет   назад   о Палехе знали и судили главным образом как об одном из центров иконописи. Но после Великой Октябрьской революции оказалось, что «богомазам» в жизни страны достойного их творчеству дела найти невозможно. Художники Палеха искали выход из создавшегося положения. 5 декабря 1924 года организовали «Артель древней живописи». С этой даты и начинается официально Палех как коллектив современных народных живописцев.  Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы. Изделия   из   папье­маше   (шкатулки,   панно,   женские   украшения)   с   лаковым покрытием и кистевой лаковой живописью. Излюбленные сюжеты – сцены народной жизни, пейзажи,   сказочные   жанры,   былины.   Миниатюрная   живопись   обрамляется   золотым орнаментом. [2] 2. Лаковая миниатюра Федоскино Производство изделий из папье­маше возникло в 1798, когда купец П.И. Коробов организовал   в   купленном   им   сельце   Данилкове   (в   настоящее   время   входит   в   состав Федоскина)  козыречное производство.  Несколькими   годами  позже  Коробов  побывал   на фабрике Иоганна Штобвассера в Браушвейге, перенял там технологию изделий из папье­ маше   и   завел   на   своей   фабрике   изготовление   популярных   в   то   время   табакерок, украшенных   наклеенными   на   крышку   гравюрами,   иногда   раскрашенными   и   покрытыми лаком. Во второй четверти 19 в. табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.  После   смерти   П.И.   Коробова   фабрика   непродолжительное   время   находилась   во владении его дочери Е.П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет. Расцвет производства приходится на вторую половину 19 в., когда фабрикой владел А.П. Лукутин. Изделия этого времени называют "лукутинскими".  В  мае   1910  десять  мастеров  учредили  "Федоскинскую  трудовую  артель   бывших мастеров   фабрики   Лукутиных".   Первые   изделия   артели,   направленные   на   продажу   в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160   наименований   изделий,   которые   по   своему   качеству   не   уступали   знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской. Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году. [3] 3. Павлово-посадский платок Павлово­посадские   набивные,   шерстяные   и   полушерстяные   платки, украшенные   традиционным   красочным   набивным   орнаментом,   возникли   в подмосковном городе Павловский Посад в 1860­80­х гг. Район Павловского Посада (территория   бывшего   Богородского   уезда)   ­   один   из   старейших   российских текстильных   центров.   В   18   ­   первой   половине   19   вв.   богородские   платки   и сарафанные   ткани   отличались   особой   красотой   вытканного   золотой   нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860­х гг. начался   выпуск   шерстяных   и   полушерстяных   платков,   украшенных   красочным набивным орнаментом. Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.  На   протяжении   1920­30­х   гг.   в   Павловском   Посаде   выпускались преимущественно   хлопчатобумажные   ткани   с   набивным   и   печатным   узором. Искусство   нарядного   набивного   шерстяного   платка   было   возрождено   в послевоенные годы, когда стала активно применяться ручная набойка. Однако с конца 1950­х гг. ручное производство стало постепенно вытесняться современными печатными машинами и техникой фотопечати, и в настоящее время платков ручной набойки   на   Московском   платочном   объединении   в   Павловском   Посаде вырабатывается   немного.   Однако,   создавая   образцы   для   тиражирования   с применением   современных   методов   печати,   художники   стремятся   сохранить традиционные   для   павлово­посадских   шалей   приемы   декоративного   обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности колорита. 4. Жостовские подносы История старинного русского промысла  насчитывает  почти 2 столетия, и за это время изделия жостовских мастеров не только не утратили своей популярности и красоты, наоборот, приобрели еще большую известность во всем мире. Жостовская роспись начала формироваться в России в конце 18 века. Именно к этому времени относятся первые подносы, шкатулки, табакерки, портсигары, расписанные в   технике   лаковой   миниатюры,   которые   изготавливались   в   селах   Московского   уезда: Осташково, Троицкое, Новосильцево, Сорокино, Жостово. Постепенно производство подносов выделилось в отдельное русло, а лидирующую роль   в   их   изготовлении   прочно   заняло   село   Жостово.   Первые   подносы   делались исключительно из папье­маше. В 1825 году в Жостове была открыта мастерская Осипа Вишнякова. Именно от этого события ведется летоисчисление существования  отдельных народных жостовских промыслов. 5. Ростовская финифть Ростов   Ярославский   издавна   славился   мастерами   миниатюрной   живописи   по финифти. Финифть ­ древнерусское название эмали, искусство которой появилось на Руси из Византии в 10 веке ("финифтис" ­ греч. блестящий).  Искусство   украшения   эмалью   металлических   изделий   достигло   особо   высокого совершенства на Руси в XVI ­ XVII веках. Расписной эмалью украшали столовую посуду, утварь, оружие, предметы церковного обихода.  Традиционная технология выполнения финифти своеобразна, Из тонкого, до 1,5 мм медного листа (медь и золото лучше всего принимают эмаль) штампуются слегка выпуклые пластинки   различной   формы   и   размеров.   Затем   тщательно   очищенные   поверхности пластинок   покрывают   одноцветной   эмалевой   массой. После эмалевой грунтовки их обжигают в муфельных печах при температуре 750о  С,    расцвет искусства живописной миниатюры на эмали относится к XVIII веку.  В   Петербурге,   Москве   и   Ростове   Ярославском   миниатюрой   по   эмали   украшали табакерки,   шкатулки,   медальоны,   ордена.   В   основном   мастера   Ростова   занимались росписью   иконок,   вставок   к   церковным   книгам   и   утвари.   В   XIX   веке   они   уже   не ограничиваются   выполнением   образков,   а   копируют   произведения   русских   и западноевропейских живописцев и выполняют самостоятельные композиции. Современные мастера фабрики "Ростовская финифть", изготавливающие широкий ассортимент изделий (броши, серьги, кулоны, браслеты, туалетные коробочки, шкатулки, другие сувениры),   довели свои изделия до лучших художественных образцов мирового уровня. [5]              Трудно перечислить все золотые россыпи народного искусства России. Знакомясь с ним, вводя его в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота.  Сегодня   художественные   изделия   служат   непременной   частью   повседневной   жизни человека, они вошли в быт как необходимые предметы. Опыт мудрого, трудолюбивого народа может постоянно возрождаться и передаваться из рук в руки, из уст в уста, если хоть капелька памяти сохранится в  душах людей.                               Содержание данного материала выборочно вошло в комментарий словарных статей нашего учебного географического справочника­путеводителя «Народные промыслы России». Глава III. Народные промыслы России сегодня Современные  художественные   промыслы  —   это   собственно   художественные производства,   в   отличие   от   народного   искусства   прошлого.   Уже   само   их   название, заменившее ранее признанное — «кустарные промыслы», характеризует их направленность на решение художественных задач. Такой акцент на художественной функции является следствием  развития нашей культуры, ответом на проблемы  современной  и жизни, что решает, в целом, обозначенную нами проблему.  В   то   же   время   художественные   промыслы   не   являются   просто   одним   из компонентов   профессионального   искусства   и   примыкающей   к   нему   художественной промышленности.   В   них   следует   видеть   народные   художественные   производства,   в которых должны быть максимально закреплены, органично развиваться основные традиции народного изобразительного искусства. Традиции   наших   чудотворцев,   живописцев   и   мастеров   продолжают   жить   в современном   мире.   Несмотря   на   научно­технический   прогресс,   старинные   русские народные   промыслы   продолжают   развиваться.   Сохранившиеся   до   наших   времен произведения искусства сегодня можно увидеть в музеях и на выставках, что является частью нашей исторической памяти, неотъемлемой частью культуры. Данный   аспект   имеет   свою   перспективу   дальнейшего   изучения   нами.   В   планах создать   групповой   исследовательский   проект   –   экспедицию   по   изучению   современного состояния народных промыслов Красноярского края. Заключение. Согласно поставленным задачам по реализации проекта была проведена следующая  работа и сделаны выводы: 1. 2. 3. 4. На первоначальных этапах работы были созданы группы учащихся, ими был   собран   материал   по   характеристике   различных   аспектов   народных промыслов; При   исследовании   собранного   материла   была   разработана   единая структура   характеристики   и   классификации   народных   промыслов, результаты представлены в виде таблиц в приложении, а также включены в содержание учебного географического справочника ­ путеводителя; Реализуя одну из поставленных задач, была собрана, проанализирована и классифицирована   информация   по   сырью,   из   которого   изготавливались различные   предметы   промыслового   характера,   на   основе   чего   создана информационная таблица (см.приложение). Создан   учебный   географический   справочник­путеводитель   «Народные промыслы России». Считаем  поставленную цель достигнутой,  выводы,  сделанные  нами  по проблеме, проверяемыми и конечными. Своим проектом мы не претендуем на полноту исследования освещенного нами тематического аспекта и считаем актуальным продолжить работу по расширению характеризуемых единиц более локально. Дальнейшую работу по реализации проекта мы видим в создании маршрутных туристических листов и серией виртуальных экскурсий с освещением основных промысловых центров России. Практическая   значимость   учебного   географического   справочника­ путеводителя, на наш взгляд, неоспорима ­ данное издание может быть использовано для работы   в   рамках   школьных   элективных   курсов,   а   также   в   процессе   преподавания дисциплины  «география 9 кл». Планируется   организация выставки­экспозиции на базе нашей школы «Предметы народного промысла у меня дома». Также   ценность   нашей   работы   неоспорима   при   изучении   художественных особенностей народных промыслов в рамках предмета МХК. Приложение. Приложение 1 Карты географических объектов – мест зарождения и развития отдельных видов промыслов Карта 1. Новгородская область – Хохломская роспись, Городецкая роспись, Семёновская матрешка Карта 2. р. Кама, устье реки Вятки, с. Дымково – Дымковская игрушка Карта 3. Московская область – Гжель, Жостовские подносы, Загорская матрёшка, Богородицкая игрушка, Павловский платок Карта 4. Ивановская область – Палехские шкатулки, роспись Карта 5. Размещение предприятий народных промыслов по территории РФ Таблица 1. Сырье, используемое в самых крупных промыслах РФ Приложение 2 Сырье растительного происхождения Древесина  Семеновская матрешка, Загорская матрешка, Хохлома, Полхов­Майданская роспись по дереву, Городецкая роспись по дереву, Богородицкая игрушка. Натуральное минеральное сырье  Глина  Гжель, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка Переработанное минеральное сырье Фарфор, фаянс Ярославская майолика Сырье животного происхождения Шерсть, козий пух Павловский платок Таблица 2. Основная характеристика отдельных народных промыслов Название промысла «Ростовская финифть» География Ярославская  область г. Ростов Время возникно­ вения Возник в  начале 18 века Палехская лаковая миниатюра Ивановская область с. Палех В 1924 г.  вместо  иконописной  мастерской Дымковская игрушка г. Киров Возник в 19  веке Хохломская роспись Нижегородска я область г. Семёнов Возник в 18  веке Полхов­ Майданская  роспись Нижегород­ ская область  Вознесенс­кий  район Возник в 18  веке Павлово­  Посадские  расписные  платки Московская  область  г. Павлово  Посад Основан в 1863 г. Художественная особенность Изделия из металла (ажурная  филигрань) со вставками из  живописной эмали (финифть) –  предметы женских украшений:  серьги, кулоны, браслеты, кольца,  заколки, броши, ожерелья. Филигрань (скань) – тонкая перевитая  серебряная проволока. Изделие  выглядит как металлическое  кружево. Финифть – кистевая  роспись по эмали.  Изделия из папье­маше (шкатулки,  панно, женские украшения) с  лаковым покрытием и кистевой  лаковой живописью. Излюбленные  сюжеты – сцены народной жизни,  пейзажи, сказочные жанры, былины.  Миниатюрная живопись обрамляется золотым орнаментом. Расписная керамическая игрушка –  яркие фигурки барынь, кавалеров,  кормилиц, павлины, индюки,  лошадки, козлы, бараны, утки.  Крупноголовые, осанистые фигурки.  Геометрический орнамент строится  из комбинаций пятен, полос, клеток,  кружков. Расписная деревянная посуда.  Богатый растительный узор.  Традиционный колорит: золотой,  красный, зеленый, черный. Основные  разновидности орнамента: роспись  верховая и под фон. Деревянные точёные изделия:  игрушки, матрёшки, грибы,  свистульки. Роспись из крупных  цветов, фруктов, ягод. Сельские  пейзажи, птицы, животные. Яркие  контрастные краски, чёрная  контурная обводка. Головные платки и шали из тонкой  шерстяной ткани, с бахромой по  краям. Ручная набойка, фотопечать.  Цветочные узоры на тёмном или  светлом фоне.  Жостовские  Московская  Основан в 1825 Металлические подносы с росписью подносы г. область  Мытищинс­кий район  с. Жостово Гжельская  керамика Основан  в 18 веке Московская  область  Раменский  район,  с. Трошково,  Бахтеево,  Гжель и др. масляными красками. Различной  сложной формы с мелким контурным узором. Роспись кистевая. Основой  является букет. Бывает несколько  видов: собранный, в раскидку, венок,  ветка, углы. Фон традиционно  чёрный, иногда цветной – красный,  синий, зелёный.  Гжель – родина русской керамики.  Изготовляется фарфорофаянсовая  посуда, игрушки и декоративные  статуэтки, украшается народной  синей росписью – кобальтом. Мазки  разной интенсивности и ширины.  Гжельскую посуду отличает единство вещи и её декора. Все виды росписи – цветы, птицы, люди, животные –  прочно связаны с формой изделия. Таблица 3. Размещение видов народного промысла по территории РФ Вид художественного Основные предприятия промысла Резьба по дереву, береста, соломка Роспись по дереву Художественная керамика Резьба по кости Художественная обработка камня 1. «Богородский резчик», Московская обл., Загорский р­н, с. Богородское 2. «Хотьковская   фабрика     резных   художественных изделий»    г. Хотьков Сергиево­Посадского района 3. «Беломорские узоры», город Каргополь,   Архангельская область  «Семеновская роспись по дереву», город Семенов 4. «Томский умелец», г. Томск 5. Фабрика художественных изделий «Идеал»,  г. Киров 1. 2. «Городецкая роспись, Нижегородская область  3. «Хохломская роспись», город Семенов и поселок Семино 1. «Аксинья», Ростовская обл. 2. «Дымковская игрушка», город Киров  3. «Скопинская художественная керамика», Рязанская обл. г. Скопин   4. «Сысертский фарфор», ­ Свердловская обл. г. Сысерть.  5. «Гжель»,  Московская обл.  1. «Холмогорская резьба»,  Архангельской обл. Холмогоры  2. «Уэленская косторезная мастерская», Чукотский АО г.  Уэлен   1. ТОО «Самоцветы», Оренбургской обл.  г. Новотроицк предприятие, Пермский край, Ординский район с. Красный        2. «Уральский камнерез» Государственное унитарное Вид художественного Основные предприятия промысла Художественная обработка металла Декоративная роспись на металле Лаковая живопись Вышивка, кружевоплетение, роспись по ткани. Ясыл 1. «Северная чернь» , г. Великий Устюг  2. «Каслинское литье»,  г. Касли, Челябинская обл. 3. «Кубачи» ,  Республика Дагестан, Дахадаевский р­н, п.  Кубачи   4. «Скань (филигрань)»,  г. Мстера, Красное Село, с.  Козаково   1. «Метальная лавка», Свердловская область, г. Нижний  Тагил, ул. Балакинская   2. «Жостовская фабрика декоративных изделий»,  г.  Жостово Мытищинского района Московской области   1. «Миниатюра Федоскина», Московская область 2. «Палех»,   Ивановская обл.   3. «Мстера»,   Владимирская обл.   4. «Холуйская лаковая живопись»,  Ивановская обл.  5. «Финист»,  поселок Холуй , Ивановская обл. 1. «Мстерская вышивка»,  г. Мстера    «Золотое шитье Торжка»,  Тверская обл. г.  Торжок   2. «Тарусская вышивка» – Калужская обл., г. Таруса   3. «Нижегородский гипюр»,  г. Нижний Новгород   4. «Елецкие кружева», г.  Елец   5. «Снежинка», г. Вологда    6. «Михайловское кружево» ,  Рязанская обл.,  г.Михайлово.  7. «Русский батик»,   Мытищинская фабрика Литература  1. А.В. Даринский. Краеведение.­ М., 1987. 2.   Ю.В.Козлова,   В.В.Ярошенко.   Краеведение.   Внеклассная   работа   по   истории, географии, биологии и экологии.­ М., 2007. 3. А.Е.Сейненский. Родной край. История, традиции и современность. – М., 2009. 4.   А.Ф   Романова.   Нестандартные   уроки   географии.   8­9класс.   Народные   промыслы России. «Учитель».Волгоград.2003. 5.   Б.А.   Рыбаков.   Декоративно­прикладное   искусство   Древней   Руси   10­13   веков. «Аврора», 1971, 118 с. 6. Б.А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси. – М., Издательство Академии Наук СССР, 1948. 7. Журнал «География в школе». №6,2008. с .32­34.  Интернет – ресурсы: 8. ru.wikipedia.org 9. narpromysel.ru

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"

Научно-исследовательская работа "География прикладных народных промыслов России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018