Негрубые, повторяющиеся и однотипные ошибки
Подготовила: Бухарова Г.Н.
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Полетаевская СОШ»
Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. К негрубым относятся ошибки:
в написании фамилий, имён автора и героев произведений и автора анализируемого (исходного) текста
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях,, хлебобулочный; например: Международный астрономический союз;
в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например (слова даны в неискажённом написании): глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский
в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием, например: (активно)действующий, (сильно) действующий, (болезненно)тоскливый;
в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские
 
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым);
 в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использованы не та приставка или не тот суффикс;
– без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма;
– оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы.
Грамматические ошибки
| № п/п | Вид ошибки | Примеры | 
| 1 | Ошибочное словообразование | Трудолюбимый, надсмехаться | 
| 2 | Ошибочное образование формы существительного | Многие чуда техники, не хватает время | 
| 3 | Ошибочное образование формы прилагательного | Более интереснее, красивше | 
| 4 | Ошибочное образование формы числительного | С пятистами рублями | 
| 5 | Ошибочное образование формы местоимения | Ихнего пафоса, ихи дети | 
| 6 | Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы | 
| 7 | Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. | 
| 8 | Нарушение управления | Нужно сделать свою природу более красивую. | 
| 9 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражали против такой оценки его творчества. | 
| 10 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Он написал книгу, которая эпопея. | 
| 11 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. | 
| 12 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство… | 
| 13 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами | 
| 14 | Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. | 
| 15 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента | 
| 16 | Нарушение границ предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно | 
| 17 | Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь | 
К числу наиболее типичных грамматических ошибок относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
2) неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчёты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или ...даёт.., учит...); 
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие); 
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя); 
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут).
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
Речевые ошибки
Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устранённая контекстом многозначность. 
К наиболее частотным речевым ошибкам относятся следующие:
3) ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста весёлый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точности при выборе слов с противоположными значениями, а слова «веселый» и «мажорный» антонимами не являются;
4) разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Речевые ошибки
| № п/п | Вид ошибки | Примеры | 
| 1 | Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. | 
| 2 | Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом | Мое отношение к этой проблеме не поменялось. | 
| 3 | Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию | 
| 4 | Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею | 
| 5 | Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений | 
| 6 | Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удаётся объегорить других | 
| 7 | Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление. | 
| 8 | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм; | Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов. | 
| 9 | Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях | 
| 10 | Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного | 
| 11 | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу | 
| 12 | Неудачное употребление местоимений | Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. | 
В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Грамматико-синтаксические ошибки
нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: ...нужны смелость, знания, честность);
ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях):
 неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
неправильное построение сложносочинённого предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещённость, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
Ошибки фактические (фоновые)
1) неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т.п., то есть приводятся факты, противоречащие действительности, например: «Гёте – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»); «Столица США – Нью-Йорк», «Ленский вернулся в своё имение из Англии»;
2) неверное употребление формы имени персонажа: Максим Максимович вместо Максим Максимыч («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова), Екатерина вместо Катерина («Гроза» А.Н. Островского), Диана вместо Динка («Динка прощается с детством» В. Осеевой) и т.д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.