Нестандартные формы обучения в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка
Оценка 4.8

Нестандартные формы обучения в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка

Оценка 4.8
docx
23.05.2022
Нестандартные формы обучения в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка
Степанова В.О. Статья.docx

В.О. Степанова,

студентка 3 курса направление подготовки

«Педагогическое образование»,

Донецкий национальный университет

г. Донецк

valariast3panowa@yandex.com

 

Научный руководитель: С. Б. Гончаренко,

старший преподаватель

 

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние нестандартных форм обучения на формирование познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.

Ключевые слова: урок, традиционные формы, нестандартные или нетрадиционные формы.

Урок является основной организационной формой обучения в школе. Это не только важная организационная единица процесса обучения и воспитательного процесса, но, прежде всего, педагогическая. Каждый урок вносит свой конкретный, неповторимый вклад в решение задач. Урок содержит информацию, раскрывающую определенную часть более крупных блоков учебного материала.

Очень хороший урок - это не просто. Умение вести урок во многом зависит от того, насколько учитель понимает социально-педагогические требования урока, которые определяются школьными задачами, моделями и принципами обучения. Важным условием успешного проведения уроков является грамотная постановка задачи, а также ее успешное выполнение. Обучение направлено на выполнение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Традиционными школьными занятиями являются, как известно, уроки изучения нового учебного материала, закрепления знаний, умении и навыков, проверки и учета приобретённых знаний, умений и навыков, а также анализа контрольных работ, обобщения информации и систематизации полученной информации. Наряду с этими типами уроков в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные уроки: конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

Нестандартные формы обучения – это определенные формы работы с учащимися, направленные на совершенствование и повышение эффективности их деятельности, и такие формы работы отклоняются от стандартов проведения уроков.

В отечественной педагогике существует два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм воспитания. Первый подход заключается в отходе от четкой структуры смешанного урока и комбинировании различных методов обучения. Это означает, что традиционный урок по-прежнему остается основной формой учебного процесса, но в него необходимо вводить элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. И это прежде всего шестиэтапное развитие познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

На уроках используются различные виды деятельности: рисование таблиц, заполнение карточек, кроссворды из различных источников, рассказы на заданную тему и т. д.

Второй подход – это инновационные, современные формы обучения, которые появились в последнее время и широко используются в современных школах. К нетрадиционным урокам относятся: урок-викторина, уроки-игры, уроки-сказки и т. д. А в научной литературе наблюдается тенденция рассматривать нетрадиционные формы обучения как формы интерактивного обучения.

Активное общение – это выработка тактики и стратегии взаимодействия с другими людьми, организация совместной деятельности. Важнейшими видами интерактивного общения являются сотрудничество и конкуренция. Акцент делается на межличностном общении, в основе которого лежит умение учащегося поставить себя на место другого человека или другой группы людей и только с этой точки оценивать собственные действия (самооценка).

При планировании и проведении   нетрадиционных форм  обучения  педагогу необходимо руководствоваться общими дидактическими принципами, которые представляют собой основные, исходные положения, характеризующие эффективность и целесообразность педагогической деятельности  (принцип систематичности, научности отбора учебного материала, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности школьников в различных видах деятельности и пр.)

Один из самых эффективных способов подготовить нестандартный урок – вникнуть в его детали, чтобы стала видна и понятна подноготная взаимодействия всех его частей.

Творческие принципы помогают понять главное на уроке нетрадиционного русского языка:

1.                 Отказ от модели в организации занятия из-за рутинности и формализма в проведении.

2.                  Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность класса. Различные формы групповой работы на уроке.

3.                  Увлечение как основа эмоционального тона урока.

4.                  Поддержка альтернативности,  множественности мнений.

5.                 Развитие коммуникативной функции на занятиях как условие обеспечения взаимопонимания, мотивации к действию, чувства эмоционального удовлетворения.

6.                 «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

7.                 Используйте оценку как формирующий (а не только результирующий) инструмент.

Творческие принципы  работы на уроке русского языка определяют общее направление педагогического творчества, ориентируя на вполне конкретную учебную деятельность. Эти принципы показывают основные отличия нетрадиционного урока от традиционного урока и могут быть использованы при анализе нетрадиционных уроков.

Групповая деятельность на нетрадиционных уроках русского языка повышает интерес к предмету, а также уровень усвоения учебного материала. Этапы совместной работы на уроке русского языка:

1.                 Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).

2.                 Выберите старшего (при желании по жребию).

3.                 Распределите обязанности, кто чем занимается (прямое задание, «волонтёры», аукцион – задание получает тот, кто внесет больше всего предложений).

4.                 Выясните, почему все будут выполнять задание.

5.                 Каждый думает, что, как, с помощью чего он будет выполнять задание.

6.                 Каждый контролирует для себя, насколько его результаты соответствуют тому, что было запланировано ранее (дело индивидуальное).

7.                 Руководитель контролирует, насколько общий результат соответствует задуманному (общему делу).

8.                 Из индивидуальных результатов получается большой результат.

Правила совместной работы на уроке русского языка:

1.                 Работать сообща: обращать внимание друг на друга, быть вежливыми, не отвлекаться на посторонние вопросы, не смущать друг друга, вовремя помогать друг другу, выполнять указания руководителя.

2.                 Работать по плану.

3.                 Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

4.                 Выполнять работу качественно (по плану, точно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материал.

5.                 Каждая из подгрупп должна уметь защищать общее дело и свое в частности.

Также на нетрадиционных уроках русского языка предусматривается самостоятельная деятельность учащихся.

В зависимости от тематики и дидактической задачи урока могут быть разные виды самостоятельной работы:

·                   Работа с книгами, учебной и справочной литературой;

·                   выполнение упражнений и различных заданий;

·                   работа с информационными материалами;

·                   просмотр и дополнение  ответов  и выступлений собеседников;

·                   подготовка сообщения;

·                   грамотная формулировка выводов;

·                   изготовление учебных материалов (плакаты, схемы, альбомы);

·                   редактирование  рабочих листов для учебы или домашних заданий.

Помимо принципов, исследователи относят к весьма значимым периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков.

В методике подготовки нестандартных занятий по русскому языку выделяют 3 периода: подготовительный, собственно занятие и его анализ.

1.                 Подготовительный. И учитель, и ученики принимают активное участие. Если при подготовке к традиционному уроку такую ​​активность проявляет только учитель (написание конспекта плана, изготовление визуализаций, раздаточных материалов и т. д.), то в последнем случае в значительной степени участвуют и учащиеся. Они делятся на группы (команды, бригады), которым назначаются определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений по теме следующего урока, заполнение кроссвордов, подготовка викторин, подготовка необходимого дидактического материала и т. д.

2.                 Собственно урок русского языка (выделяется 3 основных этапа).

·                   Первый этап. Он является необходимым условием формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся задачи, уточняется степень готовности к их решению, поиску путей достижения целей занятия. Очерчены ситуации, участие в которых позволит решить познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем эффективнее проводится подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их заинтересованность в предстоящей работе. При проведении занятия учитель учитывает отношение учащихся к исходной форме занятия: возраст, психологические и психические особенности и способности.

·                   Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний у учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной деятельности.

·                   Третий этап. Он посвящен  формированию навыков и умений.

Контроль обычно вовремя не осуществляется, а «растворяется» в каждом из предыдущих этапов.

При анализе этих уроков рекомендуется оценивать как результаты обучения, воспитания, развития учащихся, так и образ общения ‒ эмоциональный тон урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общение учеников между собой, а также с отдельными рабочими группами.

Поэтому рассмотренные данные являются лишь ориентирами, чертежами педагогического творчества. Но они помогают педагогам выстроить качественный образовательный процесс. Ведь приобретение учащимися базовых знаний на уроках русского языка в начальной школе позволяет не утратить, а возродить в детях природную любознательность, стремление познавать и понимать, а вместе с тем и любовь к умственной познавательной деятельности и, следовательно, к самой теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.                 Бабкина, Н.В. Нетрадиционный курс развивающие игры с элементами логики для первых классов начальной школы / Н.В. Бабкина. – М.: Начальная школа, 1996. – 276 с.

2.                 Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М.Букатов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. – 90с.

3.                 Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М: Лабиринт, 1996. – 276 с.

4.                 Кларин, М.В., Инновации в обучении: метафоры и модели / М.В.Кларин. – М.: Наука, 1997. – 189 с.

5.                 Матюшкин, А.М. Мышление. Обучение. Творчество / А.М.Матюшкин. – М.: Монография, -  2003. – 287 с.

6.                 Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г.Мерещяков, В.П. Зинченко. – СПБ.: Прайм-Еврознак, - 2007. – 278 с.

7.                 Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Учебник, - 2006. – 324с.

8.                 Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. – М.: Наука, - 1976. – 315 с.

9.                 Порус, В.Н. Перекрестки методов / В.Н. Прус. – М.: Канон+, - 2012. – 276 с.

10.            Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 1998 – 167-215с.

11.            Спиркин, Г.А. Сознание и самосознание / Г.А.Спиркин. – М.: Политиздат, 1972. – 276 с.

12.            Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий/ Б.М. Теплов. — М.: Наука, 1965. – 190 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

В.О. Степанова , студентка 3 курса направление подготовки «Педагогическое образование»,

В.О. Степанова , студентка 3 курса направление подготовки «Педагогическое образование»,

Обучение направлено на выполнение образовательных, воспитательных и развивающих задач

Обучение направлено на выполнение образовательных, воспитательных и развивающих задач

Второй подход – это инновационные, современные формы обучения, которые появились в последнее время и широко используются в современных школах

Второй подход – это инновационные, современные формы обучения, которые появились в последнее время и широко используются в современных школах

Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность класса

Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность класса

Руководитель контролирует, насколько общий результат соответствует задуманному (общему делу)

Руководитель контролирует, насколько общий результат соответствует задуманному (общему делу)

Помимо принципов, исследователи относят к весьма значимым периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков

Помимо принципов, исследователи относят к весьма значимым периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков

Третий этап. Он посвящен формированию навыков и умений

Третий этап. Он посвящен формированию навыков и умений

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2022