Тема: Нестандартные уроки в начальной школе.
Введение
Если
ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких,
которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельное
приложение этих сведений.
Л. Толстой
Важность проблемы — развитие
творческих способностей учащихся — обусловлена, на мой взгляд, двумя основными
причинами. Первая из них — падение интереса к учебе. У шестилетних ребятишек,
которые впервые приходят в школу, блестят глаза. Они в большинстве своем ждут
от учебы чего-то нового, необыкновенного, интересного. Дети доверчиво смотрят
на учителя, они полны желания делать вместе с ним все новые и новые открытия. К
сожалению, уже к концу начальной школы часть детей теряет интерес к учебе; но
все-таки основная масса пятиклассников еще открыта для педагога, у них еще
сильна мотивация к обучению. Но уже к концу десятилетнего обучения, как
показывают различные психологические опросы, интерес к учебе сохраняют от 20 до
40 процентов учащихся. Чем объяснить такое падение интереса к учебе? Здесь
налицо противоречие между всевозрастающей сложностью и насыщенностью школьной
программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников
освоить весь объем предлагаемых ему сведений. Не в силах справиться с такими
нагрузками, дети просто перестают заниматься, свыкаются с ролью неспособных,
бесперспективных, отстающих. Вторая причина в том, что даже те ученики,
которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только
оказываются в нестандартной учебной ситуации, демонстрируя свое полное неумение
решать продуктивные задачи.
Нестандартный, оригинальный, нетрадиционный урок
– что это значит? Определение дать не просто, но каждый отличит нетрадиционный
урок от традиционного. На обычном уроке учащиеся знают, чего им ожидать от
каждого этапа. На уроке они очень удивляются, когда учитель привлекает сведения
из других предметов. Во время объяснения учащиеся настроены, слушать учителя (или
делать вид, что слушают), поэтому с удивлением и интересом воспринимают
информацию, преподнесенную в нестандартной форме (игра, лотерея, КВН, “Поле
чудес”, сказки и т. д.)
Нестандартные уроки не могут повторяться каждый
день, т. к. теряется обучающая функция урока, которая состоит именно в
выработке привычки к тому или иному виду деятельности. Таким образом, нельзя
сказать, что стандартные уроки плохи, а нестандартные хороши. Учитель должен
владеть арсеналом построения и тех, и других уроков.
Перед каждым учителем стоит главная задача –
дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их
внутренние ресурсы, привить им желание учиться, стремление узнать новое,
научить детей критически мыслить, проверять свои знания, доказывать. Кроме
традиционных типов уроков у нас встречаются и нетрадиционные или нестандартные
уроки, то есть уроки, имеющие нестандартную структуру. Нестандартный урок – это
импровизация учебного материала.
Организация нетрадиционного развивающего
обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами
умственной деятельности.
Сегодня главная цель средней
общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному,
эмоциональному и физическому развитию личности.
Все самое важное в воспитательном процессе для
ученика совершается на уроке. Современный урок – это, прежде всего, урок, на
котором учитель использует все возможности ученика, его активного умственного
роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных
основ.
Одним из путей формирования интереса к учебному
предмету является рациональная организация процесса обучения, то есть
использование форм и приемов, стимулирующих самостоятельность и активность
учащихся на всех этапах обучения, использование интеллектуальных игр (ребусы,
кроссворды, загадки и т.д.). Занимательность на уроке не является самоцелью, а
служит задачам развивающего обучения. Стимулирует познавательную увлеченность.
На этих уроках учащиеся наиболее полно реализуют свои способности и творческую
самостоятельность. Нестандартные уроки развивают память, мышление, воображение,
самостоятельность, инициативность и волю детей, вносят в урок оживление и
элементы занимательности, повышают интерес к знаниям. Учитель обязан сделать
серьезный труд делом занимательным и продуктивным. Игровые задачи должны
полностью совпадать с учебными. Нестандартные уроки должны быть адаптированы с
учетом возраста детей.
1. Нестандартный урок-путь к успеху в учении.
Актуальность и значимость темы. Новые стандарты
требуют нестандартного подхода к обучению школьников. Поиск новых форм и
приемов организации обучения, и воспитания школьников в наше время - явление не
только закономерное, но и необходимое. В школе особое место занимают такие
формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика,
повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за
результаты учебного труда. Это можно успешно решать через технологию
нестандартных форм обучения и воспитания. Нестандартный подход к образованию
является залогом представления каждому ученику равновеликого шанса достичь
определенных высот в свете перехода на новые федеральные государственные
образовательные стандарты начального общего образования. Цель нестандартного
подхода к обучению - обеспечить каждому ученику условия для развития в процессе
освоения содержания образования; внедрение технологий развивающего, личностно -
ориентированного обучения, игровых, коммуникативных технологий, использование
групповых форм работы на уроке, работа в парах постоянного и сменного состава.
Нестандартный урок- это неординарные подходы к
преподаванию учебных дисциплин. Нестандартные уроки - это всегда праздники,
когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс
становится творческим коллективом. В своей работе я применяю нестандартные
формы обучения и воспитания, которые способствуют развитию интереса учащихся к
изучаемому предмету, а так же их творческой самостоятельности, благоприятному
климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация таких уроков
подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е.
способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу.
Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не
только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих
целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего
поддержания мотивации обучаемых. Эти уроки включают в себя все разнообразие
форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая
деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы,
конспекты; снимает напряжение, оживляет мышление, возбуждается и повышается
интерес к предмету в целом.
Цель этих уроков предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, т.к.
интерес- это катализатор всей учебной деятельности.
1.2. Творческие принципы нестандартных уроков.
1. Отказ от шаблона в организации урока, от
рутины и формализма в проведении.
2. Максимальное вовлечение учащихся класса в
активную деятельность на уроке.
3. Не развлекательность, а занимательность и
увлечение как основа эмоционального тона урока.
4. Поддержка альтернативности, множественности
мнений.
5. Развитие функции общения на уроке как условие
обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального
удовлетворения.
6. "Скрытая" (педагогически
целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам,
способностям и склонностям.
7. Использование оценки в качестве формирующего
(а не только результирующего инструмента).
Группы принципов задают общее направление
педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность
обучения. Помимо принципов, необходимо выделить как весьма значимые: периоды
подготовки и проведения нестандартных уроков.
1.3. Периоды подготовки и проведения нестандартных уроков.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
В нем активное участие принимают и учитель, и
учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность
проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных
пособий, раздаточного материала, обеспечение и т. п.), то во втором случае в
значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды,
экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо
выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока,
составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо
дидактического материала и т. д.
2. СОБСТВЕННО УРОК (выделяется 3 основных этапа):
Первый этап.
Он является предпосылкой формирования и развития
мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности
к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации,
участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные
задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем
результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися
предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При
проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме
урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.
Второй этап.
Сообщение нового материала, формирование знаний
учащихся в различных "нестандартных" формах организации их
мыслительной активности.
Третий этап.
Он посвящен формированию умений и навыков.
Контроль обычно не выделяется во времени, а "растворяется" в каждом
из предшествующих этапов. В период анализа данных уроков целесообразно
оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину
общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися,
но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Очевидно, что рассмотренные частности - это только ориентиры, наметки для
педагогического творчества. Но они помогают начать, устанавливая некоторые
"точки опоры". Более подробное ознакомление с не совсем обычными
методами обучения и уроками, которые мы распределили в соответствии с известной
классификацией, позволит вам выбирать все новые и новые основания для учебной
деятельности.
1.4. Разработка нестандартного урока.
Нестандартный урок – это
“магический кристалл”, грани которого отражают все составляющие примененной
системы обучения. Такой урок воплощает структурные элементы образовательной
программы: смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и
проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы
рефлексии и оценки результатов.
Создание необычного урока – это “творчество в
квадрате”, поскольку учитель разрабатывает систему условий для предстоящего
творчества учеников. Главными вопросами на этапе разработки урока являются
следующие: Что именно будет создано учениками на уроке в направлении изучаемой
темы? Как обеспечить этот процесс?
Во время проектирования урока учитываются:
образовательная программа, уровень подготовки учащихся, наличие методического
инструментария, специфика имеющихся условий, тип урока, а также формы и методы,
которые помогут ученикам создать необходимый образовательный продукт и достичь
главных целей. Ключевую роль на данном этапе имеют составленные или подобранные
задания для учеников.
После проектирования урока происходит его
реализация, которая также является творческим процессом, поскольку урок не
является простым воспроизведением намеченного плана. От творчества педагога
зависит и уровень творчества детей. А это значит, что во время урока учитель –
также творец, а не простой исполнитель своего плана.
Рассмотрим этапы и особенности составления плана
урока, ориентированного на творческую деятельность учеников.
1.5. План нестандартного урока.
План урока – это инструмент
реализации учителем своей образовательной программы. Поэтому планирование урока
начинается с планирования серии занятий по одной теме (разделу). Учитель
продумывает несколько связанных между собой уроков, осуществляет примерную
разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым
результатам. Формулируется главные образовательные результаты учеников, которые
выделены в общей программе занятий по предмету и реальны для достижения в
рамках изучаемого раздела.
1.6 .Требования к нестандартному уроку.
При конструировании урока необходимо соблюдать
условия и правила его организации, а также требования к нему.
Под условиями понимается наличие факторов, без
которых невозможна нормальная организация урока. Анализ учебного процесса
позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и
психолого-дидактические. В группе социально-педагогических можно отметить наличие
четырех наиболее важных условий:
1) квалифицированного, творчески работающего
учителя;
2) коллектива учащихся с правильно
сформированной ценностной ориентацией;
3) необходимых средств обучения;
4) доверительных отношений между учащимися и
учителем, основанных на взаимном уважении.
В группе психолого-дидактических можно указать
следующие условия:
1) уровень обучения учащихся, соответствующий
программным требованиям;
2) наличие обязательного уровня, сформированное
мотивом учения и труда;
3) соблюдение дидактических принципов и правил
организации учебного процесса;
4) применение активных форм и методов обучения.
Вся совокупность требований к учебному процессу, в конечном счете,
сводится к соблюдению дидактических принципов обучения:
* воспитывающего и развивающего обучения;
* научности;
* связи теории с практикой, обучения с жизнью;
* наглядности;
* доступности;
* систематичности и последовательности;
* самостоятельности и активности, учащихся в
обучении;
* сознательности и прочности усвоения знаний, умений
и навыков;
* целенаправленности и мотивации обучения;
* индивидуального и дифференцированного подхода
к учащимся.
Кроме основных правил, вытекающих из
дидактических принципов, обучающий при подготовке нестандартного урока
руководствуется и специальными правилами организации урока, основанными на
логике процесса обучения, принципах обучения и закономерностях
преподавания. При этом следует:
- определить общую дидактическую цель
творческого урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую
составляющие;
- уточнить тип урока и подготовить содержание
учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с
поставленной целью и возможностями учащихся;
- определить и детализировать дидактические
задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех
целей;
- выбрать наиболее эффективное сочетание методов
и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного
материала, уровнем обученное™ учащихся и дидактическими задачами;
- определить структуру урока, соответствующую
целям и задачам, содержанию и методам обучения;
- стремиться поставленные дидактические задачи
решать на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу.
Когда говорят о требованиях к уроку, как обычно,
сводят их к обязанности соблюдения всей совокупности отмеченных выше правил.
Тем не менее, отметим, что наиболее значимыми требованиями к нестандартному
уроку является его целенаправленность; рациональное построение содержания
урока; обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения; разнообразие
форм организации учебной деятельности учащихся.
1. 7.Сравнительный анализ планирования традиционного и
нестандартного урока.
традиционный урок нестандартный урок
Цель урока:
а) для учителя: дать новый материал
б) для ученика: усвоить новые знания Цель урока:
а) для учителя: организовать продуктивную
деятельность учеников
б) для ученика: создать творческую продукцию
Виды деятельности на уроке:
а) для учителя: объяснение новой темы,
закрепление пройденного материала
б) для ученика: прослушивание нового материала,
запоминание, осмысление, закрепление нового материала Виды деятельности на
уроке:
а) для учителя: организация творческой
деятельности
б) для ученика: исследование нового объекта,
анализ явлений и т. д.
Структура урока – строго по разработанному
плану, без отступлений. Структура урока – ситуативность, отход от
запланированного.
Подход к теме урока – одна точка зрения на
изучаемую проблему изложенная в учебнике. Подход к теме урока – многообразие
точек зрения специалистов на изучаемую проблему.
Контроль – воспроизведение учениками изученной
темы. Контроль – представление и защита учениками творческого продукта по
данной теме.
Завершающих этап урока – подведение итогов,
закрепление изученной темы. Завершающий этап урока – рефлексия, осознание
собственной деятельности.
2. Необходимость нестандартных уроков в начальной школе
Нестандартные уроки в
начальной школе являются важным средством обучения, так как они формируют у
школьников устойчивый интерес к обучению, снимают усталость, помогают
формировать навыки учебного процесса, оказывают эмоциональное влияние на
школьников, благодаря чему у них формируются более глубокие и прочные знания.
Нестандартные уроки в начальной школе – это всегда интересно, когда активны все
школьники, когда все имеют возможность проявить себя в успешной атмосфере и
класс становится творческим коллективом. Они включают в себя всевозможные
разнообразные формы и методы: поисковая деятельность, проблемное обучение, меж
предметные и внутри предметные связи, конспекты, опорные сигналы и др.
Неординарные игры позволяют снимать напряжение, с их помощью оживляется
мышление, повышается интерес к занятиям в целом.
Урок, который по своей структуре многократно
повторяется и выполняет умственные операции, притупляет внимание, надоедает,
вызывает отрицательное воздействие на эмоции, снижает эффективность трудового
процесса. Из этого следует, что необходимо нарушить монотонность, разбавлять
скуку яркими, необычными событиями, которые надолго бы запечатлелись в памяти и
позитивно смогли влиять на процесс обучения.
Нестандартные уроки в начальной школе необходимы
для воспитания нравственной личности. Школьник обязан всегда видеть перед собой
примеры творческого отношения к работе, тогда он сам всё время будет
воспринимать творчество и у него больше не возникнет мысли представить другой
стиль деятельности. Многообразие нетипичных уроков позволяет применять их на
разных занятиях и всех этапах образования. А использование новых технологий в
процесс обучения – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволит
придумывать новые интересные уроки.
Они лучше усваиваются, их особенно хорошо
применять на обобщающих и вводных уроках. Не следует использовать их всегда,
потому, что они хоть и интересны, но в некотором плане могут быть менее полезны
и информативны.
Уроки нестандартные отличаются от традиционных
дополнительным фантазийным элементом, способствующим вызвать интерес и
стремление к мыслительной деятельности, к самостоятельному поиску решения
примеров и задач. Особенно это важно для учащихся начальной школы.
Чаще такие уроки бывают обобщающими,
закрепительными, на них подводят итоги пройденного материала. Большой объем
представлен в игровой – занимательной форме, что не вызывает особого напряжения
и утомления учащихся на уроке. Учитель вправе делать коррективы в проведении
урока: вносить изменения, дополнения, сокращения. Когда предложен большой объем
материала, учителю есть из чего выбирать и что скомпоновать для своего
классного коллектива, учитывая уровень подготовки учащихся. Иногда в конце
урока или в приложении дается дополнительный материал, который учитель может
ввести в данный урок или использовать его на других уроках.
Нестандартные уроки бывают, как правило, уроками
– праздниками, хотя являются уроками обобщения и систематизации огромного
материала. Поэтому к ним можно иногда готовиться заранее, давая детям
определенные домашние задания. При
проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из
основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса
нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к
учебному предмету и процессу учения. Нетрадиционному уроку должна
предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы
конкретных целей обучения и воспитания.
При выборе форм нетрадиционных уроков
преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента,
уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных
учащихся. Каждый учитель в своей работе должен использовать то, что считает
возможным и нужным ему: можно использовать урок целиком, а можно взять
отдельные фрагменты из них, можно дополнить их компьютерными презентациями,
потому что каждый учитель – творческая личность, заботящаяся о прочных навыках
знаний своих учащихся.
Нестандартные уроки, выполняют несколько функций:
- развивают и поддерживают интерес школьников к
учебе, помогают реализовать их склонности и возможности;
- позволяют сочетать различные виды групповой и
коллективной учебной работы учащихся;
- развивают творческие способности учащихся;
- способствуют лучшему пониманию и осмыслению
изучаемого материала;
- являются хорошим средством от информационной
перегрузки;
-наилучшим образом развивают ребенка, как
личность;
-происходит более теплое взаимопонимание между
учениками и учителем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.