Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе.
Тема: «Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом»
Программное содержание:
Воспитывать ответственность за свои поступки, осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности. Закреплять знание о причинах возникновения пожара, правилах пожарной безопасности, правилах поведения при возгорании и задымлении.
Упражнять в рисовании, лепке, аппликации.
Развивать внимание, связную речь, чувство рифмы, общую и мелкую моторику.
Воспитывать уважение к труду пожарных.
Оборудование:
Аудиозаписи: звуки горения, сирены пожарной машины.
Склеенный из картона конус-факел.
Салфетки красного цвета.
Иллюстрация «Древние люди у костра».
Карандаши красного цвета.
Ленточки красного, голубого цветов,султанчик.
Остатки сгоревшей бумаги на тарелочках.
Вырезанные из бумаги красного цвета цифры 1 и О.
Клей, кисти, салфетки, подкладные листы, подставки для кистей.
Ход занятия:
1.Сюрпризный момент:
- Ребята, на наших занятиях, праздниках, играх часто бывают гости. Сегодня будет один, очень необычный гость. Этот гость бывает полезным и вредным, добрым и злым, помощником и разрушителем. Послушайте его. (Воспроизводится аудиозапись звуков горения).
Я могу защитить.
Я могу осветить.
Я могу накормить.
И согреть я могу.
Я - помощник вам, друг, безотказный слуга,
Но не злите меня понапрасну.
Ведь тогда превращаюсь я в злого врага
С беспощадною силой ужасной.
- Вы догадались уже, кто же будет нашим гостем? Это огонь.
2.Беседа и изобразительная деятельность «Огонь-помощник»:
«Огонь освещает».
- А теперь давайте поразмышляем, как огонь может освещать, ведь мы пользуемся электрическим освещением? Если электрического освещения нет, что можно зажечь?(Свечу или лампу.) Электричеством люди стали пользоваться не так давно. А раньше давал им свет огонь свечи, факела, лампы.
- Я предлагаю вам сделать старинный факел. Возьмите салфетку красного цвета. Сомните ее, не очень сильно, и вложите внутрь готового факела (картонного конуса). Поднимите повыше ваши факелы и покажите нам.
«Огонь защищает».
- У древних людей было много врагов, и очень мало друзей. Огонь был их главным защитником от диких зверей, потому что все животные очень сильно боятся огня. Поэтому древние люди всегда поддерживали огонь в костре перед своими жилищами. На картинке у вас изображены древние люди у костра. Но огонь очень слабый, маленький. Зажгите большой костер - дорисуйте пламя.
«Огонь кормит».
- А как огонь может накормить? Чтобы приготовить пищу, мы зажигаем огонь на газовой плите. А как огонь может накормить нас далеко от дома, в лесу, например? Можно приготовить пищу на костре. А какую пищу можно приготовить на огне? (Ответы детей: сварить кашу, приготовить шашлык)
«Огонь согревает».
- Что согревает нас в квартирах и здесь, в детском саду? Теплые батареи. Но раньше, когда еще не придумали нагревать воду и пускать ее по трубам в батареи домов, людей согревал огонь. А знаете как? (Ответы детей: Люди обогревались с помощью печек и каминов, в них горели дрова и уголь, а от огня шло тепло).
- Посмотрите на свои рисунки и поделки. Они напомнят вам о там, как огонь может быть помощником людям.
3.Чтение стихотворения воспитателем:
Для забавы, для игры
Спички в руки не бери.
Не шутите вы с огнем.
Чтобы не жалеть потом.
Зря огня не разжигайте
И другим не позволяйте!
Даже крошка-огонек
От пожара не далек.
4.Подвижная игра «Огонь и вода»
Разгорается огонь!
Пламя выше, пламя круче.
Достает до самой тучи.
(Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу. У детей одной шеренги в руках красные ленточки, у другой – голубого цвета. Дети из команды «огонь» медленно идут навстречу команде «вода» и машут ленточками).
Но появится вода,
И огню тогда беда!
(Дети из команды «вода» выступают вперед и машут голубыми ленточками).
Но ветер огонь раздувает,
И пламя вновь полыхает.
(Один из детей-«ветер» пробегает между шеренгами с султанчиками из прозрачных пакетов).
Но добавим мы воды,
Чтобы избежать беды!
(Дети из команды «вода» выступают вперед и машут голубыми ленточками).
5.Рассматривание остатков горения бумаги
- Рассмотрите внимательно то, что сталось после горения бумаги. Это сгорела старая газета. Но точно также может выглядеть ваша любимая книга или фотография, если повстречается с огнем. Огонь очень быстро превращает все вокруг вот в такой пепел.
6. Беседа «Причины пожаров».
- Ребята, а вы знаете, отчего случаются пожары? Назовите причины пожаров? (Ответы детей: Игры со спичками или зажигалками. Оставленные включенными электроприборы. Не затушенные костры, окурки.)
7.Дидактическая игра «Слушай внимательно».
Воспитатель задает вопросы, а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар, горим!»
- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
- Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
- Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
- Зря костров не разжигает и другим не разрешает?
8.Аппликация «101»
- Ребята, выложите номер пожарной службы и наклейте. А главное запомните этот номер. Когда в пожарную службу поступает звонок по номеру «101», спасатели спрашивают что случилось и где, по какому адресу. А в это время пожарные уже садятся в машину.
- Пожарные машины окрашены в цвет опасности в красный цвет и имеют звуковой сигнал сирену. (Звучит аудиозапись сирены пожарной машины).
И пожарные мигом
На вызов примчат
Свое дело спасатели знают:
Шланги длинные тянут,
Злое пламя водой заливают.
И ударит струей ледяная вода.
И пожар понемногу погаснет...
Вот такая случается с теми беда.
Кто балует с огнем понапрасну.
9.Итог занятия
-Вот и подошло к концу наше занятие, что вы, ребята, запомнили?
(Ответы детей)
Ну, и главное, конечно:
Не играйте вы с огнём!
Он и яркий, и потешный,
Но опасность скрыта в нём.
Он огонь! Он - друг ребят.
Но когда же с ним шалят,
Он становится врагом
И сжигает все кругом!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.