«Семья – радость моя»
Автор: Сахарчук Н.М., классный руководитель МОУ СОШ №7
Задачи:
• Воспитание духовных ценностей: любви и уважения к близким людям, гордости за свою семью.
• Формирование бережного отношения к семье, взаимоотношения в ней.
• Сформирование умения оценить свое место, свою роль в семье.
Класс: 2
Форма проведения: час общения
Методы: прием ассоциаций, «мозговой штурм», рассказ легенды, прием анализа нравственных проблемных ситуаций, «синквейн»
Оформление: на доске ребус «7Я», картинки, пословицы о семье; плакат с контурами ДОМА;
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point «Семья – радость моя»; карточки – «кирпичики» для строительства дома; раздаточный материал – карточки с ситуациями, сердечки для синквейна; листы бумаги, ручки, фломастеры.
В кабинете оборудованы 3 стола для работы в группах.
Музыкальное оформление: песни «Дружба», «Мы- одна семья», песня на мотив «Ничего на свете лучше нету»
Ход мероприятия.
Дети исполняют песню «Дружба»
1.Кл. руководитель (КР): (совместное определение темы классного часа) Добрый день, ребята. За окном прекрасная погода. Я вижу, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что наш очередной час общения будет интересным, полезным для вас, у нас состоится заинтересованный и откровенный разговор. А тему вы узнаете, решив ребус «7Я» (ответы учащихся).
Молодцы! Сегодня мы поговорим о наших семьях, нашем доме. Очень важно иметь свою семью, свой дом. Без него человек не может жить. Конечно, для каждого из вас семья – это свое, неприкосновенное, родное. Хотелось бы, чтобы каждый говорил об этом по-своему, но искренно, тепло и с любовью
Песня «Мы - одна семья»
2. Кл. руководитель (КР) Я не случайно выбрала такую не совсем обычную форму общения – круг. Как вы думаете почему?
Да, круг – это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это ещё и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг – это гарантия вашей защищённости.
Игра на снятие напряжённости.
Деление на группы «счастье», «радость», «любовь»
3.КР (основной этап классного часа): Давайте поиграем в ассоциации. Скажите, какие ассоциации у Вас возникают в связи со словом «дом? (кл.руководитель вписывает ответы детей)
Спасибо за искренние ответы. Действительно, ДОМ для нас – это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой мы можем укрыться, где царят любовь, понимание и покой. Это спасательный круг, который помогает нам не утонуть в мире хаоса, беспредела и жестокости.
В каждом доме живет семья – со своими проблемами, радостями, ссорами, капризами…А что составляет мир Вашей семьи? (ответы детей)
4.КР: Л.Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Считаете ли вы свою семью счастливой? Из чего, по-вашему, складывается семейное счастье?
Предлагаю Вам поработать в группах – поиграть в «строителей». Давайте построим дом, в котором нам всем хотелось бы жить.
Дом должен иметь прочный фундамент, крепкие стены и надежную крышу. Пусть
ü 1я группа из предложенных вариантов выберет те семейные ценности, которые мы положим в основу «фундамента» нашего дома и его стены (выбрать 7 слов).
ü 2я группа, используя прилагательные, охарактеризует, каким должен быть наш дом.
ü 3я группа подберет глаголы, определяющие роль семьи в нашей жизни. Через 3 мин. по одному представителю от каждой группы представят и объяснят свой выбор.
ü Какие правила по ТБ Вы предложили бы соблюдать при строительстве дома?
ü Каким будет свет окон нашего дома? Он манит? Отталкивает? Согревает? Терзает душу? Дарит радость? (в окно дома вклеиваются фигурки членов семьи, а кл. руководитель дарит этому дому солнышко)
ü Какие качества вы в себе воспитываете, чтобы в вашей семье царили мир, счастье и любовь? Погода в доме зависит от нас!
«Весёлая зарядка»
4.КР: Ребята! Что, по-вашему, самое трудное в общении взрослых и детей? Конечно, Понимание (звучит легенда).
Легенда «Понимание»
В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» — удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово — «понимание», — пока не написал его сто раз. «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» — обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.
Всегда ли родители понимают вас? А вы их? Что этому мешает?
Что самое трудное в разговоре с родителями? (сказать «Извини, я неправ.»)
Далее учащимся и родителям предлагаются для обсуждения проблемные нравственные ситуации (решить их с точки зрения детей и с точки зрения родителей).
Ситуация 1
Вова сказал маме, что после уроков останется на репетицию концерта. Но после репетиции он задержался: поиграл с ребятами, затем по дороге зашел к товарищу за книгой, а тот пригласил покататься с горки. Когда Вова пришел домой, то увидел полные страха и отчаяния глаза мамы.
Ситуация 2
Дина требовала, чтобы родители купили ей новые джинсы, потому что у всех есть, а у нее нет. Мама объясняла ей, что они не могут их купить, сейчас нет денег. Но Дина продолжала требовать, плакала, кричала, что мама ее не любит, не жалеет. Потом оделась и ушла, хлопнув дверью.
Ситуация 3
Дима: Лена, помоги мне решить задачу по математике!
Лена: Хорошо, давай разберемся вместе.
Дима: Мне не надо вместе. Реши сама – и всё, а я в это время другие уроки делать буду!
Лена: А почему, Дима, я за тебя уроки делать должна? У меня своих дел достаточно!
Дима: Так, значит, не хочешь помогать? Мама, мне Лена помочь не хочет, реши ты!
Мама: Дима, сынок, Лена тебе объяснит, но решать за тебя не будет, это ведь твоя работа, тебе ее делать нужно!
Дима: Так значит, вы обе против меня! Тогда я математику делать вообще не буду, сами виноваты!
Народная мудрость гласит: научишься жить с близкими – будешь жить в мире с другими людьми. Отец и мать – первые и главные воспитатели. Они учат сына и дочь понимать людей, ценить жизнь. Они передают свои детям лучшее. Дети должны понять родителей, не заставлять их переживать, взять на себя часть домашних забот, почаще говорить родителям о своей любви к ним.
Помните: сколько бы ни было ситуаций, как бы вы их ни решали, обязательно нужно оставаться хорошими помощниками и заботливыми детьми.
Презентация «Семьи нашего класса»
Каждая семья интересна по-своему и у каждой есть чему поучиться. Многие семьи богаты своими семейными традициями.
Какие традиции существуют в ваших семьях? (рассказы детей и родителей)
Ребята, а наш класс можно назвать семьёй?
Какие традиции существуют в нашем классе? (поздравление именинников, совместные праздники и т.д.)
Вот и сегодня мы поздравляем тех ребят, кто родился летом.
-Акентьев Андрей
- Кузовникова Алина
Законнов Артемий
Карцева Валерия
Клип «С Днём рождения»
Поздравление победителя и участников Всероссийского «Молодежного чемпионата «Старт»
Слово родителям
Прозвенел звонок весёлый,
Осень всех позвала в школу.
Знаний день мы отмечаем,
Детки, с ним вас поздравляем!
Река знаний широка,
А учёба — не легка.
Всем — терпенья, прилежания,
От души сейчас желаем.
Как бы не было бы трудно,
Радостны познаний будни!
Учиться, учиться и ещё раз учиться!
5. КР: (рефлексивный этап) Мы построили дом из мудрых мыслей, добрых слов и хорошего настроения. Давайте признаемся ему в любви с помощью синквейна (Под музыку каждая группа пишет о своей семье, затем желающие зачитывают его вслух).
6. КР: Я желаю каждому из вас построить Дом Счастья для своей семьи.
Пусть у каждого будет свой дом,
Чтобы знал он в минуту несчастья –
Ожидает его в доме том
Верность, радость и счастье.
Если в доме прописан уют,
Значит будут в нем дети и внуки,
Потому что уют создают
Благодарные женские руки.
Человек устает от дорог.
И поэтому снова и снова
Он приходит на добрый порог.
Милого отчего дома.
Песня «Семейный очаг» на мелодию «Песни бременских музыкантов».
Ничего на свете лучше нету,
Чем очаг семьи, теплом согретый,
Взгляд детей улыбчиво-счастливый,
Добротою мир семьи творимый.
Взгляд детей улыбчиво-счастливый,
Добротою мир семьи творимый.
Ваш причал - сердца детей родные.
Ваши стены - руки их большие.
Ваша крыша - небо голубое.
Ваше счастье - жить одной судьбою.
Ваша крыша - небо голубое.
Ваше счастье - жить одной судьбою.
Вы свое признанье не забудьте
И своей семье примером будьте.
Жизнь семьи - основа всем ученьям,
Нет превыше и важней значенья.
Жизнь семьи - основа всем ученьям,
Нет превыше и важней значенья.
Берегите своих близких! Любите свои семьи! Счастья Вашему Дому!
Использованная литература
1. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы). – ВАКО. Москва, 2006г.
2. Мозаика Детского Отдыха. Внеклассные мероприятия(6 класс) - ВАКО. Москва, 2008 г.
3. Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя: 5 класс. – 5 за знания. Москва, 2008 г.
4. Агапова И, Давыдова М. Игры и задания для чудо – воспитания. – ООО ИКТЦ «Лада», Москва, 2006 г.
5. Чеботаева В.К. Школьные вечера. Сборник сценариев. – «Учитель», Волгоград, 2006 г.
6. Совместные праздники для школьников и родителей. – «Глобус», Москва, 2007 г.
7. Интернет-ресурсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.