Текст выступления.
Работа касается не то, чтобы мало исследованной, а совершенно неисследованной области: треугольников, чьи углы составляют геометрическую прогрессию. Почему такие треугольники с такими неожиданными, интересными и захватывающими свойствами, оказались в тени, пусть выясняют историки математики, а мы вернемся к работе, которая поражает широтой охватываемого материала.
В курсе геометрии мы изучаем понятие треугольник. Простейший из многоугольников–треугольник–играет в геометрии особую роль. Такова уже природа избранного треугольника с углами, составляющими геометрическую прогрессию, что его своеобразие и свойства хорошо высвечиваются именно н сопоставлении с другими типами треугольников и другими типами геометрических объектов. Исследуемый треугольник так богат свойствами, что их невозможно не только не исследовать, но и доказать в силу их полезности для расширения и углубления раздела геометрии «Треугольники»
Предмет исследования- свойства треугольников с углами и.
Цель работы: найти, исследовать и доказать свойства треугольника, углы которых составляют геометрическую прогрессию.
В этом и состоит новизна проекта: если о треугольниках, стороны которых составляют арифметическую прогрессию еще можно отыскать информацию, то о треугольниках, углы которых составляли бы геометрическую прогрессию, систематических исследований не проводилось. Между тем, свойства такого рода треугольников богаты, глубоки и интересны.
Гипотеза: существует треугольник, углы которого составляют геометрическую прогрессию обладающей отличительными, неизученными свойствами.
Значимость работы может быть рассмотрена в двух аспектах: а) научном, б) практическом.
Так как в работе доказаны свойства нового объекта, а именно треугольника, углы которого составляют геометрическую прогрессию, то работа имеет научное значение.
Работа относится к внутренним областям математики и прямого выхода в практику не имеет, а выходит в нее опосредствованно, через другие разделы математики. Проект будет интересен и доступен учащимся, заинтересованным в расширении и углублении знаний в области геометрии. Материал работы может быть использован в математических классах, кружках и факультативах в качестве пособия для ознакомления с особыми типами треугольников и их свойствами. Окажется он полезным и для самих учителей.
Треугольники, углы которых составляют геометрическую прогрессию
Треугольники, углы которых составляют геометрическую прогрессию это треугольники с углами и.Эти треугольники отличаются большим набором интересных свойств, нахождением и доказательством которых мы будем заниматься в нашем проекте.
Новые свойства треугольников, углы которых составляют геометрическую прогрессию
Теорема 1. Сумма квадратов сторон треугольника углы которого равны и равна 7, где R есть радиус описанной окружности данного треугольника.
Доказательство.
Пусть имеется треугольник АВС с указанными свойствами: ∠A = , ∠B = , ∠C = и сторонами, равными а. b. с. (рис. 1).Тогда по теореме синусов (Теорема, устанавливающая зависимость между длинами сторон треугольника и величиной противолежащих им углов. Существуют два варианта теоремы; обычная теорема синусов: Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов.и расширенная теорема синусов для произвольного треугольника,где a {\displaystyle a},b {\displaystyle b},c {\displaystyle c} — стороны треугольника, ∠A,B,C{\displaystyle \alpha ,\beta ,\gamma } — соответственно противолежащие им углы, а {\displaystyle R}R — радиус окружности, описанной около треугольника: и
Отсюда получим: или используя формулу двойного угла синуса
sin(2α) = 2sin(α)cos(α) получаем = .Тогда длина стороны а может быть выражена следующим равенством
a= из которого выразим в : в = 2а * cos.
Аналогично выразим длину стороны с через в: ; = ;
b= из которого окончательно выразим длину с через b: c = 2b * cos.
Для рассмотрения выражения длины стороны а через с нам понадобится формула приведения тригонометрии:sin= sin(π-)= sin () и получаем . Аналогично
sinsin ( π-)=sin=2 sincos., тогда =
Получаем, что длина стороны а может быть выражена следующим равенством
a= из которого выразим в : в = 2а * cos.
Сложим теперь все три равенства, предварительно возведя каждое в квадрат, получим
a2+ b2+c2=4a2+4b2+4c2.С другой стороны:a2=4R2, b2=4R2,c2=4R2. Откуда окончательно
a2+ b2+c2=4a2+4b2+4c2=4R2
=4R2()=4R2(2+2cosA•cosB•cosC)=4R2• =7R2.
Что и требовалось доказать.
Теорема 2: Если a, b, c стороны треугольника АВС с угламии, то сторона а равна половине среднего гармонического двух других его сторон.
Используя это утверждение можно показать, что b=, c=
Теорема 3: Еслиha, hb, hc - высоты, опущенные соответственно на стороны а,b,c треугольника АВС с углами ∠A= ∠B= , ∠C= , то ha1=hb + hc
Теорема 4:Суммы квадратов высот треугольника АВС с угламииравны половине суммы квадратов его сторон:ha2+ hb2+ hc2=
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.