«Наводнения. Виды и причины наводнений». Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
география +1
7 кл
05.03.2018
Цель урока - познакомить обучающихся с опасными природными явлениями - наводнениям. В ходе занятия ученики познакомятся с видами наводнений, их характеристиками, выяснят, какие опасности несут наводнения и какие меры безопасности следует предпринять при возникновении угрозы наводнения. Урок сопровождается мультимедийной презентацией. В процессе занятия обучающиеся работают с физической картой России и региона - Тамбовской области.Сценарий урока по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" для 7 кл.
Наводнения. Урок в 7 классе Учитель Тишков П.В..doc
Автор разработки: Тишков Пётр Васильевич, преподавательорганизатор
ОБЖ МБОУ «Никифоровская СОШ №2» Никифоровского района
Тамбовской области.
Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе.
Тема урока: «Наводнения. Виды и причины наводнений».
Цель урока: познакомить обучающихся с причинами наводнений, их
видами и последствиями.
Время: 45 минут.
Оборудование:
на каждом столе – рабочая папка, в которой находятся: «Словарь урока»,
рабочий текст, таблица для заполнения в процессе урока;
на доске: географическая карта мира, физическая карта России, карта
Тамбовской области, мультимедиапроектор, экран.
План урока
1. Организационный момент – 2 минуты
2. Проверка усвоения предыдущего урока – 10 минут
3. Объяснение нового материала – 30 минут
4. Подведение итогов урока и ознакомление с домашним заданием – 3
минуты.
Опережающее задание: подготовить информацию о наводнении в г.
Ленске (Якутия, 2001г.) и о наводнениях, описанных в различных
литературных произведениях.
Ход урока
Учитель: На предыдущем уроке мы закончили изучение темы
«Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения». Для
проверки
проведём
самостоятельную работу в форме тестирования. На работу отводится 10
минут.
/Ученики выполняют тестирование/
предыдущей
усвоения
темы мы
сейчас
1 Учитель:
Сегодня мы начинаем изучение чрезвычайных ситуаций
гидрологического происхождения, к которым относятся: наводнения, сели
и цунами. Тема нашего сегодняшнего урока – «Наводнения. Виды
наводнений и их причины». /Слайд №1/
Вы уже знаете, что поверхность нашей планеты более чем на 2/3
занимает вода. Это моря, океаны, ледники и озера, реки, пруды и
водохранилища. Вода на Земле находится в постоянном круговороте,
движимая силой солнечной энергии и силой тяжести. Под действием
солнечных лучей вода испаряется с поверхности океана, поступает в
атмосферу и переносится ветрами на большие расстояния, а затем выпадает
на поверхность Земли в виде дождя или снега.
Выпавшие осадки питают влагой все живое и подпитывают ручьи и
реки, которые несут свои воды в Мировой океан, замыкая круговорот воды.
Мы уже отметили, что в процессе круговорота воды в природе могут
возникнуть опасные явления гидрологического характера. Наиболее
распространенными и часто повторяющимися являются наводнения.
По данным МЧС России, наводнения по повторяемости, площади
распространения, суммарному среднегодовому ущербу занимают первое
место в России среди известных стихийных бедствий. По числу человеческих
жертв они занимают второе место после землетрясений.
У вас на столах есть «Словарь урока». Пожалуйста, прочитайте
определение наводнения. /Ученик зачитывает определение/.
Наводнение это значительное затопление местности в резуль
тате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, на
носящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной
среде.
Учитель: На территории России наводнения угрожают почти 450 городам и
нескольким тысячам других населенных пунктов. Повторяемость
наводнений в среднем колеблется от одного раза в 510 лет до одного раза в
1520 лет. Но есть города, где наводнения наблюдаются один раз в 23 года
(Уфа, Орск, Курск и ряд других). Регионами в нашей стране, где негативное
проявление наводнений наиболее очевидно, являются бассейны рек
Уссури, Иман, Зея и др. /Показать на карте/ В нашей области чаще
всего наводнения бывают в Моршанском районе, в бассейне реки Цны и
её притоков. /Показать на карте Тамбовской области/.
Затопление водой местности, которое не сопровождается ущербом
окружающей среде, называется разливом реки, озера или водохранилища.
Учитель: Наводнения могут быть вызваны различными причинами. По
причинам возникновения наводнения различают:
2 1. Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья.
Найдите в «Словаре урока» что означает слово половодье. /Ученик
зачитывает определение/
Половодье это ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон
увеличение объема воды в реке, которое сопровождается выходом ее вод
из берегов и затоплением поймы реки. /Слайд №2/
Учитель: Половодье равнинных рек в местах с умеренным климатом
вызывается весенним снеготаянием (весеннее половодье). Это явление
можно наблюдать и в местности, где мы живём.
Половодье на реках, берущих начало высоко в горах, вызывается
таянием снега и ледников в летнее время (летнее половодье). Этот вид
наводнений отличается значительным и довольно длительным подъемом
уровня воды в реке.
Учитель: 2. Наводнения, формируемые за счет паводка.
Дайте определение паводка. /Ученик зачитывает определение/
Паводок это стремительное, кратковременное и непериодическое
поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снега,
ледников, обильных дождей. /Слайд №3/
Учитель: Значительный паводок может вызвать наводнение. Этот вид
наводнения характеризуется интенсивным, сравнительно кратковременным
подъемом уровня воды.
Наводнения, вызываемые большим сопротивлением,
Учитель: 3.
которое водный поток встречает в русле реки.
Они происходят при заторах и зажорах льда в реке.
Учитель: Обратимся опять к «Словарю урока». Дайте определение
затора и зажора. /Ученик зачитывает определение затора/
Затор – нагромождение льдин во время весеннего ледохода в
сужениях русла реки. /Слайд №4/
Учитель: Чаще всего заторы образуются на реках, текущих с юга на север
(Северная Двина, Печора, Лена, Енисей, Иртыш). /Показать реки на карте/
/Ученик зачитывает определение зажора/
3 Зажор скопление в русле реки рыхлого льда и небольших льдин во время
ледостава в сужениях реки, которое вызывает подъем уровня воды в
реке выше её русла. /Слайд №5/
Учитель: Это явление, сходное с затором льда, но оно наблюдается на реках в
начале зимы. Зажоры образуются на реках в период формирования ледяного
покрова. По частоте зажорных наводнений и величине подъема воды
отмечаются реки Ангара и Нева. /Показать реки на карте/
Учитель: 4. Наводнения, связанные с ветровым нагоном воды на
берегах больших озер и в морских устьях крупных рек.
/Ученик зачитывает определение ветрового нагона
Ветровой нагон – подъём уровня воды вследствие действия ветра на
поверхность воды. /Слайд №6/
Учитель: Такие наводнения возникают на наветренном берегу водоема, когда
под воздействием на водную поверхность сильного ветра уровень воды
поднимается. В городе Санкт Петербурге такие наводнения бывают по
нескольку раз в год. В чём же причина? Ленинград, а именно так
назывался этот город раньше, находится на реке Неве при её впадении в
Финский залив и на островах невской дельты. Выборгская сторона
города находится на высоте от 5 до 10 метров над уровнем моря. Но
большая часть города лежит в самом низком месте невской дельты на
высоте от 1,2 метра до 2 метров. При сильных западных ветрах, которые
задерживают сток воды из Невы в море, случаются наводнения.
Наводнения здесь возникают во все времена года, в том числе и зимой,
но самые опасные бывают осенью. Наиболее значительные наводнения
были в ноябре 1824 года (421 см выше ординара) и в сентябре 1924 года
(369 см выше ординара).
Для защиты города Санкт Петербурга от нагонных наводнений
построена дамба, соединяющая остров Котлин с берегами Финского
залива.
Учитель: Все вышеперечисленные виды наводнений в зависимости от их
масштаба и наносимого материального ущерба подразделяются на низкие,
высокие, выдающиеся и катастрофические.
Сейчас вы заполните таблицу, которая у каждого из вас лежит на
рабочем столе. Прочитав текст, вы должны будете для каждого вида
наводнений указать их периодичность, чем они характеризуются и каковы
4 их последствия. Эта таблица поможет вам при подготовке домашнего
задания. /Слайд №7/
Периодичност
ь повторения
Чем
характеризуется
Последствия
наводнения
Виды
наводнений
Низкие (малые)
Высокие
(большие)
Выдающиеся
Катастрофически
е
Низкие (малые) наводнения наблюдаются в основном на равнинных
реках. Частота их повторения примерно один раз в 510 лет. Охватывают
небольшие
10%
сельскохозяйственных угодий, расположенных в низких местах. Эти
наводнения наносят незначительный материальный ущерб и почти не
нарушают жизни населения.
прибрежные территории,
затопляют
менее
Высокие (большие) наводнения сопровождаются значительным
затоплением, охватывают большие участки речных долин и нарушают
жизнедеятельность населения. В густонаселенных районах наводнения
нередко приводят к необходимости частичной эвакуации людей и наносят
ощутимый материальный ущерб. Частота повторения больших наводнений
примерно один раз в 2025 лет.
Выдающиеся наводнения
охватывают целые речные бассейны,
вызывают затопление обширных территорий,
5070%
сельскохозяйственных угодий, некоторые населённые пункты. Парализуют
хозяйственную деятельность населения, наносят большой материальный
ущерб. При этом возникает необходимость массовой эвакуации населения из
зоны затопления. Такие наводнения отмечаются примерно один раз в 50100
лет.
примерно
Катастрофические наводнения вызывают затопление огромных
территорий в пределах одной или нескольких речных систем, затопляют
более 70% сельскохозяйственных угодий, множество населённых пунктов.
В зоне затопления полностью парализуется жизнедеятельность человека.
Такие наводнения приводят к огромным материальным убыткам и к гибели
людей. Отмечаются примерно один раз в 100200 лет.
5 /Ученики заполняют таблицу, после чего дают характеристику
каждого вида наводнения/
Учитель: Масштабы последствий наводнения зависят от высоты и
продолжительности стояния опасных уровней воды, скорости водяного
потока, площади затопления, времени года и плотности проживания
населения на затопляемой местности.
Учитель: Наводнение в Санкт – Петербурге, произошедшее 19 ноября
1824 года, когда уровень воды в Неве был на 421 см выше ординара,
было катастрофическим по своим масштабам.
Ребята, сейчас мы совершим экскурс в историю, касающийся нашей
темы.
/Выступление ученика/
Учитель: Я предлагаю вашему вниманию фоторепортаж о наиболее
масштабных наводнениях в мире с начала нового XXI века.
/Слайды с №8 по №15 с картинками наводнений в разных странах/
Учитель: А теперь послушаем сообщение о наводнении в городе Ленске
(Якутия).
/Выступление ученика/
Учитель: Все спасатели и специалисты МЧС работали в эти тяжелые дни
практически без отдыха. По итогам выполненных работ спасательную
операцию в Республике Саха (Якутия) по праву можно отнести к уникальной
по количеству привлеченных сил РСЧС и высокому уровню организации
работ, что позволило не допустить больших человеческих жертв (в Ленске во
время наводнения погибло 7 человек).
Учитель: Ребята, а какие примеры наводнений вы можете привести из
литературных произведений или из произведений живописи? Это было
вашим заданием к сегодняшнему уроку.
/Ответы учеников/
6 Учитель: Для закрепления нового материала я предлагаю вам ответить
на вопросы викторины по нашей новой теме, которые представлены на
слайде. /Ответы учеников на вопросы викторины/
Учитель: Сегодня мы с вами познакомились ещё с одним из опасных
природных явлений наводнениями. На следующих уроках мы узнаем о
защите населения от последствий наводнений и как действовать при
угрозе и во время наводнения.
Оценки за урок.
Домашнее задание: параграф 4.1 из главы 4.
7
«Наводнения. Виды и причины наводнений». Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе
«Наводнения. Виды и причины наводнений». Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе
«Наводнения. Виды и причины наводнений». Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе
«Наводнения. Виды и причины наводнений». Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе
«Наводнения. Виды и причины наводнений». Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе
«Наводнения. Виды и причины наводнений». Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе
«Наводнения. Виды и причины наводнений». Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.