Родился В. В. Пукирев в крестьянской семье. Учился у иконописца в Могилеве. Во второй половине 1840-х гг. он попадает в Москву и через некоторое время, в 1847 г., поступает в МУЖВ, где успешно занимается, становится прекрасным рисовальщиком.
Благополучно окончив курс в 1858 г., Пукирев зарабатывает на жизнь писанием икон и портретов.Вскоре возвращается в родное училище уже в качестве преподавателя рисунка.В 1860 г. получает звание академика.
Портрет М.Н. Облеуховой,
МУЖВ - Моско́вское учи́лище жи́вописи, вая́ния и зо́дчества — одно из ведущих художественных учебных заведений в Российской империи.
А в 1863 г. на академической выставке появляется "Неравный брак" (1862), и имя Пукирева узнает вся Россия: картина вызвала бурную полемику в прессе. Позицию ее сторонников наиболее точно выразил В. В. Стасов: "Наконец-то". Наконец-то появилось крупное произведение (в прямом смысле тоже - фигуры изображены почти в натуральную величину) на тему, взятую из современной жизни. Действительно, Пукиреву удалось создать картину, которая была буквально обречена на успех. Сюжет, хорошо знакомый зрителям. Явно обличительный, в духе времени, настрой автора. Выразительность и ясность психологических характеристик. Классическая в своей простоте композиция, великолепный рисунок, виртуозная, доведенная почти до иллюзорности живопись (не случайно Пукирев был учеником С. К. Зарянко).
"Неравный брак" (1862)
По одной из версий, в основу работы над картиной Пукиревым была положена история несчастной любви друга художника. За год до создания картины состоялось обручение пожилого богатого фабриканта с молоденькой девушкой из бедной семьи, некоей Прасковьей Матвеевной Варенцовой, возлюбленной друга художника. Девушке пришлось выйти замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе. Картину купил П.М. Третьяков, Академия художеств присвоила за эту работу Пукиреву звание профессора живописи народных сцен.
Следуя классической ренессансной традиции, художник изобразил в картине и самого себя (фигура шафера справа), сделавшись таким образом не просто свидетелем, но участником происходящего. Это было неожиданно и ново для русского искусства того времени.
Картина приобрела обостренно-личное звучание: правый шафер явно выделяется среди персонажей второго плана, его фигура образует композиционный и смысловой треугольник с фигурами невесты и старого жениха и схож по облику с автором. Вероятно, поэтому "Неравный брак" был воспринят как трагическая история любви самого художника – это вторая версия. Легенда эта дожила до наших дней.
"Неравный брак" (1862)
Но, легенда имеет продолжение и даже печальное завершение. В 2002 году к специалиста из Третьяковской галереи попал карандашный рисунок. На ней нарисована пожилая женщина, но именно этот рисунок наделала много шума. Как было написано на нем, здесь нарисована Прасковья Варенцова, та самая, с картины «Неравный брак». Лицо женщины, хоть и постаревшее, имело явное сходство с героиней знаменитого полотна, а дата рисунка (1907 год) не оставляла никаких сомнений в этом. Кроме того, здесь говорилось, что сам художник Василия Пукирев до написания своей знаменитой картины просил руки юной девушки, но ее родители ему отказали, выдав совсем еще молодую Прасковью за старого князя Цицианова. Судьба девушки не была счастливой. Рисунок имел сведения, что Прасковья Варенцова находится в московской богадельне, месте, где находились люди, оставшиеся без средств к существованию. Это благотворительное заведение для бедняков.
И последующие работы художника ("В мастерской художника", 1865; "Дьячок объясняет крестьянам сцену Страшного Суда", 1868; "Сбор недоимок", "Потрава", обе 1870, и др.) пользовались успехом, но в них Пукирев уже не поднялся выше среднего уровня жанровой живописи тех лет.
"Дьячок объясняет крестьянам сцену Страшного Суда"
Все эти работы значительно уступали в достоинстве картине «Неравный брак». В 1861-1873 годах Пукирев занимался преподавательской деятельностью в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1873 году художник тяжело заболел и вынужден был оставить преподавание. В конце 1870-х годов соратники добились для него скромной пенсии, но улучшения в жизни художника не произошло. В 1890 году Пукирев Василий Владимирович умер в Москве в крайней бедности и практически забытым общественностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.