«Нестандартные уроки географии»
Оценка 4.7

«Нестандартные уроки географии»

Оценка 4.7
docx
27.01.2022
«Нестандартные уроки географии»
доклад 2.docx

«Нестандартные уроки географии»

 

Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Как же сделать урок географии интересным? Эта проблема давно привлекает учителей. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях и стремление овладевать ими, совершенствовать их?

Одним из способов выявления организационных форм урока и приёмов обучения, которые нравятся учащимся, было анкетирование, которое я провела с учениками 5-9 классов. Учащимся были заданы такие  вопросы: 1. Какая форма урока тебе больше всего нравится? Почему? 2. На каких уроках ты лучше всего понимаешь материал? 3.  Если бы ты был учителем, какие уроки ты бы проводил?

Вот некоторые ответы школьников: «Если бы я был учителем, я бы проводил уроки в виде соревнования или праздника, так как на таких уроках меньше эмоциональной напряженности»,  «Мне нравится, когда учитель беседует с нами, выслушивает наше мнение, дискутирует», «Больше всего мне нравятся ролевые игры, экскурсии. На таких уроках мы имеем возможность проявлять свои способности, лучше узнаем, друг друга, учимся использовать географию в повседневных ситуациях », «Плохо усваиваю материал урока, когда учитель  долго говорит сам», «Не люблю нудных, неинтересных уроков, когда нужно целый урок делать одно и то же».

Исходя из ответов учащихся, мною были определены формы проведения уроков, ведущие к повышению речевой активности учащихся и повышению интереса к предмету. Одной из наиболее удачных форм проведения уроков географии, на мой взгляд, является нестандартная форма организации урока.  Основная функция нетрадиционного урока, как мы знаем, заключается в создании необходимых условий для проявления и удовлетворения личностных потребностей учащихся и педагогов. Пришло время отойти от общепринятых форм, искать свои методы и приёмы. Традиционный урок мало приспособлен для свободного обсуждения и не представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию. Поэтому я пришла к выводу, что использование необычных форм проведения уроков географии (игр, соревнований, конкурсов, круглых столов, конференций и многих других) помогает серьезный и напряжённый труд сделать занимательным и интересным, дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

Например, стремление к открытости реализуется в уроках такого типа как:

- «пресс-конференция»

- в уроках-диспутах, дискуссиях;

- потребность к инициативе – на уроках - проектах, в творческих выставках и отчетах.

Осознание важности делового партнерства приходит на уроках с использованием групповых форм работы. Потребность уважать дело, уметь его выполнять, судить о человеке по конкретным делам, а не только, по словам – на уроках деловых игр.

Приведу несколько примеров нестандартных форм проведения уроков, используемых мною в педагогической деятельности.

Урок - проект

Создание различных проектов на уроках географии способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Законченный проект может быть представлен в самых разнообразных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж, презентация, видеофильм и многие другие, которые затем представляются в классе для обсуждения.   Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений  и их творческое применение в новых условиях. Например, на уроках географии в 7 классе при изучении любого материка ребята на протяжении нескольких уроков работают над проектом по созданию устного журнала. Эта работа осуществляется в несколько этапов: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий; обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; отчет по проекту, оценка выполнения проекта.  Учащиеся с интересом включаются в работу по созданию проекта, а моя роль сводится к оказанию помощи по планированию работы, текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Урок-экскурсия.

Уроки-экскурсии проводятся мной во всех классах при изучении различных тем. «Экскурсия - посещение полевого стана», «Все о Японии», «Золотое кольцо России», «Семь чудес света» и многие другие темы экскурсий. В ходе таких уроков учащиеся с интересом составляют план-маршрут экскурсии с посещением тех или иных мест Земли, выступая при этом в роли экскурсовода,  создают презентации, показывающие красоту и привлекательность тех или иных мест, трудовую деятельность населения. При изучении в 6 классе темы «Гидросфера» дети совершают заочную экскурсию выступая в роли капельки и путешествуя по озерам, рекам, болотам, океанам, побывают в тучке и оказываются в стакане воды из крана. С помощью такой формы организации урока, учащиеся начинают понимать некоторые явления природы.

Урок – игра

Это активная форма учебного занятия, во время которого возникает игровое состояние – эмоциональное отношение к исторической или настоящей действительности. Через понимание мыслей, чувств и поступков дети как бы примеряют на себе роль взрослых людей моделируя реальность. Знания, полученные на уроке, становятся для них личностно – значимыми, эмоционально окрашенными.

Игра «Самое, самое»

Учащиеся называют географические объекты, которые выделяются среди подобных своими размерами. Самые высокие горы, самое глубокое озеро.

Игра «Найдите ошибки»…

Игра «Географическая эстафета» и многие другие..

Урок-семинар.

На мой взгляд, применение такой формы организации урока возможно в старших классах При подготовке к семинару учащиеся используют материалы из различных источников: сайтов, газет, журналов, справочников и других интернет-ресурсов. Работа может быть представлена в форме доклада, презентации, рисунков. Также обязательна устная защита работы, после чего все учащиеся принимают активное участие в оценивании работы, дополняют, высказывают свое мнение по предложенному вопросу, участвуют в оценивании работы, выступая в роли экспертов. На уроке-семинаре мы обычно рассматриваем 3-4 вопроса. Такой вид работы приучает учащихся выделять главное из большого объема информации, слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение.

 Урок «урок - дискуссия».

Так в шестом классе по теме « Движения земной коры. Землетрясение» можно провести

« урок – дискуссию».

Интегрированные уроки география-биология, физика, химия, физическая культура и т.д. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формирования умений переносить знания из одной области в другую. На этих уроках успешно происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной.

Интересно проходят «уроки-соревнования», планируемые как - обобщающие в 7-8 классах. На уроке преобладает групповая форма работы.

Урок с использованием интернет-ресурсов и видео уроков.

В своей работе я широко использую ресурсы сети Интернет. Например, для получения различной страноведческой информации, так как нередко в учебниках этого материала недостаточно либо он преподносится не так интересно и красочно. Прекрасная возможность посмотреть достопримечательности городов дают различные онлайн-экскурсии, что, несомненно, повышает интерес к стране. Предлагаю ученикам работать в парах или группах по трое, изучить статьи, охватывающие все стороны жизни страны: население, хозяйство, транспорт. Преимуществом такой работы является вовлеченность всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики занимаются изучением более трудных статей, а менее сильные анализируют ЭГП, природные ресурсы, население страны. Использование сети Интернет существенно повышает интерес к самому процессу изучения географии.

Не менее интересными являются нетрадиционные уроки, пришедшие из средств массовой информации и телевидения (пресс-конференции, "круглые столы", уроки-состязания, КВН, "Что? Где? Когда?" и другие), они привлекают внимание необычностью форм, состязательностью, интересным содержанием, они хорошо учитывают психологию школьного возраста. Ученик не декларативно, а действительно становится в центре учебного процесса.

Таким образом, несмотря на трудоемкость процесса внедрения и применения нестандартных форм организации урока, он представляется весьма результативным.


 

Нестандартные уроки географии»

Нестандартные уроки географии»

Например, стремление к открытости реализуется в уроках такого типа как: - «пресс-конференция» - в уроках-диспутах, дискуссиях; - потребность к инициативе – на уроках - проектах,…

Например, стремление к открытости реализуется в уроках такого типа как: - «пресс-конференция» - в уроках-диспутах, дискуссиях; - потребность к инициативе – на уроках - проектах,…

Земли, выступая при этом в роли экскурсовода, создают презентации, показывающие красоту и привлекательность тех или иных мест, трудовую деятельность населения

Земли, выступая при этом в роли экскурсовода, создают презентации, показывающие красоту и привлекательность тех или иных мест, трудовую деятельность населения

Так в шестом классе по теме « Движения земной коры

Так в шестом классе по теме « Движения земной коры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2022