«Наводнения. Виды и причины наводнений». Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе
Оценка 4.9

«Наводнения. Виды и причины наводнений». Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
география +1
7 кл
05.03.2018
«Наводнения.  Виды  и  причины  наводнений». Урок  по  основам  безопасности  жизнедеятельности  в  7 классе
Цель урока - познакомить обучающихся с опасными природными явлениями - наводнениям. В ходе занятия ученики познакомятся с видами наводнений, их характеристиками, выяснят, какие опасности несут наводнения и какие меры безопасности следует предпринять при возникновении угрозы наводнения. Урок сопровождается мультимедийной презентацией. В процессе занятия обучающиеся работают с физической картой России и региона - Тамбовской области.Сценарий урока по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" для 7 кл.
Наводнения. Урок в 7 классе Учитель Тишков П.В..doc
Автор разработки: Тишков Пётр Васильевич, преподаватель­организатор  ОБЖ МБОУ «Никифоровская СОШ №2» Никифоровского района  Тамбовской области. Урок  по  основам  безопасности  жизнедеятельности  в  7 классе. Тема  урока: «Наводнения.  Виды  и  причины  наводнений». Цель  урока: познакомить  обучающихся  с  причинами  наводнений,  их   видами  и  последствиями. Время: 45 минут. Оборудование:   на  каждом  столе – рабочая  папка,  в  которой  находятся:  «Словарь  урока», рабочий  текст,  таблица  для  заполнения  в  процессе  урока;  на  доске: географическая  карта  мира,  физическая  карта  России,  карта   Тамбовской  области, мультимедиапроектор, экран. План  урока 1. Организационный  момент – 2 минуты 2. Проверка  усвоения  предыдущего  урока – 10 минут 3. Объяснение  нового  материала – 30 минут 4. Подведение  итогов  урока  и  ознакомление  с домашним  заданием – 3  минуты. Опережающее задание: подготовить     информацию   о   наводнении   в   г. Ленске   (Якутия,   2001г.)     и       о     наводнениях,   описанных     в   различных литературных  произведениях. Ход  урока Учитель:  На     предыдущем     уроке     мы     закончили     изучение     темы «Чрезвычайные     ситуации     метеорологического     происхождения».     Для проверки     проведём самостоятельную  работу  в  форме  тестирования.    На  работу  отводится 10 минут. /Ученики  выполняют  тестирование/   предыдущей     усвоения     темы   мы     сейчас   1 Учитель:    Сегодня     мы   начинаем     изучение     чрезвычайных     ситуаций гидрологического  происхождения,  к  которым  относятся: наводнения,  сели и     цунами.   Тема     нашего     сегодняшнего     урока   –  «Наводнения.     Виды наводнений  и  их  причины».     /Слайд №1/ Вы   уже   знаете,   что   поверхность   нашей   планеты   более   чем   на   2/3 занимает   вода.   Это   моря,   океаны,   ледники   и   озера,   реки,   пруды   и водохранилища.   Вода   на   Земле   находится   в   постоянном   круговороте, движимая   силой   солнечной   энергии   и   силой   тяжести.   Под   действием солнечных   лучей   вода   испаряется   с   поверхности   океана,   поступает   в атмосферу и переносится ветрами на большие расстояния, а затем выпадает на поверхность Земли в виде дождя или снега. Выпавшие   осадки   питают   влагой   все   живое   и   подпитывают   ручьи   и реки, которые несут свои воды в Мировой океан, замыкая круговорот воды. Мы уже отметили, что в процессе круговорота воды в природе могут возникнуть   опасные   явления   гидрологического   характера.   Наиболее распространенными и часто повторяющимися являются наводнения. По   данным   МЧС   России,   наводнения   по   повторяемости,   площади распространения,   суммарному   среднегодовому   ущербу   занимают  первое место в России среди известных стихийных бедствий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений. У     вас     на     столах     есть     «Словарь     урока».     Пожалуйста,   прочитайте определение наводнения. /Ученик  зачитывает  определение/.   Наводнение  ­  это   значительное   затопление   местности   в   резуль­ тате   подъема   уровня   воды   в   реке,   озере,   водохранилище   или   море,   на­ носящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде.  Учитель: На территории России наводнения угрожают почти 450 городам и нескольким   тысячам  других   населенных   пунктов.   Повторяемость наводнений в среднем колеблется от одного раза в 5­10 лет до одного раза в 15­20 лет. Но есть города, где наводнения наблюдаются один раз в 2­3 года (Уфа, Орск, Курск и ряд других).  Регионами  в нашей  стране,  где негативное проявление     наводнений     наиболее     очевидно,     являются     бассейны     рек Уссури,  Иман,  Зея  и  др.    /Показать  на  карте/   В  нашей  области   чаще всего  наводнения  бывают  в  Моршанском  районе,  в  бассейне  реки  Цны  и её  притоков.   /Показать на карте Тамбовской области/. Затопление   водой   местности,   которое   не   сопровождается   ущербом окружающей среде, называется разливом реки, озера или водохранилища. Учитель:  Наводнения   могут   быть   вызваны   различными   причинами.   По причинам  возникновения  наводнения  различают: 2 1.  Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья.  Найдите   в   «Словаре   урока»   что   означает   слово   половодье.   /Ученик зачитывает  определение/ Половодье  ­  это   ежегодно   повторяющееся   в   один   и   тот   же   сезон увеличение объема воды в реке, которое сопровождается выходом ее вод из берегов и затоплением поймы реки.                 /Слайд  №2/ Учитель:  Половодье   равнинных   рек   в   местах   с   умеренным   климатом вызывается   весенним   снеготаянием   (весеннее   половодье).   Это     явление можно  наблюдать  и  в  местности,  где  мы  живём. Половодье   на   реках,   берущих   начало   высоко   в   горах,   вызывается таянием   снега   и   ледников   в   летнее   время   (летнее   половодье).   Этот   вид наводнений   отличается   значительным   и   довольно   длительным   подъемом уровня воды в реке. Учитель:   2.   Наводнения, формируемые за счет паводка. Дайте  определение  паводка.  /Ученик  зачитывает  определение/ Паводок  ­  это   стремительное,   кратковременное   и   непериодическое поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снега, ледников, обильных дождей.  /Слайд  №3/ Учитель:  Значительный   паводок   может   вызвать   наводнение.   Этот   вид наводнения   характеризуется   интенсивным,   сравнительно   кратковременным подъемом уровня воды.  Наводнения,   вызываемые   большим   сопротивлением, Учитель:   3.   которое водный поток встречает в русле реки. Они происходят при заторах и зажорах льда в реке. Учитель:  Обратимся     опять    к    «Словарю     урока».    Дайте    определение затора  и  зажора.         /Ученик  зачитывает  определение  затора/ Затор  –  нагромождение     льдин     во     время     весеннего     ледохода     в сужениях  русла  реки.    /Слайд  №4/ Учитель:  Чаще всего заторы образуются на реках, текущих с юга на север (Северная Двина, Печора, Лена, Енисей, Иртыш). /Показать  реки  на  карте/ /Ученик  зачитывает  определение  зажора/ 3 Зажор ­ скопление в русле реки рыхлого льда и небольших льдин во  время ледостава  в  сужениях  реки,  которое  вызывает подъем уровня воды в реке выше  её  русла.  /Слайд  №5/ Учитель: Это явление, сходное с затором льда, но оно наблюдается на реках в начале зимы. Зажоры образуются на реках в период формирования ледяного покрова.       По   частоте   зажорных   наводнений   и   величине   подъема   воды отмечаются реки Ангара и Нева. /Показать реки на карте/ Учитель:   4.     Наводнения,   связанные   с ветровым   нагоном   воды на берегах больших озер и в морских устьях крупных рек.  /Ученик  зачитывает  определение  ветрового  нагона Ветровой  нагон  – подъём   уровня   воды   вследствие   действия   ветра   на поверхность  воды.              /Слайд  №6/ Учитель:  Такие наводнения возникают на наветренном берегу водоема, когда под   воздействием   на   водную   поверхность   сильного   ветра   уровень   воды поднимается.   В  городе  Санкт ­ Петербурге  такие  наводнения  бывают  по нескольку   раз   в   год.     В   чём   же   причина?   Ленинград, а   именно   так назывался  этот  город  раньше, находится  на  реке  Неве  при  её  впадении  в Финский   залив   и   на   островах   невской   дельты.     Выборгская   сторона города  находится  на  высоте  от  5  до  10  метров  над  уровнем  моря.  Но большая  часть  города  лежит  в самом  низком  месте  невской  дельты  на высоте  от  1,2 метра  до  2  метров.  При  сильных  западных  ветрах,  которые задерживают     сток     воды     из     Невы     в     море,     случаются     наводнения. Наводнения  здесь  возникают  во  все  времена  года,  в  том  числе  и  зимой, но   самые   опасные   бывают   осенью.   Наиболее   значительные   наводнения были  в  ноябре  1824 года (421  см  выше  ординара)  и  в  сентябре 1924 года (369 см  выше  ординара).  Для   защиты   города   Санкт ­ Петербурга   от   нагонных   наводнений построена   дамба,   соединяющая   остров   Котлин   с   берегами   Финского залива.    Учитель:  Все   вышеперечисленные   виды   наводнений   в   зависимости   от   их масштаба   и   наносимого   материального   ущерба   подразделяются   на  низкие, высокие, выдающиеся и катастрофические.   Сейчас  вы  заполните  таблицу,  которая  у  каждого  из  вас  лежит  на рабочем   столе.   Прочитав   текст,   вы   должны   будете   для   каждого вида наводнений  указать их периодичность, чем  они характеризуются  и  каковы 4 их  последствия.  Эта  таблица  поможет  вам  при  подготовке  домашнего задания.               /Слайд  №7/ Периодичност ь повторения Чем характеризуется Последствия наводнения Виды наводнений Низкие (малые) Высокие (большие) Выдающиеся  Катастрофически е  Низкие (малые) наводнения  наблюдаются в основном на равнинных реках. Частота их повторения примерно один раз в 5­10 лет.   Охватывают небольшие     10% сельскохозяйственных     угодий,     расположенных     в     низких     местах.   Эти наводнения   наносят   незначительный   материальный   ущерб   и   почти   не нарушают жизни населения.   прибрежные   территории,     затопляют     менее   Высокие   (большие)  наводнения   сопровождаются   значительным затоплением,   охватывают   большие   участки   речных   долин   и   нарушают жизнедеятельность   населения.   В   густонаселенных   районах   наводнения нередко  приводят  к  необходимости  частичной  эвакуации  людей  и наносят ощутимый   материальный   ущерб.   Частота   повторения   больших   наводнений примерно один раз в 20­25 лет. Выдающиеся   наводнения    охватывают     целые   речные     бассейны, вызывают   затопление   обширных   территорий,   50­70% сельскохозяйственных  угодий,  некоторые  населённые  пункты. Парализуют хозяйственную   деятельность   населения,   наносят   большой   материальный ущерб. При этом возникает необходимость массовой эвакуации населения из зоны затопления. Такие наводнения отмечаются примерно один раз в 50­100 лет.   примерно   Катастрофические   наводнения  вызывают   затопление   огромных территорий   в   пределах   одной   или   нескольких   речных   систем,   затопляют более  70%  сельскохозяйственных  угодий,  множество  населённых  пунктов. В   зоне   затопления   полностью   парализуется   жизнедеятельность   человека. Такие наводнения приводят к огромным материальным убыткам и к гибели людей. Отмечаются примерно один раз в 100­200 лет. 5 /Ученики  заполняют  таблицу,  после  чего  дают  характеристику каждого вида наводнения/ Учитель:  Масштабы   последствий   наводнения   зависят   от   высоты   и продолжительности   стояния   опасных   уровней   воды,   скорости   водяного потока,   площади   затопления,   времени   года   и   плотности   проживания населения на затопляемой местности. Учитель:  Наводнение   в   Санкт – Петербурге,   произошедшее   19   ноября 1824 года,  когда  уровень  воды  в  Неве был  на  421  см  выше  ординара, было  катастрофическим по  своим  масштабам. Ребята, сейчас   мы   совершим   экскурс   в   историю,   касающийся   нашей темы. /Выступление   ученика/ Учитель:  Я   предлагаю    вашему    вниманию    фоторепортаж   о   наиболее масштабных  наводнениях  в  мире  с  начала  нового    XXI  века. /Слайды с   №8  по  №15  с  картинками  наводнений  в  разных  странах/ Учитель: А  теперь  послушаем  сообщение  о  наводнении  в  городе  Ленске (Якутия).  /Выступление  ученика/ Учитель:  Все спасатели и специалисты МЧС работали в эти тяжелые дни практически   без   отдыха.   По   итогам   выполненных   работ   спасательную операцию в Республике Саха (Якутия) по праву можно отнести к уникальной по   количеству   привлеченных   сил   РСЧС   и   высокому   уровню   организации работ, что позволило не допустить больших человеческих жертв (в Ленске во время наводнения погибло 7 человек). Учитель:  Ребята,  а  какие  примеры  наводнений вы  можете  привести  из литературных   произведений или   из   произведений   живописи?   Это   было вашим  заданием  к  сегодняшнему  уроку.   /Ответы  учеников/  6 Учитель: Для  закрепления  нового  материала  я  предлагаю  вам  ответить на  вопросы  викторины  по  нашей  новой  теме,  которые  представлены  на слайде.   /Ответы учеников  на  вопросы  викторины/ Учитель: Сегодня  мы  с  вами  познакомились  ещё  с  одним  из опасных природных  явлений ­ наводнениями.  На  следующих  уроках  мы  узнаем  о защите   населения   от   последствий   наводнений   и   как   действовать   при угрозе  и  во  время  наводнения. Оценки  за  урок. Домашнее  задание:  параграф 4.1  из  главы 4. 7

«Наводнения. Виды и причины наводнений». Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе

«Наводнения.  Виды  и  причины  наводнений». Урок  по  основам  безопасности  жизнедеятельности  в  7 классе

«Наводнения. Виды и причины наводнений». Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе

«Наводнения.  Виды  и  причины  наводнений». Урок  по  основам  безопасности  жизнедеятельности  в  7 классе

«Наводнения. Виды и причины наводнений». Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе

«Наводнения.  Виды  и  причины  наводнений». Урок  по  основам  безопасности  жизнедеятельности  в  7 классе

«Наводнения. Виды и причины наводнений». Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе

«Наводнения.  Виды  и  причины  наводнений». Урок  по  основам  безопасности  жизнедеятельности  в  7 классе

«Наводнения. Виды и причины наводнений». Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе

«Наводнения.  Виды  и  причины  наводнений». Урок  по  основам  безопасности  жизнедеятельности  в  7 классе

«Наводнения. Виды и причины наводнений». Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе

«Наводнения.  Виды  и  причины  наводнений». Урок  по  основам  безопасности  жизнедеятельности  в  7 классе

«Наводнения. Виды и причины наводнений». Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе

«Наводнения.  Виды  и  причины  наводнений». Урок  по  основам  безопасности  жизнедеятельности  в  7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018