Мастер-класс для педагогов
«Нейропсихологический подход при организации образовательного
процесса в ДОО»
Составитель:
педагог-психолог высшей кв. категории
МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»
Шпилевая Ирина Евгеньевна
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы очень рады приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии. Сегодня мы познакомим вас с одним из наиболее эффективных здоровьесберегающих методов в работе с дошкольниками – нейропсихологическим подходом.
Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения специалистов самых разных сфер: медицины, образования, науки.
Но, к сожалению, мы по-прежнему наблюдаем тенденцию к ухудшению состояния здоровья детей, начиная уже с дошкольного возраста. При этом, помимо соматических заболеваний, широкую распространенность занимают проблемы психофизиологического характера: низкая работоспособность, нарушение внимания, трудности восприятия, несформированность произвольной саморегуляции, повышенная возбудимость / истощаемость, и итогом перечисленных проблем, как правило, становятся агрессивность, тревожность и склонность к неврозу (тики, заикания и пр.).
Как же быть нам педагогам, если ребенок просто не способен воспринять ту информацию, которую мы с таким рвением желаем до него донести? Ведь это наша работа и ответственность перед самим ребенком, его родителями, руководством, ну и, конечно же, перед собой лично.
Применение педагогами комплекса игр и упражнений в рамках нейропсихологического подхода, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной и систематичной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.
При организации образовательного процесса в группах, для преодоления ряда трудностей в обучении у воспитанников, мы можем использовать различные нейропсихологические игры и упражнения. Например:
Ø Разминки-физкультминутки: есть целая группа нейроупражнений, которые используются комплексно, и входят в эту группу гимнастика дыхательная и глазодвигательная, растяжка и самомассаж.
Также в качестве физминутки можно использовать упражнения на удержание равновесия, которые вовлекают в игру и также стимулируют работу мозжечка:
- разложите на полу веревочку и предложите детям пройти от одного конца к другому, наступая только на веревочку;
- предложите ребенку постоять на одной ноге, не качаясь, с закрытыми глазами под разнообразную музыку, постепенно увеличивая длительность упражнения от занятия к занятию;
- на улице поиграйте с детьми в дворовые игры: «Заяц, заяц, сколько время?», используя для ее прохождения различные шаги на равновесие; «Речка-берег».
А для работы за столами, в качестве разминки, предложите ребятам игры с подручными предметами:
- с карандашами («Встреча», «Веретено», «Пианино», «Эстафета» и др.);
- с бумагой («Сомни листочек»);
- с мячом (перебрасывание из руки в руку, «Прятки», отбивание от пола и пр.)
- либо простые игры с ладонями («Фонарики», «Колечки», «Зайчик, колечко, цепочка», «Дом-ёж-замок» и т.п. - проиграть);
- также очень эффективны игры из серии «Попробуй повтори».
Ø Как сочетать нейропсихологические игры с обычными занятиями? В нейропсихологии важен комплексный подход. Старайтесь задействовать разные типы восприятия — зрение, обоняние, осязание, слух и вкус. Это позволяет развивать максимальное количество элементов нервной системы.
Рассмотрим использование нейроподхода в обычном занятии на примере изучения цифры 2 с детьми:
1. покажите яркий рисунок цифры — это развивает зрительный анализатор и зрительную память;
2. попросите ребенка нарисовать два предмета — это также задействует зрительный анализатор, правое полушарие у левшей;
3. предложите заштриховать / закрасить / обвести цифру — это развитие моторики пальцев;
4. попросите ребенка поприседать 2 раза, хлопнуть в ладоши 2 раза, подпрыгнуть 2 раза — это поможет снять физическую усталость, повысить мышечный тонус, развить уровень осознания частей тела и вестибулярного аппарата;
5. предложите ребенку с закрытыми глазами угадать, какие цифры вы нарисовали пальцем на руке, на спине, на ладошке; нарисуйте пальцами цифру 2 на песке, в манке, в воздухе — это развивает тактильную чувствительность, осознание разных частей тела, передает нервные импульсы от кожных покровов в головной мозг, создает эмоциональную привлекательность нового знания;
6. слепите вместе с ребенком цифру 2 из пластилина — так развивается зрительное восприятие, тактильное восприятие пальцами рук, которое напрямую связано с мозговой активностью;
7. спойте вместе песню про цифру 2, или произнесите нараспев слово «два» — работает слуховая память, фонематическое восприятие, ритмика;
8. на ощупь с закрытыми глазами в мешочке ищем именно фигуру 2 среди других цифр — тактильные ощущения и успокоение нервной системы.
Я думаю, что наша педагогическая фантазия может придумать еще массу игр с включением разных модальностей, главное понимать: что и для чего мы делаем.
Отдельно, я бы хотела остановиться на подвижных играх. Многие, из которых, очень несправедливо нами позабыты и не используются, поэтому наши воспитанники организуют игры, которые видят в телефоне и телевизоре, типа пресловутого «Кальмара», а ведь у нас есть прекрасная игра-аналог «Светофор». И сегодня нейропсихологи на своих занятиях учат детей играть в «Классики», «Резиночки», «Скакалочки», «Море волнуется..», «Краски», «Колечко-колечко».
Итак, почему подвижная игра играет важную роль в жизни ребенка. Потому, что любая такая игра связана с движением, а правильно организованная двигательная активность формирует новые нейронные связи, которые плодотворно влияют на успешное обучение ребенка. Раньше дети очень много играли во дворе в различные подвижные игры, а сегодня такая активность, к сожалению, существенно снизилась. Поэтому, сегодня мы имеем очень большой процент дошкольников с различными трудностями: с двигательной и речевой расторможенностью, со слабой саморегуляцией, неспособностью контролировать свое поведение и поступки, у многих детей процессы возбуждения преобладают над торможением, а ведь такие простые игры как «Море волнуется» могут скорректировать такую серьезную неврологическую проблему.
Итак, сейчас мы с вами поиграем в пару таких простых игр и разберемся – в чем же состоит нейропсихологическая составляющая, ведь как я уже говорила, и повторюсь снова: самое главное это понимать, что мы делаем и для чего. Уверена, что представленные игры для вас не будут открытием, а всего лишь неким напоминанием…
Первая игра, которую хочу вам предложить, называется «Пришла зима».
Хочу пригласить 4 человек желающих поучаствовать.
Я буду ведущим, а вы участники. Ваша задача – быстро и четко показывать то, что я говорю. Сейчас мы встанем в круг, внимательно смотрим и повторяем за мной движения:
«Пришла зима» — все прыгают на месте
«Пошел снег» все должны встать на месте и покружиться вокруг себя, подняв руки вверх.
«Завыла вьюга» — все бегут по кругу.
«Началась метель» игроки стараются идти на полусогнутых ногах.
«Намела метель сугробов» — все должны присесть, наклонить голову и обхватить ноги руками.
Далее эту игру можно повторить, ускоряя речь. Также ее можно адаптировать к сезону – не зима пришла, а, предположим, осень.
Как вы считаете, на что направлена данная игра? (игра развивает память, внимательность, моторную координацию, коммуникативные способности).
Еще одна игра, в которую мы сейчас поиграем - «Крылатый, мохнатый, да маслянный».
Для организации игры, мне нужны 4 помощника из зала.
Сейчас вы будете хаотично передвигаться по залу. По команде «Крылатый!» вы превращаетесь в воробьёв, машите крыльями, «чирикаете», летаете по залу, по команде «Мохнатый!» вы перемещаетесь по залу на носочках, изображая мышку, не шумите; по команде «Масляный» всем нужно встать в круг и ритмично хлопать в ладоши, изображая выпечку блинов. Команды я могу ускорять, будьте внимательны!
Данная игра способствует снятию тонических нарушений, повышению работоспособности, развитию двигательной, пространственной сферы, становлению адекватной схемы тела и образа физического Я, развитию мелкой моторики. Одна игра помогает решить массу трудностей обучения и развития.
Выполняя такие упражнения, ребенок не утомляется, проводит время весело и интересно, а главное — качественно усваивает каждую тему благодаря образованию крепких многочисленных нейронных связей. А от педагога включение таких несложных упражнений не требует дополнительных энергозатрат.
Развивая мозг ребенка с помощью несложных нейропсихологических игр, мы комплексно подготавливаем его нервную систему к новому жизненному этапу — школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.