Научное исследование
на тему:
«Отношение подростков со своими родителями»
Педагог-психолог
МБОУ Старобешевская школа №2
Зайцева Елена Игоревна
План
Введение.
Раздел 1. Теоретические и экспериментальные подходы по изучению подросткового возраста.
Раздел 2. Методологическое обоснование изучения отношения подростков со своими родителями.
2.1. Описание процедуры исследования.
2.2 Описание процедуры беседы.
Раздел 3. Результаты экспериментального исследования.
Вывод.
Литература.
Приложение.
Введение.
Подростковый возраст – трудное время и для детей, и для родителей. И не известно еще, кому труднее. Родители не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами.
Этот период все психологи называют самым конфликтным. Прежде всего потому, что в организме ребенка перестраивается гормональная сфера. Всем известно, что беременная женщина из-за гормональных изменений, становится более капризной и вспыльчивой. С подростком происходит то же самое. И так же, как и у будущей мамы, у взрослеющих детей все со временем придет в норму. Главное – пережить кризисное время.
Подростковый возраст является этапом интенсивного
физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования
мировоззрения, личностного, профессионального самоопределения и начальным
этапом вступления во взрослую жизнь. Данный возрастной период - один из
наиболее интересных в плане изучения динамики возрастных особенностей личности.
"Переходный возраст" как стадия перехода от детства к
зрелости имеет своей биологической основой половое созревание. Вместе с тем,
меняются не только конституциональные и биологические черты, но и вся система
отношений подростка с миром приобретает новые специфические особенности.
Возрастные и индивидуально-психологические особенности подросткового
возраста изучались такими авторами как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин,
Д.И.Фельдштейн, И.С.Кон, В.Н.Соколова, Ж.Пиаже, Ф.Райс, М.Кле и др. Несмотря на
то, что данный возрастной период имеет достаточно подробную теоретическую
представленность, до сих пор мнения различных исследователей о специфических
новообразованиях, ведущей деятельности подростка неоднозначны.
Однако теоретические и практические работы показывают, что именно в подростковом возрасте закладываются прочные основы самосознания, моральных ценностей и норм, закрепляются процессы эмоциональной саморегуляции.
Подростковый возраст, в силу резких качественных изменений характеризуется конфликтностью, кризисами во взаимоотношениях. Акцентуация характера оказывает большое влияние на поведенческую и эмоционально-волевую сферу подростка. Недостаточно сформировавшиеся механизмы личностной саморегуляции ослабляют самоконтроль агрессивных проявлений, тревожности, субдепрессивных и стрессовых состояний.
В подростковый период происходит переоценка ценностей, осознание себя, как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. С подросшим ребенком уже нельзя общаться “по старинке”. Вам было легко диктовать свои требования послушному малышу, а подросток воспринимает такие советы, как давление, которому он с удвоенной силой сопротивляется. Повзрослевший ребенок борется за свободу с отчаяньем юношеского максимализма: скандалами, сигаретами, алкоголем, уходом из дома. А ведь ему нужна не столько сама свобода, сколько признание права самому принимать решения.
Не смотря на большое количество исследований в современной науке недостаточно экспериментальных исследований по проблеме общения подростков и причинам конфликтов со своими родителями, это и обусловило выбор темы для исследования.
Объект исследования – общение подростков со своими родителями.
Цель исследования – изучить причины которые влияют на отношения и возникновение конфликтов у подростков по отношению к своим родителям.
Исходя из цели исследования, определения его объекта, предмета, были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические и экспериментальные исследования по данной проблеме.
2. Проанализировать психологические исследования по проблеме подросткового возраста.
3. Подбор контингента для исследования данной проблемы.
4. Подбор методов для исследования данной проблемы.
5. Проведение эксперимента.
6. Анализ полученных данных.
7. Составление выводов.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- Теоретические: анализ научной литературы;
- Эмпирические методы: тестирование, беседа, формирующий эксперимент, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования.
Исследования проводились на базе ДЗОШ №101 города Донецка, ДЗОШ № 86 , и включал три этапа:
1 этап. Подготовительный – на этом этапе изучалась, анализировалась психолого-педагогическая литература по данной теме, определялся понятийный аппарат, задачи, ставилась цель, обозначался объект, предмет.
2 этап. Экспериментальный – систематизируется полученный материал, происходит отбор методов и методик, происходил отбор и составление вопросов для беседы, определяется порядок применения методик, интерпретация полученных результатов.
3 этап. Интерпретационный – обработка результатов исследования, оформление работы, формирование выводов.
Теоретическая значимость. Результаты проведенных экспериментов дополняют теорию и методику работы с подростками.
Практическая значимость. Результаты исследований и выводы могут быть положены в основу при разработке программ социальной и реабилитационной работы с подростками. Обсуждаемые в работе проблемы могут быть использованы при подготовке кадров и практических психологов и социальных работников в соответствующих учебных заведениях.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Раздел 1. Теоретические и экспериментальные подходы по изучению подросткового возраста.
Подростковый период характеризуется как чрезвычайно
важный в становлении личности. Развивающаяся личность испытывает большие
перегрузки в любом обществе и в любые времена. Однако особенно остро стала проблема
изучения динамики развития психических структур личности в последние годы. По
ряду причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных
социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные
требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее
девиантное поведение. Наиболее интенсивно и многообразно это проявляется у
подростков.
Поэтому именно в подростковом возрасте наблюдается пик расстройств
личностных качеств и свойств, имеет место деформация норм поведения; может
происходить отступление от общечеловеческих норм нравственности, что приводит к
действию сил, опустошающих духовный мир подростка и разрушающих его психику.
Тревожным фактором может служить тенденция к социальным формам
протеста среди подростков, что проявляется в появлении неформальных
объединений, военизированных формирований, молодежных политических организаций
экстремистского толка, актов вандализма. Участие подростков и молодежи в рэкете
и экономических преступлениях также свидетельствует о социальном неблагополучии
в подростковой среде (В.А. Луков и др.).
Исследования последних лет свидетельствуют об
активизации изучения проблемы развития личности подростка. Наряду с
классическими исследованиями особенностей подросткового периода (Б.Г.Ананьев,
Л.И. Божович, Л.С Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.) появилось много работ,
посвященных проблемам развития подростков в новых социально-экономических
условиях (И.В.Дубровина, В.С.Мухина, М.В.Осорина, А.В.Толстых, Д.И.Фельдштейн и
др.) девиантного поведения подростков в психологической литературе
(С.А.Беличева, Б.С. Братусь, Ю.А Клейберг и др.), в правовой литературе 4
(Ю.М.Антонян, К.Е.Игошев, В.Н.Кудрявцев, С.Д.Сибиряков и др.), в педагогической
литературе (Р.Г.Гурова, А.И. Кочетов и др.).
В сферу деятельности служб социальной защиты населения в последние годы
все настойчивее входит необходимость решения сложных проблем
социальной помощи подросткам, оказавшимся в новых для них условиях жизнедеятельности
- учреждениях социального обслуживания.
Главной целью указанных учреждений, осуществляющих
психолого-педагогическое, социально-бытовое и медицинское обслуживание
подростков, является содействие их социализации.
Несмотря на наличие множества служб, которые работают с подростками
(комитет по делам молодежи, инспекция по делам несовершеннолетних,
наркологические кабинеты, консультативно-диагностические центры и др.)
отсутствует стройная система организации психологической помощи каждому
конкретному подростку.
На основании анализа результатов деятельности
образовательных учреждений за предыдущие годы было отмечено, что, несмотря на
усилия работников школы, число проблемных подростков (неуспевающих,
дезадаптированных, девиантных) мало снижается. Подобный итог вполне
логичен, так как усилия сосредоточены на коррекции отклонений, возникающих в
процессе обучения и развития подростков. Работа ведется со следствием, а не с
причинами, приводящими к отклонениям и нарушениям в развитии. Понимая важность
и необходимость диагностики и коррекции психического развития школьников, мы
акцентируем внимание на создании условий для развития учащихся, так как именно
нарушение этих условий мешает реализации возрастных и индивидуальных возможностей
подростков и ведет к необходимости коррекционной работы.
В этой связи большое практическое значение приобретает исследование
психологических особенностей личности подростков в современных образовательных
и социальных учреждениях, поиск научно обоснованных путей и методов организации
процесса социализации, оказания своевременной и адекватной помощи развивающейся
личности, особенно в кризисных для нее ситуациях.
Личностно — развивающий потенциал образовательного пространства.
В современной психолого-педагогической науке существуют различные подходы к
проблеме определения и изучения эффективности влияния образовательного
пространства школы на личность ученика.
Образовательное пространство можно рассматривать как подсистему
социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов,
обстоятельств, ситуаций; и как целостность специально организованных психолого
- педагогических условий развития личности подростка. В современных
исследованиях образовательное пространство рассматривается как категория,
характеризующая развитие подростка, что определяет ее целевое и функциональное
назначение в контексте предметности культуры общества. Идеи развития
образовательного пространства обстоятельно разрабатываются как в исследованиях
отечественных психологов и педагогов (Г.А. Ковалев, 1988; А.Б.Орлов, 1995; А.В Петровский,
1984; Д. Б.Эльконин, 1995 и др.), так и в зарубежной психологии (К.Роджерс,
1994 и др.).
Н.И. Поливанова (1996) рассматривает образовательное пространство школы в контексте основных принципов психологии развития и развивающего образования, которое предполагает субъект - субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, осуществление их интегративного взаимодействия.
Р.Г. Гурова (1981) в качестве одного из критериев эффективности образовательного пространства рассматривают социальную комфортность, которая может включать такие показатели, как самооценка участия в жизни школьного коллектива, оценка взаимоотношений учащихся и педагогов, оценка характера взаимоотношений учащихся друг с другом. Представляется методически перспективным понимание образовательного пространства как системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Чаще всего, когда говорится об образовательном пространстве, имеется в виду конкретное окружение какого-либо учебного заведения. Такое пространство можно обозначить как локальное образовательное, которое представляет собой функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи.
Качество локального образовательного пространства
определяется качеством пространственно-предметного содержания, качеством
социальных отношений и качеством связей между его пространственно-предметным и
социальным компонентами. Другими словами, если рассматривать образовательное
пространство с точки зрения предоставляемых им образовательных возможностей, то
интегративным критерием качества развивающего образовательного пространства
является его способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса
систему возможностей для эффективного личностного саморазвития.
Необходимо отметить, что любая типология образовательного
пространства условна. В одной школе может быть сочетание разных, иногда весьма
противоречивых, условий среды. В основе создания того или иного типа
образовательного пространства лежат ценностно-смысловые доминанты восприятия
мира и человека. Как отмечал Л.С. Выготский: "Переживание какой-нибудь
ситуации, переживание какой-либо среды определяет то, какое будет иметь влияние
эта ситуация или эта среда на ребенка" [51; 162].
Я.Корчаком, который предложил следующую типологи-зацию образовательной
среды:
- «догматическая образовательная среда», способствующая развитию пассивности и
зависимости ребенка;
- «карьерная образовательная среда», способствующая развитию
активности, но и зависимости ребенка;
- «безмятежная образовательная среда», способствующая свободному развитию, но
и обуславливающая формирование пассивности ребенка;
- «творческая образовательная среда», способствующая свободному развитию
активного ребенка.
Для типологизации образовательного пространства необходимы следующие
основания:
- по стилю взаимодействия внутри него (конкурентное, кооперативное,
гуманитарное, технократическое и т.д.);
- по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционное, инновационное,
национальное, универсальное и т.д.);
- по степени творческой активности (творческое, регламентированное);
- по характеру взаимодействия с внешней средой (открытое, замкнутое).
Г.А.Ковалёв (1988) в качестве структурных единиц образовательной среды выделяет
три основных взаимосвязанные параметра: "физическое окружение"
(архитектура и дизайн школьных помещений и школьных зданий, возможность и
широта пространственных перемещений в них субъектов и т.д.); "человеческие
факторы" (социальная плотность среди субъектов образовательного процесса,
распределение статусов и ролей и т.д.); программа обучения (стиль преподавания
и т.д.).
В общем виде образовательное пространство школы может иметь следующие компоненты структуры.
-архитектурно-эстетическую организацию
жизненного пространства школьников;
- символическое пространство школы (герб, традиции и др.).
2. Содержательно-методический компонент, включающий:
" - содержательную сферу (концепции обучения и воспитания, образовательные
программы и др.);
- формы и методы организации образования (уроки, дискуссии, структуры классного и школьного самоуправления и др.).
3. Коммуникационно - организационный компонент, включающий: - особенности субъектов образовательного пространства;
- коммуникационную сферу;
- организованные условия (особенности управленческой
культуры).
Несколько иначе рассматривают структуру образовательного пространства
Н.В. Кузьмина и А.А. Реан (1993). Ими выделяются социально-контактная часть,
информационная часть, соматическая часть, предметная часть образовательного
пространства.
1.Социально-контактная часть включает:
- личный пример окружающих, их культуру, опыт, образ жизни,
деятельность, поведение, взаимоотношения ( сотрудничества, взаимопомощи,
господства и т.п.);
- учреждения, организации, группы их представителей, с которыми человеку
реально приходится взаимодействовать;
- "устройство" своей группы и других коллективов, с которыми
контактирует человек (наличие выделившихся по тем или иным основаниям
"лидеров", "отстающих" и т.д.), реальное место данного
человека в структуре своей группы, включенность его в другие группы и
группировки, уровень защищенности его в данном коллективе от различного рода
посягательств.
2. Информационная часть включает:
- правила внутреннего распорядка, устав учебного заведения;
- традиции данного сообщества, фактически принятые нормы отношения к людям, их
мнениям;
- правила личной и общественной безопасности;
- средства наглядности, любые идеи, выраженные в той или иной форме;
- требования, приказы, советы, пожелания как персонально адресованное ^
воздействие.
3. Соматическую часть по отношению к психике человека составляет собственное
тело и его состояния.
4.В предметную часть включаются:
- материальные условия жизни, учебы, работы, быта;
- физико-химические, биологические, гигиенические условия
(микроклимат и т.д.).
Образовательное пространство представляет совокупность материальных
факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые
устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Люди
организуют, создают образовательное пространство, оказывают на него постоянное
воздействие в процессе функционирования, но и образовательное пространство как
целое и отдельными своими элементами влияет на каждого субъекта
образовательного процесса.
Таким образом, образовательное пространство - это
совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем
возможностей как позитивных, так и негативных. Образовательное пространство,
которое организуют взрослые и в котором развивается подросток, состоит, с одной
стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей, которые он как бы
присваивает; с другом стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям,
правилам, деятельностям ; с третьей - из отношений подростка к самому себе, к
окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этом
пространстве, его эмоционального самоощущения в нём. Эффективность образования,
а следовательно, и психического развития, зависит от того, насколько средства,
содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом
психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития, и не
только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения подростков,
но и задают перспективу их даль- несшего развития; насколько взрослые в работе
с детьми разного возраста акцентируют внимание на формирование у них интереса к
окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному
добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс
которой они включаются. Психическое созревание и социальная ситуация развития
должны сойтись на каждом возрастном этапе так, чтобы их взаимодействие легло в
основу развития новообразований личности.
Л.И. Божович, рассматривая учение Л.С. Выготского, писала: «Личность человека
представляет собой относительно устойчивую систему. И эта система имеет свою
логику развития и свои закономерности». Ею же введено понятие внутренней
позиции: «... через внутреннюю позицию преломляются в каждый данный момент
воздействия, идущие от окружающей среды»
Прагматическое описание развития личности человека основано на
выделении ряда параметров - черт, складывающихся в профиль личности. Черты эти
детерминированы биологически, или обусловлены нервно-психической активностью
человека (B.C. Мерлин, 1982; Б.М. Теплов, 1961; Р. Кеттелл, 1970; Г. Айзенк,
1992; К. Юнг 1994).
Дж. Роттер считает, что самостоятельность и ответственность -
базовые характеристики человека как личности - развиваются на основе
устойчивого индивидуального свойства (черты) - локуса контроля. «Если человек
большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни
на себя, объясняя их своим поведением, характером, то это показывает у него
наличие интернального контроля. Если же он имеет склонность приписывать
ответственность за всё внешним факторам, то это свидетельствует о наличии у него
экстернального контроля» К. Юнг (1994, 1995) рассматривает развитие личности
через приспособление организма к ситуации.
Раздел 2. Методологическое обоснование изучения отношения подростков со своими родителями.
2.1. Описание процедуры исследования.
Для исследования особенностей отношения детей подросткового возраста со своими родителями на базе Донецкой Общеобразовательной школы № 101 Петровского района, Донецкой Общеобразовательной школы №86 Кировского района был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие дети старшего звена в количестве 40 человек. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении №2.
Задача эксперимента состоит в определении уровня отношения детей подросткового возраста со своими родителями.
Для выявления уровня развития внимания выделены следующие критерии:
1) позитивный интерес
2) директивность
3) враждебность
4) автономность
5) непоследовательность
Во время обследования велся протокол и фиксировались предлагаемые задания, а также уровень их выполнения, характер контакта со взрослым, отношение к выполнению заданий, уровень активности при выполнении заданий.
Так как уровень отношения детей подросткового возраста со своими родителями определяется через диагностику, мы использовали следующую методику:
«Поведение
родителей и отношение подростков к ним»
Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях)
Опросник изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие - эмоциональное отвержение, психологический контроль - психологическая автономия, скрытый контроль - открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.
Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.
Использование опросника в Чехословакии на выборке молодежи показало необходимость его переработки и адаптирования к социокультурным условиям. Модифицированный вариант опросника был предложен З. Матейчиком и П. Ржичаном в 1983 г.
В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В. М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации.
2.2 Описание процедуры беседы.
Беседа на тему: « Как ты относишься к своим родителям?» проходила в виде социального опроса подростков на территории Донецкой области. Подросткам были заданы ряд вопросов на данную тему, и в зависимости от ответов был проведен анализ. И на основании полученных данных были выделены пять групп типов конфликтов и способы их преодоления, а также пять групп взаимоотношений в семье между подростков и его родителями. Список вопросов интервью представлен в приложении №3.
Раздел 3. Результаты экспериментального исследования.
На основании беседы были выделены пять групп типов конфликтов и способы их преодоления, а также пять групп взаимоотношений в семье между подростков и его родителями.
1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают.
В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети — к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.
2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости.
3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить. “Развести в комнате грязь” также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: “Не хуже других”. Явно виден конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.
4. Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу.
У подростков из таких семей устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.
5. Обстановка в этих семьях критическая. Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно — оно является причиной многих преступлений подростков.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что позиция старшеклассника в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.
Если очевидна сложность в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. Однако это лишь видимая часть айсберга. На самом деле в подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты “поколений”, связанные с возрастной дистанцией.
Те проблемы, которые волнуют подростка, для родителей не представляют ничего серьезного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и бес проблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует. Они еще далеки и от ответственности 35-45-летних, и от опыта, надежд, исканий.
Взрослые и дети также расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. И это не случайно. Родители выросли в других условиях. Они очень заняты переживаниями их детей — подростков.
Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что “предки” — это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие взрослые становятся “механизмом” для обеспечения потребностей и ограничения свободы.
В результате теряется контакт и уважение. Строятся баррикады и проходят революционные действия. Всем от этого неуютно. Кто же должен сделать первый шаг к примирению? В большинстве случаев — родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении. Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.
Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах со взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность . Если конечно, в семье нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.
Типы конфликтов и способы их преодоления
1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия
По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является “неустойчивость родительского восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, — все забывает, разбрасывает вещи и т. д.
В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок — послушный и старательный.
Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства.
Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.
2. Диктатура родителей
Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье — это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.
Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним выражением: “Кто сильнее, тот и прав”.
Несомненно, авторитетность родителей, которые игнорируют интересы и мнения подростка, лишая его права голоса, — все это гарантия того, что вырастет циник, хам и деспот. Может, конечно, обойтись без тяжких последствий, но одно можно сказать с полной уверенностью: из сына или дочери получится то, чего, видимо, никак не ожидали родители. Так как положительный эффект такого воспитания отсутствует. Поэтому пусть подросток в своей комнате вешабт джинсы туда, куда хочется емЃ. У любого человбЪа, а оЁобенно у чЕловека взрослеющебо, должна быть территориы, куаа “посторонним вход воспрещен”. Если же верослый с легккстью вроргается еа чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается в себе, грубит, нервничает. Во всяком случае, известно, что в семьях, где уважают границы личного пространства каждого, конфликты и ссоры — явления редкие, нетипичные. Для разрешения таких конфликтов введите некоторые простые правила общения, правила общежития, которые должны соблюдаться:
• не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,
• не трогать личные вещи,
• не подслушивать телефонные разговоры.
Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
3. Мирное сосуществование — скрытый конфликт
Отметим, что здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент — беда, болезнь, трудности, — когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.
Сюда же можно отнести воспитание “без запретов”. Установка родителей на детскую “свободу” без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется.
Поменяйте тактику общения. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. Соответственно помогите ему участвовать в жизни семьи. Создайте так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
4. Конфликт опеки
По сути, опека — это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в “диктат младшего”.
Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали и он был последней надеждой на счастье.
Но “деспотизм” подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности.
Родители, которые бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребенком, оказывают своим детям “медвежью услугу”. Взрослые, постоянно озабоченные тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от повседневных забот, растят “маменькиных сыночков и дочек”.
Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, “стелить соломку” не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка.
Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение. Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. Не требуйте от ребенка только правильных поступков, примите его таким, какой он есть.
Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.
5. Конфликт родительской авторитетности. “Шоковая терапия”
Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: “А вот я в твоем возрасте...”. Это приводит к двум типам конфликтов:
Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни, (см. “Самоубийство в возрасте от 13 до 18 лет”).
Все, как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость — грубостью, на злорадство — злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой.
Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, “холодной” войны.
И главное — уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что ему трудно!
Оптимальный тип семьи: партнерство
Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование.
Как же этого добиться? Если мы хотим, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило — не ограждайте их от горестей и радостей взрослого человека, а делайте соучастниками ваших переживаний. Причем делайте это прямо и смело, давая доступные разъяснения. Не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами.
Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее. Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение. Поверьте, решение будет принято значительно легче.
Вывод.
Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.
Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.
В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию. Несколько советов родителям подростков. Вы должны четко понимать и осознавать все, что происходит и будет происходить с детьми по мере их роста.
Если конфликт все-таки произошел, нужно опосредованно, через третье лицо выяснить, в чем проблема. Для подростков огромное значение имеет авторитет. Если они доверяют человеку, уважают его, то обязательно прислушаются к его мнению. Таким человеком может быть дядя, сосед или тренер по теннису. При желании можно посоветоваться с профессионалом-психологом.
Постарайтесь еще в младшей или средней школе записать ребенка в кружки. Человек, с раннего детства занятый интересным делом, в будущем легче переживает конфликты.
Дайте детям возможность самореализоваться. Пусть совершают поступки и отвечают за них.
Литература.
1) Раттер М. Помощь трудным детям.
- М., Прогресс, 1987,
2) Роберт Т.Байярд, Джин Байярд. Ваш беспокойный подросток. - М.: Семья и
школа, 1995.
3) Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.:
Владос, 1995. - 529 с.
4) Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга: Методические рекомендации для
психологов /Сост. А.Ф. Радевич. - Ижевск, 1996. - 28 с.
5) Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.,
Просвещение, 1991.
6) Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., МГУ, 1981.
7) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер,
1999.
8) Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии, 1999.
9) http://www.psylist.net/praktikum/00038.htm
Приложение
Приложение №1.
«Поведение
родителей и отношение подростков к ним»
Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях)
Опросник изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие - эмоциональное отвержение, психологический контроль - психологическая автономия, скрытый контроль - открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.
Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.
Использование опросника в Чехословакии на выборке молодежи показало необходимость его переработки и адаптирования к социокультурным условиям. Модифицированный вариант опросника был предложен З. Матейчиком и П. Ржичаном в 1983 г.
В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В. М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации.
Инструкция. Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них.
Если Вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), напишите рядом с ним "да".
Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери) - напишите "частично".
Напишите "нет" если, по Вашему мнению, утверждение не относится к Вашему отцу (или матери).
Опросник
1) Мой отец (моя мать)
2) Очень часто улыбается мне
3) Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет
4) Не хватает терпеливости в отношении ко мне
5) Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться
6) Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает
7) Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться
8) Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять
9) Постоянно на меня кому-то жалуется
10) Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо
11) За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает
12) Очень любит делать что-нибудь вместе
13) Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу
14) Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал
15) Могу идти, куда захочу, и не спрашивать у него разрешения
16) В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел
17) Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня
18) Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я, должен быть наказан
19) Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочу
20) Если б я захотел, то мог бы идти куда захочу каждый вечер
21) Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда – нет
22) Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения
23) Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано
24) Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен
25) Практически позволяет мне делать все, что мне нравится
26) Меняет свои решения так, как ему будет удобно
27) Часто хвалит меня за что-либо
28) Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь
29) Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился
30) Позволяет мне самому выбирать дело по душе
31) Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет
32) Старается открыто доказать, что любит меня
33) Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе
34) Когда я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом
35) Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»
36) Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее
37) Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу
38) Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею
39) Когда его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну
40) Всегда легко меня прощает
41) Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало
42) Всегда находит время для меня, когда это необходимо
43) Постоянно указывает мне, как себя вести
44) Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит
45) Проведение каникул я планирую по собственному желанию
46) Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным
47) Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни спросил
48) Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел
49) Чувствую, что он пренебрегает мною
50) Моя комната или уголок – это моя крепость: могу убирать ее или нет, он туда не вмешивается
Ключ
позитивный интерес: 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46;
директивность: 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47;
враждебность: 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48;
автономность: 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49;
непоследовательность: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50.
После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых балов Далее сырые баллы переводятся в стандартизированные в соответствии с таблицами. Стандартизированные данные располагаются в диапазоне от 1 до 5 и нормой является среднее значение, то есть 3.
Если по параметру получено 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу на специальном бланке.
Интерпретация результатов теста
1) Оценка матери сыном
Шкала позитивного интереса.
Прежде всего, психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В тоже время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.
Шкала директивности.
Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом пресечь неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.
Шкала враждебности.
Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается прежде всего как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование этикету и даже подчиненность ему. В то же время, могут наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих, целью которой является стремление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом, на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына.
Шкала автономности.
Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой «слепую» силу и власти амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются нехарактерными для автономных матерей в отношениях с сыновьями-подростками. Также, по мнению сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью матери в дела сына.
Шкала непоследовательности.
Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность. Причем необходимо отметить, что все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).
2) Оценка отца сыном
Шкала позитивного интереса.
Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним. Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом основано прежде всего на доверии. При подобных отношениях характерно находить всякую истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо рода конформизм.
Шкала директивности.
Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается, главным образом, в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, исключая амбициозную деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует некоторой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения.
Шкала враждебности.
Жестокие
отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением, слишком придерживаются
конвенций, стремятся удовлетворить требования других быть «хорошим» отцом и
поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуштровать
своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре
представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок.
Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные
способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский
организм. Наряду с этим проявляются полная зависимость от мнения окружающих,
боязнь и беспомощность, невозможность противостоять им. В то же время, по
отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в
состоянии тревожного ожидания низкой оценки своей деятельности и наказания
родительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому,
что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека». Тут же
звучит постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям сына, что
неизбежно снижает мотивацию его деятельности.
Шкала автономности.
Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения. Взаимодействие основывается на позициях силы и деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, когда тот что-нибудь натворит, причем даже на разбор случившегося, как правило, не хватает времени. Отец слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно утруждая себя объяснениями. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба и школе, он только делает вид, что его это беспокоит. Часто он просто раздражается, когда сын обращается к нему. По его мнению, сын «сам должен все знать».
Шкала непоследовательности.
Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к сыновьям-подросткам последние видят в невозможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию - подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурит за что-нибудь существенное, просто приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится. Такой отец либо долго и педантично будет «промывать косточки», либо примет на веру заверения сына в невиновности и т.п.
При сравнений практики матерей и отцов мальчиками-подростками выявляются следующие характерные различия. При психологическом принятии родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время, у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражены независимость и твердость позиций. По шкале директивности у матерей по сравнению с отцами на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери более склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Также матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Враждебность матерей отличается от соответствующей характеристики отцов тем, что у матерей она проявляется в результате борьбы за свою независимость, а у отцов это скорее тенденция к конформности по отношению к окружающим.
Автономность матерей и отцов основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования, однако у матерей замечен акцент на отсутствии требований-запретов в отношении подростков, а у отцов – отгороженность. И у тех и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка.
Непоследовательность же в проведении линии воспитания у обоих родителей одинаково оценивается подростками как тенденция к экстремально-противоречивым формам поведения с максимальной амплитудой выражения. Причем у матерей противоположностью силе и недоверию является уступчивость и гиперпроективность, а у отцов – доверчивость и конформизм.
3) Оценка матери дочерью
Шкала позитивного интереса.
Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками, как отношение к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может. Такие матери часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор или каких-либо затруднений, с одной стороны, и ограничение самостоятельности – с другой. Наряду с этим девочки отмечают фактор потворствования, когда мать находится как бы «на побегушках» и стремится удовлетворить любое желание дочери.
Шкала директивности.
Описывая директивность своих матерей, девочки-подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях, критику выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом».
Шкала враждебности.
Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывается как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности к детям). Подозрительное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.
Шкала автономности.
Автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как снисходительные, нетребовательные. Они практически не поощряют детей, относительно редко и вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание.
Шкала непоследовательности.
Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери девочки понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению.
4) Оценка отца дочерью Шкала позитивного интереса.
Позитивный интерес отца к дочери последние описывают как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что важна не пресловутая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью-подростком. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, то есть доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя. Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.
Шкала
директивности.
Девочки-подростки представляют директивность отца в качестве образа «твердой
мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и,
в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на
путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в
обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.
Шкала
враждебности.
В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к
дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон
«идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной
стороны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением - с другой. Все это
ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что, в
свою очередь, обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и
нестабильности последней.
Шкала автономности.
Девочки-подростки описывают автономность отцов как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующим параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.
Шкала непоследовательности.
Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний максимальна.
Таким образом, характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологическом принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступают доверие и подчиняемость. У отцов же доминируют уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю над поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляются упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что выходит, в отличие от характеристик отца, на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступают жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми. Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчиненностью и недоверием – у матерей.
Приложение №2.
1) Нифтолиев Виталий Николаевич
2) Кривошеев Константин Анатольевич
3) Баранчук Виктория Борисовна
4) Надеина Валерия Игоревна
5) Завьялов Михаил Дмитриевич
6) Бабешко Алина Валериевна
7) Филимоненко Никита Сергеевич
8) Батечко Светлана Игоревна
9) Синюков Вячеслав Сергеевич
10) Зогот Мария Михайловна
11) Борисенко Олеся Сергеевна
12) Петрова Елена Алексеевна
13) Кокташ Екатерина Александровна
14) Алеева Екатерина Олеговна
15) Жук Карина Алексеевна
16) Галич Анастасия Дмитриевна
17) Епищева Юлия Игоревна
18) Сигинов Андрей Игоревич
19) Машлетова Юлия Михайловна
20) Шечкова Альбина Витальевна
Приложение №3.
1) Ф.И.О.
2) Возраст.
3) Семья полная или нет.
4) С кем из родителей ты чаще общаешься, проводишь время?
5) Когда ты идешь гулять, твои родители говорят тебе наставления по поводу твоего поведения?
6) Когда у тебя плохое настроение, родители пытаются тебя успокоить, развеселить?
7) Часто ты и твои родители делаете, что-либо вместе?
8) Часто тебя наказывают?
9) Тебя всегда понимают, выслушивают твои взгляды, интересы?
10) Твои родители контролируют твое поведение, отметки в школе, личную жизнь?
11) Часто ты конфликтуешь с родителями?
12) А можешь сказать из-за чего?
13) Если провинишься, тебя быстро прощают?
14) Как ты считаешь, насколько сильно любят тебя твои родители?
15) Гордятся ли они тобой?
16)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.