Работа на выставку-конкурс технических проектов «Идея – проект – решение»
Оценка 4.9

Работа на выставку-конкурс технических проектов «Идея – проект – решение»

Оценка 4.9
Занимательные материалы +4
doc
физика
7 кл—11 кл
21.03.2021
Работа на выставку-конкурс технических проектов «Идея – проект – решение»
Работа на выставку-конкурс технических проектов «Идея – проект – решение»
конкурс ИДЕЯ-ПРОЕКТ-РЕШЕНИЕ.doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«СВЕРДЛОВСКИЙ ЛИЦЕЙ №1 ИМЕНИ СЕСТЕР-ПОДПОЛЬЩИЙ

ЛИДИИ И СВЕТЛАНЫ БАБАРИЦКИХ»

__________________________________________________________________

Ул. Мирющенко, 1, г. Свердловск, Луганская Народная Республика

94801, тел. (06434)2-26-94, e-mail: [email protected]

 

 

Работа на выставку-конкурс технических проектов «Идея – проект – решение»

 

Направление: «Экспериментальные и конструкторские разработки для использования в учебной деятельности»

 

Тема: «Приборы для демонстрации лабораторных

физических опытов»

 

Автор:

Сиротенко Анна Алексеевна,

ученица 10 класса

 

Руководитель:

Лисянский Сергей Анатольевич,

учитель физики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


г. Свердловск

 2021

Изготовление самодельных приборов для уроков физики как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся

 

Цель: показать возможности изготовления самодельных приборов влиять на способность развития познавательного интереса к физике через ориентацию на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся.

Без интереса учащихся к познанию методически правильно построенный урок с изложением материала на самом высоком научном уровне, с привлечением необходимых примеров из практической жизни не даст желаемого результата. Как писал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».

Часто возникает вопрос: стоит ли заниматься изготовлением самодельных приборов (далее: СП) по физике, когда промышленность выпускает их в достаточном количестве и высокого качества? Действительно, в обеспечении кабинета физики СП давно уже не играют решающей роли. Однако полностью отказаться от изготовления СП было бы неправильно.

Как бы хорошо ни работала промышленность учебно-наглядных пособии, ее отставание от растущих потребностей школы неизбежно. Это ставит перед учителем физики вопросы совершенствования приборов уже существующих и конструирования новых. Кроме того, это следует подчеркнуть особо, работа над изготовлением приборов открывает обширные возможности для решения целого ряда задач воспитательного характера. Изготавливая прибор, ученик думает –  не может не думать! над тем, нельзя ли изменить или упростить конструкцию прибора и одновременно усовершенствовать его так, чтобы при минимально затраченных материалах и конструктивных средствах добиться лучших результатов.

Подчеркивая важность работы по изготовлению приборов и роль этого процесса в развитии познавательных интересов учащихся, следует иметь в виду, что для них основной интерес заключается не в обладании готовой истиной, а в поисках истины, в творческом преодолении трудностей на пути к овладению истиной.

Работа по изготовлению СП очень важна как средство воспитания учащихся, как основа привития им трудовых навыков, как средство развития их конструкторских и творческих способностей. Работа над изготовлением приборов многих учащихся увлекает настолько, что они посвящают ей все свое свободное время. Такие учащиеся – незаменимые помощники учителю при подготовке классных демонстрации, лабораторных работ, практикумов. О таких увлеченных физикой учениках прежде всего можно заранее сказать, что в будущем они станут прекрасными производственниками - им легче овладеть машиной, станком, техникой. Но в данном случае главное заключается в другом: увлекаясь приборами и опытами, часто демонстрируя их действие, рассказывая об устройстве и принципе  действия своим товарищам, ребята проходят своеобразное испытание на пригодность к учительской профессии, они потенциальные кандидаты в педагогические учебные заведения [1, c. 22]. В этом и заключается актуальность нашего проекта.

Какие самодельные приборы надо изготовлять?

Объектами работы в первую очередь являются  устройства, в которых нуждается кабинет физики.

Работу по изготовлению СП можно разделить на копирование прибора, имеющегося в наличии, модернизацию прибора, изготовление прибора по готовым описаниям, чертежам, схемам и конструирование новых приборов. Более ценно последнее, т.к. в этом случае учащиеся сами создают макет будущего прибора, являются авторами чего-то нового. Будущий прибор в начале рождается в голове ученика, затем это переносится на бумагу в виде рисунка или чертежа, а потом после обсуждении и поправок начинается практическое воплощение проекта [7].

Практическая значимость проекта заключается в том, что все изготовленные приборы найдут применение на уроках физики и во внеклассной работе. К самодельным приборам приложены описания возможностей устройств, краткие рекомендации по их использованию, т.е. все нормативные документы как у промышленных приборов.

Научная новизна заключается в том, что нами впервые была создана коллекция самодельных приборов, чья точность доказана неоднократными лабораторными физическими опытами на уроках и занятиях кружка.

Демонстрация готового прибора автором перед своими товарищами во время урока физики - это лучшая оценка его труда и возможность отметить его заслуги перед классом. Если такой возможности не будет, то общественный смотр изготовленных приборов демонстрируем во время каких-нибудь внеклассных мероприятий. Это является негласной рекламой вида деятельности по изготовлению самодельных приборов, что способствует широкому вовлечению в эту работу и других учеников. Большая роль в оказании помощи в этой работе принадлежит также родителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приборы представленные на выставку-конкурс:

1.                  Прибор для демонстрации и исследования механических колебаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание:

Модель представляет собой систему математических маятников – стальных одинаковых шариков, подвешенных на нитях разной длины, укрепленных на общем горизонтальном стержне. Поскольку период колебаний маятника определяется только его длиной, то постепенное увеличение длины маятников приводит к увеличению времени одного колебания (периода). Длины 15 маятников изменяются равномерно, образуя прямую наклонную линию (см. фото). Если с помощью небольшой доски отклонить все маятники одновременно на одинаковый угол и отпустить, то каждый из маятников будет совершать независимо от других маятников свободные механические колебания с постоянным периодом. А, поскольку, у всех маятников периоды будут различны, то можно наблюдать картину одновременного изменения положения системы 15 шариков, образующих в процессе колебаний ряд пространственных фигур. Изменение относительных фаз демонстрирует сложность исследования положений каждого из шариков множества колебательных систем, но позволяет убедительно доказать независимость колебаний каждого из маятников и возможности изменения характеристик (параметров) для получения необходимого эффекта (результата).

Прибор вызывает неподдельный интерес и способствует развитию пространственного воображения, умений сравнивать, анализировать и прогнозировать результаты наблюдений…

При желании можно изменить комбинацию и последовательность положения шариков и длины маятников для дальнейшего исследования новых экспериментов.

2.                  Модель зеркального перископа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


рис. 1                                                              рис. 2

 

Описание:

Прибор состоит из металлического стержня, на котором с помощью винтов-зажимов укреплены перпендикулярные стержни, в отверстия которых с помощью резьбы вручены держатели с плоскими зеркалами. Зеркала можно поворачивать вокруг оси держателя на углы от 0 до 360°. Фиксировать положения зеркал можно с помощью гаек. Учитывая то, что сами горизонтальные стержни можно поворачивать по окружность вокруг основного вертикального держателя, а также перемещать и закреплять их по вертикали в любом произвольно выбранном положении, можно получать всевозможные комбинации взаимного расположения плоскостей зеркал перископа и изменять направления наблюдения в перископ (рис. 2). Традиционная заводская модель перископа (рис. 1) не дает возможности изменять углы наклона плоскостей зеркал и разворачивать их относительно наблюдателя, а закрытые корпусом зеркала не позволяют «видеть» отражающие поверхности и строить чертежи  и схемы хода лучей в перископе.

Созданная модель «вживую» дает представление о принципе действия зеркальных оптических приборов любой конструкции и назначения, дает практическое понимание зависимости результата действия прибора от различных технических факторов. Что самое главное, эта модель дает возможность самому изменять технические характеристики, развивает навыки проектирования и конструирования оптических систем, чем выгодно отличается от заводского варианта.

3.                  Прибор для демонстрации звукового давления

 

 

 

 

 

 

 

 


Описание:

             Прибор состоит из металлического цилиндра (корпуса) длиной 40 см и диаметром 20 см. Одно из его оснований затянуто мембраной, а в другом сделано отверстие диаметром 8 см. Сам цилиндр установлен на подставке.

При ударе по мембране возникает низкочастотный глухой звук, а сама мембрана после упругих колебаний создает продольную волну внутри цилиндра, представляющую собой уплотнения и разрежения воздуха [4].

           Из-за достаточно большой площади мембраны создается довольно большая сила волнового давления, величину которой можно проследить с помощью несложных опытов. Более яркую и наглядную картину процессов распространения низкочастотной волны можно «увидеть», т.е. наблюдать, предварительно заполнив внутренний объем цилиндра небольшим количеством дыма. (рис. 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


рис. 1

 

ОПЫТ:  «Демонстрация кольцевых вихрей».

Если поставить на стол со стороны отверстия прибора легкий бумажный цилиндр (рис. 3) и ударить рукой по мембране, то бумажный цилиндр опрокинется. Объяснить явление.

ОТВЕТ:  Поток воздуха, выброшенный ударом из отверстия, тормозится у его края, благодаря чему образуются воздушные вихревые кольца, движущиеся с большой скоростью. Удар такого кольца и опрокидывает цилиндр.

 

 

4.             Прибор для демонстрации давления жидкостей и газа (шар Паскаля)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Описание:

       Шар Паскаля предназначен для демонстрации передачи производимого на жидкость давления в замкнутом сосуде, а также для демонстрации подъема жидкости под действием атмосферного давления. В отличие от полностью стеклянной модели, которые раньше были в школьных кабинетах, данная модель (рис. 4) имеет современный вид и ничем не уступает заводской модели (рис. 5).

        Прибор состоит  из пластикового цилиндра с двумя оправами на концах, кожаного поршня с металлическим штоком и деревянной ручкой, полого полиэтиленового шара с несколькими мелкими отверстиями. Оправы жестко закреплены на трубке. Длина стеклянного цилиндра 250 мм, диаметр 25 мм. Диаметр шара 50 мм. Прибор снабжен деревянной подставкой [8, c.69].

Данный прибор позволяет демонстрировать закон Паскаля как для жидкостей, так и для газов [5].

 

 

 

 

 

 

http://labbox.ru/published/publicdata/DB36368M/attachments/SC/products_pictures/IMG_2663_enl.jpg
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


рис. 4                                                                            рис. 5

 

 

5.             Прибор для демонстрации особенностей равновесия тел  (прибор-загадка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Описание:

         Прибор состоит из деревянного основания, на котором укреплены два полых цилиндра, закрытые крышками. В верхней части цилиндров сделаны сквозные отверстия для размещения металлического стержня (оси). Посредине стержня жестко закреплен треугольник-конус, надетый на стержень отверстием. Находящимся в его вершине. «Секрет» прибора в том, что внутри одного из цилиндров к оси стержня прикреплена нить. Нить намотана на ось, а к ее свободному концу прикреплена гирька, которая под действием собственной тяжести поварачивает ось так, чтобы сам конус после попытки повернуть его основанием вниз, снова возвращал его в прежнее «неестественное» положение (рис.6). Прибор изготовлен по материалам книги Б.Ф.Билимовича «Физические викторины» (рис.7).

 

ОБЪЯСНЕНИЕ ОПЫТА:   Несмотря на то, что опущенный треугольник (конус) движется вверх, центр тяжести системы тел, состоящей из треугольника, оси, нити и груза, понижается. Треугольник устанавливается вверх под действием гири, которая скрыта внутри трубчатой стойки и подвешена на нити, намотанной на ось (рис.7).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


рис. 6                                                                            рис. 7

 

 

 

 

Заключение

Все представленные приборы неоднократно использовались на уроках физики Свердловского лицея №1 в 7 – 11 классах, а также при проведении внеклассных мероприятий и викторин.

Завершенность и высокий технический уровень каждого из приборов были достигнуты благодаря помощи в их изготовлении Сиротенко Алексея Николаевича  – отца ученицы 10 класса, представляющей данный проект на выставку-конкурс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1.       Анциферов Л.И. Самодельные приборы для физического практикума в средней школе. Пособие для учителя. – М: Издательство «Просвещение», 1985. – 197 с.

2.       зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики : Из опыта работы. Пособие для учителей / Н. М. Зверева. - М. : Просвещение, 1980. - 113 с.

3.       Левшенюк В.Я. Электронные приборы для школьного учебного демонстрационного эксперимента по физике. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-pribory-dlya-shkolnogo-uchebnogo-demonstratsionnogo-eksperimenta-po-fizike

4.       Маркосова Н. М. Изучение ультразвука в курсе физики средней школы: Пособие для учителей /Под ред. В. Ф. Ноздрева. М.: Просвещение, 1982.

5.       Оборудование школьного физического кабинета [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / А. В. Смирнов, С. А. Смирнов, С. В. Степанов; Московский педагогический государственный ун-т. - Москва : МПГУ, 2015. - 244 с. : ил. - 329-40.

6.       Смирнов, А. В. Образовательная среда и средства обучения физике [Текст] : монография / А. В. Смирнов, С. А. Смирнов. - Москва : Школа будущего, 2009. – 483 с.

7.       Хорошавин C.А. Физико-техническое моделирование. Учебное пособие. – Электронный ресурс. – Режим доступа:  https://www.livelib.ru/book/1001594847-fizikotehnicheskoe-modelirovanie-uchebnoe-posobie-s-a-horoshavin

8.       Шахмаев Н.М., Павлов Н.И., Тыщук В.И. Физический эксперимент в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

 


Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Изготовление самодельных приборов для уроков физики как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся

Изготовление самодельных приборов для уроков физики как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся

Подчеркивая важность работы по изготовлению приборов и роль этого процесса в развитии познавательных интересов учащихся, следует иметь в виду, что для них основной интерес заключается…

Подчеркивая важность работы по изготовлению приборов и роль этого процесса в развитии познавательных интересов учащихся, следует иметь в виду, что для них основной интерес заключается…

Практическая значимость проекта заключается в том, что все изготовленные приборы найдут применение на уроках физики и во внеклассной работе

Практическая значимость проекта заключается в том, что все изготовленные приборы найдут применение на уроках физики и во внеклассной работе

Приборы представленные на выставку-конкурс: 1

Приборы представленные на выставку-конкурс: 1

Модель представляет собой систему математических маятников – стальных одинаковых шариков, подвешенных на нитях разной длины, укрепленных на общем горизонтальном стержне

Модель представляет собой систему математических маятников – стальных одинаковых шариков, подвешенных на нитях разной длины, укрепленных на общем горизонтальном стержне

Описание: Прибор состоит из металлического стержня, на котором с помощью винтов-зажимов укреплены перпендикулярные стержни, в отверстия которых с помощью резьбы вручены держатели с плоскими зеркалами

Описание: Прибор состоит из металлического стержня, на котором с помощью винтов-зажимов укреплены перпендикулярные стержни, в отверстия которых с помощью резьбы вручены держатели с плоскими зеркалами

Созданная модель «вживую» дает представление о принципе действия зеркальных оптических приборов любой конструкции и назначения, дает практическое понимание зависимости результата действия прибора от различных технических…

Созданная модель «вживую» дает представление о принципе действия зеркальных оптических приборов любой конструкции и назначения, дает практическое понимание зависимости результата действия прибора от различных технических…

При ударе по мембране возникает низкочастотный глухой звук, а сама мембрана после упругих колебаний создает продольную волну внутри цилиндра, представляющую собой уплотнения и разрежения воздуха…

При ударе по мембране возникает низкочастотный глухой звук, а сама мембрана после упругих колебаний создает продольную волну внутри цилиндра, представляющую собой уплотнения и разрежения воздуха…

Прибор для демонстрации давления жидкостей и газа (шар

Прибор для демонстрации давления жидкостей и газа (шар

Прибор для демонстрации особенностей равновесия тел (прибор-загадка)

Прибор для демонстрации особенностей равновесия тел (прибор-загадка)

Описание: Прибор состоит из деревянного основания, на котором укреплены два полых цилиндра, закрытые крышками

Описание: Прибор состоит из деревянного основания, на котором укреплены два полых цилиндра, закрытые крышками

Заключение Все представленные приборы неоднократно использовались на уроках физики

Заключение Все представленные приборы неоднократно использовались на уроках физики

Список используемых источников 1

Список используемых источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2021