Нестандартный урок-экскурсия
«В поисках клада»
по теме: «Ориентирование на местности»
3 класс
Пояснительная записка
Урок подготовлен для 3 класса по УМК «Школа России», автор учебника А.А. Плешаков. Запланирован в рабочей программе по окружающему миру в разделе «Эта удивительная природа». Количество уроков в неделю – 2 часа, в год – 68 часов.
Сценарий урока-экскурсии построен с учетом здоровьесберегающих технологий. Четко показывает реализацию системно-деятельностного подхода к обучению. Построен на основе коммуникативно-диалоговых, личностно-ориентированных технологий.
На уроке организована учебная деятельность как проблемно-поисковая, исследовательская, что целенаправленно развивает универсальные учебные действия, обеспечивает включение обучающихся в совместную деятельность по формулированию целей урока и организацию работы в группах по их достижению, формированию коммуникативных навыков.
На уроке-экскурсии использована форма учебного сотрудничества – работа в группах; созданы условия для ведения диалога, поиска, активной мыслительной деятельности.
Учебная ситуация спланирована четко. При этом учебный материал служит для организации самостоятельной учебной деятельности, в которой дети осваивают универсальные учебные действия – самостоятельно отрабатывают полученные знания, аргументируют свои ответы. Все виды работ помогают обучающимся совершать разнообразные действия, важные для личностного развития детей.
Учебная мотивация детей сохраняется и развивается на протяжении всего урока-экскурсии, что приведет всех обучающихся к ситуации успеха.
Используя в организационно-мотивационном этапе активный метод знакомства «Встреча», следует помнить, что чувства, проявляемые при встрече друг с другом очень важны, ведь по ним можно судить о настроении, в котором каждый участник начинает занятие.
Упражнение-энергизатор «Пожелание» заряжает участников положительными эмоциями, развивает творческие способности, стимулирует быть внимательными, чтобы не повториться.
Упражнение «Паутинка», проводимое во время рефлексии, способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы, пониманию значимости каждого в выполнении общей задачи, служит мощным завершающим аккордом занятия. После выполнения упражнения можно отрезать от клубка части, равные двойной окружности запястья плюс 6 сантиметров для каждого участника и предложить сделать на память о занятии самодельный браслет.
Тема: «Ориентирование на местности»
Цель: формирование умений ориентирования на местности
Задачи:
Предметные:
закрепление знаний сторон света, умения пользоваться компасом
Метапредметные:
· Учить ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
· Развивать коммуникативные навыки при работе в группе;
· Развивать навыки самооценки
Личностные:
· Помочь осознать личностное значение изучения темы;
· Укрепление здоровья детей, организация отдыха на свежем воздухе
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
· Формирование умений ориентирования на местности;
· Умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
· Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
· Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;
· Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные:
· Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию;
· Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения совместной деятельности;
· Умение осуществлять адекватную самооценку и принимать решение в ситуации выбора
Познавательные:
· Определение сторон горизонта с помощью компаса;
· Умение осуществлять анализ объекта
Предметные результаты:
знание сторон света, умение пользоваться компасом, умение применять теоретические знания на практике в новой ситуации
Подготовка к уроку: учитель совместно с родительским комитетом выезжает в урочище, намечает маршрут экскурсии. Родители заготавливают для «клада» фрукты, игрушки, различные школьные принадлежности, помогают в оформлении: пишут послания, делают метки из цветной бумаги, готовят карточки с животными и растениями леса
Группа родителей выезжает к месту проведения урока за 1-2 часа, прячет послания, расклеивает метки, прячет «клад» поблизости от места стоянки.
Организация: сбор детей с родителями, деление на команды. Для каждой команды определен свой маршрут и спрятан свой «клад», т. к. идти по одному маршруту всем классом затруднительно.
Ход урока-экскурсии:
I Организационно-мотивационный этап:
1. Активный метод знакомства «Встреча»
Цель: встреча друг с другом, определение настроения каждого и группы в целом
Дети становятся в круг. Все по очереди здороваются, делая шаг вперед, совершая при этом какое-нибудь движение, позу, жест, стараясь продемонстрировать свое настроение в данный момент. После каждого представления весь класс пытается догадаться, какое чувство хотел выразить выступавший.
2. Упражнение – энергизатор “Пожелание”
- Давайте начнем сегодняшний урок-экскурсию с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-либо из вас подойдет к любому из нас, поздоровается и выскажет пожелание. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание.
II Постановка целей урока:
- Получив пожелание от одноклассника, вы зарядились положительными эмоциями, которые нам не помешают. Ведь сегодня у нас необычный урок, который пройдет здесь, на природе, в красивом месте в нашем парке.
Полюбуйтесь нашей природой ранней осенью!
- Урок-экскурсия имеет название «В поисках клада». Всем интересно будет отыскать «клад» первым?! Какие знания потребуются, чтобы справиться с поставленной задачей?
Ответы детей
- Вы, ребята, должны показать своим родителям, которые присутствуют здесь, насколько правильно умеете ориентироваться в лесу, определять маршрут движения, т. е. применять теоретические знания на практике. А чтобы отправиться в поисках клада, необходимо разделиться на две команды. Предлагаю взять одну любую карточку из предложенных (предлагаю набор карточек с изображениями растений и животных леса). Теперь, когда каждый из вас познакомился с изображением на своей карточке, прошу как можно быстрее объединиться по своему признаку, создать «семью», команду.
(создаются группы «животные леса» и «растения леса»)
III Работа по теме урока:
- Поприветствуйте членов своей команды, с которыми вы отправитесь выполнять задание! Пожелайте друг другу удачи!
- Чтобы знать маршрут, необходимо найти на одном из ближайших деревьев послание.
(Листки бумаги с посланиями для команд прикрепляются на сучках на высоте 1,5м, чтобы дети сами могли его снять. Какое послание команда найдет, по такому маршруту и направится).
Дети разбегаются по полянке в поисках посланий. Взрослые все время следят, чтобы дети не отклонились от маршрута.
Послание 1
Уважаемые кладоискатели!
Пройдите 23 шага на север и найдите дуб. На южной стороне ствола должна быть синяя метка. От нее сверните на восток и идите до развилки двух дорог, отыщите пень, где будет спрятано следующее послание.
Послание 2
Уважаемые кладоискатели!
Пройдите 23 шага на юг и найдите дуб. На северной стороне ствола должна быть красная метка. От нее сверните на запад и идите до развилки двух дорог, отыщите пень, где будет спрятано следующее послание.
- Прочитайте содержание своих посланий. Сможете выполнить задание? Отгадав загадку, получите прибор, который поможет пройти маршрут.
Чудо - друг, чудо - круг.
Знает он, где север - юг.
(компас)
Дети получают компасы и отправляются выполнять задание.
На пеньке находят цветную метку, значит, здесь надо искать записку с посланием, в котором вопрос и 3 варианта ответа. К каждому варианту дано направление дальнейшего пути.
Если выбор ответа будет правильным, то дети пойдут по верному направлению. В противном случае дети пойдут по ложному пути и не увидят следующей метки.
Послание 1
Уважаемые кладоискатели!
Какая группа предметов относится к неживой природе?
1. Дом, одежда, мебель.
2. Снег, вода, песок.
3. Муха, карась, крокодил.
Послание 2
Уважаемые кладоискатели!
Какая группа предметов относится к неживой природе?
1. Стул, платье, чашка.
2. Солнце, гранит, камень.
3. Комар, щука, черепаха.
Второй вариант является верным, к нему дается следующее направление.
«От развилки дорог пойти по левой (правой) дороге, пройти 10-15м и найти метку, от метки повернуть на запад (восток) и идти до куста шиповника. Здесь и надо искать следующее послание»
В послании вопрос с тремя вариантами ответа.
Послание 1
Уважаемые кладоискатели!
Какая группа животных относится к домашним животным?
1. Оса, муха, шмель.
2. Ёж, заяц, лось.
3. Овца, коза, свинья.
Послание 2
Уважаемые кладоискатели!
Какая группа животных относится к диким животным?
4. Оса, муха, шмель.
5. Ёж, заяц, лось.
6. Овца, коза, свинья.
Третий и второй варианты правильные.
Продолжение маршрута:
«От куста шиповника повернуть на юг (север), пересечь две дороги, повернуть на север (юг), пройти еще 5-6м, найти канаву и здесь искать следующее послание».
Послание 1
Уважаемые кладоискатели!
Определите породу дерева, которое расположено ближе всего к месту, где было найдено послание.
1. Осина.
2. Тополь.
3. Клён.
Послание 2
Уважаемые кладоискатели!
Определите породу дерева, которое расположено ближе всего к месту, где было найдено послание.
1. Береза.
2. Ольха.
3. Осина.
Если дети дали ответ – осина, они пойдут по правильному пути.
Задание:
«Станьте лицом к осине, спиной к канаве и идите вперед 10 шагов, затем поверните на юг, пройдите еще 10 шагов и начинайте искать
« клад».
«Клад» спрятан в кустах.
Дети бросаются на поиски «клада» врассыпную и находят его быстро. Команда, отыскавшая «клад» первой, получает небольшие дополнительные призы (календарики, закладки, т.п.).
Поскольку «клад» спрятан рядом с местом стоянки, где ждет детей основная часть родителей, нетрудно проследить, чтобы дети не убежали далеко.
Находка «клада» сопровождается ликующими возгласами детей, настроение у всех прекрасное.
IV Рефлексия: упражнение “Паутинка”
Учитель берет клубок тесьмы (лучше красивого сутажа) и предлагает ученикам встать в круг. Взяв конец тесьмы, передает клубок, разматывая его, ученику напротив, называя одно из своих положительных качеств, играющее роль в успешной работе команды (или что он/она получил/а в ходе экскурсии), второй ученик, удерживая отрезок тесьмы (нитки) рукой (или намотав на палец), передает клубок следующему, называя одно из своих качеств (знаний, умений) и так далее, пока остатки клубка вновь не окажутся у учителя.
В конце концов, оказывается, что все связаны единой “сеточкой – паутинкой из положительных качеств”.
Дети и взрослые садятся за общий «стол», приготовленный родителями для пикника.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.