Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.
Оценка 4.8

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
25.03.2018
Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.
В работе по теме "Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента" в первой части подробно рассмотрены вопросы о сущности темперамента, даны основные характеристики темперамента; изучен вопрос о теориях мотивации в психологии. Во второй части исследования определили зависимость типа нервной деятельности и темперамента.
Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.doc
Содержание  Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1 Формирование представлений о темпераменте в психологии  1.1 Исследование темперамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1.2 Исследования физиологических основ темперамента        И. П. Павловым . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 2 Темперамент как индивидуально­типологическая особенность личности 2.1 Характеристики и свойства темперамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16 2.2 Характеристика типов темперамента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 2.3 Взаимосвязь темперамента и других свойств и характеристик        личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 2 Введение Под   темпераментом   в  общей   психологии   понимают   природные   особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.  Поведение   человека   зависит,   в   том   числе   и   от   особенностей   природной   биологической организации   личности.   Темперамент   как   раз   организацией   индивида.   Темперамент   окрашивает   все   психические   проявления   и   обусловлен   индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки.   Исследование   возникновение   темперамента   и   особенностей   его   проявления началось с глубокой древности.  Типические   различия   в   поведении   человека   были   замечены   и   описаны   еще Гиппократом,   выделившем   четыре   типа   «красиса»,   обусловленных   различным смешением в организме жидкостей (соков): крови (сангвис), желчи (холе), черной желчи   (меланхоле)   и   слизи   (флегмы).   По   соотношению   в   организме   четырех жидкостей римский врач Клавдий Гален (II в. до н. э.) дал название гиппократовским типам   темперамента:   сангвинический, флегматический.    холерический,   меланхолический   и И.   Кант   рассматривал   темперамент   с   точки   зрения   чувств   и   действий.   По Канту,   сангвиник   —   веселый   и   беззаботный   человек,   меланхолик   —   мрачный   и тревожный,   холерик   —   вспыльчивый   и   активный,   но   не   надолго,   флегматик   — хладнокровный и ленивый.  Немецкий   психиатр  Кречмер   рассматривал   особенности   проявления темперамента в зависимости от строения тела, а Я. Ф. Лесгафт от строения сосудов. 3 Великую научную заслугу имеет И. П. Павлов, открывший свойства высшей нервной   деятельности.   Он   показал,   что   врожденное   сочетание   этих   свойств   и характеризует то, что называют  темпераментом. В отличие  от предшественников, Павлов взял для исследования организм как целое и выделил в нем мозг, как такой компонент, который регулирует деятельность всех органов и тканей, объединяет и согласовывает деятельность многообразных частей в системе. Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что стройная кар­ тина соответствия четырех типов высшей нервной деятельности (по И. П. Павлову) четырем темпераментам, не так очевидна, как предполагалось ранее, поэтому они предлагали отказаться от обсуждения типов высшей нервной деятельности, пока не будут более полно изучены ее основные свойства и характер их взаимосвязи.  Тем   не   менее,   современный   подход   к   исследованию   темперамента основывается именно на исследовании типа нервной системы.  Актуальность   данной   темы   определила   выбор   темы   исследования: «Особенности взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента». Цель   работы:   рассмотреть   взаимосвязь   свойств   нервной   системы   и   типов темперамента. Задачи: 1) определить сущность и основные характеристики темперамента; 2) изучить теории мотивации в психологии; 3) определить зависимость типа нервной деятельности и темперамента. Объект исследования: психические свойства личности. Предмет   исследования:   взаимозависимость   типа   нервной   деятельности   и темперамента. Методы исследования: изучение литературы по проблеме исследования; анализ и   сравнение   различных   теоретических   подходов   по   проблеме   исследования; обобщение зарубежного и отечественного опыта. Практическая   значимость   исследования   заключается   в   том,   использованные теоретические знания можно использовать в практической деятельности психолога, а также при составлении психологического портрета личности. 4 1 Формирование представлений о темпераменте в психологии  1.1 Исследование темперамента  Темперамент  —  это  те  врожденные  особенности  человека, и  обусловливают   динамические  характеристики  интенсивности   которые скорости реагирования, особенности приспособления к окружающей среде1. эмоциональной   степени  возбудимости  и  уравновешенности, Исследование темперамента и его свойств проводилось еще в древности, но и в наше время учение о темпераменте не получило окончательного оформления  (см. Приложение А, Б). Темперамент  в   переводе   с   латинского   означает   «смесь»,   «соразмерность». Типические   различия   в   поведении   человека   были   замечены   и   описаны   еще Гиппократом,   выделившем   четыре   типа   «красиса»,   обусловленных   различным смешением в организме жидкостей (соков): крови (сангвис), желчи (холе), черной желчи (меланхоле) и слизи (флегмы).  Каждая жидкость, по Гиппократу, имеет свои свойства и влияет через них на поведение человека (кровь — тепло, слизь — холод, желтая желчь — сухость, черная желчь — влажность). Так,   при   сидячем   образе   жизни   скапливается   флегма,  а   при   подвижном  — желчь, отсюда и соответствующие проявления темпераментов. Гиппократ правильно описал типы, но не смог научно объяснить их. 1 Психология: Учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2004. С. 59. 5 Само слово «темперамент», в переводе с латинского означающее «надлежащее соотношение частей» и синонимичное греческому слову «красис», появилось позже у римских врачей. По соотношению в организме четырех жидкостей римский врач Клавдий Гален (II  в. до н. э.) дал название гиппократовским типам темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический2.  Он   считал,   что   темперамент   человека   определяется   тем,   какая   из   четырех жидкостей   организма   является   преобладающей.   Если   это   кровь   (по­латыни «сангвис»),  то  темперамент  сангвинический: обладающий им человек  энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если же доминирует желчь («холе»), то человек будет холериком: он желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный, с быстрой сменой настроения.  Если   преобладает   слизь   («флегма»),   то   темперамент   флегматичный.   Это спокойный,   медлительный,   уравновешенный   человек,   трудно   переключающийся   с одного   вида   деятельности   на   другой,   плохо   приспосабливающийся   к   новым условиям.   Если   главной   является   черная   желчь   («мелана   холе»),   то   получается меланхолик   —   человек   болезненно   застенчивый   и   впечатлительный,   склонный   к грусти,   робости,   замкнутости,   он   быстро   утомляется,   чрезмерно   чувствителен   к невзгодам. Эту теорию темперамента можно назвать гуморальной (от лат. «гумор» — жид­ кость), т. е. темперамент зависит от соотношения биологических жидкостей в ор­ ганизме. Некоторые современные ее приверженцы показывают, что соотношение и баланс   гормонов   внутри   организма   определяют   проявления   темперамента   — например,   избыток   гормонов   щитовидной   железы   обусловливают   повышенную раздражимость и возбудимость человека, проявления холерического темперамента. Правда, психологическая характеристика этих типов темперамента у Галена 2 Ильин Е. П. Психология. – СПб.: Питер, 2004. С. 88. 6 была небогатой, но со временем она все больше расширялась.  Так,   знаменитый   немецкий   философ   Иммануил   Кант   сангвинический   и меланхолический типы рассматривал как темпераменты чувства, а холерический и флегматический — как темпераменты действия (с современных позиций первые типы характеризуются   повышенной   эмоциональностью,   а   вторые   —   повышенной активностью).  По   Канту,   сангвиник   —   веселый   и   беззаботный   человек,   меланхолик   — мрачный   и   тревожный,   холерик   —   вспыльчивый   и   активный,   но   не   надолго, флегматик — хладнокровный и ленивый.  В   начале  XX  в.   возникла  конституционная   теория  темперамента   (Кречмер, Шелдон), главная идея которой заключалась в установлении его соотнесенности с врожденной   конституцией   человеческого   телосложения.   Если   использовать традиционные названия темпераментов, то нетрудно заметить, что меланхолики по преимуществу имеют хрупкое астеническое телосложение, холерики — варьирующее от атлетического к астеническому, флегматики — от атлетического к пикническому (крупные, спокойные «увальни»), сангвиники по преимуществу — пикническое. Соматика и нервная система — это два контура регуляции темперамента. Они могут   совпадать   или   расходиться   в   каждом   конкретном   случае,   поэтому   и существуют два принципиальных подхода к анализу темперамента. Э. Кречмер в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения   имеют   определенные   психические   особенности.   Э.   Кречмер   провел множество   измерений   частей   тела   людей,   что   позволило   ему   выделить   четыре конституциональных   типа:   лептосоматик,   пикник,   атлетик,   диспластик   (см. Приложение В). Лептосоматик  характеризуется   хрупким   телосложением,   высоким   ростом, плоской   грудной   клеткой,   узкими   плечами,   длинными   и   худыми   нижними ­конечностями. Пикник  — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, харак­ 7 теризуется   малым   или   средним   ростом,   расплывшимся   туловищем   с   большим животом и круглой головой на короткой шее. Атлетик —  человек   с  развитой  мускулатурой, крепким  телосложением, ха­ рактерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра. Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого   типа   характеризуются   различными   деформациями   телосложения  (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).  С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа   темперамента,   которые   он   называет:  шизотимик,   иксотимик  и  циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подвержен колебаниям настроения,   упрям,   не   склонен   к   изменению   установок   и   взглядов,   с   трудом приспосабливается   к   окружению.  В  отличие   от  него   иксотимик   обладает   атлети­ ческим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами   и   мимикой,   с   невысокой   гибкостью   мышления,   часто   мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между ра­ достью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах [4]. Теория Кречмера получила наибольшее распространение в Европе. В США в 40­х   гг.  XX  в.   большую   популярность   приобрела   концепция   темперамента   У. Шелдона.  В  основе   его   концепции  лежит  предположение   о   том,  что  тело   и  тем­ перамент — это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Шелдон   исходил   из   гипотезы   о   существовании   основных   типов   телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им были выделены три типа: 1) эндоморфный (из эндодермы образуются пре­ имущественно   внутренние   органы);   2)   мезоморфный   (из   мезодермы   образуется мышечная ткань); 3) эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань). Людям   с   эндоморфным   типом   свойственно   относительно   слабое   телосложение   с избытком жировой ткани, для мезоморфного типа характерны стройное и крепкое тело,   большая   физическая   сила,   а   для   эктоморфного   —   хрупкое   телосложение, 8 плоская грудная клетка и длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой. По   Шелдону,   этим   типам   телосложений   соответствуют   определенные   типы темпераментов, названные им в зависимости от функции определенных органов тела: висцеротония, соматотония и церебротония. Лиц   с   преобладанием   определенного   типа   телосложения   Шелдон   называет соответственно висцеротониками, соматотониками и церебротониками и считает, что каждый   человек   обладает   всеми   названными   группами   свойств.   Однако   различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств. В   современной   психологической   науке   большинство   конституционных   кон­ цепций повергается острой критике из­за недооценки в них роли среды и социальных условий в формировании психических свойств человека. Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психоло­ гии внес Б. М. Теплов. Его работы, посвященные изучению свойств темперамента, определили не только современный взгляд на проблему темперамента, но и явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента [16]. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства,   Индивидуальные характеризующие   динамику   психической   деятельности. особенности   темперамента   он   объяснял   разным   уровнем   развития   тех   или   иных свойств   темперамента.   К   числу   наиболее   значимых   свойств   темперамента   были отнесены следующие: 1) Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия. 2)   Возбудимость   внимания   —   это   свойство   темперамента   обусловливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя. 3)   Сила   эмоций.   Главную   функцию   данного   свойства   Теплов   видел   в «энергизации деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов.   (Современные   психологи   это   свойство   называют   интенсивностью   и 9 модальностью эмоциональных проявлений.) 4) Тревожность. Под тревожностью Теплов понимал эмоциональную возбуди­ мость в угрожающей ситуации. Причем он принципиально разделял тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения   является   то,   что   эмоциональная   возбудимость   не   зависит   от   силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости. 5)   Реактивность   непроизвольных   движений.   Функция   данного   свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент. 6) Активность волевой целенаправленной деятельности. Данное свойство, по мнению   Теплова,   проявляется   в   повышении   активности   приспособления   путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью. 7)   Пластичность   —   ригидность.   Функция   этого   свойства   заключается   в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности. 8)   Резистентность.   Данное   свойство   заключается   в   способности   оказывать сопротивление   всем   внутренним   и   внешним   условиям,   ослабляющим   или тормозящим начатую деятельность. 9)   Субъективация.   Функцию   данного   свойства   Теплов   видел   в   усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями. Из   приведенных   выше   характеристик   свойств   темперамента,   предложенных Тепловым, нам следует сделать два основных вывода. Во­первых, свойства темпе­ рамента   проявляются   в   динамике   психических   процессов   и   степени   активности индивида. Во­вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельностью. Эти положения были развиты в последующих исследованиях отечественных ученых. Известный психофизиолог В. М. Русалов на основе концепции свойств нервной системы предложил в конце 1980­х гг. свою трактовку свойств темперамента. Эта концепция   заслуживает   внимания,   поскольку   в   ней   учитывались   достижения современной физиологии. Русалов,   исходя   из   теории   функциональной   системы   П.   К.   Анохина, 10 включающей четыре блока — хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной   связи,   —   выделил   четыре   связанные   с   ними   свойства   темперамента, отвечающие  за  широту  или  узость  афферентного синтеза  (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения   на   другую,   скорость   исполнения   текущей   программы   поведения   и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором [14]. В   соответствии   с   этим   традиционная   психофизиологическая   оценка темперамента   изменилась   и   вместо   двух   параметров   —   активности   и чувствительности   —   были   выделены   уже   четыре   компонента:   эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти  компоненты  темперамента,  по  мнению  Русалова,   биологически   и генетически обусловлены. Так, темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, должны пониматься как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих   интегративную,   аналитическую   и   синтетическую   деятельность мозга, всей нервной системы в целом. С  точки   зрения   данной   концепции   темперамент  —  это   психобиологическая категория   в   том   смысле   слова,   что   его   свойства   не   являются   полностью   ни врожденными,   ни   зависимыми   от   среды.   Они,   по   выражению   автора   данной концепции,   представляют   собой   «системное   обобщение»   генетически   заданных индивидуальных   биологических   свойств   человека,   которые,   «включаясь   в   самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания   самой   деятельности   обобщенную,   качественно   новую   индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств». В   соответствии   с   двумя   основными   видами   человеческой   деятельности   — предметной   деятельностью   и   общением   —   каждое   из   выделенных   свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в этих видах деятельности они проявляются по­разному.  11 Так,   по   мнению   Русалова,   психологической   характеристикой   темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности   протекания   психических   процессов   и   поведения,   которые   данные свойства   порождают.   Например,   активность,   как   свойство   темперамента,   в познавательных   психических   процессах   проявляется   в   том,   насколько   человек   в состоянии   сосредоточиться   на   определенном   объекте   или   его   аспекте.   В   свою очередь,  темп  проявляется   в  том,  насколько   быстро   протекают   соответствующие психические процессы. Возбудимость,   тормозимость   и   переключаемость   характеризуют   быстроту возникновения   и   прекращения   того   или   иного   познавательного   процесса   или   его переключения   с  одного   объекта   на  другой.  Например,  некоторые   люди   медленно включаются в интеллектуальную деятельность или переключаются с одной темы на другую.   Другие   быстро   запоминают   или   вспоминают   информацию.   Здесь   также следует иметь в виду, что указанные особенности не определяют способности людей. В   целом,   в   настоящее   время   существуют   гуморальные,   химические, физические,   анатомические,   неврологические   и   чисто   психологические   теории. Однако   ни   одна   из   них   не   дает   правильного   и   полного   объяснения   природы темперамента. 1.2 Исследования физиологических основ темперамента И. П. Павловым  Академик   И.   П.   Павлов   изучил   физиологические   основы   темперамента, обратив внимание на зависимость его от типа нервной системы. Методом условного рефлекса  И.  П. Павлов  раскрыл  закономерности  высшей нервной деятельности   и основные   свойства   нервных   процессов   —   возбуждения   и   торможения.   Основные свойства   нервных   процессов   следующие:   1)   сила,   2)   уравновешенность,   3) подвижность [8]. Сила  нервных   процессов   является   показателем   работоспособности   нервных 12 клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, в то время как слабая при этих условиях «ломается». Уравновешенность  —   это   определенный   баланс   процессов   возбуждения   и торможения. Эти процессы могут быть уравновешены друг, с другом по силе, а могут быть неуравновешенными — один из них может быть более сильным, чем другой. Подвижность   —  эта   быстрота   смены   одного   процесса   другим.   Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. Своеобразная   комбинация   этих   свойств   характеризует   специфические   типы нервной деятельности (см. Приложение Г). Наиболее часто встречаются четыре типа. Из них три И. П. Павлов отнес к сильным   и   один   —   к   слабому   типу.   Сильные   в   свою   очередь   делятся   на уравновешенные и неуравновешенные а уравновешенные — на подвижные лабильные) и спокойные (инертные).   Типы   нервной   деятельности.  В   результате   была   выделена   следующая типология: Сильный   неуравновешенный  (безудержный)   гип   нервной   деятельности характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением. Сильный  уравновешенный  (процесс возбуждения  балансируется с процессом торможения), подвижный. Сильный уравновешенный, инертный (внешне более спокойный, «солидный») Слабый  характеризуется   слабостью   процессов   возбуждения   и   торможения, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов. Исследованиями  В.   Д.   Небылицына  установлено,   что   слабый   тип   обладает   благодаря   которой   он   успешно   может высокой   чувствительностью, приспосабливаться   к   условиям   жизни.   Эти   типы   нервной   деятельности   являются общими как для животных, так и для человека [6]. Нельзя   думать,   что   указанные   четыре   типа   нервной   деятельности   могут исчерпать все многообразие форм поведения индивида. Павлов считал, что эти типы, наиболее частые и резкие, которые действительность отчетливо выдвигает, являются 13 основными; между ними располагаются промежуточные формы и переходные типы. Среди людей можно встретить многочисленные вариации основных типов. Павлов считал, что нужно знать эти переходные и промежуточные формы и типы нервной деятельности для того, чтобы правильно ориентироваться в человеческом поведении. Эти   промежуточные   типы   могут   быть   следствием   природных   задатков   или образовываться   из   основных   типов   в   процессе   жизнедеятельности   индивида   под влиянием жизненных условий. Изменчивость   свойств   нервной   деятельности.  Тип   нервной   деятельности врожден и в целом вряд ли может быть изменен.  Однако,   И   П.   Павлов   экспериментально   доказал   возможность   изменения отдельных свойств типа нервной деятельности. Так, у безудержного типа, у которого сильный   процесс   возбуждения   не   уравновешен   менее   сильным   процессом торможения,   оказалось   возможным   путем   тренировки   добиться   значительного увеличения   силы   тормозного   процесса   и   привести   его   в   равновесие   с   процессом возбуждения.  Отсюда   Павлов   делает   вывод:  у   сильного  возбудимого   типа   можно тренировкой   добиться   сильного   торможения,   достаточного   для   уравновешивания процесса возбуждения. Это дало основание говорить, например, о нескольких ва­ риантах безудержного типа. Так, возможен тип, у которого процесс возбуждения достиг крайней силы, а процесс торможения ослаблен. Или другой вариант: сильны оба   процесса,   но   процесс   возбуждения   превышает   обычный   уровень.   И,   наконец, третий вариант, когда сила процессов торможения и возбуждения достигает почти одного уровня. Павлов   приводил   примеры,   что   первоначальная неуравновешенность   с   течением   времени   посредством   медленных   и   повторных   показывающие, упражнений могла быть в значительной мере выравнена. Павлов считал, что путем длительной посильной тренировки можно укрепить нервную систему слабого типа. Человек   с   выраженными   свойствами   слабого   типа   нервной   деятельности впоследствии,   в   благоприятных   условиях   жизни   и   воспитания,   может   с   успехом решать любые жизненные задачи. 14 Последующие   исследования   показали,   что   подвижность   нервных   процессов является наиболее изменчивым в онтогенезе свойством нервных процессов. Исследования   Б.   М.   Теплова   и   В.   Д.   Небылицына   показали,   что   стройная картина   соответствия   четырех   типов   высшей   нервной   деятельности   (по   И.   П. Павлову)   четырем   темпераментам,   известным   с   древности,   не   так   очевидна,   как предполагалось ранее [6, 16]. Они предложили временно отказаться от обсуждения типов высшей нервной деятельности, пока не будут более полно изучены ее основные свойства и характер их взаимосвязи. Эти ученые показали парциальность таких свойств при применении условно­рефлекторных процедур к различным анализаторным системам и наметили поиски   общих   характеристик   нервной   системы   в   амодальных   регуляторных структурах мозга.  Особенно важны выводы Б. М. Теплова об отсутствии прямого параллелизма между свойствами нервной системы и особенностями поведения по психологическим характеристикам   поведения   нельзя   судить   о   физиологических   качествах   нервной системы.  Ее   свойства   не   предопределяют   никаких   форм   поведения,   но   образуют почву, на которой легче формируются одни и труднее другие. Задачу представляет поиск тех ее качеств, которые определяют индивидуальные различия по параметрам общей   психической   активности   и   эмоциональности   —   главных   двух   измерений темперамента (В. Д. Небылицын). Таким   образом,   И.   П.   Павлов   отождествлял   тип   нервной   деятельности   и темперамент. Последующие исследования показали, что тип нервной деятельности не всегда совпадает с типом темперамента. Очевидно, что на темпераменте сказываются не  только  свойства   нервной  системы,  но  и  соматическая  организация   личности  в целом.   Тип   нервной   деятельности   следует   рассматривать   в   качестве   задатка темперамента.  В   прошлом   многие   психологи   сводили   проявления   темперамента   к эмоциональной   сфере.   На   самом   деле   темперамент   проявляется   не   только   в эмоциональных,   но   и   в   мыслительных   и   волевых   процессах.   Когда   говорят   о 15 темпераменте   человека,   то   имеют   в   виду   не   динамику   изолированных психологических процессов, а весь синдром (систему) динамических особенностей целостного   поведения   личности.   Исходя   из   этого,   темперамент   —  это   внешнее проявление типа высшей нервной деятельности  человека, и поэтому в результате воспитания,   самовоспитания   оно   может   искажаться,   изменяться,   происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому редко встречаются «чистые» типы темперамента,   но,   тем   не   менее,   определенная   тенденция   всегда   проявляется   в поведении человека. Темперамент,   таким   образом,   есть   не   что   иное,   как   наиболее   общая характеристика   импульсивно­динамической   стороны   поведения   человека, выражающая преимущественно свойства нервной деятельности. 2 Темперамент как индивидуально­типологическая особенность личности 2.1 Характеристики и свойства темперамента В   основе   всей   психической   деятельности   человека   лежат   два   процесса: возбуждение и торможение3. Возбуждение ­ это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга, обеспечивающая образование и оживление условнорефлекторных связей, на основе которых приходят в действие механизмы памяти, мышления и т. д.  Торможение   ­   это   процесс   затухания   корковых   связей,   прекращения активности нервных клеток и центров, на основе которого происходит забывание, ослабление внимания и т. п. Основными свойствами процессов возбуждения и торможения являются сила, равновесие   и   подвижность.   Сила   нервных   процессов   служит   показателем работоспособности   нервных   клеток   и   в   целом   нервной   системы.   Под   силой возбуждения   понимается   способность   нервных   клеток   и   центров   коры   головного 3 Психология и педагогика / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жуковой, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенин. – М.: Изд­во Института Психотерапии, 2002. С. 93. 16 мозга к замыканию связей и активизации этих связей в самых различных условиях.  Человек с сильным процессом возбуждения может долгое время напряженно работать, преодолевать большие психические и физические нагрузки. У человека со слабым   возбуждением   корковые   связи   в   неблагоприятных   условиях   не активизируются.   Для   него   характерна   пониженная   работоспособность,   быстрая утомляемость и медленное восстановление сил. Равновесие   нервных   процессов   ­   это   соотношение   сил   возбуждения   и торможения.   Они   могут   быть   уравновешенными   или   неуравновешенными   ­   один процесс может быть сильнее, чем другой. Подвижность ­ это быстрота смены одного процесса   другим,   обеспечивающая   приспособление   к   неожиданным   и   резким изменениям обстоятельств. Различное сочетание силы, равновесия и подвижности процессов возбуждения и   торможения   характеризует   специфические   типы   высшей   нервной   деятельности, каждому   из   которых   соответствуют   свои   особенности   протекания   психических процессов.  В зависимости от соотношения процессов возбуждения и торможения И. П. Павлов   выделил   четыре   основных   типа   высшей   нервной   деятельности,   которым соответствует четыре вида темперамента. Темперамент   —   это   характеристика   человека   со   стороны   динамических особенностей   его   психической   деятельности,   т.   е.   темпа,   быстроты,   ритма, интенсивности   деятельности   психических   процессов   и   состояний,   степени   эмо­ циональности. Можно выделить следующие признаки свойств темперамента: ♦обусловленность их свойствами нервной системы и постоянные индивидуаль­ ные особенности эмоциональной сферы, к которым относятся: сила, скорость эмоций, эмоциональная возбудимость; ♦устойчивость или изменчивость, плавность или резкость изменения эмоций; ♦регуляция динамики психических процессов и психической деятельности в це­ 17 лом (скорость, темп реагирования)4. Имеются интересные наблюдения о взаимосвязи кожных узоров на пальцах рук человека   и   его   нервной   системы,   его   темперамента.   «Гребешковый   счет»   — количественный метод анализа рисунков на коже пальцев. Гребешки — это видимая ребристость кожи, образующая тот или иной папилярный узор на крайней фаланге. В узоре подсчитывается число гребешков, пересеченных или же соприкасающихся с отрезком прямой, проведенной от центра дельты (три радиуса) до центра узора. Если узор в виде дуги, то гребешковый счет равен нулю. Общий гребешковый счет определяется путем суммирования всех гребешков на десяти пальцах руки. Он выше у мужчин (от 130 до 150), чем у женщин (от 110 до 135). Преобладание спиралей и больших петель увеличивает его. У лиц с сильной и уравновешенной   нервной   системой   доминируют   «петли»;   сильной,   но   не­ уравновешенной — «спирали», а «дуги» наблюдаются у обладателей слабой нервной системы. Холерик имеет 50% спиралей, а остальные — петли. Флегматик — все петли. Меланхолик — хотя бы одну дугу, и чем больше дуг, тем слабее нервная система. Продуктивность   работы   человека   тесно   связана   с   особенностями   его темперамента.   Так,   особая   подвижность   сангвиника   может   дать   дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводят такого человека к быстрому утомлению. Флегма­ тики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники. В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать. Подчеркнем,   но   не содержательные характеристики поведения. Один и тот же тип темперамента может   темперамент   определяет   лишь   динамические, 4 Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. С. 181.  18 быть как у «великой», так и у социально ничтожной личности. И. П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности: ♦ мыслительный; ♦ художественный; ♦ средний. Представители   первого   типа   (у   которых   преобладает   активность   второй сигнальной   системы   левого   полушария   мозга)   весьма   рассудительны,   склонны   к детальному   анализу   жизненных   явлений,   к   отвлеченному   абстрактно­логическому мышлению.   Чувства   их   отличаются   умеренностью,   сдержанностью   и   обычно прорываются наружу, лишь пройдя через «фильтр» разума. Такие люди обычно инте­ ресуются математикой, философией, им нравится научная деятельность. У людей художественного типа (здесь преобладает активность первой сигналь­ ной системы правого полушария мозга) мышление образное, на него накладывают отпечаток   большая   эмоциональность,  яркость   воображения,  непосредственность   и живость   восприятия   действительности.   Их   интересует,   прежде   всего,   искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения. Это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания (с самого раннего детства), от жизненных обстоятельств [3]. Проявляться   это   начинает   к   12­16   годам:   одни   подростки   большую   часть времени   отдают   литературе,   музыке,   искусству,   другие   —   шахматам,   физике, математике. Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полуша­ рия оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности. 2.2 Характеристика типов темперамента 19 Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента [12]. Холерический   темперамент.  Представители   этого   типа   отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик   вспыльчив,   агрессивен,   прямолинеен   в   отношениях,   энергичен   в деятельности.   Для   холериков   характерна   цикличность   в   работе.   Они   со   всей страстью способны отдаваться делу, увлечься им.  В это время они готовы преодолеть и действительно преодолевают трудности и препятствия   на   пути   к   цели.   Но   вот   истощились   силы,   упала   вера   в   свои возможности,  наступило   подавленное   настроение,  и  они   ничего   не  делают.  Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.  Павлов   так   объясняет   это:   «Когда   же   у   сильного   человека   нет   такого равновесия,   то   он,   увлекшись   каким­нибудь   делом,   чересчур   налегает   на   свои средства   и   силы   и   в   конце   концов   рвется,   истощается   больше,   чем   следует,   он дорабатывается до того, что ему все невмоготу...»5. Сангвинический темперамент.  Представителя этого типа темперамента И. П. Павлов характеризует как горячего, очень продуктивного деятеля, но лишь тогда, когда у него есть интересное дело, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым. Для   сангвиника   обычна   большая   подвижность,   легкая   приспособляемость   к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, не   чувствует   скованности   в   новой   обстановке.   В   коллективе   сангвиник   весел, жизнерадостен,   с   охотой   берется   за   живое   дело,   способен   к   увлечению.   Однако, развивая   кипучую   деятельность,   он   может   так   же   быстро   остыть,   как   и   быстро увлечься, если дело его перестает интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, если оно имеет будничный характер. У сангвиника эмоции легко возникают, легко сменяются. Это одно из условий того,   что   он   быстро   может   освободиться   от   гнетущего   настроения,   если   оно 5 Общая психология / Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова. – М.: ВЛАДОС, 2005. С. 337. 20 возникает,   и   пребывать   в   постоянном   оптимистическом   состоянии   духа,   если обстоятельства достаточно возбуждают его и увлекают к тому или другому делу. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи,   большая   подвижность   характеризуют   гибкость   ума.   Сангвиник   склонен   к остроумию,  быстро   схватывает   новое,   легко   переключает   внимание.   Продуктивен при динамической и разнообразной работе. Работа, требующая быстрой реакции, а вместе с тем уравновешенности, больше всего подходит ему. Флегматический   темперамент.   По   характеристике   Павлова, флегматик — спокойный,   уравновешенный,   всегда   ровный;   настойчивый   и   упорный   труженик жизни.   Уравновешенность   и   некоторая   инертность   нервных   процессов   позволяют флегматику легко оставаться спокойным в любых условиях.  При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения ему нетрудно сдерживать свои импульсы, порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни, системе в работе, не отвлекаться по незначительным поводам. Флегматик может выполнять дело, требующее ровной затраты сил, длительного и методического напряжения (усидчивости, устойчивого внимания и терпения).  Флегматик солиден, он не тратит напрасно сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатком   флегматика   является   его   инертность,   малоподвижность.   Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой   объект   и   т.   п.   Инертность   сказывается   и   на   косности   его   стереотипов, трудности их перестройки, что приводит к излишней фиксированности характера, недостаточной его гибкости.  Однако это качество — инертность — имеет и положительное значение: оно обеспечивает   неторопливость,   основательность   и   в   целом   постоянство,   опреде­ ленность   характера.   Флегматики   особенно   подходят   к   работе,   требующей методичности, хладнокровия и длительной работоспособности. Меланхолический   темперамент.  Представители   этого   типа   отличаются высокой   эмоциональной   чувствительностью,   а   вследствие   этого   и   повышенной 21 ранимостью. Меланхолики несколько замкнуты, особенно если встречаются с новыми людьми,   нерешительны   в   трудных   обстоятельствах,   испытывают   сильный   страх   в опасных ситуациях. Слабость процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности (преобладает   торможение)   приводит   к   тому,   что   всякое   сильное   воздействие затормаживает   деятельность   меланхолика,   и   у   него   возникает   запредельное торможение.  Специфично действует на  меланхолика и  слабое  раздражение, субъ­ ективно оно переживается им как сильное воздействие, а потому меланхолик склонен отдаваться   переживанию   по   незначительному   поводу.   Это   рассматривалось психологами как способность меланхолика к сильному переживанию. В привычной обстановке, и в особенности в хорошем, дружеском коллективе,   успешно   вести меланхолик   может   быть   довольно   контактным   человеком,   порученное дело, проявлять настойчивость и преодолевать трудности. Представители четырех основных типов темперамента по­разному могут вести себя в одинаковой ситуации.  Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого че­ ловека.   Тип   нервной   системы   хотя   и   определяется   наследственностью,   но   не является абсолютно неизменным.  С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться   или   замедлиться   их   переключаемость.   Например,   среди   детей преобладают   холерики   и   сангвиники   (они   энергичны,   веселы,   легко   и   сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует   высокая   подвижность   нервных   процессов).   Среди   пожилых   людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов. Таким   образом,   темперамент   сказывается   на   характере   активности   (в работоспособности,   коммуникативности   или   социальном   контакте),   легкости приспособления к изменяющимся условиям. 22 2.3 Взаимосвязь темперамента и других свойств и характеристик        личности Характеристика   личности   с   импульсивно­динамической   стороны   имеет существенное значение для понимания поведения. То, насколько человек проявляет энергию   и   неутомимость,   способность   страстно   увлекаться,   уравновешенность   в поведении,   гибкость   и   динамичность   в   отношениях,   легкость   контакта   с окружающими, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, которые   определенным   образом   сказываются   на   трудовой   деятельности, общественной активности и поведении индивида [9]. Картина   поведения   человека   в   рамках   темперамента   может   определяться отношениями   человека,   которые   временно   маскируют   или   видоизменяют естественные, или, точнее, характерные, для данного темперамента проявления. Так, например,   сила   реакции,   степень   подвижности   и   уравновешенности   зависят   от характера   отношений   человека   к   задаче   или   к   другому   лицу,   предъявляющему требования, зависят от интересов, потребностей и ориентации личности. При   положительном   отношении   к   делу   ускоряются   темп   и   ритм   работы, человек   трудится   с   большей   энергией,   долго   не   утомляется.   И   наоборот,   при отрицательном отношении наблюдается замедленный темп работы, быстро наступает ощущение утомления, тонус деятельности падает. Особенно ярко обнаруживается зависимость   динамики   и   тонуса   эмоциональной   жизни   от   отношений   личности   к различным событиям жизни. Следовательно,   при   анализе   поведения   человека   необходимо   учитывать   не только   временные   состояния,   но   и   устойчивые   отношения,   характер   личности   в целом.   Только   при   прочих   равных   условиях   можно   оценить   силу   или   слабость, уравновешенность или подвижность сравниваемых людей. Проявление   темперамента   зависит   от   общей   культуры   человека.   Так,   есть люди,   которые   не   только   не   хотят   сдерживать   себя,   а,   наоборот,   нарочито 23 подчеркнуто   проявляют   свое   эмоциональное   состояние,   вспышки   гнева,   радости, отчаяния и т. д. Более того, некоторые взвинчивают себя, выставляя напоказ свой сильный   или   слабый   темперамент,   чтобы   вызвать   страх   или   сочувствие   у окружающих. Такие люди нередко все оправдывают своим темпераментом, своими «нервами»,   мотивируя   этим   собственную   несдержанность,   грубость,   бестактность или даже хулиганство. Это некультурные, невоспитанные люди. Культура состоит в том, что человек строит свое поведение в соответствии с принятой в обществе моралью. Личность должна считаться с другими людьми, их состоянием,   бережно   относиться   к   окружающим,   всемерно   избегать   таких воздействий, которые могут травмировать их. Для этого нужно быть сдержанным. Возбужденный   холерик   берет   себя   в   руки   и   не   позволяет   грубых   выпадов против окружающих. Он отвлекает свое внимание на другой объект или удаляется из раздражающей   ситуации.   Меланхолик   может   заставить   себя   не   поддаваться   ни страху, ни панике. Культура   поведения   определяется   не   только   знанием   морали,   принципов   и норм  поведения, но  и  моральной  воспитанностью  в  целом,  в  частности  наличием устойчивых привычек и манер поведения. Люди могут быть разных темпераментов, но высокая культура определяет ровность их поведения и деликатность, достоинство их личности. Кроме моральных качеств, огромное значение в регуляции поведения, в частности темперамента, имеет воля. Волевая   активность,   формирующаяся   на   основе   того   или   другого темперамента,   отражает   его   особенности.   Так,   на   основе   флегматического темперамента   скорее   может   сформироваться   методическая,   интеллектуальная форма воли; на основе холерического — эмоционально­порывистая воля. С другой стороны,   образующиеся   волевые   качества   характера,   в   свою   очередь,   позволяют овладеть   свойствами   темперамента   и   регулировать   его   проявление   в   процессе деятельности. Твердая   воля   позволяет   человеку   сдерживать   и   даже   «снимать» импульсивность, овладевать своими эмоциями. 24 Этот   процесс   взаимообусловленности   в   развитии   воли   и   темперамента   не всегда   протекает   плавно,   ровно.   Укоренившиеся   отрицательные   свойства темперамента задерживают  образование волевых  качеств характера. Наблюдаются срывы. Нередко импульсивность побеждает разумную волю, особенно в критические моменты жизни. Однако крепнущая воля позволяет личности постепенно овладевать свойствами темперамента и даже в соответствующих обстоятельствах подчинять их. Внутреннее  овладение  динамикой  психических  процессов считается  завершенным, когда   новый   психический   ритм   стал   привычным.   В   конечном   итоге   природная динамика сливается с волевым ритмом поведения. Темперамент   по­разному   проявляется   в   различных   состояниях   личности. Иногда   можно   наблюдать,   что   спокойный,   ровный   флегматик   при   известных обстоятельствах   проявляет   эмоциональный   взрыв   и   ведет   себя   как   холерик,   а холерик,   в   определенных   условиях,   проявляет   себя   как   меланхолик:   переживает чувство подавленности, неуверенности и т. п.  Подобные наблюдения привели некоторых психологов к выводам, что имеются смешанные   темпераменты.   Такое   мнение   недостаточно   обоснованно.   Правильнее говорить о промежуточных типах. Хотя картины поведения у одного и того же человека могут быть различны в зависимости   от   состояний,   необходимо   при   их   анализе   также   учитывать типологические   особенности   человека,   так   как   и   возникающие   состояния оказываются   характерными   для   определенных   типов   нервной   системы.   Так,   для холерика   типично   состояние   подъема   или   эффективности,   для   флегматика   — спокойной сдержанности, для меланхолика — неуверенности и т. п.  Следовательно,   это   состояние   является   признаком   типологических особенностей человека. В тех же случаях, когда человек реагирует на воздействия нетипично,   необходимо   посмотреть   на   характер   самого   воздействия   и   тогда выяснится, что и эта нетипичная реакция окажется типичной. Так, например, холерик каждый раз раздражается вспышками гнева, как только ему делают резкое замечание, особенно если оно задевает его самолюбие. Флегматик, 25 наоборот, спокойно принимает единичное замечание; если же оно (или даже шутка в его адрес) повторяется несколько раз, через день, два, три дня, то наступает момент, когда это воздействие вызывает вспышку гнева, по силе равную вспышке холерика. Можно полагать, что холерик отличается быстрой непосредственной разрядкой энергии,   в   то   время   как   флегматик   аккумулирует,   накапливает   ее   и   разрядка происходит   тогда,   когда   «накопившийся»   процесс   возбуждения   начинает преодолевать сильное торможение. То же самое можно сказать и о состоянии подавленности и неуверенности. У холерика   оно   возникает   вследствие   сильного   переутомления,  после   длительной   и напряженной   деятельности,   в   то   время   как   у   меланхолика   это   же   состояние возникает при кратковременном напряжении или в условиях коренного изменения обстоятельств жизни или общения. Все   это   необходимо   знать   и   учитывать   для   того,   чтобы   разобраться   в особенностях темперамента человека. Важное значение имеет вопрос о соотношении темперамента и деятельности. В одних   случаях   деятельность   требует   сильных   и   быстрых   реакций,   в   других   — плавных   и   медленных   действий.   Каждый   род   деятельности   имеет   свой   темп   и динамику, и человек, включаясь в ту или иную деятельность, неизбежно развивает у себя требуемые ею качества [13]. В   начале   деятельности   естественные   особенности   личности   способствуют успеху  деятельности или тормозят ее, но потом при длительном  занятии данным видом   деятельности   эти   особенности   адаптируются,   их   проявления   становятся адекватными требованиям деятельности. Холерику,   например,   очень   трудно   вначале   совершать   деятельность, требующую   плавных   движений,   замедленного   и   спокойного   темпа,   так   как   его природные особенности противоположны требующимся качествам. Холерик будет проявлять   нетерпение,   резкость   движений,   порывистость.   Однако   по   мере   учета ошибок, осознания своих недостатков у него будут развиваться и укрепляться новые темп и динамика психических процессов, и тем самым, следовательно, темперамент 26 будет подчиняться требованиям деятельности. Таким   образом,   темперамент   занимает   особое   место   среди   основных характеристик личности человека. Заключение Темперамент  —  это  те  врожденные  особенности  человека,  которые обусловливают   динамические  реагирования,  степени  эмоциональной  характеристики  интенсивности  скорости возбудимости  и  уравновешенности, и  особенности приспособления к окружающей среде.  При   изучении   особенностей   темперамента   следует   иметь   в   виду,   что   тип высшей   нервной   деятельности   не   тождествен   темпераменту.   Первое   ­   понятие 27 физиологическое,   второе   ­   психологическое.   Тип   высшей   нервной   деятельности, который наследуется человеком, составляет физиологическую основу темперамента. В процессе жизни под влиянием социальной среды этот тип претерпевает изменения, превращаясь   в   фенотип.   Темперамент   зависит   не   только   от   физиологического механизма,   но   и   от   духовного   облика   человека,   его   внутреннего   содержания, направленности, характера, привычек. Поэтому характеристика того или иного вида темперамента дается как через раскрытие типа высшей нервной деятельности (силы, равновесия   и   подвижности   процессов   возбуждения   и   торможения),   так   и   через описание его психологических особенностей. Согласно современным представлениям, вид темперамента ­ это определенная совокупность его психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих   для   данной   группы   людей.   Основными   психологическими   свойствами темперамента являются следующие. Сензитивность  (чувствительность).   Она   определяется   наименьшей   силой внешних   воздействий,   вызывающих   психическую   реакцию   человека,   а   также скоростью   ее   протекания.   Реактивность   ­   степень   непроизвольности   реакций   на внешние   или   внутренние   воздействия   одинаковой   силы.   Активность   ­   степень энергичности человека при воздействии на внешний мир и преодолении препятствий на пути к цели. Соотношение реактивности и активности определяется тем, от чего в большей   степени   зависит   деятельность   человека:   от   случайных   внешних   или внутренних   обстоятельств   (от   настроения,   желаний,   случайных   событий)   или   от целей, намерений, стремлений, убеждений. И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость его от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса — возбуждение и торможение — отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств ученый выделил четыре основных типа   подвижный, высшей   нервной   деятельности:   «безудержный»   (сильный, неуравновешенный;  он  соответствует   темпераменту  холерика);  «живой» (сильный, 28 соответствует   темпераменту   сангвиника); подвижный, «спокойный»   (сильный,   уравновешенный,   инертный;   темперамент   флегматика);   уравновешенный; «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный; обусловливает темперамент меланхолика). Холерик  —   это   человек,   нервная   система   которого   определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро,   часто   необдуманно,   не   успевает   себя   сдержать,   проявляет   нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность. Сангвиник  —   человек   с   сильной,   уравновешенной,   подвижной   нервной системой;   обладает   быстрой   скоростью   реакции;   его   поступки   обдуманны;   он жизнерадостен,   благодаря   чему   его   характеризует   высокая   сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям.  Флегматик  —   человек   с   сильной,   уравновешенной,   но   инертной   нервной системой.   Вследствие   этого   реагирует   медленно;   неразговорчив;   эмоции проявляются   замедленно   (трудно   рассердить,   развеселить);   обладает   высокой работоспособностью,   хорошо   сопротивляется   сильным   и   продолжительным раздражителям,   трудностям,   но   не   способен   быстро   реагировать   в   неожиданных новых ситуациях.  Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям.  Глоссарий № п/п 1 1 Новое понятие 2 Возбудимость внимания  Содержание 3 свойство приспособительные функции психики индивида темперамента     обусловливающее 29 Возбуждение Пластичность Подвижность  Равновесие нервных процессов Резистентность Сила нервных процессов Темперамент  Торможение  Тревожность функциональная   активность   нервных   клеток   и центров   коры   головного   мозга,   обеспечивающая образование   и   оживление   условнорефлекторных связей,   на   основе   которых   приходят   в   действие механизмы памяти, мышления и т. д. приспособление   к   изменяющимся   требованиям деятельности быстрота смены одного процесса другим соотношение сил возбуждения и торможения человека, особенности  способность   оказывать   сопротивление   всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность. показатель   работоспособности   нервных   клеток   и нервной системы в целом  которые врожденные  характеристики обусловливают   динамические  интенсивности  и  скорости  реагирования,  степени эмоциональной  возбудимости  и  уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде процесс   затухания   корковых   связей,   прекращения активности   нервных   клеток   и   центров,   на   основе которого   происходит   забывание,   ослабление внимания эмоциональная   возбудимость   в   угрожающей ситуации Уравновешенность определенный   баланс   процессов   возбуждения   и торможения. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Список использованных источников  1. Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С., Смит Э. Е. и др. Введение в психологию: Учебник   для   университетов   /   Пер.   с   англ.   под   ред.   В.   П.   Зинченко.   –   М.: Тривола, 2002. 30 2. Гиппенрейтер  Ю. Б.  Введение  в общую  психологию:  Курс лекций:  Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС­ПРЕСС, 2005. 3. Ильин Е. П. Психология. – СПб.: Питер, 2004. 4. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004. 5. Мерлин     В.     С.  Очерк   теории   темперамента   /   Хрестоматия   по   общей психологии. – М.: ИНФРА­М, 2006. 6. Небылицын   В.    Д.   Основные   свойства   нервной   системы   человека  / Хрестоматия по общей психологии. – М.: ИНФРА­М, 2006. 7. Немов Р. С. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. 8. Общая   психология   /   Под   ред.   В.   В.   Богословского,   А.   Г.   Ковалева,   А.   А. Степанова. – М.: ВЛАДОС, 2005. 9. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А. А. Бадалева, В. И. Жукова,   Л.   Г.   Лаптева,   В.   А.   Сластенина.   –   М.:   Изд­во   Института Психотерапии, 2002. 10. Психология. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003. 11. Психология: Учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2004. 12. Психология:   Учебник   для   гуманитарных   вузов   /   Под   общ.   Ред.   В.   Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003. 13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. 14. Русалов   В.   М.   Биологические   основы   индивидуально­психологических различий / Хрестоматия по общей психологии. – М.: ИНФРА­М, 2006. 15. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 16. Теплов Б. М. Избранные труды / Хрестоматия по общей психологии. – М.:  ИНФРА­М, 2006. Приложение А История развития учений о типах темперамента 31 Приложение Б 32 Соотношение теорий о темпераменте человека Приложение В 33 Конституциональные типы по Э. Кречмеру Приложение Г 34 Типы темперамента и их психологическая характеристика 35

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.

Научно-исследовательская работа. Взаимосвязь нервной системы и типов темперамента.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018