Несклоняемые существительные

  • doc
  • 31.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Несклоняемые имена существительные.doc

 

Русский язык

Несклоняемые имена существительные

 

Технология  личностно ориентированного развивающего обучения

Обоснование к применению технологии

Личностно ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Система личностно ориентированного обучения на несколько порядков опережает знаниевую модель образования. Перед учителем стоит задача – организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.

Учебный результат.

  • личностный рост;
  • развитие субъективности;
  • саморазвитие учащегося;
  • интеллектуальное развитие учащегося;
  • формирование в его сознании       целостной      картины мира

 

Цели и задачи урока:

1.      Воспитывать интерес к языку и культуру учебного труда, желание учиться.

2.      Развивать у  детей наблюдательность, учить исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

3.      Обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»,дать понятие о несклоняемых именах существительных, наиболее часто встречающихся в речи; познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных, учить правильно писать и употреблять в речи несклоняемые имена существительные;

 

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, интерактивная   доска, разноуровневый раздаточный материал.

Техническая часть: мультимедийная презентация.

 

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

II. Словарно-орфографическая работа слайд № 2

 

            Замени одним словом:

  1. Специалист по улучшению культуры земледелия.
  2. Разговор, обмен мнениями.
  3. Описание чьей-нибудь жизни, чья-нибудь жизнь.
  4. Листок, который дает право пользоваться чем-либо, входить куда-нибудь.
  5. Узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль здания.
  6. Желание есть.
  7. Специалист в какой-либо области техники с высшим образованием.
  8. Лицо, принадлежащее к постоянному населению государства.

Агроном, беседа, биография, билет, галерея, аппетит, инженер, гражданин.

Выделите (подчеркните) орфограммы, которые требуют запоминания.

Как вы думаете, для чего постоянно на уроках русского языка проводится словарно-орфографическая работа? (Ответы детей)

Что объединяет эти слова? (Ответы детей). Непроверяемое написание и  принадлежность к одной части речи.

 

III. Постановка учебной задачи

1. Повторение и обобщение знаний об имени существительном.

 

 

Карточка №1.

Вставить пропущенные (недостающие слова)

 

1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.

2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.

3.Имена существительные бывают ______________________рода,

 ______________________ рода и __________________________ рода.

4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы.

5. Имена существительные изменяются по ____________________ по ________________________ .

           

Слайд 3. Взаимопроверка

 

            - Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)

- Что такое склонение? Сколько падежей в русском языке?

 

2. Введение в тему

Карточка №2

            Просклонять записанные имена существительные (задание по вариантам).

            Записаны слова в Именительном падеже (начальная форма)

 

И.П. кто? что? кафе, метро                                   И.П. кто? что? шоссе, радио

Р.П. кого? чего? ________________________      Р.П. кого? чего? ________________________

Д.П. кому? чему? _______________________      Д.П. кому? чему? _______________________

В.П. кого? что? _________________________     В.П. кого? что? _________________________

Т.П. кем?, чем? _________________________     Т.П. кем?, чем? _________________________

П.П. о ком? о чём? ______________________     П.П. о ком? о чём? ______________________

 

Слайд № 4

        Проверим, что у вас получилось (высказывания учеников).

        По падежам изменяли, а слова свою форму не изменили. При изменении слов по падежам (при склонении) что меняется у слова?

            – Т.е. меняется форма слова. Меняется ли само слово?

 

Физминутка            

 

IV. Формулировка темы урока совместно с учащимися Слайд № 5

 

Чтение стихотворения учителем. Дети читают на доске про себя и стараются запомнить как можно больше слов.

            Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

            Какао, кофе, домино,

            Алоэ, радио, кино,

            Такси, метро, купе, пальто,

            Кашне, кафе, трюмо, манто,

            И какаду, драже, пари,

            И интервью, рагу, жюри,

            И пианино, и фойе,

            Пюре, бюро и ателье –

Ты все слова запоминай,

Но никогда их не склоняй!

 Игра «Кто больше» (всего 31 слово)

– Значение всех ли слов вам понятно? Значение каких слов вам не известно?

Кашне – шейный платок или шарф. Слайд № 6

 

Манто – широкое дамское платье.

Фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

 

– Составьте предложения, используя данные слова?

 

V. Закрепление нового материала

 

Самостоятельная работа

Вариант 1

            Вставить в предложения на месте пропусков слово КИНО в нужном падеже падеж указать.

            Вчера мы ходили в _________. В ___________ было много народу. Из __________ мы пришли поздно. Мы вспоминали про ____________. Мы были очень довольны ___________. Мы всем рассказывали о _____________.

 

Вариант 2

                        Вставить в предложения на месте пропусков слово пальто в нужном падеже, указать падеж.

            В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее  _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.

 

            Взаимопроверка. Слайд № 7

 

Учащиеся (по вариантам) отвечают у доски. Делают вывод. Как же определить падеж несклоняемого имени существительного.

Слайд № 8, часть 1

 

Вывод. Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные.

Вывод в учебнике.  (с 141) Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Словари бывают разные (показать печатный вариант, имеющихся  словарей).

(Выход в Интернет, показ многообразия словарей) Слайд № 8, часть 2

 

V. Итог урока

Слайд № 9

Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?

Как называются такие имена существительные?

Назовите 5 несклоняемых имён существительных.

Определите ключевые слова урока ( Не изменяются, несклоняемые, нет окончания)

VI. Рефлексия

Слайд № настроениеважностьсложность10

 

 

 

 

 

 

 

VII. Домашнее задание

Упр. 3, кн.2, стр 11

 

 

 

 

Источники:

Бунеев Е.В.  Русский язык.  4 класс.- М.,-Баласс, 2009

Бунеев Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации. Русский язык. 4 класс.- М.,-Баласс, 2007

Словарь иностранных слов.- 14-е изд.; испр.- М.: Рус. С. 48 яз.; 1987 г.

Ожегов С.И. Словарь русского языка – 22-е  изд.стереотип.-/Под ред. Н.Ю. Шведовой.-М.,1990 г.

(http://www.mmt-dl.ru/, http://www.TeachPro.ru/)  

(http://www.rosnou.ru/)

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru