НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ1 (методическая разработка урока)

  • Раздаточные материалы
  • rtf
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
Иконка файла материала Научное познание методическая разработка урока.rtf
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕТип урока: комбинированный. Форма: урок с использованием мультимедийной презентации. Учебно­организационная деятельность:  индивидуальная, парная, групповая.   фронтальная, Средства обучения:  наглядные  (презентация)  и  печатно­словесные (учебник, дидактические материалы, документы). Техническое обеспечение занятия:  ПК, проектор, экран, колонки, магнитная доска, магниты, фотоаппарат. Вид контроля: тематический.  Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа, аудиторная самостоятельная работа учащихся. Методы  обучения:  объяснительно­иллюстративный,   проблемный, частично­поисковый, исследовательский. Межпредметные  связи:  история,  русский  язык,  философия, физика, история. Внутрипредметные  связи:  темы   «Познание   мира»,   «Основные социальные феномены жизни человека». Место проведения: кабинет истории. Продолжительность: 1 час 30 мин. О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а I. Организационный момент (1 мин). Подготовка   аудитории   к   занятию;   проверка   списочного   состава; организация рабочего места. Ц е л ь : ориентация учащихся на учебно­практическую деятельность. II. Сообщение целей и задач занятия (1–3 мин). Обучающие:  сформировать  представление  о  роли  науки  в современном мире; раскрыть особенности научного знания, отличие его от   других  видов  знания;  сформировать  представление  об  основных формах и методах научного познания. Развивающие:  сформировать  некоторые  умения  проводить  научное ис­следование;   формировать   познавательные   умения   (формулироватьпланировать  проблему,   выдвигать   гипотезу,   делать   выводы,   задавать   вопросы, применять   знания,  деятельность);  формировать коммуникативную, ин­формационную, социокультурную компетенции.  Воспитывающие:  развивать интерес и положительное отношение к научной   деятельности,   гордость   за   достижения   отечественной   и мировой науки; формировать готовность и интерес к самостоятельному решению поставленных задач. III. Актуализация опорных знаний (около 10 мин). џ Что такое познание? џ С о с т а в л е н и е   с х е м ы   «Формы познания».  џ  В з а и м о п р о в е р к а   знания  терминов  по  теме  «Познание  мира» в  парах:   познание,   чувственное   познание,   рациональное   познание, истина, эмпирики, рационалисты. Ц е л и : контроль полученных знаний, умений и навыков; подготовка к восприятию темы «Научное познание». IV. Изучение нового материала (1 час). П р о б л е м н о е   з а д а н и е : существует миф о науке как о знании, которое существует само по себе, – «знание ради знания». В процессе нашей работы нам предстоит развеять этот миф. 1. Сущность понятия и особенности научного познания (15 мин). џ Раскрытие сущности понятий «наука» и «научное познание»: –   ассоциации   с   понятием   наука   (работа   в   группах   –   «мозговой штурм»); – в чем разница между указанными понятиями? џ  Раскрытие   особенностей   научного   познания   –  р а б о т а   с т е к с т о м   у ч е б н и к а  «Обществознание». џ В ы в о д ы . 2. Формы и методы современного научного познания (20 мин). џ  З а п о л н е н и е   с х е м ы   «Уровни   научного   познания»   в   ходе эвристической беседы и работы с текстом учебника, с. 108–111.  џ  Н а х о ж д е н и е   в   тексте   учебника  о п р е д е л е н и й   понятий «индукция»,   «дедукция»,   «анализ»,   «синтез»,   «моделирование». Примеры возможности использования данных методов в науках.џ А н а л и з   с л а й д а  «Схема научного исследования». Определение эмпирических и теоретических методов познания. џ  И з у ч е н и е   т е к с т о в   в   г р у п п а х   «О   законе   всемирного тяготения» и «Научный эксперимент», ответы на вопросы о методах познания. 3. Роль науки в современном мире (25 мин). џ  Почему   в   обществе   усиливается   критика   не   столько   науки, сколько последствий применения ее результатов? џ  Р а б о т а   с   т е к с т о м   «Научно­технический   потенциал экономики» по вопросам в группах. џ  В ы с т у п л е н и е   учащихся  с  презентацией  по  теме  «Наука   и жизнь».  џ П р о б л е м н ы й   в о п р о с : существует миф о науке как о знании, которое существует само по себе, – «знание ради знания». Аргументы, доказывающие или опровергающие данное положение. V. Итог урока. Рефлексия деятельности (15 мин). џ  Р е ф л е к с и я :   просмотр   видеоролика   «Коллайдер   –   рэп»,   и дальнейшие ответы на вопросы по изученной теме. џ А н а л и з  р а б о т ы  учащихся и выставление оценок. Домашнее задание. Х о д   у р о к а (Термины по теме «Познание мира» для взаимопроверки знаний, слайд 1.) В начале урока с целью актуализации знаний по теме «Познание мира»   учащиеся   выполняют   задания:   два   ученика   на   магнитной доске   составляют   схему   «Формы   познания»;   остальные   в   парах осуществляют   взаимопроверку   знаний   терминов   «познание», «чувственное   познание»,   «рациональное   познание»,   «истина», «эмпирики»,   «рационалисты».   По   итогам   взаимопроверки   оценки выставляются   в   оценочный   лист   работы   учащихся   (см. Приложение). – Посмотрите на слайд и назовите пути познания мира, которые мы определили   на   прошлом   занятии   (мифологическое,   средствами искусства, философское, обыденная практика, научное). (Слайд 2.)– Сегодня мы рассмотрим особенности научного познания по плану. (Слайд 4.) П л а н   и з у ч е н и я   т е м ы : 1. Сущность понятия «наука» и особенности научного познания. 2. Формы и методы современного научного познания. 3. Роль науки в современном мире. – На уроке нам предстоит получить представление о роли науки в современном   мире;   раскрыть   особенности   научного   знания,   найти отличия его от других видов знания; сформировать представление об основных формах и методах научного познания. Работа на уроке будет организована   по   группам.   На   разных   этапах   урока   вам   необходимо коллегиально выставлять оценки в оценочный лист. П р о б л е м н о е   з а д а н и е : существует миф о науке как о знании, которое существует само по себе, – «знание ради знания». В процессе нашей работы нам предстоит развеять этот миф. (Слайд 5.) 1. Сущность понятия и особенности научного познания. –   Завершите   предложение:   «Наука   –   это…».  (Работа   в   группах. Учащиеся   предлагают   различные   определения   понятия   «наука»: особый вид деятельности, система знаний, социальный институт.) Наука  –   это   теоретические   систематизированные   взгляды   на окружающий   мир,   воспроизводящие   его   существенные   стороны   и основанные на данных научных исследований. Научное познание – это объективное, истинное знание, полученное в ходе проверки и перепроверки. (Слайд 6.) –   В   чем   разница   между   указанными   понятиями?  (Ответы учащихся.) –   Назовите   особенности   научного   познания.  (Работа   с   текстом учебника «Обществознание», с. 106–107.) Особенности  научного  познания:  1)  стремление  к  объективности (изучение мира как он есть); 2) имеет дело с особым набором объектов реальности;   3)   специальный   язык;   4)   специфика   научных   знаний;   5) взаимосвязь и системность научных знаний. (Слайд 7.) –   Каков   главный   итог   научного   познания   по   определению? (Истинное знание.)– Как достигается наукой высокая степень точности и объективности получаемых знаний?  (Путем проверки и перепроверки в ходе опыта, практики.) 2. Формы и методы современного научного познания. (Слайд 8.) З а п о л н е н и е   с х е м ы   «Уровни  научного  познания»  (с. 108–111). (Слайды 9–10.) Уровни научного познания Эмпирическое познание – связано  с чувственным познанием, задача кото­ рого заключается в получении знаний  на основе чувственного опыта Методы: наблюдение, эксперимент,  эмпирическое описание Форма получаемого знания –  эмпирический (научный) факт Теоретическое познание –  формулируются принципы, законы,  создаются теории, в которых заключается  сущность  познаваемых объектов Методы: индукция, дедукция, анализ,  синтез, абстрагирование, формализация,  обобщение и др. Форма получаемого знания –  законы, принципы и научные теории Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются: џ  метод   наблюдения   (наблюдение   представляет   собой целенаправленное   изучение   отдельных   предметов   и   явлений,   в   ходе которого   происходит   получение   знания   о   внешних   свойствах   и признаках изучаемого объекта); џ  метод   эмпирического   описания   (итогом   наблюдения   является эмпирическое   описание,   в   процессе   которого   полученные   сведения фиксируются   с   помощью   средств   языка   либо   в   других   языковых формах); џ  метод   эксперимента   (экспериментом   называется   такой   метод изучения   явлений,   который   осуществляется   в   строго   определенных условиях). –   Найдите   в   тексте   учебника   определения   понятий   «индукция», «дедукция», «анализ», «синтез», «моделирование». Приведите примеры возможности использования данных методов в науках (с. 108–111). –   Исследование   опирается   на   специально   сконструированные   специально инструменты   и   методы. сконструированные для научных исследований, вы знаете? (Слайд 11.)   Какие   инструменты,– Исследование включает применение частных методов (характерных для   отдельных   наук)   и   общих   научных   методов   (анализ,   синтез, индукция,   дедукция,   аналогия,   гипотеза   и   др.).   Из   других   методов, относящихся   к   теоретическому   уровню   познания,   можно   выделить метод   гипотезы,   а   также   формулирование   научной   теории. Сущностью   метода   гипотезы   является   выдвижение   и   обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений.   Целью   проверки   гипотезы   является   формулирование законов,   принципов   или   теорий,   объясняющих   явления   окружающего мира.   На   основе   проверки   гипотез   происходит   построение   научных теорий.  Научной   теорией  называется   логически   непротиворечивое описание   явлений   окружающего   мира,   которое   выражено   особой системой   понятий.   Любая   научная   теория   помогает   определить направление   дальнейшего   развития   общества,   происходящих   в   нем явлений и процессов. –   Рассмотрите   схему   на   слайде   и   назовите   эмпирические   и теоретические методы познания.  (Слайд 12.)  Изучите итоги научного исследования. (Слайд 13.) Р а б о т а   с   т е к с т о м   «О законе всемирного тяготения».  О   ЗАКОНЕ   ВСЕМИРНОГО   ТЯГОТЕНИЯПовседневные   наблюдения убеждают   нас   в   том,   что   все   тела   притягиваются   к   Земле.   Но   тела притягиваются не только к Земле, но и друг к другу. В этом можно убедиться на следующем опыте. (Далее идет описание эксперимента.) В 1667 году, анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда,   когда   на   тело   действует   какая­то   сила,   сообщающая   ему центростремительное ускорение... Ньютон высказал предположение, что этой   силой   является   сила   взаимного   притяжения   Луны   и   Земли. Произведя   необходимые   расчеты,   он   пришел   к   выводу,   что   силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить  по формуле. (Приводится формула.) Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученнойим формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры   малы   по   сравнению   с   расстоянием   между   ними.   Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения... Два тела (рассматриваемые как материальные точки) притягиваются друг   к   другу   по   прямой,   их   соединяющей,   с   силами,   прямо пропорциональными   произведению   их   масс   и   обратно пропорциональными квадрату расстояния между ними. В о п р о с ы   и   з а д а н и я :  –  Какие   способы   и  методы   научного   познания  упомянуты   в  этом фрагменте?  (Наблюдение,   эксперимент,   математические   расчеты, применение   известных   теоретических   обобщений,   выдвижение предположений, использование идеализированных объектов.) Р а б о т а   с   т е к с т о м   «Научный  эксперимент»  по  вопросам  в группах. НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТДля того чтобы осуществить эксперимент, предпринимают следующее: 1)   выделяют   область   пространства­времени,   «лабораторию». Границы могут быть реальными или мысленными; 2)   в   эту   область   помещают   различные   компоненты:   химические элементы,   живые   существа   и   пр.,   что   образует   изучаемую   систему согласно   протоколу   о   подготовке   эксперимента   (написанному,   как правило, на специальном языке); 3)   в     системе     производят     возмущения,     посылая     ей     из контролируемых   источников   определенные   количества   материи   или энергии (их природа, количество, скорость, положение описываются в протоколе эксперимента); 4)   ответы   системы   фиксируются   благодаря   приборам,   характер   и положение   которых   по   отношению   к   ним   уточняются   в   протоколе эксперимента. Эта   схема   позволяет   в   действительности   определить   исследование,   наблюдение, соседствующие эксперимент.   понятия: В   (простом)   наблюдении   специальная   система   не   готовится,   она выделяется (произвольным или спонтанным образом) из совокупности природных   фактов   –   элементы   (1),   (2)   и   (3),   структурыэкспериментального   факта   отсутствуют;   присутствует   лишь   элемент (4), сведенный до простого зрительного восприятия. В   исследовании   присутствуют   (1),   (2)   и   (4),   но   место контролируемых   параметров   источника   возмущения   занимает   всё экспериментальное поле, определяемое элементом (1). Эксперимент содержит все элементы. Отсюда также выводится определение экспериментального «факта». Является ли он научным фактом? Здесь мы имеем дело с проблемой определения;   экспериментальный   факт   может   считаться   научным фактом в том случае, если он удовлетворяет двум критериям: 1. Факт должен быть воспроизводимым. Это означает, что протоколы подготовки   и   эксперимента   должны   быть   достаточно   подробными   и точными, с тем чтобы результат можно было воспроизвести в другое время и в других условиях. Предположение  о  воспроизводимости  факта  (при  динамической интерпретации) требует предположения о «структурной стабильности» (иначе говоря, «родовой определенности») образующих его динамик. 2. Факт должен представлять интерес. И это – огромная проблема. Отметим   только,   что   интерес   может   быть   или   практическим (технологическим), или теоретическим. Практический интерес связан с удовлетворением   какой­то   человеческой   потребности   (помимо платонической потребности в знании и понимании). В о п р о с ы   и   з а д а н и я : 1. В чем сущность эксперимента? 2.   Покажите   сходство   и   отличия   эксперимента   от   простого наблюдения и исследования. 3.   Поясните   условия,   при   которых   экспериментальные   факты становятся фактами научными. В ы в о д :  все   методы   научного   познания   всегда   используются   в комплексе. Какие и когда – зависит от особенностей изучаемого объекта и  самого исследования. С развитием науки развивается и система ее методов,   формируются   новые   приемы   и   методы   исследовательской деятельности   (компьютерный    построение   виртуальных моделей). (Слайд 14.) анализ, 3. Роль науки в современном мире. (Слайд 15.) – С одной стороны, по­прежнему значительны научные достижения.С другой,  в  обществе  усиливается  критика  не столько науки, сколько последствий   применения   ее   результатов.   Почему?  (Предположения учащихся.) – Это связано с рядом важных моментов: 1) роль личности в науке; 2) за  свои  открытия  и  изобретения;   3) за  совершаемые  поступки;  4)  идеи от­ветственность  ученых  ответственность  каждого  плюрализма. (Слайд 16.) Р а б о т а   с   т е к с т о м   «Научно­технический потенциал экономики» по вопросам в группах.  НАУЧНО­ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИКИПрикладная наука –  основа   развития   нашей  промышленности.  Скажем,    без     института Крылова   невозможно   развитие судостроения, без ЦАГИ – авиации. Такую   же   роль   играет   Курчатовский   институт   в   атомной промышленности и энергетике, базовые институты – в отраслях, хотя многие из них сегодня находятся в непростом положении... Где   выход?..   Надо   активнее   искать   наукоемкие   рынки...   Пора отвыкать   от   советских   методов   работы:   сначала   копить   идеи   и разработки, а потом их внедрять. Мир так не работает. В нормальной рыночной экономике всё наоборот: вы ищете потребителя, изучаете его, смотрите, что ему нужно, предлагаете свои услуги и способы научного разрешения тех или иных проблем. В о п р о с ы   и   з а д а н и я : 1.   Научно­технический   потенциал   –   один   из   важных   элементов национального   богатства.   Как   спасти   его   и   возродить   в   условиях кризисного этапа развития российской экономики? 2. Какие новые подходы к использованию и внедрению современных технологий   и   научно­технических   разработок   в   промышленность предлагает автор? Определите ваше отношение к этой позиции ученого. В ы с т у п л е н и е   у ч а щ и х с я   с   презентацией   по   теме   «Влияние научных достижений на жизнь человека». (Слайды 17–25.) – В чем причины противоречивого отношения к науке и научному знанию? П р о б л е м н о е   з а д а н и е : «Наука как знание существует сама по себе – “знание ради знания” – это миф или реальность?». (Слайд 26.)В ы в о д :  результат   научного   познания   –   научные   знания   –   в большинстве случаев используются на практике. Анализ исторического развития   науки   показывает,   что   оно   часто   опережает   время,   а результаты   находят   применение   только   в   будущем.   Это   доказывает значение науки и ее роль в развитии научно­технического и социального прогресса. Р е ф л е к с и я :   просмотр   видеоролика   «Коллайдер   –   рэп»   и дальнейшие ответы на вопросы по изученной теме (команда молодых физиков Европейской организации по ядерным исследованиям создали видеоролик, в котором в музыкальной форме рассказывают о принципах и целях создания Большого адронного коллайдера; ролик сопровождают титры на русском языке): 1. О какой науке идет речь? 2. Какие способы и методы научного исследования упомянуты? 3. Почему эксперимент является критерием правильности научной теории? (Слайд 27.) В ы с т а в л е н и е   о ц е н о к :   учащиеся   заполняют   и   сдают преподавателю оценочный лист. Домашнее   задание:  проанализировать   любую   статью   в   журнале «Наука   и   жизнь»;   выучить   новые   термины   и   понятия   по   теме; подготовиться к тесту по темам «Познание мира», «Научное познание». (Слайд 28.) Л и т е р а т у р а 1. Важенин, А. Г. Обществознание : учеб. пособие. – 5­е изд., испр. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. 2. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10 кл. В 2 ч. Ч. 1 / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2003. 3.  Человек  и   общество   :   учеб.   пособие   по   обществознанию   для учащихся   10–11   кл.   общеобразоват.   учреждений   /   под   ред.   Л.   Н. Боголюбова. – М. : Просвещение, 2003. И н т е р н е т ­ р е с у р с ы   (в   том   числе   иллюстрации   для презентации): http://www.fizika.ru/theory/tema­04/04c.htmhttp://istina.rin.ru/philosofy/text/1352.html http://www.pedlib.ru/Books/3/0230/3_0230­75.shtml http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000030/st027.shtml http://www.mr­info.ru/2009/10/06/otkryt­vrata­v­nauku.html http://vseowitch­will.sitecity.ru/stext_2701010417.phtml