Научно-исследовательская работа на тему "Проблема использования реквизита «Отметка об электронной подписи»"
Оценка 4.8
Научные работы
rtf
правоведение
Взрослым
31.01.2018
В данной работе рассматривается понятие реквизита "отметка об электронной подписи", плюсы и минусы данного реквизита, а также целесообразность включения его в ГОСТ. Здесь вы сможете подробнее узнать о видах электронной подписи, в каких ситуациях какой вид подписи стоит использовать, преимуществах и сложностях его использования.
электронная подпись.rtf
Проблема использования реквизита
«Отметка об электронной подписи»
Докладчик: Щербакова Алёна Андреевна
Руководитель: Чурсина Татьяна Николаевна
Согласно новому ГОСТ Р 7.0.97–2016 список реквизитов документов
был переработан и дополнен парой относительно новых реквизитов, среди
которых 23 – отметка об электронной подписи. Электронная подпись
направлена на идентификацию лица, подписавшего документ, и имеет такую
же юридическую значимость, как и стандартная подпись, поставленная от
руки в случаях предусмотренных законом. Однако внешний вид реквизита,
согласно действующему
нескольких
наличие,
разновидностей ЭП и способ нанесения ее на документ вызывают ряд проблем
законодательству,
в его использовании, а также вопрос о целесообразности включения реквизита
в новый стандарт.
Вопросы, касающиеся использования ЭЦП, регулируются Федеральным
законом от 6 апреля 2011 года № 63ФЗ «Об электронной подписи». Данный
закон
определяет
три
вида
электронной
подписи.
Простая электронная подпись – это электронная подпись, которая
посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает
факт формирования электронной подписи определенным лицом. Усиленная
неквалифицированная электронная подпись
получается путём
криптографического
с
использованием ключа электронной подписи и создаётся с использованием
преобразования
информации
средств электронной подписи. Данный вид подписи позволяет определить
лицо, подписавшее электронный документ, а также позволяет обнаружить
факт внесения изменений в электронный документ после момента его
подписания. Квалифицированная электронная подпись – это электронная подпись,
которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной
подписи и следующим дополнительным признакам: а) ключ проверки
электронной подписи указан в квалифицированном сертификате; б) для
создания и проверки электронной подписи используются средства
электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям,
установленным в соответствии с настоящим законодательством.[1]
Использование электронной подписи позволяет осуществить:
1. Контроль целостности передаваемого документа: при любом
случайном или преднамеренном изменении документа подпись станет
недействительной, потому что вычислена она на основании исходного
состояния документа и соответствует лишь ему.
2. Защиту от изменений (подделки) документа: гарантия выявления
подделки при контроле целостности делает подделывание нецелесообразным
в большинстве случаев.
3. Невозможность отказа от авторства. Так как создать корректную
подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он должен быть известен только
владельцу, то владелец не может отказаться от своей подписи под
документом.
4. Доказательное подтверждение авторства документа: Так как создать
корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он должен быть
известен только владельцу, то владелец пары ключей может доказать своё
авторство подписи под документом. В зависимости от деталей определения
документа могут быть подписаны такие поля, как «автор», «внесённые
изменения», «метка времени» и т. д.
Данные свойства электронной подписи позволяют использовать её для
таких целей как: участие в онлайн аукционах, декларирование товаров и услуг
(таможенные декларации), передача отчётности в налоговую инспекцию и
пенсионный фонд, регистрация сделок по объектам недвижимости. Следует отметить, что при выборе одного из видов электронной
подписи, рекомендуют учитывать то, что действующее законодательство
предъявляет требования к использованию строго определенного вида
электронной подписи в разных случаях.
Также, стоит обратить внимание на то, что на данный момент не
существует универсальной электронной подписи, которая была бы разрешена
к использованию при взаимодействии со всеми государственными и
и во всех сферах электронного
муниципальными органами,
документооборота.
Так, в случае обращения за получением муниципальных и
государственных услуг, если их содержание состоит в предоставлении
справочной информации и не предусматривает выдачу документов, в
большинстве случаев может использоваться простая ЭП .
Если простая ЭП подтверждает, что электронное сообщение отправлено
конкретным лицом, то неквалифицированная ЭП позволяет подтвердить, что
с момента подписания документ не менялся. Но законодательством в
большинстве случаев (для сдачи налоговой отчетности, участия в
электронных торгах и т.д.) предусмотрено использование усиленной
квалифицированной ЭП.
Проблемой нам видится то, что, вопервых, в новом стандарте внешний
вид подписей разных видов никак не дифференцируется на документе и тем
самым не сообщает о степени защищенности данных (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Пример оформления ЭП в ГОСТ Р 7.0.97–2016 Вовторых, виды документов, на которые она может наноситься в
соответствии с действующим законодательством и в зависимости от сферы
применения, также никак не обозначены.
На данном изображении видно, что в целом реквизит соответствует
реквизиту 22 – подпись, однако собственноручная подпись должностного
лица замещается изображением, наносимым машинным носителем без
указания на разновидность ЭП.
Между тем, ЭП обладает одним из свойств других реквизитов из
«стандартного» набора. Так, сертификат ключа проверки электронной
подписи – электронный документ или документ на бумажном носителе,
выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом
удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки
электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной
нанесенный на документ,
подписи [1].
подтверждается другим документом – квалифицированным сертификатом
Следовательно,
реквизит,
ключа, что характерно, например, для такого реквизита как 16 – гриф
утверждения документа. Гриф может содержать отсылки к другим
документам, например, протоколу или решению. Аналогичную отсылку
представляют собой реквизиты 12 – ссылка на регистрационный номер и дату
поступившего документа и 19 – отметка о приложении.
Наличие нескольких видов ЭП делает ее довольно сложной в
оформлении и получении сертификата ключа. Нужно оформлять различные
подписи для взаимодействия с разными госорганами и доступа к различным
базам данных. Наряду с этой проблемой стоит и цена получения ЭП, которая
препятствует большинству хозяйствующих субъектов.
Одной из проблем также является тот факт, что закрытый ключ, как
уже было сказано, хранится у владельца ЭП. Это проблема отделимости
электронной цифровой подписи от ее владельца. Если собственноручная подпись неотделима от физического лица, то секретный ключ, представляя
собой определенный файл, хранится в компьютере подписанта и, естественно,
вполне отделим от него.
Таким образом, теоретически отнести к преимуществам ЭП можно
безопасность использования и надежность
экономию времени,
обеспечиваемых ею сделок. Однако данные качества обеспечивают не все
виды подписи, так как, например, защищенная квалифицированная подпись
требует времени и средств на ее оформление и может быть отделена от
владельца, а неквалифицированная не позволяет отследить изменения в
документе. Кроме того, можно говорить о том, что реквизит электронная
подпись обладает признаками, характерными для других реквизитов, однако
неоднозначность выбора вида ЭП и ее соответствия реквизиту, по нашему
мнению, оставляет вопрос целесообразности включения данного реквизита в
государственный стандарт.
Независимо от актуальности и значимости ведения делопроизводства и
отчетности с помощью информационных технологий, механизмы программ
еще не отлажены до конца. В тоже время и эти недостатки не мешают
широкому распространению использования электронной подписи. Возможно,
массовое её использование в будущем приведёт к большей безопасности и
лучшей защищённости пространства глобальной сети.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об
электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2016).
2. ГОСТ Р 7.0.97–2016.
Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу.
распорядительная документация.
Организационно
Требования к оформлению
документов (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004ст).
Научно-исследовательская работа на тему "Проблема использования реквизита «Отметка об электронной подписи»"
Научно-исследовательская работа на тему "Проблема использования реквизита «Отметка об электронной подписи»"
Научно-исследовательская работа на тему "Проблема использования реквизита «Отметка об электронной подписи»"
Научно-исследовательская работа на тему "Проблема использования реквизита «Отметка об электронной подписи»"
Научно-исследовательская работа на тему "Проблема использования реквизита «Отметка об электронной подписи»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.