Текст выступления.
Работа касается не то, чтобы мало исследованной, а совершенно неисследованной области: треугольников, чьи углы составляют геометрическую прогрессию. Почему такие треугольники с такими неожиданными, интересными и захватывающими свойствами, оказались в тени, пусть выясняют историки математики, а мы вернемся к работе, которая поражает широтой охватываемого материала.
В курсе геометрии мы изучаем понятие треугольник. Простейший из многоугольников–треугольник–играет в геометрии особую роль. Такова уже природа избранного треугольника с углами, составляющими геометрическую прогрессию, что его своеобразие и свойства хорошо высвечиваются именно н сопоставлении с другими типами треугольников и другими типами геометрических объектов. Исследуемый треугольник так богат свойствами, что их невозможно не только не исследовать, но и доказать в силу их полезности для расширения и углубления раздела геометрии «Треугольники»
Предмет
исследования-
свойства треугольников с углами и
.
Цель работы: найти, исследовать и доказать свойства треугольника, углы которых составляют геометрическую прогрессию.
В этом и состоит новизна проекта: если о треугольниках, стороны которых составляют арифметическую прогрессию еще можно отыскать информацию, то о треугольниках, углы которых составляли бы геометрическую прогрессию, систематических исследований не проводилось. Между тем, свойства такого рода треугольников богаты, глубоки и интересны.
Гипотеза: существует треугольник, углы которого составляют геометрическую прогрессию обладающей отличительными, неизученными свойствами.
Значимость работы может быть рассмотрена в двух аспектах: а) научном, б) практическом.
Так как в работе доказаны свойства нового объекта, а именно треугольника, углы которого составляют геометрическую прогрессию, то работа имеет научное значение.
Работа относится к внутренним областям математики и прямого выхода в практику не имеет, а выходит в нее опосредствованно, через другие разделы математики. Проект будет интересен и доступен учащимся, заинтересованным в расширении и углублении знаний в области геометрии. Материал работы может быть использован в математических классах, кружках и факультативах в качестве пособия для ознакомления с особыми типами треугольников и их свойствами. Окажется он полезным и для самих учителей.
Треугольники, углы которых составляют геометрическую прогрессию
Треугольники, углы которых составляют геометрическую
прогрессию это треугольники с углами и
.Эти
треугольники отличаются большим набором интересных свойств, нахождением и
доказательством которых мы будем заниматься в нашем проекте.
Новые свойства треугольников, углы которых составляют геометрическую прогрессию
Теорема 1.
Сумма квадратов сторон треугольника углы которого равны
и
равна 7
, где R
есть радиус описанной окружности данного треугольника.
Доказательство.
Пусть
имеется треугольник АВС с указанными свойствами: ∠A = , ∠B =
, ∠C =
и сторонами, равными а. b. с. (рис.
1).Тогда по теореме синусов (Теорема, устанавливающая
зависимость между длинами сторон треугольника и величиной
противолежащих им углов. Существуют два варианта теоремы; обычная
теорема синусов:
Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих
углов.
и расширенная теорема синусов
для произвольного треугольника
,где a ,b ,c — стороны
треугольника, ∠A,B,C —
соответственно противолежащие им углы, а R —
радиус окружности, описанной около треугольника:
и
Отсюда
получим: или используя формулу
двойного угла синуса
sin(2α) = 2sin(α)cos(α) получаем =
.Тогда
длина стороны а может быть выражена следующим равенством
a= из которого выразим в :
в = 2а * cos
.
Аналогично
выразим длину стороны с через в: ;
=
;
b= из которого
окончательно выразим длину с через b:
c = 2b * cos
.
Для рассмотрения выражения длины стороны а через с нам
понадобится формула приведения тригонометрии:sin= sin(π-
)= sin
(
) и получаем
. Аналогично
sinsin ( π-
)=sin
=2 sin
cos
., тогда
=
Получаем, что длина стороны а может быть выражена следующим равенством
a= из которого выразим в :
в = 2а * cos
.
Сложим теперь все три равенства, предварительно возведя каждое в квадрат, получим
a2+
b2+c2=4a2+4b2
+4c2
.С другой
стороны:a2=4R2
,
b2=4R2
,c2=4R2
. Откуда окончательно
a2+
b2+c2=4a2+4b2
+4c2
=4R2
=4R2()=4R2(2+2cosA•cosB•cosC)=4R2•
=7R2.
Что и требовалось доказать.
Теорема
2: Если a,
b, c
стороны треугольника АВС с угламии
, то сторона а равна
половине среднего гармонического двух других его сторон.
Используя
это утверждение можно показать, что b=, c=
Теорема
3:
Еслиha,
hb,
hc - высоты, опущенные
соответственно на стороны а,b,c
треугольника АВС с углами ∠A=
∠B=
, ∠C=
, то ha1=hb
+ hc
Теорема
4:Суммы
квадратов высот треугольника АВС с угламии
равны половине суммы
квадратов его сторон:ha2+
hb2+
hc2=
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.