Русский язык
Несклоняемые имена существительные
Технология личностно ориентированного развивающего обучения
Обоснование к применению технологии
Личностно ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Система личностно ориентированного обучения на несколько порядков опережает знаниевую модель образования. Перед учителем стоит задача – организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.
Учебный результат.
Цели и задачи урока:
1. Воспитывать интерес к языку и культуру учебного труда, желание учиться.
2. Развивать у детей наблюдательность, учить исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
3. Обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»,дать понятие о несклоняемых именах существительных, наиболее часто встречающихся в речи; познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных, учить правильно писать и употреблять в речи несклоняемые имена существительные;
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, интерактивная доска, разноуровневый раздаточный материал.
Техническая часть: мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Словарно-орфографическая работа слайд № 2
Замени одним словом:
Агроном, беседа, биография, билет, галерея, аппетит, инженер, гражданин.
Выделите (подчеркните) орфограммы, которые требуют запоминания.
Как вы думаете, для чего постоянно на уроках русского языка проводится словарно-орфографическая работа? (Ответы детей)
Что объединяет эти слова? (Ответы детей). Непроверяемое написание и принадлежность к одной части речи.
III. Постановка учебной задачи
1. Повторение и обобщение знаний об имени существительном.
Карточка №1.
Вставить пропущенные (недостающие слова)
1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.
2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.
3.Имена существительные бывают ______________________рода,
______________________ рода и __________________________ рода.
4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы.
5. Имена существительные изменяются по ____________________ по ________________________ .
Слайд 3. Взаимопроверка
- Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)
- Что такое склонение? Сколько падежей в русском языке?
2. Введение в тему
Карточка №2
Просклонять записанные имена существительные (задание по вариантам).
Записаны слова в Именительном падеже (начальная форма)
И.П. кто? что? кафе, метро И.П. кто? что? шоссе, радио
Р.П. кого? чего? ________________________ Р.П. кого? чего? ________________________
Д.П. кому? чему? _______________________ Д.П. кому? чему? _______________________
В.П. кого? что? _________________________ В.П. кого? что? _________________________
Т.П. кем?, чем? _________________________ Т.П. кем?, чем? _________________________
П.П. о ком? о чём? ______________________ П.П. о ком? о чём? ______________________
Слайд № 4
– Проверим, что у вас получилось (высказывания учеников).
– По падежам изменяли, а слова свою форму не изменили. При изменении слов по падежам (при склонении) что меняется у слова?
– Т.е. меняется форма слова. Меняется ли само слово?
Физминутка
IV. Формулировка темы урока совместно с учащимися Слайд № 5
Чтение стихотворения учителем. Дети читают на доске про себя и стараются запомнить как можно больше слов.
Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!
Игра «Кто больше» (всего 31 слово)
– Значение всех ли слов вам понятно? Значение каких слов вам не известно?
Кашне – шейный платок или шарф. Слайд № 6
Манто – широкое дамское платье.
Фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.
– Составьте предложения, используя данные слова?
V. Закрепление нового материала
Самостоятельная работа
Вариант 1
Вставить в предложения на месте пропусков слово КИНО в нужном падеже падеж указать.
Вчера мы ходили в _________. В ___________ было много народу. Из __________ мы пришли поздно. Мы вспоминали про ____________. Мы были очень довольны ___________. Мы всем рассказывали о _____________.
Вариант 2
Вставить в предложения на месте пропусков слово пальто в нужном падеже, указать падеж.
В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.
Взаимопроверка. Слайд № 7
Учащиеся (по вариантам) отвечают у доски. Делают вывод. Как же определить падеж несклоняемого имени существительного.
Слайд № 8, часть 1
Вывод. Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные.
Вывод в учебнике. (с 141) Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Словари бывают разные (показать печатный вариант, имеющихся словарей).
(Выход в Интернет, показ многообразия словарей) Слайд № 8, часть 2
V. Итог урока
Слайд № 9
Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?
Как называются такие имена существительные?
Назовите 5 несклоняемых имён существительных.
Определите ключевые слова урока ( Не изменяются, несклоняемые, нет окончания)
VI. Рефлексия
Слайд № 10
VII. Домашнее задание
Упр. 3, кн.2, стр 11
Источники:
Бунеев Е.В. Русский язык. 4 класс.- М.,-Баласс, 2009
Бунеев Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации. Русский язык. 4 класс.- М.,-Баласс, 2007
Словарь иностранных слов.- 14-е изд.; испр.- М.: Рус. С. 48 яз.; 1987 г.
Ожегов С.И. Словарь русского языка – 22-е изд.стереотип.-/Под ред. Н.Ю. Шведовой.-М.,1990 г.
(http://www.mmt-dl.ru/, http://www.TeachPro.ru/)
(http://www.rosnou.ru/)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.