Наука и религия.Непростые вопросы взаимоотношения
Оценка 5

Наука и религия.Непростые вопросы взаимоотношения

Оценка 5
Документация
doc
физика
7 кл—11 кл
05.11.2023
Наука и религия.Непростые вопросы взаимоотношения
Основная задача школы – воспитывающее образование. Главная цель, которую должен поставить перед собой учитель независимо от преподаваемого им предмета, – дать возможность обучающимся иметь целостное представление о мире, сформировать у обучающихся мировоззрение, сочетающее в себе научные представление о мире с опорой на библейские основания. Конечно, необходимо сформировать личность с разносторонним гибким интеллектом, высоким уровнем культуры, навыками исследовательской работы, готовую к усвоению образовательных программ с возможностью самоопределения, но гораздо важнее воспитывать и формировать на своих уроках высоконравственные качества личности: гуманность, способность к переживанию, сочувствию, состраданию, взаимовыручке. Перечисленные цели обуславливают специфику работы каждого педагога, заключающуюся в интегрированном подходе к изучению школьных дисциплин, опирающихся на веру и науку
статья Костенко А.Ю..doc

Наука и религия: непростые вопросы взаимоотношений.

Костенко А.Ю., методист, учитель физики и ОПК

МБОУ гимназии №54 «Воскресение» г.о. Самара

 

«У пророков написано: и будут все научены Богом.

Всякий, слышавший от Отца и научившийся,

приходит ко Мне».

 (Ин.6:45)

«Земную науку надо понять, чтобы ее полюбить,

а Божественную надо полюбить, чтобы понять ее».

Блез Паскаль.

Слово «образование» происходит от слова «образ». «И сотворил Бог человека по образу своему» (Быт. 1, 27). А первообраз с это Творец. Поэтому и человек должен быть творцом. «Человек есть образ Божий, призванный Богу уподобиться» (Быт.1,26-27). В период активной атеистической пропаганды школа, отделившись от Церкви, потеряла из вида тот образ, на котором в течение столетий строилось образование русского человека, – образ Христа. Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Всякая школа, позабывшая слова Спасителя “не хлебом единым жив будеши” и приготовляющая человека только к материальной жизни, как бы утончённа эта жизнь ни была, и сколько бы ни требовалось для нее познаний, не выполняет своего предназначения. Она приготовляет человека к жизни, но на первых же шагах сбивает с настоящей дороги»[1].

 Основная задача школы – воспитывающее образование. Главная цель, которую должен поставить перед собой учитель независимо от преподаваемого им предмета, – дать возможность обучающимся иметь целостное представление о мире, сформировать у обучающихся мировоззрение, сочетающее в себе научные представление о мире с опорой на библейские основания. Конечно, необходимо сформировать личность с разносторонним гибким интеллектом, высоким уровнем культуры, навыками исследовательской работы, готовую к усвоению образовательных программ с возможностью самоопределения, но гораздо важнее воспитывать и формировать на своих уроках высоконравственные качества личности: гуманность, способность к переживанию, сочувствию, состраданию, взаимовыручке. Перечисленные цели обуславливают специфику работы каждого педагога, заключающуюся в интегрированном подходе к изучению школьных дисциплин, опирающихся на веру и науку. Ф.М. Достоевский в романе «Бесы» писал: «Наука без Бога – это полунаука, самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны, неизвестный до этого столетия. Полунаука – это деспот, которых еще не приходило до сих пор никогда, деспот, имеющий своих жрецов и рабов»[2]. Избежать же деспотизма полунауки, избежать всевозможных ошибок и уклонений при изучении наук о природе поможет только гармоничное соединение веры и науки. Как достичь такого гармоничного соединения? Путь к этому указывает русский религиозный мыслитель Л.П.Карсавин: «Религия христианская обладает абсолютною истиною, ясно, что на ее началах должна строится наука»[3].

 Природа человека триедина: дух, душа и тело. И такое единство предполагает взаимосвязь религиозного и научного знания, взаимосвязь, при которой наука учит, что представляет собой окружающий нас мир, а религия учит, как правильно жить в этом мире. Как пишет профессор А.И.Осипов: «В силу единства духовной и физической природ в человеке взаимосвязь религиозного и научного знания естественна и необходима для обеспечения нормальной гармоничной жизни. Такая жизнь предполагает и хлеб для тела (науку) и хлеб любви и чистой совести в духовном единстве с Богом – для души (религии)».[4] И только в этом единении можно сформировать правильное мировоззрение у обучающихся. Такова же и позиция Церкви. Как говорил свт.Филарет (Дроздов): «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством»[5].

Однако, существует мнение, согласно которому каждый учитель в школе должен преподавать свой предмет строго по программе, не отклоняясь от содержания учебников, не затрагивая вопросов веры. А вопросы, связанные с православным вероучением, должны изучаться исключительно в духовных учебных заведениях. В течение многих лет в системе образования господствовало предубеждение о несовместимости религии и науки, их антагонизме. Из школьных учебников был изъят материал, касающийся религиозного мировоззрения многих ученых. Однако иметь наиболее достоверное знание о том, что доказывает и что опровергает наука, могут сами ученые.

Естествознание пытается ответить на вопрос: как же устроена загадочная и хрупкая природа? «Самое непостижимое в этом мире — это то, что он постижим»[6], - писал когда-то Альберт Эйнштейн. Действительно, повсюду в устройстве мироздания мы обнаруживаем закономерность. Иначе познание мира было бы невозможным. Человек сотворен Господом так, что он способен понять этот мир, так как наделен разумом, чтобы найти законы, позволяющие объяснить любое явление, протекающее в природе, и познать этот мир, для чего наделен пятью органами чувств. Между материальным миром и человеком есть удивительная связь, некая предопределенная гармония. Без этого молчаливого допущения невозможно никакое естествознание. Без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Законы природы существуют независимо от нас. Люди не создают законы, и не по их воле эти законы осуществляются. Кроме того, законы природы не меняются со временем, не противоречат друг другу, не мешают друг другу действовать. Наконец, ими объясняется практически все, что происходит в природе. Мы к этому привыкли и не обращаем внимания на удивительные свойства законов природы, а ведь именно это свидетельствует о том, что природа очень умно устроена, а ее законы, познаваемые лишь отчасти разумом человеческим, могли быть установлены лишь разумом сверхчеловеческим. Законы природы – это основные творческие идеи Бога. Так считал и известный физик XX столетия, лауреат Нобелевской премии Артур Комптон: «Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: “…в начале – Бог”»[7].

Современная наука появилась в 16-17 веке. «Отношение к природе как к чему-то божественному, как к самостоятельно сущему, то есть некоторая сакрализация природы является одной из причин того, почему в античности принципиально не могла появиться наука»[8], - пишет современный историк науки П.П.Гайденко. Для формирования науки необходимы были коренные изменения в мировоззрении, которые и принесло христианство, утверждающее, что:

1.                 Мир реально существует независимо от сознания человека.

2.                 Мир познаваем, т.к. он закономерно устроен.

3.                 Природа едина, т.е. всё в ней взаимосвязано.

Ученые времен первой научной революции никогда не были атеистами; напротив, они были движимы искренним религиозным рвением. Исследование природы понималось ими, прежде всего, как стремление постичь Божественный замысел. Основоположником физики как науки является Галилео Галилей; именно он первым применил эксперимент при исследовании природы. В России термин «физика» ввел в XVIII веке М.В.Ломоносов, когда издал учебник физики в переводе с немецкого языка. Оба ученых глубоко веровали во Христа.

Религия и наука всегда сосуществовали и развивались без какого-либо антагонизма. Ученый и верующий, как правило, совмещались в одном лице. Ученые-атеисты были редчайшим исключением, но и они не могли утверждать, что их научные данные доказывают небытие Бога. И лишь в XVIII веке, особенно, когда ряд французских философов и общественных деятелей, т.н. энциклопедистов, выдвинули лозунг о противоборстве между наукой и религией, эта идея постепенно стала захватывать Европу, а затем и нашу страну, где после 1917 года она была возведена в ранг государственной идеологии.

Бурное развитие естественных наук, начавшееся в XVII веке и со все возрастающей скоростью продолжающееся до сих пор, привело к открытию основных законов природы и к созданию на их базе множества технических изобретений, что резко изменило условия жизни людей и облик земли. Помимо бесспорно огромного чисто практического значения (в смысле облегчения существования, расширения возможностей и повышения комфорта) научные достижения оказали большое влияние и на духовный мир человека. Хотя сами основатели науки были глубоко верующими людьми, большие успехи в познании окружающего мира дали повод для заявлений о самодостаточности человеческого разума и опыта для полного объяснения всех природных явлений. Возникло множество лжетеорий: в физике — редукционизм, то есть сведение поведения сложных систем к свойствам их более простых частей, в астрономии — гипотезы о возникновении Солнечной системы, в геологии — совершенно произвольное датирование пластов в горных породах, в биологии — концепция эволюции (ламаркизм и дарвинизм), в науках о человеке и обществе — социализм и фрейдизм. Эти «теории» продолжают в измененном виде преподаваться как научно обоснованные.

Чаще всего современный «образованный человек» с самого раннего возраста усваивает эти ложные концепции и лишается возможности узнать и осознать подлинные научные достижения, которые и составляют современную науку о природе. Фактически происходит тотальная дезинформация, когда сущность научных результатов чудовищно искажается, чтобы создать впечатление объективности навязываемой материалистической картины мира, из которой изгнан Творец.

Это новое мировоззрение, именующее себя научным, на самом деле постепенно развивается в новую религию — человекобожие, и вступает в борьбу с прежними религиозными верованиями, пытаясь стать главной мировой религией — религией культа человека, его тела, удобств и удовольствий.

С другой стороны, в XX веке возрастает количество сведений, подтверждающих факт созданности мира Богом, этот процесс снимает объективные причины для неверия. Научная апологетика наполнилась сейчас таким точным и понятным содержанием, что ее можно преподавать в школе.

Бывший ректор Московского университета М.М.Новиков в своей статье «Путь естествоиспытателя к религии» писал: «Одним из самых поразительных в истории наук оказался тот факт, что физика – эта прочнейшая основа материалистического естествознания, стала на путь идеалистический. Она пришла к выводу, что физические явления определяются духовной божественной силой»[9]. Физика XX века (теория относительности, квантовая электродинамика и теория элементарных частиц) настолько изменила наше представление о строении материи, что стало невозможно говорить о движении материальных точек по определенным траекториям, о волнах и частицах, о том, что система одного уровня «составлена» из более мелких частей нижнего уровня. Выяснилось, что акт соединения более значим, чем отдельно рассматриваемые соединяемые объекты, и на каждом уровне определяющую роль играют свои особые специфические законы и принципы, не выводимые из законов нижних уровней. Кроме того, физические законы имеют квантовый характер, выражением которого является уравнение Шрёдингера для эволюции y-функций, управляющих наблюдаемыми в опытах величинами. Управление чувственно воспринимаемыми событиями со стороны идеальных, умозрительных  y-функций осуществляется не строго определенным (детерминированным), а вероятностным (статистическим) образом, так что даже мельчайший электрон обладает некоторой степенью свободы и принципом непредсказуемости.

Потрясает своей весомостью и так называемый «антропный фактор». Когда были выявлены значения мировых констант (скорости света, заряда и массы электрона и др.), оказалось, что даже при самых ничтожных изменениях их величин, космос был бы совершенно иным, и наши формы жизни, прежде всего человек, не смогли бы существовать. Известный американский ученый Ральф Эстлинг так прокомментировал этот принцип: «Абсолютно во всем, начиная от постоянных, определяющих гравитационные, электромагнитные, сильные и слабые ядерные взаимодействия, и вплоть до основных биологических предпосылок, мы обнаруживаем, что космос в целом, наше Солнце в частности, и в особенности Земля настолько точно подогнаны к нам, что неизбежно напрашивается вопрос: а не Бог или кто-то еще с аналогичным именем создал все это, прежде всего имея в виду нас? Это слишком много для совпадения, даже для чуда, чтобы назвать это чистой случайностью»[10]. Этот научный вывод проверялся и уточнялся десятки раз и полностью подтвердился.

Закономерность, наблюдаемая в мире, всегда поражала всех естествоиспытателей и мыслителей, приводя большинство из них к признанию бытия Божия. Вот несколько высказываний видных современных ученых об этом. «Равновесие между гравитационными и электромагнитными взаимодействиями внутри звезд, — пишет П. Девис, — соблюдается почти с немыслимой точностью. Вычисления показывают, что изменение любого из взаимодействий всего лишь на 10-40 его величины повлекло бы за собой катастрофу для звезд типа Солнца»[11]. Профессор М. Рьюз, рассуждая о возможной первопричине мира, пишет: «Понятие о такой причине возвращает нас, по сути дела, к признанию Высшей силы того или иного рода, которую вполне можно именовать Богом. Кстати говоря, мне кажется, что эта аргументация подпадает под класс доводов, традиционно известных как телеологические». И продолжает: «Вообще же, предположение, что за покровом наличного бытия вселенной, за ее организацией должен скрываться некий Разум, начинает казаться в наши дни все более правдоподобным»[12].

Наш крупный ученый академик Л.С. Берг писал: «Основной постулат, с которым естествоиспытатель подходит к пониманию природы, — это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее возможно осмыслить и понять, что между законами мышления, с одной стороны, и строем природы, с другой, есть некая предустановленная гармония. Без этого молчаливого допущения невозможно никакое естествознание»[13]. Иными словами, основанием науки является вера ученого в разумность мира.

Религия и наука нисколько не исключают друг друга, а, наоборот, согласуются и друг друга дополняют. «Религия и наука требуют для своего обоснования веры в Бога, – говорит великий ученый Макс Планк, получивший Нобелевскую премию по физике, – для первой (религии) Бог стоит в начале, для второй (науки) – в конце всего мышления. Для религии он представляет фундамент, для науки – венец разработки миросозерцания»[14].

Факт наличия большого числа крупнейших ученых, верующих в Бога Христа, является самым убедительным свидетельством того, что наука не опровергает бытия Бога. Достаточно привести имена лишь некоторых из них: И. Кеплер (†1630), обосновавший гелиоцентрическую систему; Б. Паскаль (†1662)  — физик, математик, религиозный мыслитель, основоположник классической гидростатики; И. Ньютон (†1727) — физик, математик, астроном; М.В. Ломоносов (†1765) ученый-энциклопедист; Л. Гальвани (†1798) — физиолог, один из основоположников учения об электрическом токе; А. Ампер (†1856) —основоположник электродинамики; А. Вольта (†1872) — также один из основателей учения об электричестве; Ж. Дюма (†1884) — основоположник органической химии; С. Ковалевская (†1891) — математик; Л. Пастер (†1895) — отец современной микробиологии и иммунологии; А. Попов (†1906) — изобретатель радио; Д. Менделеев (†1907) — создатель периодической системы химических элементов; И. Павлов (†1936) — отец физиологии; Э. Шрёдингер (†1955) — один из создателей квантовой механики; Б. Филатов (†1956) — офтальмолог; Л. Бройль (†1987) — один из создателей квантовой механики; Ч. Таунс (†1988) [15]— один из создателей квантовой электроники; и многие, многие другие Все они – добрые свидетели со стороны науки, что между наукой и верой в Бога противоречий нет.

Еще в 2003 году совместно с институтом усовершенствования учителей вышла книга А.Ю. Костенко «Ученые-физики о вере и науке»[16]. Книга содержит дополнение к федеральной образовательной программе по физике, включающее биографические сведения об ученых-физиках, их мировоззрение и раскрывающие их духовный мир. Использование этой книги позволяет заложить основы библейского мировосприятия, значительно расширить кругозор учащихся и обратить внимание на исторические аспекты развитие физики. Целью издания книги было расширение знаний учащихся об истории развития физики как науки на протяжении 16-20 вв. через биографии выдающихся ученых-физиков, изучающихся в курсе физики средней школы. В книге представлен уникальный по своей значимости фактический материал, раскрывающий духовно-нравственный мир ученых. Календарь памятных дат, связанных с биографиями ученых, представленный в книге материал служит основой для планирования внеклассных мероприятий по физике. Собранный в книге материал:

- обеспечивает доступ учащихся к христианской точке зрения в рамках изучения естественнонаучных дисциплин;

- способствует созданию условий для мировоззренческого самоопределения учащихся;

- имеет большой нравственный потенциал и способствует нравственному самоопределению обучающихся;

- развивает интерес к физике как к научной дисциплине;

- включает обучающихся в проектную деятельность по самостоятельному сбору материалов и изучению жизненного и творческого пути выдающихся ученых-физиков, что способствует формированию исследовательских навыков, развитию творческих способностей, умению отстаивать свою точку зрения и дискутировать.

В заключении хотелось бы отметить, что религия занимается духовной стороной жизни, делая все возможное для такого воспитания человека и ученого, при котором он, познавая мир, никогда не смог бы использовать во зло открывающиеся ему знания и силы. Будущее науки главным образом зависит не только от самих ученых, делающих ее, а от того, как общество воспользуется ее достижениями, что из них оно востребует, чем станет пренебрегать.


Скачано с www.znanio.ru



[1] К.Д. Ушинский Моя система воспитания. О нравственности.  – М., 2018, с. 223.

[2] Ф.М. Достоевский Бесы // Собрание сочинений в пятнадцати томах. – Л,, 1990, т.7, с.239.

[3] Л.П.Карсавин.  Апологетический этюд // Малые сочинения – СПб., 1994,  с.379.

[4] А.И.Осипов. Путь разума в поисках истины. – М., 1999,  с.142.

[5] Свт. Филарет (Дроздов), митрополит. Собрание мнений и отзывов. М., 1887, т.5 ч.1. с.48.

[6] Интернет-ресурс: http://binom-press.ru/books_1/na_dosuge/vel_fizika_frag.pdf (Дата обращения: 18.07.19, 14:59)

[7] A.Compton. Commenting on the first verse of the Bible.// Chicago Daily News. – 1936. – 12 apr.

[8] Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 2010, с.401.

[9] К.Ю.Баландин  Сможет ли наука стать религиозной, а религия научной? //https://www.proza.ru/2009/09/13/900

[10] Девис П. Суперсила. М., 1989, с.265.

[11] Дэвис П. Указ.соч. с.261

[12] Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? /Вопросы философии, 1991. №2. с.39-40, 42

[13] Берг Л.С. Теория эволюции. Пг., 1922. с.67-68

[14] Макс Планк. Доклад, прочитанный в мае 1937 года в Дерптском университете. // Вопросы философии, 1990, № 8, с.25-36

[15] А. И. Осипов Путь разума в поисках истины М., 1999. с.120

[16] https://multiurok.ru/files/uchenye-fiziki-o-vere-i-nauke.html

Наука и религия: непростые вопросы взаимоотношений

Наука и религия: непростые вопросы взаимоотношений

Как достичь такого гармоничного соединения?

Как достичь такого гармоничного соединения?

Наконец, ими объясняется практически все, что происходит в природе

Наконец, ими объясняется практически все, что происходит в природе

Помимо бесспорно огромного чисто практического значения (в смысле облегчения существования, расширения возможностей и повышения комфорта) научные достижения оказали большое влияние и на духовный мир человека

Помимо бесспорно огромного чисто практического значения (в смысле облегчения существования, расширения возможностей и повышения комфорта) научные достижения оказали большое влияние и на духовный мир человека

Кроме того, физические законы имеют квантовый характер, выражением которого является уравнение

Кроме того, физические законы имеют квантовый характер, выражением которого является уравнение

Наш крупный ученый академик Л.С

Наш крупный ученый академик Л.С

Целью издания книги было расширение знаний учащихся об истории развития физики как науки на протяжении 16-20 вв

Целью издания книги было расширение знаний учащихся об истории развития физики как науки на протяжении 16-20 вв
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2023