«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах
Оценка 4.7

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

Оценка 4.7
Интерактивная доска
docx
музыка +1
Взрослым
23.09.2018
«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах
Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов (20 марта [1 апреля] 1873, Семёново, Новгородская губерния — 28 марта 1943, Беверли-Хиллз, США) — русский композитор, пианист, дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль. Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье.
Ершова, курсовая 16г.docx
Муниципальное образование Сургутский район Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования «Локосовская детская школа искусств» (МБОУ ДО  «Локосовская ДШИ») Работа  по дисциплинам «Гармония» и «Анализ музыкальных произведений»  на тему «Некоторые особенности формообразования и функционально­ гармонического мышления С. Рахманинова в ранних романсах  «Не пой, красавица, при мне!», «Полюбила я на печаль свою» Выполнила преподавательница теоретических дисциплин  Ершова Анастасия Александровна С. п. Локосово, 2018 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Краткая характеристика базовых моделей формообразования  средств ладовой организации, которой пользуется С. Рахманинов 2. Анализ романсов С. Рахманинова «Не пой, красавица, при мне» и «Полюбила   я   на   печаль   свою»   с   точки   зрения   формообразования   и функционально­гармонического мышления Заключение Список литературы Нотное приложение 3 6 8 13 15 16 2 ВВЕДЕНИЕ Романсы   С.   Рахманинова   входят   в   репертуары   лучших   музыкантов мира, являются одними из самых исполняемых, не теряют своей актуальности до сегодняшнего дня. Наиболее яркие, вдохновенные страницы богатейшего наследия Рахманинова связаны с лирикой, и поэтому именно романс с его безграничными возможностями непосредственного отклика на происходящее в течение почти трех десятилетий увлекал воображение композитора. В то же время уже в самых первых юношеских образцах рахманиновской вокальной лирики   с   достаточной   ясностью   проступают   черты   самостоятельной творческой индивидуальности. Около 80 романсов были написаны композитором в период с 1889 по 1915 годы. Преимущественной сферой его камерного вокального творчества была лирика, мир личных чувств и настроений. В своих истоках оно связано с наследием   П. Чайковского,   что   проявляется   и   в   общей   эмоциональной «открытости», искренности и непосредственности выражения, и в некоторых более конкретных стилистических признаках.  Очень велико в вокальной лирике Рахманинова значение фортепианной партии. Роль её настолько возросла, что можно говорить о переосмыслении композитором   самого   жанра   романса.   Многим   его   романсам   свойственны черты,   характерные   для   камерно­инструментальных   ансамблей.   Голос   и фортепиано выполняют в них самостоятельную, в одинаковой степени важную функцию.   Иногда   у   фортепиано   проходит   особый   мелодический   голос, переплетающийся   с   вокальной   линией,   в   результате   чего   между   двумя партнерами возникает выразительный диалог.  В   своем   вокальном   творчестве   С.   Рахманинов   обращается   к   поэзии различных эпох и стилей. Среди поэтов композитор пишет не только на стихи М.   Лермонтова,   А.   Фета,   А.К.   Толстого,   А.   Пушкина,   А. Плещеева, 3 К. Бальмонта, А. Апухтина, Ф. Тютчева, но и на стихи безызвестных авторов. К ранним, относятся романсы ор.4 и 8, которые были написаны в период с 1889 по 1893 годы. И уже в них яркая индивидуальность С. Рахманинова проявляет себя в полной мере. Группа романсов, написанных Рахманиновым в консерваторские годы, не   была   опубликована   при   жизни   композитора.   В   письме   к   своему   другу М. Слонову от 20 июля 1892 года он писал: «Романсов у меня в печати нет, да и вряд ли в скором времени будут, потому что те романсы, которые у меня написаны, они не могут идти в печать, они недостойны этого». Только два романса из этой группы — «О нет, молю, не уходи!» и «В молчаньи ночи тайной» — были включены в цикл романсов ор. 4, причем второй из них в значительно   переработанном   виде.   Неизданным   остался   также   один   из романсов,   написанных   в   1893   году,—   «Песня   разочарованного»   на   слова Д. Ратгауза. Романсы   ор.   4   созданы   с   1889   по   1893   годы,   это   время   охватывает период обучения композитора в консерватории. В этот цикл входят романсы на стихи следующих поэтов: Д. Мережковского («О, нет, молю, не уходи»), М. Янова («Утро»), А. Фета («В молчаньи ночи тайной»), А. Пушкина («Не пой,   красавица,   при   мне»),   А.   К.   Толстого   («Уж   ты,   нива   моя»), А. Голенищева­Кутузова («Давно ли, друг мой»). Лето 1893 года Рахманинов провел в Харьковской губернии, которое было необычайно плодотворным для композитора. За короткий срок, в три­ четыре месяца, двадцатилетний композитор написал целый ряд произведений, в числе которых был опус №8, состоящий из шести романсов. Композитор выбрал мастерские переводы А. Плещеева на стихи поэтов: Г. Гейне («Речная лилея» №1, «Дитя! Как цветок, ты прекрасна…»№2, «Сон»№5), Т. Шевченко («Дума» №3, «Полюбила я на печаль свою»№4) и И. Гете («Молитва» №6). Все романсы изданы фирмой «А. Гутхейль» в 1894г. 4 Объектом работы являются ранние романсы С. Рахманинова «Не пой, красавица, при мне!» ор.4, №4 и «Полюбила я на печаль свою» ор.8, №4. Предметом   работы   –  особенности   формообразования   и функционально­гармонического мышления в данных романсах. Цель работы – рассмотреть романсы с точки зрения формообразования и функционально­гармонического мышления. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи: 1. определить,   какими   базовыми   моделями   формообразования пользуется С. Рахманинов, как их объединяет и трансформирует; 2. выявить   индивидуальные   черты   функционально­гармонического мышления композитора в данных романсах; 3. выявить выразительные возможности использования «рахманиновской гармонии» на примере данных произведений. Структура работы включает: Введение, где рассказывается о романсах в творчестве С. Рахманинова, их история создания, поставлены цели и задачи; Основная   часть,   имеющая   несколько   разделов:   в   первом   содержится информация о краткой характеристике базовых моделей формообразования и средств ладовой организации, которой пользуется С. Рахманинов, во втором рассматриваются романсы С. Рахманинова с точки зрения формообразования и   функционально­гармонического   мышления,   в   котором   идет   подробный анализ   ранних   романсов   композитора;   Заключение,   где   сформулированы выводы по анализу романсов, Список используемой литературы (9) и Нотное приложение. В качестве материала использовались монографии композитора (1, 2), учебные пособия (5, 7, 8), курсовые работы (3,4), электронные ресурсы (9) и нотные тексты романсов (изд. М. Музыка 1973г.). Практическая   значимость  работы   заключается   в   возможности использовать данный материал в рамках учебных дисциплин: «Отечественная 5 музыкальная   литература», произведений».   «Гармония»   и   «Анализ   музыкальных 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗОВЫХ МОДЕЛЕЙ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ И СРЕДСТВ ЛАДОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРОЙ ПОЛЬЗУЕТСЯ С. РАХМАНИНОВ С.   Рахманинов   начинал   создавать   свои   музыкальные   произведения   в   века   в   эпоху   расцвета   творчества конце   80­х,   начале   90­х   годов  XIX  композиторов, которые принадлежат романтическому направлению. В ранних романсах композитора романтизм так же очевиден.   В   формообразовании   автор,   опираясь   на   базовые   модели,   создаёт уникальную   форму   в   каждом   романсе.   Остановимся   на   характеристиках базовых моделей, на которые опирается С. Рахманинов в данных романсах: 1. Сквозная форма – самая сложная нерегламентированная структура, которая   чаще   всего   опирается   на   несколько   разных   моделей формообразования.  2. Куплетная   форма   –   понимается   такая   форма   вокального произведения, которая состоит из нескольких проведений подряд одного и того же музыкального построения с различным словесным текстом. Куплетно­ вариантная     ­   это   такая   разновидность   куплетной   формы,   в   которой   в следующих за первым куплетах содержатся вариантные изменения.  3. Сложная   3­х   частная   форма   –   называется   такая   репризная трехчастная форма, в которой первая часть изложена в простой двух­ или трехчастной   форме,   а   остальные   части   не   содержат   более   развитых построений.   В   сложной   трехчастной   форме   средняя   часть,   как   правило, контрастирует   с  крайними   частями   и   лишь   в   очень   редких   случаях   носит характер развития материала первой части.  4. Концентрическая   форма   –   форма   так   называемая   «зеркальная», многочастная форма, складывающаяся из частей, которые после центральной возвращаются в обратном порядке. Базовая схема – АВСВА; АВСDCBA. 6 «Рахманиновская гармония» ­ это так называемый авторский аккорд, он наиболее точно отражает присущую композитору напряжённую экспрессию, объединяет   в   себе   черты   двух   неустойчивых   функций:  S и D.   Встречается только в миноре. По структуре представляет собой малый с уменьшённым септаккорд, расположенный на IV ступени или его же квинтсекстаккорд на VI ступени.   Может   быть   трактован   как   одно   из   проявлений   параллельного мажоро­минора (II7 гармонический из параллельного мажора). 7 2. АНАЛИЗ РОМАНСОВ С. РАХМАНИНОВА «НЕ ПОЙ, КРАСАВИЦА, ПРИ МНЕ» И «ПОЛЮБИЛА Я НА ПЕЧАЛЬ СВОЮ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНО­ ГАРМОНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РОМАНС «НЕ ПОЙ, КРАСАВИЦА, ПРИ МНЕ» соч. 4, №4 Романс «Не пой, красавица, при мне» написан на стихи А. Пушкина, одного   из   самых   авторитетных   деятелей   первой   трети   XIX   века.   Это стихотворение   заинтересовало   своей   восточной   тематикой   многих композиторов, таких как М. И. Глинку, М. А. Балакирева, Н. А. Римского­ Корсакова и, непосредственно, С. В. Рахманинова. Каждый композитор восточные образы раскрыл по­разному. Например, М.  Глинка   написал   романс,  включив   туда   только   две   строфы,  которые   не содержат   в   себе   внутреннего   контраста,   удалив   кульминационное   третье четверостишье.   Произведение   имеет   куплетную   форму.   При   этом   Глинка допускает   некоторые   вольности,   делая   повторы   строф   «берег   дальный», «милой девы» [5, с. 7]. М. Балакирев, также повторял слова «твой», «вновь воображаю». Имеет трехчастную   форму   с   серединой   контрастного   типа,   через   весь   романс проходят два образа: «образ пленительной грузинки вызывает воспоминание о прошлом, о далеком родном крае и о другом полузабытом женском образе. Эти два образа контрастируют между собой» [5, с. 8]. Романс Н. Римского­Корсакова имеет трехчастную форму с серединой развивающего   типа.   Берет   все   стихотворение,  но   в  романсе   нет   контраста образов. В   отличие   от   М.   Глинки,   С. Рахманинов   использует   стихотворение А. Пушкина в полном виде и детально следует за текстом. Романс   написан   в   тональности  a­moll.Во   вступлении   на   первый   план выходит   образ   восточной   красавицы.   Пунктирный   ритм,   фигуры   из шестнадцатых,   синкопы,   диатонические   и   хроматические   опевания, 8 «скользящие» нисходящие аккорды на фоне тонического органного пункта – всё это направлено на воссоздание ориентального танца. Схема: 1 2 3 4 5 6 7 8 TD S (¿¿м) II2VII65г¿ 4 VII43г (Р.г.)T7 VII7г→(D)VII43гT VIT7II2D65→(VIIн ❑) IIIг→(S)T7 II65T Первая   кульминация   приходится   на   первые   звуки   партии   солиста   – реакция на увиденный танец. Речитатив на фоне арпеджированных аккордов. Функциональный ряд: 9 10 11 12 13  C­dur 14 15 16 a­moll T VI IV7 ¿1D7 TD6→VI D9 ❑→II¿3 II7гT=III II65 ❑ D7 4−3 T (с задерж.)                              ↑        Аккорд смерти у Чайковского В   13   такте   возвращается   материал   вступления.   На   этот   раз мелодический голос звучит в партии солиста. Этот фрагмент в тональности До мажор. Органный пункт на этот раз на Тонике новой тональности. Если   рассматривать   структуру   этого   фрагмента,   скорее   всего, необходимо   признать,   что   первое   построение   не   является   вступлением,   а выполняет функцию экспозиции первого образа. Тогда весь первый 16­ти такт укладывается в простую двухчастную репризную форму:  aa1ba2 Средний раздел (такты17­23) 17 18 19 20 21 22 23 a­moll D9II7→(S) D9II7→(S) D7 D9DD9 D9DD9 II7D9→(S) II7D9→(S)                  D органный пункт 9 Вся вторая строфа (такты 20­23) является секвенцией из двух звеньев с очень   необычным   принципом   перемещения:   первое   звено   содержит   два аккорда   со   структурой   МБ7,   а   второе   два   разных   аккорда:   МУм7  и   МБ7, причем первое звено нотируется в тональности ля минор, а второе ре минор, хотя четко слышен секвентный шаг на большую секунду вниз.  Третья строфа является главной кульминацией  данного романса. «Я призрак милый, роковой» ­ материал третьей строфы, которая развивает интонации второй строфы. Теперь эти интонации в обострённом виде звучат и в  вокальной   и   в   фортепианной   партии,  в   форме   двух   звеньев   восходящей секвенции. Самый высокий звук у солиста – ля второй октавы, выдержан 4,5 доли. При этом гармонизован с опорой на тональность ре минор (тональность «Реквиемов»). 24 25 26 27 d­moll D9II6 b D9II6 a­moll b D9 T6D9→(VIIн) II7мD9D9T6T6=S6II7 ¿ 3−5 T6D65→S IV7 ¿1 D4−3VII2гD7 VII5г 4 D43VII2гD7 28 29 30 31 32 33 34 Перегармонизация                                                                                      Аккорд смерти по Чайковскому                                         ↑ Реприза   этого   сочинения   построена   на   повторении   первой   строфы текста,   где   материал   вступления   сопровождается   контрапунктирующей мелодией   вокальной   партии,   воспроизводящей   в   виде    скрытого   голоса хроматический контрапункт из вступления. За   основу   формы   данного   романса   композитор   выбирает   сложную трёхчастную  форму  с контрастной  серединой  и  сокращённой  репризой, но обогащает её элементами других структур: 1. Зеркальная реприза является признаком концентрической формы. 2. Три инструментальных фрагмента в средней части (Такты: 17­19; 24­ 26;   33­34)   построены   на   одном   тематическом   материале,   что   является признаком формы рондо. 10 3. Все построения данного романса являются разомкнутыми, то есть не заканчиваются тоникой. Это является признаком сквозной формы. РОМАНС «ПОЛЮБИЛА Я НА ПЕЧАЛЬ СВОЮ …» соч. 8 №4 Романс «Полюбила я на печаль свою …» написан в 1893 году на стихи Т. Шевченко1,   в   переводе   с   украинского   А.   Плещеева.   Данный   романс посвящен   М.   В.   Олферьевой.   Это   песня   одинокой   несчастной   солдатки, скорбный причет. Романс воплощает многие особенности русской лирической – протяжной песни: распевный принцип развития, черты куплетно­вариантной формы,   своеобразные   ладовые   черты   –   натуральный   минор,   широкое использование III ступени, преобладание плагальных оборотов. Причет, плач – этот жанр относится к обрядам перехода. Основным контекстом   плача   является   похоронный   обряд.   Как   правило,   причитания имеют особую плачевную мелодику, в них выражается горе исполнительницы по­поводу какого­то конкретного события (смерти близкого человека, войны и т.д.). Доказательством принадлежности к жанру плача служат некоторые характерные   черты:   неширокий   диапазон   и   варьирование   небольших выразительных попевок. С точки зрения музыкальной  формы, романс организован достаточно сложно, объединяет в себе несколько различных моделей формообразования: 1. Куплетно­вариантная   форма,   которая   содержит   два   куплета. Функцию припева выполняет фраза на текст: «Уж такая доля мне выпала», причём   второй   вариант   изложения     содержит   изменения   в   мелодическом голосе.  2. Эти два куплета можно рассматривать как два предложения периода повторного строения (изменённый повтор), неквадратной структуры (8+10) с дополнением на материале начала куплета. 1 Создание этого цикла явилось, по­видимому, откликом на смерть популярного в  демократических кругах поэта (А. Н. Плещеев умер 26 сентября 1893 года, а цикл  романсов ор. 8 был на писан Рахманиновым в октябре того же года.) 11 3. Начальная интонация проводится в разных вариантах три раза, а это является признаком формы рондо. 4.Стремление к сквозной форме проявляется в том, что все построения не содержат каденций на тонике. Данный романс написан в тональности g­moll. Первые два такта романса на тоническом органном пункте. В основе мелодии лежит терцовая попевка. Арпеджированные   аккорды   в   начале   романса   подчеркивают   ее   народный склад. 1 2 T VII2г 4 TVII2г 3 ¿1T 4 T IV7 ↑ ↑                                                      «Рахманиновская       Аккорд смерти по Чайковскому       гармония»   4 5 II65TII65T II65TII7 −5 T6T65 6 7 8 −5 4D7 ¿ 1 SD4−3 D9 Горестное   восклицание   «Уж   такая   доля   мне   выпала!»,   которым оканчивается первый и второй куплет, во второй раз звучит на более высоком динамическом и звуковысотном уровне и с большей выразительной силой.  Второй   куплет   имеет   интонационную   основу   первого   куплета   со словами   «Разлучили   нас   люди   сильные».   Но   только   уже   в   параллельной мажорной тональности – Си­бемоль мажор. В средней строфе, на словах «И солдаткой я, одинокой, знать, в чужой избе и состареюсь», песенная мелодия сменяется подчеркнуто экспрессивной вокальной декламацией. 8 9 10 B­dur T II2TII2VI6II7II7 11 c­moll 12 13 14 15 16 17 18 g­moll ¿1,3T6D9→IID9→IID9→ II=TT6VII7гVII7г→(S)V2г=T2II7м ¿ 3 T6 D65→SD4−3 D9 В заключении в вокальной партии слышны плачущие интонации начала куплета без текста ­вокализ (распевание). Функциональный ряд сохраняется, 4D7 −5T но появляется новая фигурация из шестнадцатых в партии фортепиано. 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Среди романсов ранних опусов встречаются произведения, родственные по   общему   характеру   вокальной   лирике   П.   Чайковского.   Они   обладают вместе   с   тем   признаками   индивидуального   почерка   композитора.   Для   них показательны особая эмоциональная концентрация, страстность выражения, длительное пребывание в одной эмоциональной сфере и подчеркнутая острота кульминаций. В дальнейшем, композитор почти не обращался к сочинению произведений такого рода, создав в первых вокальных опусах выдающиеся образцы   романсов   в   жанре   русской   песни,   а   также   глубоких,   страстных лирических.   Однако,   работа,   проделанная   им   в   этой   области,   оставила глубокий   след   в   его   сознании   и   наложила   отпечаток   на   все   последующее творчество.  Рассмотрев   данные   романсы   с   точки   зрения   формообразования   и функционально­гармонического мышления, выводы могут быть следующие: 1. С.   Рахманинов   широко   использует   модели   формообразования, которые были сформированы его предшественниками в эпоху классицизма и романтизма   в   рамках   вокальной   и   инструментальной   музыки.     С   другой стороны,   в   каждом   конкретном   произведении   он   к   форме   первого   плана добавляет некоторые элементы из других моделей, что делает форму более гибкой, пластичной, насыщает её единой сквозной фабулой. 2. Функционально­гармоническое мышление С. Рахманинова отличается достаточной   сложностью   гармонических   оборотов   при   простых   тональных соотношениях.   Чаще   всего   в   тональных   планах   используются   родственные тональности, но сам путь тонального движения уходит от стереотипов. Кроме того, многозвучные аккорды с ненормативными удвоениями, разнообразные ритмические   и   гармонические   фигурации,   создают   неповторимое «рахманиновское» звучание. 13 3. «Рахманиновская   гармония»   обладает   особым   напряженным качеством. Но это не значит, что данный аккорд может встречаться только у этого   композитора.  Этот   прием,   был   использован   и   раньше.   Но   именно   у Рахманинова этот аккорд получил весьма широкое распространение.  4. Проведя подробный анализ данных романсов, мы заметили очевидную связь конструктивных приёмов изложения, которые использует С. Рахманинов с теми, которые применяет П. Чайковский. Например: кульминация в романсе С. Рахманинова «Не пой, красавица, при мне» и кульминация в романсе П. Чайковского «Отчего?» выполнены по единому образцу – самый высокий звук –  ля   второй   октавы,   тональность   ре   минор,   использование   IV7   (аккорд ¿1 смерти).   Всё   это   указывает   на   значительное   влияние   творчества   П. Чайковского на С. Рахманинова. 14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Апетян   З.   А.   Воспоминания   о   Рахманинове,   Том   1.   Издание   5­е   – М.: Музыка, 1988г. 2. Алексеев А. Д. С. В. Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность. – Москва, 1954. 3. Дубравская Елена. Курсовая работа по дисциплине «Гармония» на тему «Некоторые   выразительные   особенности   «авторских»   аккордов»   ­ Сургут, 2015г. 4. Ириневич   Ирина.   Курсовая   работа   по   дисциплине   «Русская музыкальная   литература»   на   тему   «Воплощение   стихотворения Александра   Сергеевича   Пушкина   «Не   пой,   красавица,   при   мне»   в камерно­вокальном творчестве русских композиторов (М. И. Глинки, М. А. Балакирева, Н. А. Римского­Корсакова, С. В. Рахманинова)».– Сургут , 2016  5. Келдыш Ю. В., Тараканов М. Е. История музыки 10А – М.: Музыка, 1997г. 6. Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время – М.: Музыка, 1973г. 7. Мазель Л. Строение музыкальных произведений – М.: Музыка, 1979г. 8. Михайлова М.К. «Русская музыкальная литература»/ Ред. Э. Л. Фрид. – Л.:Музыка, 1985г. 9. Середа   В.   П.   Гармоническая   ткань   романсов   С.   Рахманинова. [Электронный ресурс]. – URL: http://valentin­sereda.ru/% НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 15 16 17 18 19 20 21

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах

«Некоторые особенности формообразования С.Рахманинова в ранних романсах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2018