Деловая игра «Права ребенка»
«Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка»
В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.
В Декларации впервые подчёркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей.
Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т.е. только после провозглашения Организацией Объединённых Наций принципа уважения прав человека.
Наиболее результативной является нормотворческая деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребёнка. К основным международным документам, касающимися прав детей, относятся:
Декларация прав ребёнка является первым международным документов, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер.
В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в декларации уделяется защите прав ребёнка. В ней указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Декларация является смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка.
Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.
Конвенция о правах ребёнка состоит из преамбулы и пятидесяти четырёх статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:
Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России в середине XIX века. Но, к сожалению, эта проблема актуальна и по сей день.
Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:
- «Семейный кодекс РФ» (1996 г.)
- «Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (2001 г.)
- «Закон об образовании» (1995 г.)
«Семейный кодекс РФ» оговаривает, что родители не вправе причинить вред физическому и психологическому здоровью детей, их нравственному развитию.
«Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Наряду с детьми – инвалидами и жертвами вооруженных конфликтов. К этой категории относятся дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о соблюдении этих прав.
Кроме того, государством принят ряд нормативно — правовых документов, например, президентская программа «Дети России» (2001 г.).
Основные, естественные права ребёнка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии; ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение: это право включать свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме; государства-участники признают право каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного и социального развития.
И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст. 42).
Конвенция о правах ребёнка признана во всём мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения.
Значение этого международного документа состоит ещё и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля — Комитет по правам ребёнка, который уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.
Одна из причин нарушения прав детей в ДОУ состоит в том, что с каждым годом приходит все больше «проблемных детей с поведенческими нарушениями (воровство, ложь, агрессивность и т.п.), эмоционально-личностными расстройствами (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность и т.п.) — по статистике те или иные проблемы имеет каждый третий ребенок.
Таким образом, ребенка в детском саду можно считать наверняка защищенным лишь от физического насилия.
В настоящее время острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка в семье.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне.
Нарушение прав человека в нашей стране, к сожалению, явление обыденное. Права детей также постоянно нарушаются. Однако не только дети, но и большинство взрослых не готовы защищать свои права, опираясь на закон. Решение проблемы, вставшей перед ребенком, зачастую предполагает знание тех или иных правовых норм. Педагог призван помочь ребенку. Но когда дети обращаются к нам, педагогам, за помощью, мы не всегда знаем, как правильно действовать в той или иной ситуации.
Защита прав – особая проблема государства и общества в целом. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.
Ребенок – это лицо, которому должно оказываться особое покровительство. Дети как социальная группа не могут самостоятельно противостоять угрозам, поэтому требуется их особая защита со стороны многих институтов. Кроме этого, от степени их защищенности зависит успех формирования гражданского общества.
Задача педагогов дошкольных образовательных учреждений - взять на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей, вести правовое просвещение родителей, выявлять группу риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.
1. Разминка «Какая сказка»
Педагогам предлагается описание. Нужно назвать сказку.
2. «Угадай песню»
О каких правах говорится в песне.
1) "Песня бременских музыкантов" - "Ничего на свете лучше нету... "
Право свободно передвигаться (ст. 27 Конституции РФ) ; свобода творчества (ст. 44).
2) " Чему учат в школе"
Право на образование; общее образование обязательно; государственные образовательные стандарты (ст. 43).
3) "Песенка мамонтенка"
Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 27).
4) "Чунга-Чанга"
Право свободно выбирать место пребывания и жительства (ст. 27).
3. Конкурс «Ситуация»
Разобрать ситуацию. Какие права нарушены в этой ситуации. На команду 2 ситуации.
Ситуация 1
Ребенка 2,5 лет называют Мишуткой, потому что он похож на мальчика из рекламы сгущенного молока «Мишутка».
Вопрос: Какое право нарушено? К каким последствиям это может привести?
Ситуация 2
Мальчик 4 года, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечание, пытаясь заставить детей есть молча.
Вопрос: Нарушает ли воспитатель права ребенка? Что делаете вы в подобной ситуации?
Ситуация 3
Ребенок ясельной группы ходит в детском саду в памперсе, который воспитателю приходиться менять несколько раз за смену. Родители другого малыша требуют, чтобы их ребенка сажали на унитаз.
Вопрос: Нарушают ли родители права детей?
Ситуация 4
Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Девочка идет за куклой и начинает ее «укачивать». Мальчики катают машинки между кубиками. Другие дети рисуют.
Вопрос: Какое право реализует ребенок в данной деятельности?
Ситуация 5
Воспитатель забрал ремень ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал в шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.
Вопрос: Как считаете вы? Было ли в данном случае нарушено право ребенка, какое? Покажите последовательность этапов вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции по защите прав ребенка.
Ситуация 6
Идет занятие по ознакомлению с окружающим миром. Рассказ о разных профессиях. Ребенок говорит о профессии учителя (врача), что это «профессия нищих».
Вопрос: Как реагировать на такое мнение ребенка?
5. Рассуждалки «Устами младенца»
Отгадать, о чем говорят дети.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.