ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ТЕМА: «Проблемы взаимодействия ДОУ и семьи. Этапы выстраиванию эффективной совместной деятельности. Формы взаимодействия ДОУ и семьи»
Оценка 5

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ТЕМА: «Проблемы взаимодействия ДОУ и семьи. Этапы выстраиванию эффективной совместной деятельности. Формы взаимодействия ДОУ и семьи»

Оценка 5
Раздаточные материалы
doc
воспитательная работа
Взрослым
14.04.2020
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ  ТЕМА: «Проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.   Этапы выстраиванию эффективной совместной деятельности.  Формы взаимодействия ДОУ и семьи»
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольных организаций. Существующий в работе детских садов подход к взаимодействию с семьями воспитанников, который выражается в дистанциировании родителей от детского сада и принятии дошкольной образовательной организации на себя проблем образования детей, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания. Отказ от использования в педагогическом процессе детского сада уникального опыта семейного воспитания, отторжение семьи и, как следствие, пассивность родителей приводит к обеднению содержания образования.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.doc

Кемеровская область Юргинский городской округ

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад № 21 «Аленький цветочек»

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

 

ТЕМА: «Проблемы взаимодействия ДОУ и семьи. 

Этапы выстраиванию эффективной совместной деятельности.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Плотникова Л.Н.

Старший воспитатель

 

 

Юргинский ГО, 2019

 

 

 

 

Проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.

 Этапы выстраиванию эффективной совместной деятельности.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольных организаций. Существующий в работе детских садов подход к взаимодействию с семьями воспитанников, который выражается в дистанциировании родителей от детского сада и принятии дошкольной образовательной организации на себя проблем образования детей, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания. Отказ от использования в педагогическом процессе детского сада уникального опыта семейного воспитания, отторжение семьи и, как следствие, пассивность родителей приводит к обеднению содержания образования.

Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами образовательной организации и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей. Современные программы образования дошкольников строятся на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования, достижений психологии и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

 

Следующим признаком и условием создания единого пространства развития должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в детском саду. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становится выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и

 

приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Рассматривая родителей не только как социальных заказчиков образовательных услуг, но и как полноправных партнеров педагогического процесса, педагоги должны уметь грамотно выстраивать взаимодействие с ними, научиться принимать образовательный потенциал родителей и гармонично включать их в единое образовательное пространство.

Выстраиванию эффективной совместной деятельности может способствовать грамотно пройденные этапы общения.

 

Первый этап установление с родителями доверительных отношений, которые могут стать следствием исключительной ориентации воспитателей на положительный образ ребенка. Следует «забыть» в общении с родителями отрицательные стороны поведения их детей; сломать традиционную установку педагогов на «судейскую» критическую позицию и оценку. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредоточиваясь  на негативных проявлениях. Этот эффект «забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в детском саду. Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».

 

Второй этап – в ходе совместного педагогического поиска воспитатели открывают перед родителями неизвестные им стороны знания о собственном ребенке. Чаще всего речь идет об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками в игровой, трудовой и учебной деятельностях, о характере межличностного общения, о социометрическом статусе личности дошкольника в группе. Родители должны прийти к осознанному пониманию ограниченности, недостаточности их представлений, сущности педагогического процесса в детском саду и необходимости совместного решения педагогических проблем.

 

Третий этапознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо отметить, что данный этап неслучайно является третьим, только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных

сторонах, но и отрицательных. Необходимо подчеркнуть, что позиция воспитателя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение на равных).

 

Четвертый этапсовместное исследование и формирование личности ребенка. (Хотя ФГОС ДО запрещает проведение диагностики ребенка без согласия родителей). Содержание такой работы может быть следующим: изучение направленности и типа протекания  реакций ребенка на условия воспитания, изучение способностей ребенка, уровня его развития и т.д. Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно-опосредованного общения воспитателя и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.

 

Формы взаимодействия ДОУ и семьи

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи должно носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы, которые могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1.            Время проведения. Все формы работы по данному основанию могут быть разделены на ежедневные, еженедельные, ежемесячные и мероприятия, проводимые с другой периодичностью (1-2 или 3-4 раза в год) или по необходимости.

2.            Место проведения. Работа с родителями может осуществляться в помещении ДОУ или за его пределами.

3.                               Количество участников. Педагог может организовать взаимодействие с подгруппой или группой родителей, индивидуально.

4.                               Состав участников. При проведении совместных мероприятий в них могут участвовать педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, методист, заведующий) и родители, или педагоги, родители и дети, или педагоги, родители и приглашенные специалисты (врачи)

5.                               Задачи взаимодействия с семьей. Формы могут подразделяться на повышающие педагогическую компетентность родителей и способствующие включению их в деятельность ДОУ.

6.                               Характер взаимодействия педагогов с родителями. Взаимодействие педагогов с родителями может носить непосредственный (личный) или опосредованный наглядностью характер.

7.            Деятельность участников. Участники единого образовательного процесса могут взаимодействовать в познавательной, трудовой или досуговой деятельности.

Реализация работы с семьей должна строиться на приоритете родительского участия в жизни детского сада.

Основными направлениями ДОУ по повышению родительской активности могут являться:

§     участие родителей в организации в ДОУ встреч детей представителями разных профессий с целью обогащения знаний дошкольников и формирования уважительного отношения к людям труда;

§    воскресные экскурсии ребенка с родителями по району проживания, поиск исторических сведений о нем, подготовка ребенка к выступлению на вечере «Наша улица» с информацией  об увиденном и услышанном;

§     выполнение домашних заданий или решение проблемных познавательных задач с поиском ответа в книгах и журналах;

§    игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи;

§    беседы с детьми, записанные на магнитофон;

§     просмотр видеофрагментов различных видов деятельности ребенка в ДОУ  с последующим анализом со стороны родителей, а затем и воспитателей;

§     домашние задания-отчеты – понаблюдать за трудом ребенка в семье: чем любит заниматься самостоятельно; как ведет себя ребенок при выполнении заданий воспитателей;

§        семейные педагогические советы, которые проводятся у родителей дома;

§        календарь родителей: советы и рекомендации родителей для педагогов, родителей, детей;

 

Формы работы с родителями (традиционные и нетрадиционные)

Важной формой работы специалистов с родителями является педагогический совет с их участием.

Цель - привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье с учетом их индивидуальных потребностей. Теоретическая часть готовится специалистами по проблеме или педагогами. Чтобы выявить мнение родителей по обсуждаемой проблеме, заблаговременно проводится анкетирование, и подводятся его итоги. Интервьюирование родителей помогают педагогам и специалистам установить контакт с семьями воспитанников, и наладить обратную связь с семьей

Занятия в педагогических кружках имеют цель вооружить родителей разнообразными умениями и навыками. Очень интересно проходят такие занятия. Выступление специалистов иллюстрируются практическим показом методов и приемов работы. Руководителями могут быть и педагоги, и специалисты и родители.

Цель мастер-класса - передача оригинального педагогического опыта, авторских технологий и находок. Обсуждают с коллегами и родителями полученные результаты, рассказывают при помощи каких методов и приемов они были достигнуты. Учат изготавливать развивающие игры и поделки.

Цель круглого стола - в нетрадиционной обстановке с обязательным участием, специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

Деловая игра - предполагает решение педагогических задач и ситуаций, требуют определенной роли и выбора способов взаимодействия. Это творческая, свободная деятельность, увлекающая родителей.

Школа для будущих пап и мам. На занятиях в школе родители приобретают необходимый багаж знаний, а заодно знакомятся с особенностями образовательного учреждения.

Тренинги и игровые практикумы, в том числе тренинг детско-родительских отношений. Он проводится с целью расширения внутрисемейных отношений. В особых условиях через телесно-ориентированные упражнения, игры, сказки, беседы, творчество, моделирование специальных ситуаций ребенок и родитель получают опыт совместного переживания, осознают свои истинные потребности, приобретают навыки эффективного общения.

Недели открытых дверей.

Родители вместе с детьми посещают занятия, игры, прогулки и другие мероприятия, знакомятся со   школой, образовательной программой, лучше узнают своих детей, их возможности.

Недели знаний.

С участием родителей, педагогов и детей. Принимают и делятся своими знаниями и специалисты и родители детей.

Дерево жизни.

Беседы, знакомство со членами семей детей по фотографиям, фотовыставки семейных фотографий.

Гость на пороге.

Встречи детей с родителями разных профессий, совместные игры.

Кружок «Истоки радости».

Совместные игры детей и родителей.

Традиционные и семейные праздники.

Совместные детско-родителъские занятия интегрированного характера.

Родители принимают участие с детьми. С начало даются теоретические знания по теме, потом и занятие.

Выставки.

Это не только украшение интерьера, но и эффективный контакт с семьей.

Информационные стенды.

Представлены  информационные, рекомендательные материалы о  семье, роли родителей в воспитании детей, возрастных особенностях дошкольников.

Стенд «Хочу все знать».

Ответ и вопрос. Родители, специалисты и дети могут задать интересующий вопрос и помочь с решением ответа.

«Почтовый ящик».

Небольшие записки родителям через детей,  где описывается, какое либо достижение ребенка и родители будут фиксировать успехи дома.

Это позволяет объединить образовательное учреждение и семью, создать единую среду для развития ребенка. Родители имеют возможность ближе познакомиться друг с другом, обменяться опытом воспитания, лучше узнать своих детей, научиться взаимодействию, сопереживанию, со­творчеству.

Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологи­ческими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др. При выборе форм осмысливаются и вводятся в ткань воспитательного процесса имманентные  человеческой жизни модусы - общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, встреча, любовь и т.п., т.е. все то, что сохраняет саму жизнь.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с родителями для повышения их психолого-педагогического знания, создание условий для их активной роли в педагогическом процессе, выстраивание доверительных отношений являются необходимыми условиями взаимодействия детского сада с семьей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Кемеровская область Юргинский городской округ

Кемеровская область Юргинский городской округ

Проблемы взаимодействия ДОУ и семьи

Проблемы взаимодействия ДОУ и семьи

Рассматривая родителей не только как социальных заказчиков образовательных услуг, но и как полноправных партнеров педагогического процесса, педагоги должны уметь грамотно выстраивать взаимодействие с ними, научиться…

Рассматривая родителей не только как социальных заказчиков образовательных услуг, но и как полноправных партнеров педагогического процесса, педагоги должны уметь грамотно выстраивать взаимодействие с ними, научиться…

Необходимо подчеркнуть, что позиция воспитателя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение на равных)

Необходимо подчеркнуть, что позиция воспитателя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение на равных)

Реализация работы с семьей должна строиться на приоритете родительского участия в жизни детского сада

Реализация работы с семьей должна строиться на приоритете родительского участия в жизни детского сада

Руководителями могут быть и педагоги, и специалисты и родители

Руководителями могут быть и педагоги, и специалисты и родители

Это не только украшение интерьера, но и эффективный контакт с семьей

Это не только украшение интерьера, но и эффективный контакт с семьей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020