«Наука в годы хрущевского десятилетия»
Содержание.
Введение................................................................................................................ 3
1.Освоение космоса............................................................................................... 4
1) Первый искусственный спутник Земли.......................................................... 4
2) Первые полеты человека в космос.................................................................. 7
2.Атомная энергия............................................................................................... 11
1) Первая в мире атомная электростанция в Обнинске.................................... 11
2)Атомный ледокол «Ленин»........................................................................... 13
3) Испытание водородной бомбы..................................................................... 14
3.Расширение сети НИИ...................................................................................... 16
Заключение.......................................................................................................... 16
Литература........................................................................................................... 17
Главные научные успехи XX века пришлись на хрущевский период. Были ли эти успехи связаны с теми процессами, которые происходили в обществе, или произошло совпадение по времени?
Символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский человек - Юрий Гагарин.
Покорение космоса потребовало колоссальных средств. За ценой не стояли. В этом был не только научный, но и военный интерес. Верили, что недалеко то время, когда советские космонавты как радушные хозяева будут встречать в далеком космосе посланцев других стран, в том числе и США. Казалось, Советский Союз надолго и прочно стал лидером научно-технического прогресса человечества.
Впечатляющими для советских людей, для всего мира стали введение в эксплуатацию первого атомного ледокола «Ленин», открытие Института ядерных исследований. Безусловно, это были крупные события. Но ничего тогда не говорилось об опасностях, которые несет массовое освоение ядерной энергии, о необходимости строжайшего соблюдения технологической дисциплины, повышения уровня безопасности на ядерных объектах.[ [1]]
Начало проникновению человека в космос было положено 20 мая 1954 г. правительство выдало постановление о разработке двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-7. А уже 27 мая Королёв направил докладную министру оборонной промышленности Д. Ф. Устинову о разработке ИСЗ и возможности его запуска с помощью будущей ракеты Р-7.
Разработанный проект ракеты новой компоновки 20 ноября 1954 г. был одобрен Советом министров СССР. Необходимо было в кратчайшие сроки решить множество новых задач, в которые входили, кроме разработок и строительства самой ракеты, выбор места для стартового полигона, постройка стартовых сооружений, ввод в строй всех необходимых служб и оборудование наблюдательными пунктами всей 7000-километровой трассы полёта.
Первый комплекс ракеты Р-7 был построен и испытан в течение 1955-1956 годов на Ленинградском металлическом заводе. 4 октября 1957г. Эта ракета вывела на орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Он весил 83,6 кг. Прорвавшись сквозь земную атмосферу, первая космическая ласточка вынесла в околоземное пространство научные приборы и радиопередатчики. Они передали на Землю первую научную информацию о космическом пространстве, окружающем Землю.
Через 20 дней после запуска космический первенец умолк - иссякли батареи питания его передатчиков. Постепенно опускаясь, он просуществовал ещё около двух с половиной месяцев и сгорел в нижних, более плотных слоях атмосферы.[[2]]
Полёт первого спутника позволил получить ценнейшие сведения. Тщательно изучив постепенное изменение орбиты за счёт торможения в атмосфере, учёные смогли рассчитать плотность атмосферы на всех высотах, где пролетал спутник, и по этим данным более точно предусмотреть изменение орбит последующих спутников.
Второй Советский спутник был выведен на более вытянутую орбиту 3 ноября 1957 г. Если ракета первого спутника позволила поднять его на 947 км, то ракета второго спутника была более мощной. При почти той же минимальной высоте подъёма апогей орбиты достиг 1671 км, и спутник весил значительно больше первого - 508,3 кг.
Третий спутник поднялся ещё выше - на 1880 км и был ещё тяжелее. Спутник-3 был первым полноценным космическим аппаратом, обладающий всеми системами, присущими современным космическим аппаратам. Имея форму конуса с диаметром основания 1,73 метра и высотой 3,75 метра, спутник весил 1327 килограммов. На борту спутника было размещено 12 научных приборов. Последовательность их работы задавало программно-временное устройство. Впервые предполагалось применить бортовой магнитофон для записи телеметрии на тех участках орбиты, которые не были доступны наземным станциям слежения. Непосредственно перед стартом была обнаружена его неисправность, и спутник отправился в полет с неработающим магнитофоном.
Впервые бортовая аппаратура принимала и исполняла команды, переданные с Земли. Впервые была использована активная система терморегулирования для поддержания рабочих температур. Электроэнергию обеспечивали одноразовые химические источники, в дополнение к которым для экспериментальной проверки впервые были использованы солнечные батареи, от которых работал небольшой радиомаяк. Его работа продолжалась и после того, как основные батареи исчерпали свой ресурс.
Январь 1959 г. умчалась в сторону Луны и вышла на околосолнечную орбиту советская космическая ракета «Луна-1». Она стала спутником Солнца. На Западе её называли лунником. Запуском её была прослежена вся толща околоземного космического пространства. За 34 часа полёта ракета прошла 370 тыс. км, пересекла орбиту Луны и вышла в околосолнечное пространство. После этого ещё около 30 часов велось наблюдение за её полётом и принималась с установленных на ней приборов ценнейшая научная информация.
Сведения, полученные в этом полёте, существенно дополнили наши сведения об одном из важнейших открытий первых лет космической эры - открытии околоземных поясов радиации.
Не менее изумительным был полёт второй советской космической ракеты «Луна-2», запущенной 12 сентября 1959 г. Приборный контейнер этой ракеты 14 сентября коснулся поверхности Луны! Впервые за всю историю аппарат, созданный руками человека, достиг другого небесного тела и доставил на безжизненную планету памятник великому подвигу советского народа - вымпел с изображением Герба СССР. «Луна-2» установила, что у Луны нет магнитного поля и поясов радиации в пределах точности приборов.
Октябрь 1959г., в день второй годовщины запуска первого советского спутника Земли, в Советском Союзе была запущена третья космическая ракета - «Луна-3». Она отделила от себя автоматическую межпланетную станцию с приборами. Контейнер был направлен так, что обогнув Луну, он вернулся обратно в район Земли. Установленная в нём аппаратура сфотографировала и передала на Землю изображение не видимой нами обратной стороны Луны[[3]]
Десятки неразрешённых вопросов стояли перед наукой. Надо было создать во много раз более мощные ракеты-носители для выведения на орбиту космических кораблей, в несколько раз более тяжёлых, чем самые тяжёлые искусственные спутники, запущенные ранее. Нужно было сконцентрировать и построить летательные аппараты, не только полностью обеспечивающие безопасность космонавта на всех этапах полёта, но и создающие необходимые условия для его жизни и работы. Необходимо было разработать целый комплекс специальной тренировки, который позволил бы организму будущих космонавтов заранее приспособиться к существованию в условиях перегрузок и невесомости. Надо было разрешить очень много и других вопросов.
Первым космонавтом должен быть человек, который помимо хорошего здоровья, обладает сильной волей, быстрыми реакциями, способностью в напряжённой обстановке полёта принимать мгновенные решения и немедленно их осуществлять. Это должен быть человек, знакомый с воздушным океаном, с действием факторов, близких к тем, с которыми он встретится в космическом полёте.
12 апреля 1961 года весь мир узнал имя Юрия Алексеевича Гагарина, а 6 августа того же года - имя Германа Степановича Титова, благополучно совершивших полёты в космос.
Первые космонавты проходили ряд специальных тренировок и испытаний, в которых имитировались многие факторы предстоящего космического полёта. Это были исследования на центрифуге, когда создавались соответствующие перегрузки, испытания на вибростенде, в сурдокамере при изоляции от внешних раздражителей. Тренировались Юрий Алексеевич и Герман Степанович и на специальных стендах, где отрабатывали варианты полётного задания. Много и целенаправленно занимались они спортом и т.д.
Для всего мира историческое событие 12 апреля 1961 года началось с девяти часов утра, когда было сделано первое сообщение по радио о запуске космического корабля с человеком на борту.
Гагарин вошел в лифт, и тот доставил его на площадку, расположенную у люка корабля «Восток». Он поднял руку и еще раз попрощался.
Прозвучали заключительные предстартовые команды, и, наконец, последняя: «Поехали!». Все на космодроме потонуло в грохоте ракетных двигателей. Первый человек Земли стартовал в космос.
«Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства, - так вспоминал о первых секундах своего полета космонавт Юрий Гагарин. - Начали расти перегрузки. Я почувствовал, какая-то непреоборимая сила все больше вдавливает меня в кресло. Секунды тянулись, как минуты»[[4]]
Взлетая, первый космонавт планеты докладывал на Землю: «Самочувствие отличное. Несколько растет перегрузка, вибрация, все переношу нормально. Настроение бодрое. В иллюминатор вижу Землю, различаю складки местности, снег, лес»...
Наконец корабль вышел на орбиту. Наступила невесомость. «Сначала это чувство было необычным, - вспоминал позднее Гагарин, - но я вскоре привык к нему, освоился».
И вот он летит на корабле-спутнике, названном «Восток», в безмолвной пустоте космоса. Он первый человек, который видит нашу планету со стороны, в голубом ореоле атмосферы. Первым он может окинуть одним взглядом континенты и моря. Теперь он точно знает, что принесет из космических далей на Землю весть о том, что человек, может, и будет летать в космос. Он доберется до других планет, разгадает загадки мироздания, подчинит силе своего разума таинственные силы Вселенной.
Пока же наземные станции слежения, тревожась за пилота, спрашивают, как проходит полет, как он себя чувствует. С космических высот долетает голос первого космонавта:
«Самочувствие отличное. Слышу вас отлично. Полет проходит хорошо». 108 минут продолжался первый рейс человека в космос. Когда, облетев планету, космонавт снова появился над территорией своей страны, с Земли была подана команда на спуск.
«Корабль стал входить в плотные слои атмосферы, - рассказывал потом Юрий Гагарин. - Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего 20 градусов тепла. Было ясно, что все системы сработали отлично и корабль точно идет в заданный район приземления.
В течение всего полёта космического корабля «Восток-1» с его борта на землю по определённой программе передавалась обширная медико-биологическая информация, фиксировался характер реакций человека.
Полёт показал, что в условиях невесомости все вегетативные процессы осуществлялись нормально, мозг космонавта функционировал совершенно так же, как на Земле.
Итак, первый полёт доказал самое главное - принципиальную возможность путешествий человека в космосе, подтвердил правильность научного пути, по которому идёт советская космонавтика. Но он положил только начало, открыл окно, через которое видны далёкие перспективы будущих полётов в бескрайние дали вселенной.
Как будет чувствовать себя человек в условиях длительной невесомости, осталось загадкой и после полёта Гагарина. Хорошее состояние Гагарина было своеобразной «путёвкой», разрешающей более длительный полёт[[5]]
И этот полёт состоялся.Двадцатипятичасовой космический полёт Германа Титова превзошёл самые смелые научные ожидания.
Работоспособность в полёте изучалась в самом широком смысле этого слова. Титову были даны задания, которые позволяли широко и разносторонне выявить возможности деятельности человека в условиях невесомости. Ему приходилось вести переговоры с Землёй, выполнять простые двигательные операции, осуществлять управление системой ориентации корабля, требующее сложных координированных движений, вести записи (всё это удалось космонавту).
Как известно, в течение полёта Титова впервые была осуществлена возможность изучения особенностей суточного цикла жизни человека в условиях космического корабля.
Вот подана команда на спуск. Корабль правильно сориентирован. Заработал ракетный двигатель, постепенно нарастая, возникло замедление скорости. Спутник пошёл на снижение. Во время входа корабля в плотные слои атмосферы Титов старался подробнее проследить за тем, что делалось снаружи.
Окончание полёта, когда космический корабль двигался в плотных слоях атмосферы и на космонавта снова действовали перегрузки, и процесс приземления, потребовавший значительного напряжения воли и физических сил, - всё было перенесено Титовым хорошо.
Двадцатипятичасовой космический полёт был успешно завершён - корабль приземлился точно в заданном районе.
Тщательное изучение научных данных, полученных в этих двух полетах, позволило уже через год - в августе 1962 г.- сделать новый большой шаг вперед. Стартовавшие один за другим (с интервалом в одни сутки) космические корабли «Восток-3» и «Восток-4» с летчиками-космонавтами Андрияном Григорьевичем Николаевым и Павлом Романовичем Поповичем совершили первый групповой полет в космос.
«Восток-3» сделал более 64 оборотов вокруг Земли и находился в космическом полете 95 часов. «Восток-4» сделал более 48 оборотов и пробыл в космическом полете 71 час. Этот полет доказал, что разработанная нашими учеными система подготовки космонавтов позволяет им выработать такие физические качества, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность и полную работоспособность в условиях длительного космического полета. В этом состоял главный итог полета.
В октябре 1945 года Технический комитет учреждённого при Совнаркоме СССР Первого главного управления, предшественника Минсредмаша, рассмотрел записку академика Петра Капицы «О применении внутриатомной энергии в мирных целях». Общее руководство работами по мирному атому взял на себя президент Академии наук Сергей Вавилов. Вскоре Игорь Курчатов изложил свои соображения о возможности использования графитового реактора-наработчика плутония и для производства электроэнергии. Приняв во внимание доводы учёных, правительство СССР 16 мая 1949 года выпустило постановление о создании первой атомной электростанции. Научным руководителем работ был назначен Курчатов (в то же время занимавшийся созданием атомной бомбы), а главным конструктором реактора — Николай Доллежаль.
В мае 1950 года вышло постановление Правительства страны о начале работ по строительству первой АЭС. Через год был решён вопрос о месте её сооружения. В 1951 году вышло второе Постановление Совета министров СССР о разработке мероприятий по сооружению первой АЭС.
Строительство здания АЭС началось в 1952 году на месте бывшей деревни Пяткино. Незадолго перед пуском реактора, в феврале 1954 года в ФЭИ был сооружён реактор нулевой мощности («критический стенд»). Он был собран в одной из лабораторных комнат, расположенных на первом этаже главного корпуса ФЭИ. Целью создания стенда, по мнению руководителя физических расчётов реактора АЭС М. Е. Минашина, была необходимость экспериментальной проверки пригодности расчётных методик, использовавшихся при определении характеристик реактора первой АЭС.
На этом стенде 3 марта 1954 года впервые в ФЭИ (и на территории Калужской области) была осуществлена само-поддерживающаяся цепная реакция деления урана[[6]][[7]]
Перед пуском реактора было составлено штатное расписание и укомплектованы 4 смены персонала. Пусковую группу возглавлял советский физик-ядерщик Б. Г. Дубовский, имевший опыт пуска первого в СССР реактора, осуществлённого под руководством Курчатова 26 декабря 1946 года. Директором первой АЭС был назначен Н. А. Николаев. Научным руководителем всего проекта был назначен незадолго до этого ставший директором ФЭИ Д. И. Блохинцев — известный в то время физик-теоретик, проректор Московского Государственного Университета. Первыми пусковыми дежурными научными руководителями были А. К. Красин, Б. Г. Дубовский и М. Е. Минашин. Борис Дубовский задержался в Харькове из-за нелётной погоды на шесть суток, и физический пуск был отложен до его приезда. 9 мая в 19 часов 7 минут при загрузке примерно 60 топливных каналов (ТК) было достигнуто критическое состояние[[8]].
В дальнейшем активная зона реактора была загружена полностью, вместившая 128 ТК. 26 июня 1954 года впервые в мире на АЭС был осуществлён энергетический пуск. Начальник объекта «В» Дмитрий Блохинцев записал в оперативном журнале: «17 часов 45 минут. Пар подан на турбину». Академики Курчатов и Александров поздравили всех участников исторического события по-русски: «С лёгким паром!»[[9]][[10]]
К октябрю 1954 года станция была выведена на проектные параметры. Электричество, выработанное первой в мире атомной электростанцией, пошло внешним потребителям — в сеть Мосэнерго. За участие в разработке, пуске и освоении станции Д. И. Блохинцеву, Н. А. Доллежалю, А. К. Красину и В. А. Малыху была присуждена Ленинская премия. Большая группа разработчиков и эксплуатационников была награждена орденами и медалями СССР. В первый период работы Обнинская АЭС рассматривалась как опытная энергетическая станция. Но, начиная с 1956 года, на ней стали проводиться различные исследования, в частности, необходимые для создания более мощных станций. С 1956 года станция стала открытой для советских и зарубежных делегаций. Десятки тысяч экскурсантов почти из всех стран мира посетили АЭС, что способствовало изменению взгляда людей на атомную проблему[[11]].
Важной особенностью, связанной с созданием первой атомной электростанции, стал параллельный процесс проведения научных экспериментов, связанных с разработками типовых проектов, созданием необходимого оборудования, проектированием и строительством специализированных зданий и монтажом специальных сооружений. Это обстоятельство требовало постоянной координации работ и чёткого их выполнения. В итоге такой подход обеспечил сжатые сроки создания первой АЭС.
Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (п/я 619) (ныне «Айсберг») в 1953—1955 годах (проект № 92) после принятия решения о строительстве атомного ледокола 20 ноября 1953 года Советом министров СССР. Главным конструктором был В. И. Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством Игоря Ивановича Африкантова. Научным руководителем работ был назначен академик А. П. Александров. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов.
Из-за новизны оборудования во время проектирования возникли сложности с компоновкой машинного отделения. Было принято решение о создании макета машинного отделения из дерева. На этом макете отрабатывались компоновочные решения конструкторов, благо переделать тот или иной фрагмент помещений было достаточно просто и, без сомнения, куда дешевле, чем если бы это пришлось делать на строящемся судне.
Судно было заложено 25 августа 1956 года на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде. Главный строитель — В. И. Червяков. Спущен на воду 5 декабря 1957 года[[12]].
Ядерная энергетическая установка смонтирована в 1958—1959 годах. 6 августа 1959 года осуществлен физический пуск ядерного реактора. 12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарева (западная пресса указывает дату 15 сентября)[[13]].
Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали множество делегаций и представителей разных стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР.3 декабря 1959 года сдан Министерству морского флота. С 1960 года в составе Мурманского морского пароходства.
Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации.
После испытания первой советский атомной бомбы РДС-1 основные усилия сконцентрировались на варианте «Слойка». Государственная комиссия под председательством И. В. Курчатова, проведя анализ результатов генеральной репетиции и доложив свои соображения правительству, приняла решение провести испытания первой водородной бомбы 12 августа 1953 года в 7 часов 30 минут местного времени. Операцию по сборке заряда проводили Н. Л. Духов, Д. А. Фишман, Н. А. Терлецкий под руководством Ю. Б. Харитона и в присутствии И. В. Курчатова. Подготовка системы автоматики осуществлялась В. И. Жучихиным и Г. А. Цырковым. В работах принимали участие А. Д. Захаренков и Е. А. Негин. Снаряжение заряда капсюлями-детонаторами после подъёма его на башню осуществлялось А. Д. Захаренковым и Г. П. Ломинским под руководством К. И. Щёлкина и в присутствии А. П. Завенягина[[14]].
На Семипалатинском полигоне тем временем шла интенсивная подготовка опытного участка, на котором располагались различные постройки, регистрирующая аппаратура, военная техника и другие объекты. Сигнал на подрыв был подан в 7.30 утра 12 августа 1953 года. Горизонт озарила ярчайшая вспышка, которая слепила глаза даже через темные очки. Мощность взрыва составила 400 кт, что в 20 раз превысило энерговыделение первой атомной бомбы. Советский физик Ю. Харитон, проанализировав испытание, заявил, что на долю синтеза приходится около 15-20 %, остальная энергия выделилась за счет расщепления U-238 быстрыми нейтронами. В бомбе РДС-6с впервые было использовано «сухое» термоядерное горючее, что являлось серьёзным технологическим прорывом.
По результатам испытаний в радиусе 4 км, кирпичные здания были полностью разрушены, на расстоянии 1 км, ж/д мост со 100 тонными пролётами, был отброшен на 200 м.
После успешного испытания многие конструкторы, исследователи и производственники были награждены орденами и медалями. Главный идеолог первой водородной бомбы, А. Д. Сахаров, сразу стал академиком АН СССР. Ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда и лауреата Сталинской премии. Звание Героя Социалистического Труда во второй раз было присвоено Ю. Б. Харитону, К. И. Щёлкину, Я. Б. Зельдовичу и Н. Л. Духову. Звание Героя Социалистического Труда также было присвоено М.В. Келдышу, который осуществлял математическое обеспечение работ по созданию водородной бомбы.
18 мая 1957 года Совет Министров СССР одобрил предложение академиков М. А. Лаврентьева и С.А.Христиановича о создании в Сибири мощного научного центра и постановил организовать Сибирское отделение Академии наук СССР. Президиуму АН СССР поручалось рассмотреть вопрос о создании новых научных учреждений Сибирского отделения. Для проведения подготовительной работы по организации Отделения был создан оргкомитет, его председателем и руководителем Сибирского отделения был утвержден академик М.А.Лаврентьев, заместителем -академик С.А.Христианович.Совет министров обязал Академию наук включить в состав Сибирского отделения Западно-Сибирский филиал АН СССР (с институтами: Геологии, Горного дела, Радиофизики и электроники, Транспортно-энергетическим, Химико-металлургическим, Биологическим); Восточно-Сибирский филиал АН СССР (с институтами: Геологии, Химии); Якутский филиал АН СССР (с институтами: Языка, литературы и истории, Геологии, Биологии); Дальневосточный филиал АН СССР, а также Сахалинский комплексный НИИ АН СССР и Институт физики АН СССР в Красноярске.[[15]]
Время Хрущева – один из наиболее значительных и не простых периодов нашей истории. Значительных – потому что Никита Сергеевич Хрущев был личностью уникальной, прежде всего, по размаху активности во всех областях – от сельского хозяйства до строительства, от культуры до внешней политики и оборонного комплекса. И, благодаря этому, множество великих событий произошло в тот период.
1. В 2014 г. отмечается 60-летие со дня пуска Первой в мире АЭС. (рус.). Пресс-служба ГНЦ РФ – ФЭИ (12 марта 2014). http://www.ippe.ru/prc/main/14-m-1.php
2. Габрианович Д. К 60-летию ГНЦ РФ – ФЭИ. Первая в мире АЭС (рус.). Первая в мире АЭС. Физико-энергетический институт (10 октября 2005)
3. Габрианович Д. «Великий переворот в жизни человечества» // Обнинск. — № 72 (3147). — 2009. — Июнь
4. Гагарин Ю. А. Дорога в космос. — М.: Воениздат, 1978. — 370 с
5. Дымарский В. Свет и тени “великого десятилетия” Н.С. Хрущев и его время 1989 год
6. Испытание первых образцов термоядерного оружия. http://sarov.info/news/zato/2008/08/19/12-avgusta-v-ckid-vniief-sostoyalos.html
7. Королёв С. П. Энциклопедия жизни и творчества / Под ред. В. А. Лопота. — РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, 2014.
8. Курт В. Г. «Первые шаги отечественной астрономии из космоса», в сб. «Первая космическая», стр. 239—241
9. «Ледокол»: Как создавался фильм-катастрофа. www.proficinema.ru.
10. Наука и образование. — Интервью с Б. Г. Дубовским.
11. Ромашкин Н. Только у нас! Россия в строительстве реакторов на быстрых нейтронах опережает остальной мир // Обнинский вестник. — № 38 (65). — 29 сентября 2005 года.
12. Сибирское отделение Российской Академии Наук. http://www.nsc.ru/HBC/events/copan-40/1957.html
13. Селивёрстов Л. С.. В Арктике на парусниках и атомоходах. — Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2008. — С. 313-319.
14. Степанов В. Юрий Гагарин. — «Молодая гвардия», 1987. — 336 с.
15. Черток Б. Е. Ракеты и люди : Фили — Подлипки — Тюратам : [англ.]. — 2. — М. : Машиностроение, 1999. — P. 448.
[1]Дымарский В. Свет и тени “великого десятилетия” Н.С. Хрущев и его время 1989 год.
[2] Черток, Б. Е. Ракеты и люди : Фили — Подлипки — Тюратам : [англ.]. — 2. — М. : Машиностроение, 1999. — P. 448.
[3] Курт В. Г. «Первые шаги отечественной астрономии из космоса», в сб. «Первая космическая», стр. 239—241
[4] Гагарин Ю. А. Дорога в космос. — М.: Воениздат, 1978. — 370 с
[5] Степанов В. Юрий Гагарин. — «Молодая гвардия», 1987. — 336 с.
[6] Королёв С. П. Энциклопедия жизни и творчества / Под ред. В. А. Лопота. — РКК «Энергия» им. С. П. Королёва, 2014.
[7] Габрианович Д. К 60-летию ГНЦ РФ – ФЭИ. Первая в мире АЭС (рус.). Первая в мире АЭС. Физико-энергетический институт (10 октября 2005)
[8] Наука и образование. — Интервью с Б. Г. Дубовским.
[9] Ромашкин Н. Только у нас! Россия в строительстве реакторов на быстрых нейтронах опережает остальной мир // Обнинский вестник. — № 38 (65). — 29 сентября 2005 года.
[10] Габрианович Д. «Великий переворот в жизни человечества» // Обнинск. — № 72 (3147). — 2009. — Июнь
[11] В 2014 г. отмечается 60-летие со дня пуска Первой в мире АЭС. (рус.). Пресс-служба ГНЦ РФ – ФЭИ (12 марта 2014). http://www.ippe.ru/prc/main/14-m-1.php
[12] Селивёрстов Л. С.. В Арктике на парусниках и атомоходах. — Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2008. — С. 313-319.
[13] «Ледокол»: Как создавался фильм-катастрофа. www.proficinema.ru.
[14] Испытание первых образцов термоядерного оружия. http://sarov.info/news/zato/2008/08/19/12-avgusta-v-ckid-vniief-sostoyalos.html
[15] Сибирское отделение Российской Академии Наук. http://www.nsc.ru/HBC/events/copan-40/1957.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.