Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"
Оценка 5

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Оценка 5
Научные работы
docx
технология +1
5 кл—11 кл +1
11.04.2019
Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"
Публикация является частью публикации:
АРИНЕ Научноисследовательская работа Рождение глиняной инрушки - копия.docx
XI Городской конкурс реферативно­исследовательских и проектных работ учащихся  1­х – 8­х классов «Интеллектуалы ХХI века» «Рождение глиняной игрушки» Технология (научно­исследовательская работа) Автор: Полбенцева Арина,  5 класс, МБОУ «СОШ № 86 г. Челябинска» Научный руководитель:  Агеева Люция Анатольева,  учитель математики Челябинск 2019 СОДЕРЖАНИЕ 1. Вступление.......................................................................................................................3 2. Теоретическая часть........................................................................................................5 2.1.Глава 1. История использования глины………………………………………5 2.2.Глава 2. История возникновения глиняной игрушки………………………..6 2.3.Глава 3. Производство игрушки­ промысел………………………………….7 3. Практическая часть.........................................................................................................8 3.1.Глава 1. Как работать с глиной ………………………………………………8 3.2.Глава 2. Сушка изделия из глины и декорирование…………………………..11 4. Заключение....................................................................................................................18 5. Список литературы…………………………………………………………………..20 2 1. Вступление Я, Арина Полбенцева, ученица 5 класса. Я родилась в городе Челябинске. Я помню, когда первый раз увидела глиняную игрушку. Это была осенняя ярмарка в парке им. Гагарина. Чего там только не было! Но вот я увидела стол, уставленный глиняными игрушками, свистульками. До чего же они были хороши! Все разные, но одинаково яркие, веселые, красочные!  И, неожиданно для меня, в сентябре в нашу школу, а я училась тогда в школе № 155,  пришли руководители из Клуба мальчишек и пригласили нас на кружок «Глиняная  сказка». Я очень обрадовалась.  Занимаюсь в этом кружке второй год. В октябре  мы  с мамой ходили на выставку «В каждой избушке свои игрушки» в Исторический  музей Южного Урала, а также посетили выставку «Игры и игрушки наших предков» в Государственном историческом музее Южного Урала. Оказывается, глиняная игрушка существует с древнейших времен, но разная во всех  городах.  На занятиях нам руководитель рассказывает очень много интересного. Там я познакомилась   с   разными   видами   глиняной   игрушки,   ее   историей,   способами   ее 3 изготовления.   Я   научилась   работать   с   различными   видами   глины,   узнала   об   их свойствах и особенностях работы с каждым из них. Тема :  Рождение глиняной игрушки Цель  : Изучить и освоить процесс создания глиняной игрушки своими руками. Гипотеза:  глиняная игрушка ­ часть русской культуры, традиций, которые мы должны  сохранять;  создание глиняной игрушки очень увлекательно, хоть и трудоемко;  процесс лепки из глины может освоить каждый;  работа с глиной развивает фантазию и мелкую моторику пальцев. Задачи:   выяснить, что такое глина?  выяснить, как давно люди используют глину?  выяснить, что можно делать из глины?  познакомиться с научной литературой по теме;  изучить историю глиняной игрушки;  ознакомиться с работами из глины, представленными в музеях;  узнать на основе эксперимента свойства глины;  научиться работать с глиной;  понять, как делать глиняную игрушку;  пополнить свою «копилку» новыми поделками; Ожидаемые результаты:  4  повышение интереса к глиняной игрушке, ее истории, технике создания;  освоение искусства лепки;  развитие мелкой моторики, творческих способностей и эстетического вкуса;  наличие сформированных навыков самостоятельной работы  5 2. Теоретическая часть 2.1.Глава 1 История использования глины История использования глины начинается с легенд о сотворении мира: первого человека – Адама – Бог вылепил именно из глины, а потом вдохнул в него жизнь (возможно, как раз по этой причине очень долгое время фигурки богов лепились именно из глины). Будучи материалом пластичным, глина использовалась практически во всех сферах и областях жизни человека — ее использовали в строительстве, из нее лепили чаши, кувшины, горшки, и все это расписывали тоже глиной, но уже цветной. Когда была   изобретена   письменность,   то   первой  «бумагой»  были   тонкие   глиняные пластины, на которых писали заостренными палочками. Египтяне использовали глину при бальзамировании, так как с древних времен люди уже знали, что в глине нет бактерий, и она поглощает вокруг себя жидкие и газообразные   токсины,   запахи,   газы,   убивает   болезнетворные   микробы.   А   в   наше 6 время многие знают – если порошок глины поставить на тарелке в холодильник на 2­4 часа, то в нем исчезнут неприятные запахи. Подробно свойства глины, а так же её воздействие на всё живое, и способы лечения глиной многочисленных недугов были описаны тысячу лет.[1] История возникновения глиняной игрушки 2.2.Глава 2 Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны,   относятся   к   эпохе   бронзы,   ко   II   тысячелетию   до   Рождества   Христова. Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Это   маленькие   глиняные   топорики,   посуда,   погремушки.   Находили   глиняную игрушку   и   в   более   поздних   раскопках   X­XVII   вв.   в   Москве,   Рязани.   Это   были свистульки   (кони,   птицы,   фигурки   людей).   Они   вылеплены   из   глины,   обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.[2] 7 Конечно,   изготовление   игрушки   из   глины   было   не   главным   промыслом,   а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что­ нибудь этакое, какую­нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи.  Производство игрушки ­ промысел 2.3.Глава 3 В   XVIII­XIX   вв.   производство   глиняной   игрушки   достигло   невиданного расцвета,   главными   покупателями   были   простые   люди.   Игрушки   стали   делать специально для  весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига 8 глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.[3] Игрушки   различаются   по   манере   лепки,   по   тому,   какая   глина   взята   для изделия.   Лучше   всего   лепятся   игрушки,   свистульки   из   жирной   глины.   Эта   глина используется   для   филимоновских   игрушек.   За   иссиня­черный   цвет   ее   прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.  Известно, что многие виды глиняной игрушки были практически утрачены. Их  восстановили энтузиасты. В результате у нас есть теперь — дымковская, кожлянская, карачунская, тульская городская, абашевская, романушка и многие другие виды  русской гончарной игрушки. [4]  Среди находок на Южном Урале– гамаюнская керамика, небольшое количество  обломков иткульских и воробьевских сосудов, глиняная голова тетерева или глухаря  формы из глины для отливки различных предметов (втульчатых наконечников стрел,  плоских пластинок, круглого стержня, топора­кельта на Багарякском Дальнем  городище.  Нижне­Увельские каолинитовые глины отличаются высокой пластичностью при относительно высокой огнеупорности (более  1650°С), что делает их незаменимым сырьем в сантехнической и строительной  9 керамике, а также при изготовлении  фаянсовых изделий и высококачественного  кирпича. По показателям пластичности наша  глина уникальна, и на территории России не  имеет себе равных. Облицовочная плитка,  изготавливаемая из керамической глины, по  своему качеству выдерживает конкуренцию с  европейской. Челябинское рудоуправление единственное предприятие в Уральском регионе  ведущее добычу светлых сортов глин, которые очень широко используются в  керамической промышленности, в частности для изготовления керамо ­ гранита.  Сегодня этот материал пользуется очень большим спросом, его применяют как при  наружной, так и при внутренней отделке, в частности современных офисных зданий.  Светлые глины используются также при изготовлении цветного кирпича,  пользующегося высоким спросом из­за своего качества и цвета самых различных  оттенков.   Кыштымское месторождение ­   одно   из   самых   крупных   мест   добычи   белой каолиновой   глины.   Белая   каолиновая глина высокого   качества   из   экологически чистой природной зоны подходит для пищевого и косметического применения.  3. Практическая часть 3.1.Глава 1 Как работать с глиной  Глиняные игрушки поражают яркостью красок, ощущением полноты настоящей  русской жизни. Может показаться, что сделать такую игрушку современный человек  уже вряд ли сможет.  Для начала нужно найти глину. 10 Если присмотреться, то красные отложения глины можно встретить повсюду, по  крайней мере, на Южном Урале.  Места, где проводится подготовка к строительным работам. Посетите любую  стройку. У котлованов под фундамент горы породы, и среди них, скорее всего,  будет вскрытые месторождения глины. Сюда же можно отнести: o o o строительство дороги; места проведения коммуникаций (где копаются траншеи ­ под  трубопровод, например); карьеры по добыче природных материалов, даже если добывают песок ­  есть шанс найти отвалы глиняных пород и останется только найти способ  попасть на охраняемый объект.  Естественные места образования глины o o o на даче (если копнуть поглубже и в разных местах ­ есть шанс наткнуться  на залежи); на берегах рек и оврагов можно встретить осыпи, где среди слоев породы  видна глина; в местах, где вода подолгу не уходит ­ верный признак наличия глины. Самое главное в поиске глины ­ выбрать подходящую для лепки глину по ее  свойствам. Определить подходящую глину довольно просто. Скатайте в руке небольшой валик и  попробуйте плавно его изогнуть. В нужной глине не должно быть на сгибе трещин.  Занимаясь керамикой, я узнала несколько правил работы с глиной:  Работу   надо   начинать   с  подготовки   глины.   Но   нам   ее  дают   уже   готовую   в целлофановых   мешках.   чтобы   удалить попадающиеся там камни. Затем постукивая необходимо удалить из нее воздух,   Необходимо   перебрать   ее, иначе изделие при обжиге в печке может взорваться. 11  Работать   следует   двумя   руками.   Это   позволит   одновременно   оформлять правую   и   левую   стороны   изделия,   поможет   более   органично   связать   все   в единое целое.  В помощь рукам для лепки нужно использовать специальные инструменты — стеки. Основное их назначение – проработка мелких деталей, удаление лишней глины,   присоединение   мелких   деталей   к   крупным,   сглаживание   отдельных частей изделия.  Работу   в   процессе   лепки   нужно   периодически   осматривать   со   всех   сторон, чтобы добиться правильных пропорций и соотношений его частей.  Работать над изделием начинают с основной, более крупной части. Например, при лепке животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивая по величине   другие   детали,  соединяют   их   и   самые   мелкие   лепят   в   последнюю очередь.  Любое   соединение   делается   в   следующей   последовательности:   сначала необходимо   смочить   обе   части   изделия,   затем   промазывается   шликером (кашеобразная, мягкая глина). Присоединяется примазыванием с двух сторон 12 (глина с верхней части заглаживается вниз или наоборот) влажным пальцем. В некоторых   случаях  (в  частности,  при   изготовлении   посуды)   для   соединения частей изготавливается отдельный жгутик из очень влажной глины, который будет при наложении в месте соединения заглаживаться в обе стороны — вверх и вниз. При этом шов должен быть незаметным, а соединение прочным. Это сохранит изделие от трещин и сколов, т.е. разрушения после высыхания. Можно в завершении для сглаживания шва прогладить его еще раз пальцем.  Если   работа   не   закончена   сразу,   то   изделие   необходимо   сохранить,   накрыв влажной   тряпкой   и   полиэтиленом.  При   этом   глина   останется   сырой,   не испортится   поверхность   и  работу   над   изделием   можно   будет   продолжить   в последующие дни. Т.к. мы занимаемся два раза в неделю, игрушку лепим в течение того времени, сколько проходит занятие. 13  Перед завершением работы изделие «выглаживается» влажной губкой. Для этих же   целей   может   использоваться   шликер.   К   тому   же,  «залечивание»  мелких трещин на уже готовом изделии и пустот, оставшихся от пузырьков воздуха, происходит   автоматически   при   влажной   затирке   поверхности   изделия паролоновой губкой. [5] 14 Сушка изделия из глины и декорирование 3.2.Глава 2  Сушка изделия сложный и длительный  процесс (при быстрой сушке изделие может потрескаться): 1­й этап — сушка при комнатной температуре до 10 дней (последние   2­3   дня   на   батарее   или   обогревателе).   Изделие   нужно   укрыть полиэтиленом   с   незначительным   доступом   воздуха,   чтоб   не   скапливался конденсат   и   процесс   сушки   был   равномерным   для   тонких   и  более   плотных частей работы. После того, как оно станет «кожетвердым», снять полиэтилен, но избегать в дальнейшей сушке сквозняков в помещении. В противном случае глина, высыхая неравномерно и резко, может деформироваться и разорваться в местах соединения.2­й этап — это обжиг. Обжигают глину в костре (самый экстремальный   и   непредсказуемый   вариант),   горнах,   русских   и   муфельных печах при температуре от 750 до 1200 градусов. Для посуды, чтоб она была менее водопроницаемой и поэтому более прочной, может использоваться 3­й и 4­й   этап   –   3­й   этап   представляет   собой   обвар,   когда   ее   горячую   из   печи окунают в заранее заготовленный очень жидкий клейстер (100 гр. муки на 5 л. воды) из ржаной или овсяной муки, или окунают в молочную сыворотку или квасную гущу. 4–й этап – это второй обжиг после окунания. Мы ставим свои игрушки   на   полочку   для   сушки   при   комнатной   температуре,   а   обжигает руководитель.   Декорирование   в   процессе   лепки   может   заключаться   в   тиснении   изделий (нанесение   оттисков),   налепах   элементов   украшения   или   использовании различных глиняных масс по цвету; после высыхания и обжига — в росписи керамическими красками, глазурями и прочее. Мы украшаем гуашью.  15 И вот результат. Это некоторые из моих работ. В «Клубе мальчишек» проходят  выставки, но т.к. я занимаюсь недавно, мои игрушки еще не участвуют в  конкурсах и выставках. Готовые игрушки дарю родственникам,  дедушкам и  бабушкам, они очень радуются.  16 16

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"

Научно-исследовательская работа "Рождение глиняной игрушки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2019