Как важно нужные слова нам вовремя сказать.
Тому, чья кругом голова, и кто не может спать….
«Кто такой социальный педагог?» - это тот вопрос, который волнует многих людей.
Часто родители учеников, учителя, просто знакомые люди, узнав, кем я работаю, спрашивают меня: «Кто же такой социальный педагог?», «Как педагог может быть "социальным"?», «Какие обязанности, отличающие и выделяющие его из массы других учителей, имеет данный сотрудник в школе?».
На эти и другие вопросы постараюсь ответить в этой статье.
Социальный педагог – это тот человек в школе, деятельность которого призвана объединить усилия семьи, школы, общественности, государственных органов, других организаций для оказания всесторонней помощи и поддержки в развитии и воспитании обучающихся. Основная задача - это социальная помощь ученикам.
Не стоит путать психолога, учителя и социального педагога, хотя все эти три профессии имеют много общего. Можно даже сказать, что профессия социального педагога в школе сочетает в себе профессии и учителя, и психолога.
Основными трудовыми функциями социального педагога в школе являются оказание социально-педагогической поддержки обучающимся в процессе социализации, планирование мер по социально-педагогической поддержке учеников в процессе социализации, организация социально-педагогической поддержки детей в процессе социализации, оганизационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки школьников. В рамках выполнения этих трудовых функций социальный педагог имеет расширенный список должностных обязанностей.
Социальный педагог помогает учащимся в процессе социализации и адаптации в течение всего учебного процесса. Его деятельность актуальна и наиболее ярко выражена в начальной и основной школе, где учеников обучают общению со взрослыми, сверстниками, а также учат поведению в коллективе и в обществе.
На практике социальный педагог - это не только педагог, это еще и организатор, так как в его обязанности входит проведение и организация разных мероприятий (профилактика правонарушений, антинаркотические мероприятия, профориентационные мероприятия и т.д., и т.п).
Деятельность социального педагога в школе также направлена на разрешение споров между обучающимися, родителями и учителями, в разборе проступков обучающихся, проведении профилактических бесед с учениками и родителями.
Очень важный момент в работе - это оказание и проведение консультаций для учеников, родителей и учителей. Консультировать социальный педагог может по самым разным вопросам.
В целях осуществления профилактики дезадаптации обучающихся и предупреждения правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия социальный педагог проводит беседы с родителями также и на родительских собраниях, на которых дает им рекомендации, отвечает на заданные вопросы.
Социальный педагог - это не только учитель, совмещающий в себе навыки организатора и консультанта, это еще и аналитик. Он, как правило, наблюдает за учениками и анализирует их поведение, а в случае возникновения проблем – реагирует, беседует с учителями, учениками и родителями, дает рекомендации по устранению проблем.
Этот специалист проводит работу с учениками, родителями, обучающимися «группы риска», с их семьями, педагогическим коллективом.
Именно к социальному педагогу можно обратиться за консультацией семьям детей-инвалидов, малообеспеченным, опекунам и попечителям детей-сирот и другим семьям, имеющим проблемы.
Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, в школе, в ближайшем окружении и других социумах.
Главными задачами социального педагога являются:
- социально-педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка;
- выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве;
- защита прав и интересов учащихся в различных инстанциях;
- консультирование учащихся, родителей, педагогов по разрешению социально-педагогических проблем;
- раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
- профилактическая работа с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета;
- обеспечение учащихся и родителей информацией по вопросам социальной защиты;
- пропаганда здорового образа жизни как необходимого условия успешной социализации детей и подростков и пр.
По своим должностным обязанностям социальный педагог имеет право при необходимости:
- осуществлять взаимодействие с органами опеки района, Комиссией по делам несовершеннолетних, отделом полиции по делам несовершеннолетних, судом, поликлиникой и другими учреждениями;
- собирать информацию о семье, проводить социологические опросы и диагностику;
- отправлять официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения, связанные с официальной деятельностью социального педагога;
- вести работу по изучению опыта семейного воспитания, посещать место проживания обучающихся для контроля жилищных условий и их санитарного состояния и знакомства с домочадцами, беседовать с соседями.
В своей деятельности социальный педагог школы руководствуется:
• Конституцией Российской Федерации;
• Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
• «Семейным кодексом» Российской Федерации;
• указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, непосредственно касающихся социальной защиты детей;
• административным и трудовым законодательством Российской Федерации;
• правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
• Уставом и локальными правовыми актами общеобразовательного учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы);
• трудовым договором.
Таким образом, социальный педагог - это «Посредник - Эксперт - Защитник - Наставник - Общественный деятель и пропагандист - Социальный терапевт».
В заключение хочется напомнить взрослым, причастным к процессу воспитания и обучения детей, цитату нейрофизиолога и нейропсихолога Тамары Петровны Хризман о том, что "Трудных детей не бывает. Это мы делаем их трудными".
Поэтому, давайте
объединим усилия и будем всегда верить в каждого ребенка, находить в нем
сильные положительные стороны, отмечать и поощрять даже самые маленькие успехи,
дорожить его доверием.
Иными словами, мы должны:
« Принять – Изучить - Познать – Понять – Помочь».
Уважаемые родители! Если у вас возникают вопросы, требующие внимания, обращайтесь в свои общеобразовательные учреждения. Социально- педагогическое сопровождение организовано практически во всех школах.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.