Проектно – исследовательская конференция школьников «Я и мир вокруг». ТЕМА: Математика в повседневной жизни. В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. А ведь до сих пор ученики задают вопрос «А зачем нам нужна математика? Только в магазин сходить?». Так для чего же мы изучаем дроби, площадь, периметр, объем? Для чего нужны геометрические сведения? Где каждому человеку математика необходима в повседневной жизни? А что будет, если математику совсем не знать? Необходимо рассмотреть все виды своей деятельности и доказать, что без математики в быту не обойтись.
научно пр. конфер. 2016г(2).docx
XV Проектно – исследовательская конференция
школьников «Я и мир вокруг»
Секция: В мире точных наук и
информационных технологий.
ТЕМА: Математика в повседневной жизни
Исследовательская работа ученицы 7 класса
МОУ«СОШ с. Марьино – Лашмино»
Новобурасского района Саратовской области
Драбыниной Марии Сергеевны
Руководитель: Майорова Л. А.
1 Оглавление:
Актуальность……………………………………………………...………………3
1.Вступление………………………………………………………………….....45
2.Основная часть:………………………………………………….…..………510
2.1. Применение математики в кулинарии……………………………………56
2.2.Применение математики в профессиях………..……………………….....67
2.3.Какие задачи решают старшеклассники…….…………………………….89
2.4.Решение математических задач в быту……………….……………………..9
2.5.Есть ли задачи в периодической печати…………………………………....10
3.Заключение……………………………………………………………………..11
4.Список литературы…………………………………………………………….12
Цель работы: рассмотрение и изучение роли математики в повседневной
жизни.
Задачи:
1.Выяснить какую роль играет математика в нашей жизни.
2. Уточнить, в каких профессиях можно применить математические знания.
3. Рассмотреть и проанализировать на примерах где в повседневной жизни
можно использовать математические знания.
Предмет исследования: наша повседневная жизнь.
2 Материал для исследования: учащиеся 4 – 9 классов, мои родственники,
люди разных профессий нашего села.
:
Актуальность
В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже
не замечаем, что пользуемся ею постоянно. А ведь до сих пор ученики задают
вопрос «А зачем нам нужна математика? Только в магазин сходить?». Так для
чего же мы изучаем дроби, площадь, периметр, объем? Для чего нужны
геометрические сведения? Где каждому человеку математика необходима в
повседневной жизни? А что будет, если математику совсем не знать?
Необходимо рассмотреть все виды своей деятельности и доказать, что без
математики в быту не обойтись.
Вступление
«Если вы хотите участвовать в большой жизни,
то наполните свою голову математикой, пока есть
тому возможность.
Она окажет вам потом огромную помощь во
всей вашей работе».
М.И.Калинин
Многие ребята не хотят в школе учить математику, считая, что им она в
будущем не пригодится . Я тоже так считала. Но это большая ошибка. На
самом деле математика нужна в любой области деятельности. Математика
является основой логического мышления, как бы тренировкой для мозга. Если
мозг человека будет развит математикой до определенного уровня, то в
3 дальнейшем человек сможет изучить и преуспеть в любой науке, было бы
желание трудиться. Ведь не существует профессий, в которых не применялись
бы математические знания, приобретенные в школе. Не только математика
нужна в профессиях, но и в повседневной жизни. Математика в жизни
человека занимает особое место. С неё начинается всё. Ребёнок только
родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не
может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает
небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике
и задачах не забывают. Математика тесно связана с нашей повседневной
жизнью. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу
и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...
Я решила провести опрос учащихся нашей школы и выяснить насколько они
осознают значимость математики в повседневной жизни. 30 учащимся разного
возраста было предложено продолжить фразу:«Я изучаю математику потому,
что…» со следующими вариантами ответов:
а) пригодится в жизни;
б) заставляют родители;
в) нравится предмет.
Результаты исследования показали:
4 класс(6 человек)
Пригодится в жизни – 33 %
Заставляют родители – 42 %
Нравится предмет – 25 %
5 9 классы(24 человека)
Пригодится в жизни – 40 %
Заставляют родители – 36 %
Нравится предмет –24%
Число учащихся, которым нравится предмет, остается невысоким.
Учащихся, которые осознают, что математика пригодится им в жизни, с
возрастом становится больше. На следующих примерах я хочу показать ,где
встречается математика в жизни и доказать ее необходимость в жизни
человека.
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
4 2.1.Исследование: Применение математики в приготовлении пищи.
а) Чтобы ответить на эти вопросы, я побеседовала с нашим школьным
поваром Юлией Алексеевной и выяснила ,что для того чтобы пользоваться
кулинарными рецептами и производить перерасчёт продуктов по ним,
требуется знать, что такое отношение, пропорциональность. Так как она в
этот день готовила на второе плов, она предложила мне провести расчет
необходимых продуктов .Для одной порции плова необходимо :куры – 0,05
кг, рис 0,045 кг , лук 0,01кг, морковь 0,01кг, масло растительное 0,008 кг.
В школе питаются 40 человек.
Решение задачи: куры 0,05 *40=2кг, рис – 0,045* 40=1,8 кг, лук –0,01* 40=
0,4 кг, моркови –0,01* 40= 0,4кг, масло растительное – 0,008 х40 = 0,32кг
Юлия Алексеевна сказала, что такие задачи она решает каждый день.
Приготовление пищи. Каждый день мы готовим пищу. Мама и бабушка
большинство рецептов помнят наизусть и готовят, как им кажется, «на
глазок». Но когда я прошу меня научить, то тут к всеобщему удивлению снова
5 начинается урок математики. Оказывается, чтобы приготовить такие простые
котлеты нужно взять:
300 гр. – говядины, 200 гр. – свинины, 150 гр. лука, 5 гр. соли,
3 гр. перца, 100 гр. хлеба, 1 яйцо, растительное масло 20 гр. для жарки.
И тогда мы получим 8 поджаристых и вкусных котлет. Но прежде чем мы
сможем насладиться котлетами, нам потребуется необходимое количество
продуктов, у нас в семье 6 человек, а если в гости придут бабушка с дедушкой
, то одной порцией котлет не обойтись, придется все еще и умножить,
например, на 2. И это только котлеты! А сколько других сложных рецептов и
вкусных блюд существует на свете!
2.2. Исследование : Применение математики в профессиях людей.
а) Следующим пунктом моего исследования в нашем селе, был магазин.
Я встретилась с продавцом нашего магазина Шимановой И.В.
На вопрос нужна ли ей математика в профессии продавца, Ирина
Александровна ответила, что без неё мы здесь просто не сможем работать.
Она привела достаточно примеров, связанных с математикой: денежные
операции, взвешивание продуктов, расчет стоимости товара, отчет в райпо по
выполнению плана в процентах.
б) Мне очень нравится предмет в школе – физкультура. Хотя я учусь в 7
классе , но мечтаю , когда вырасту, обязательно буду учителем физкультуры.
6 И самое главное меня интересовал вопрос, нужна ли математика учителю
физкультуры? Я побеседовала с Никешиным А.Н., который подробно
познакомил ,где можно применить знания по математике на уроках
физкультуры: умение вести счет во всех видах спорта, уметь считать пульс
после больших нагрузок, пользоваться элементарными измерительными
приборами. При проведении зачета по какому –то виду спорта выставляется
средняя оценка, то есть должны уметь находить среднее арифметическое.
Андрей Николаевич высказал свое мнение: без математики на уроках
физкультуры не обойтись!
2.3.Исследование: Какие задачи решают старшеклассники.
Мой брат учиться в 9 классе. Он готовится по математике к сдаче ОГЭ. Они
тоже решают задачи практического содержания . У него есть сборник для
подготовки к экзаменам, в котором есть раздел «Реальная математика» и я
выбрала несколько задач, которые я могла решить сама.
Задача 1 .Школа закупает книги по цене 550рублей за штуку. При покупке
больше 10 штук магазин даёт скидку 10%.Сколько книг можно купить на
10000рублей.
7 Решение: т.к одна книга стоит 550 рублей, то на 10000рублей можно купить
больше 10 книг со скидкой 550*0,1=55рублей составит скидка.55055=495
рублей будет стоить одна книга.10000:495=20,2, значит на 10000 рублей
можно купить 20 книг.
Ответ:20 книг.
Задача 2. Налог на доходы составляет 13% от заработной плоты. Заработная
плата Петра Ивановича равна 14 000 рублей. Сколько рублей он получит
после удержания налога на доходы?
Решение: 1400014000*0,13=12180(р.)
Задача 3.Телефон стоил 3500 рублей. Через некоторое время цену на эту
модель снизили до 2800 рублей. На сколько процентов была снижена цена?
Решение:(35002800):3500*100=20(%)
Задача 4.Клиент взял в банке кредит на сумму 30 000 рублей с годовой
процентной ставкой 14%. Он должен погашать кредит, внося в банк
ежемесячно одинаковую сумму денег, чтобы через год выплатить всю сумму,
взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в
банк ежемесячно?
Решение: 30000*0,14=4200(р.)14%
30000+4200=34200(р.) – банку за год
34200:12=2850(р.) ежемесячно
2.4.Исследование:Решение математических задач в быту.
Дома мне пришлось побеседовать с мамой и папой. Я задала им всё тот же
вопрос: нужна ли им математика в жизни .Папа мне предложил свою задачу:
Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 км пути, расстояние от
Марьино – Лашмино до Саратова равно 85 км, а цена бензина 35,85 руб.за
литр. Какова стоимость поездки?
Решение:8:100=0,08л на один километр.0,08* 85=6,8 литра на 85км.
6,8*35,85= 243,8рубльстоимость поездки до Саратова, а чтобы вернутся
домой еще 243,8 рубля и всего придется заплатить 243,8*2= 487,6р
Ответ: 487,6 рублей.
А мама предложила задачу:
8 Счетчик электроэнергии 25 января показывал 16 544 киловаттчас, а 25
февраля 16894 киловатт ч. Сколько рублей нужно заплатить за
электроэнергию за февраль?
Решение: 1 киловаттчас в Новобурасском районе стоит 2рубля 13 коп.,
поэтому, сначала найдем сколько киловаттчас нагорело в феврале,
вычитая показания счетчика январские из февральских. Будет 350
киловаттчаса, а затем умножим цену за 1 киловаттчас на 213, будет 745
рубля 50 копеек.
2.5.Исследование. Есть ли задачи в периодической печати.
Мне предстояло посмотреть газеты и журналы с целью найти задачи с
математическим содержанием. Оказывается, в каждом номере газеты или
журнала они встречаются либо в рекламе, либо в вопросах бизнеса. В нашей
районной газете «Наше время» я нашла рекламу «Про слуховые аппараты».
Слуховые аппараты стоят 10 700 руб. Скидка 10% только пенсионерам.
Поэтому пенсионеры могут купить слуховые аппараты на 1070 рублей
дешевле, за 9630 рублей. К 8 марта магазин «Феникс» в Новых Бурасах делал
скидки на 7 % на бытовую технику.
Также в газетах часто можно увидеть рекламы про пластиковые окна,
металлические двери. По телевизору можно услышать про скидки на бытовую
технику в Эльдарадо.
9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы мною были выполнены задачи:
1. Изучены виды деятельности, где человеку не обойтись без математики.
2. Получены ответы на вопросы: Зачем нужна математика? Что может дать
математика каждой отдельной личности?
Выполнив данную работу, я сделала вывод:
трудно назвать такую отрасль человеческой деятельности, где ни
приходилось бы группировать предметы в нужном порядке, пересчитывать,
находить их размеры, форму, определять взаимное положение;
строения и предметы, которые нас окружают состоят из геометрических
фигур;
математика встречается в решении бытовых задач, задач экономики,
сельского хозяйства, научных исследованиях, технических вопросах;
кто с детских лет занимается математикой, тот развивает свой ум и
внимание, воспитывает волю и настойчивость в достижении цели;
математика нужна и учителю, и врачу, и артисту, и художнику, и ребенку, и
домохозяйке.
Задачи математического содержания встречаются:
в школе;
• на работе у взрослых;
•
• на рекламных щитах;
• на экранах телевизора;
•
в периодической печати;
Чаще встречаются задачи на проценты: при оформлении кредитов;
10 • при вкладах сбережений в банк.
Выдвинутая гипотеза о том, что математика в нашей жизни необходима не
только в определенных профессиях, но и в повседневной жизни –
подтвердилась. Математика это важный, интересный, увлекательный и
главное необходимый во всех отраслях жизнедеятельности предмет.
Вам мой совет: Учите математику на 5!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова. М. Д. Энциклопедия для детей.Т. 11. Математика/ Главный ред.
М.Д. Аксенова. М. Аванта, 1998.
2. Глейзер.Г.И. «История математики в школе»
3. Сергеев И.С. «Примени математику»
4. Спивак А.В. Математический праздник. 4.1 М.: Бюро Квантум, 2000
(Приложение к журналу «Квант», №2/2000).
5. Шалаева Г.П. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва
«Слово» 1997,1999.
6. Материалы интернет ресурсов ( www.webmath.ru, ru.wikipedia.org )
11
Научно-практическая конференция
Научно-практическая конференция
Научно-практическая конференция
Научно-практическая конференция
Научно-практическая конференция
Научно-практическая конференция
Научно-практическая конференция
Научно-практическая конференция
Научно-практическая конференция
Научно-практическая конференция
Научно-практическая конференция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.