Сценарий занятия для педагогов и родителей на тему "Коррекция ролевых представлений о психических особенностях подростков."
Оценка 4.6

Сценарий занятия для педагогов и родителей на тему "Коррекция ролевых представлений о психических особенностях подростков."

Оценка 4.6
Мероприятия +2
doc
классное руководство +1
Взрослым
26.08.2023
Сценарий  занятия для педагогов и родителей на тему "Коррекция ролевых представлений  о психических особенностях подростков."
Тренинг "Коррекция ролевых представлений педагогов, родителей о психических особенностях подростков"
Занятие с элементами тренинга для педагогов и родителей.doc

Тема: Коррекция ролевых представлений педагогов, родителей о психических особенностях подростков.

Цель:

Повышение психологической компетентности специалистов, работающих с подростками и коррекции стереотипных представлений педагогов о негативных проявлениях подростковой психики.

Упражнение: «ПОДРОСТОК ГЛАЗАМИ ВЗРОСЛОГО»

Цель упражнения:

Оформление высказываниями и афоризмами, плакат с изображением «Подростка», стикерсы, карточки задания (по кол – ву участников или групп)

1этап: Открываем плакат.

Мозговой штурм: «Каким профессиям чаще всего приходится сталкиваться с подростками и почему?»

Выделяются три группы «МИЛИЦИЯ»; «УЧИТЕЛЯ»; «РОДИТЕЛИ».

(раздаются карточки на выбор) каждая группа получает бланк им предлагается ответить на вопрос:

«Какие типовые черты характера и поведения современных подростков мешают вам (родителям, милиции, учителям) нормально (продуктивно) общаться с ними?»

2.Этап: «Визуализация иглы»:

участники группы зачитывают вслух результаты, каждую негативную черту необходимо фиксировать в виде «иголок».

​ §Агрессия

​ §Отсутствие ценностей

​ §Неуважение к взрослым

​ §Закрытость

​ §Зависимость от группы

​ §Лень, ложь

​ §Некритичность

​ §Легкомыслие

​ §Опека

​ §Свобода

​ §Взрослость

​ §Самостоятельность, независимость

​ §Безответственность

​ §Максимализм​ 

​ §Отрицание требований и законов

В результате появляется своеобразный «дикобразик» «ёжик» или «кактус» - подросток, к которому невозможно подступиться. (возможно определить до 40 отрицательных черт подростка).

3 этап. Происходит интерпретация отрицательных характеристик и строится текст сообщения

4 этап. ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ:

В цикле развития человека подростковый период считается особенным – переход от детства к взрослению.

Развитие социального взросления в целом — это процесс становления готовности ребенка к жизни в обществе взрослых людей как его полноправного и полноценного члена.

В подростковом возрасте вырабатываются элементы взросления – психические новообразования, возникающие в результате:

​ §перестройки организма

​ §перестройки самосознания

​ §изменения типов отношений со взрослыми и сверстниками

​ §поиска способов социальных взаимоотношений

​ §выбора модели поведения

​ §определения или потери морально-этических норм.

Существуют 2 типа перехода от детства к взрослости:

1. Удобный – когда ребенок-подросток принимает и следует требованиям взрослого, окружающие взрослые дают возможность самостоятельно сделать выбор, нести ответственность за себя.

2.Конфликтный – существует в условиях, когда требования, предъявляемые к детям и взрослым, существенно отличаются. Здесь формируется неблагоприятная для развития ситуация: в детстве ребенок должен усваивать те нормы и формы поведения и общения, которые не понадобятся и станут помехой, во взрослой жизни. А достигнув формальной зрелости, ребёнок окажется не подготовленным к роли взрослого. (Такой тип перехода, характерен высокоразвитому обществу, в котором дети выделены в самостоятельную группу отделенную от взрослых.)

В этих условиях развития детям сопутствуют все специфические трудности именуемые кризисными.

Проанализируем конфликтный вариант перехода подросткового кризиса взглядом о состоянии подростка в современном обществе.

Имеется четкое разделение группы ДЕТЕЙ и группы ВЗРОСЛЫХ

ДЕТИ (мораль послушания)/ВЗРОСЛЫЕ (мораль принципиального равенства)

А где в этой системе ПОДРОСТОК

Специфичность этого состояния в том, что он пребывает между двумя группами, потому что подросток уже не хочет пребывать в группе детей, а в группу взрослых его еще не принимают. Это состояние социальной неопределенности подростка и является источником специфических особенностей подростка и трудностей общения с ним – многочисленных кризисов.

Чем дальше в обществе группа детей удалена от группы взрослых тем дольше и более проблемно протекает подростковый возраст.

С чего начинается подростковый возраст?

Признак начала подросткового возраста (хронологическая фиксация возраста условна (от 12 до 14 лет 15 – 18 лет)

«ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ» - внутреннее психическое новообразование, НЕсопровождающееся заметными изменениями во внешнем виде и обстоятельствах жизни ребенка. Возникает в ребенке представление о себе, что он уже не ребенок, активное отрицание своей принадлежности к детям и одновременно не чувствует себя полноценным взрослым, стремится быть взрослым и хочет чтобы окружающие считали его взрослым сложнейшее по своей структуре психическое противоречие, с которым не под силу справиться и взрослому еще не взрослый человек.

Типовые для подростков образцы ориентации на взрослость:

1.Ориентация на внешние проявления взрослости в виде манеры поведения:

​ § курение, алкоголь,

​ § Особый сленг;

​ §Стиль одежды,

​ §Взрослые способы развлечений т.д.

2.Активная ориентация на определенное содержание мужского идеала, (качества настоящего мужчины)

​ §Сила, смелость

​ §Пренебрежение опасностью, готовность к риску

​ §Благосклонное отношение к женщине,

Что необходимо знать о физиологии подростка, чтобы эффективно сотрудничать с ним?

Физиологические изменения происходящие в головном мозгу подростка.

Как они проявляются в поведении подростка

Как это учитывать в работе

Сокращается период активности доминирующего центра коры

Неуверенное, неустойчивое внимание

1.Лекционные блоки делать не более 20 мин.(затем игры, упражнения).

2.Планируя занятия, выбирать различные методы его проведения: лекционный минимум; беседы-дискуссии, игры, работа в микрогруппах.

Ухудшается способность к дифференцированию

Ухудшается понимание материала и усвоение информации.

1.Использовать больше ярких, понятных примеров и фактов.

2.По ходу проведения занятия (тренинга) при помощи вопросов, игр регулярно проверять правильность понимания материала участниками.

3.Не единоразово сообщать сложный материал, используя разнообразные методы (использование рисунков, эскизов, схем на доске, ватмане, показ фото проведение соответствующих игр, до получения обратной связи, анкетирование для проверки усвоенной информации).

Увеличивается латентный период рефлекторных реакций

Замедляется реакция. Подросток не сразу отвечает на вопросы. Не сразу начинает выполнять задания.

Не торопить. Учитывать эту особенность при планировании времени занятия. Инструкции выдавать последовательно, давая время на вхождение в рабочее состояние, подготовку ответов.

Подростковые процессы выходят из –под контроля коры головного мозга

Подросток плохо владеет своими эмоциями, Не может контролировать проявления как позитивных так и негативных эмоций

Относиться к проявлениям эмоций с пониманием

Не оценивая. Не «заражаясь» негативными эмоциями. В конфликтных ситуациях переводить внимание на что-нибудь другое.

Во время усвоения информации использовать эту особенность как «эмоциональный якорь».

Ослабляется деятельность другой сигнальной системы.

Речь может быть замедленной, краткой, стереотипной. Подросток плохо понимает аудиальную информацию.

Не торопить. Подсказывать необходимые слова. Рассказывая, использовать визуальные материалы

Записывая ключевые слова, рисунки. Рассказывать эмоционально с яркими примерами.

5 этап. Рефлексия. «СНЯТИЕ ИГОЛОК»

ЦЕЛЬ:

​ §Систематизация новой информации;

​ §Определение новых ориентиров взаимодействия с подростками;

​ §Осознание и проектирование собственных действий,

​ §Направленность на диалог с подростком в режиме равности

​ §Повышение профессиональной самооценки.

Концентрация внимания группы на плакат «Подросток – обыкновенный»

Сейчас мы должны определиться с какими иглами мы можем справиться, используя полученные знания (владея информацией):

​ §Изменить стиль общения

​ §Не интерпретировать видимое безразличие подростка как «пофигизм»

​ §Давать время на включение в содержание требований

​ §Излагать инструкции последовательно

​ §Не воспринимать не точность или не тщательность выполнения как «негилизм»

Обсуждая с участниками группы содержание «иголок», снимаем с плаката те, которые можно снивелировать.

В результате на плакате остаётся мало «игл» или не остаётся вообще (в идеале).

Предлагаю изменить надпись на плакате добавив к слову «обычный» частицу «НЕ»


Тема: Коррекция ролевых представлений педагогов, родителей о психических особенностях подростков

Тема: Коррекция ролевых представлений педагогов, родителей о психических особенностях подростков

В результате появляется своеобразный «дикобразик» «ёжик» или «кактус» - подросток, к которому невозможно подступиться

В результате появляется своеобразный «дикобразик» «ёжик» или «кактус» - подросток, к которому невозможно подступиться

Чем дальше в обществе группа детей удалена от группы взрослых тем дольше и более проблемно протекает подростковый возраст

Чем дальше в обществе группа детей удалена от группы взрослых тем дольше и более проблемно протекает подростковый возраст

Ухудшается способность к дифференцированиюУхудшается понимание материала и усвоение информации

Ухудшается способность к дифференцированиюУхудшается понимание материала и усвоение информации

Ослабляется деятельность другой сигнальной системы

Ослабляется деятельность другой сигнальной системы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2023