Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2 классе на тему «Геометрические фигуры»
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2 классе на тему «Геометрические фигуры»

Оценка 4.6
doc
12.09.2021
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2 классе на тему «Геометрические фигуры»
Методическая разработка.doc

Горохова Г.Н.,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №3 с УИОП»

г.Котовска Тамбовской области

 

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2 классе на тему «Геометрические фигуры»

Тип урока

Урок закрепления знаний и выработка умений (УЗЗВУ)

Авторы УМК

М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова

Цель урока

Повторить и закрепить знания об изученных геометрических фигурах, их свойствах.

Планируемый результат обучения

Предметные умения:

Выделять свойства геометрических фигур, использовать их при решении задач. Вычислять периметр прямоугольника и квадрата.

Распознавать виды углов, фигур.

Применять умение составлять текстовые задачи в 1, 2 действия. Применять вычислительные навыки в пределах ста без перехода через десяток в устных и письменных вычислениях и в пределах 20.

УУД

Личностные: проявлять положительное отношение к урокам математики.

Регулятивные: принимать и сохранять задачу урока.

Планировать собственную вычислительную деятельность. Учитывать ориентиры, данные учителем, при повторении и закреплении материала

Отслеживать уровень овладения учебным материалом

Познавательные: наблюдать, сравнивать и делать выводы. Анализировать условие задачи. Использовать справочные материалы. Использовать разные способы для получения результата.

Ориентируются в рисунках, схемах. Высказывать свое мнение при обсуждении результата.

Коммуникативные: отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы. Сотрудничать с товарищем при работе в парах, в группах. Работать с информацией.

Оборудование

компьютер, проектор, экран

Образовательные ресурсы

Учебник «Математика», 2 класс,  М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова, (УМК “Планета знаний”),  демонстрационный и раздаточный материал

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивирование к учебной деятельности

 

Личностные УУД

(Формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности)

 

Регулятивные УУД

(Самоорганизация и организация своего рабочего места)

Приветствует обучающихся.

Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Мотивирует обучающихся к учебной деятельности.

- Ребята, мы часто слышим известную пословицу. Прочитайте.

(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

- Как вы её понимаете?

- Нужен ли труд на уроке математики? 

- Да, вы абсолютно правы. Вот и сегодня нам придется в совместной работе добиться определенного результата.

Настроение у нас отличное, 
А улыбки – дело привычное. 
Пожелаем друг другу добра, 
Ведь урок начинать нам пора. 

- Покажите своё настроение.

- Я надеюсь, что ваше хорошее настроение поможет вам сегодня на уроке.

 

 - Скажите, вам, наверняка, приходилось разгадывать кроссворды. Интересное занятие, не правда ли? Урок мы начнём именно с этого – разгадаем кроссворд. Количество клеток будет для вас подсказкой.

1.Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник

И зовусь… (прямоугольник)

2.Если встали б все квадраты

На вершины под углом бы,

То бы видели ребята:

Не квадраты мы, а … (ромбы)

3.Если взял бы я окружность,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте, дети, дружно,

Получился бы … (овал)

4.Я давно знакомый твой,

Каждый угол мой прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины (квадрат)

5.Три вершины тут видны, три угла, три стороны. (треугольник)

6.Едет ручка вдоль листа, по линеечке, по краю,

Получается черта, называется… (прямая)

7.Нет углов у меня и похож на блюдце я. (Круг)

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Показывают свое настроение (солнышко, тучка)

 

Слушают учителя.

 

Разгадывают кроссворд

 

 

 

 

Постановка учебной задачи. Формулировка целей.

 

 

Познавательные УУД

(Активизация мыслительной деятельности через проблемное задание)

Регулятивные УУД

(Определение  и формулирование   цели деятельности на уроке с помощью учителя)

Коммуникативные УУД

(Оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений)

Подводит обучающихся к формулировке темы урока.

 

- Как одним словом назвать слова – отгадки? (геометрические фигуры)

- О чём же пойдёт речь на уроке?  (о геометрических фигурах)

- Мы уже много говорили о геометрических фигурах.

- Как вы думаете, почему именно геометрические фигуры станут сегодня темой урока?

- А с какой геометрической фигурой вы ассоциируете себя? Вот, если бы вы были геометрической фигурой, то какой?

- Встаньте квадраты. Нарисуйте квадрат глазками, не поворачивая головы.

(то же остальные фигуры: треугольники, круги, прямоугольники)

 

- Но в кроссворде появилось ещё одно слово.

- Прочитайте (Проектировщик).

 -Что значит проектировать?

-Давайте найдем значение этого слова в толковом словаре.

-Что можно проектировать?

Можно проектировать детскую площадку, парк, улицу, место для постройки города.

-Сегодня мы с вами будем проектировщиками.

- Объясните, что нужно уметь, чтобы спроектировать площадку.

-Чему будем учиться на уроке?

 

- Нам предстоит трудная, но интересная работа. Мы будем чертить геометрические фигуры, вычислять длину отрезков, решать задачи. 

Работа проектировщика требует аккуратности и внимания. Людям этой профессии надо не только правильно чертить, но и разборчиво писать цифры, потому что чертежи будут читать строители.

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения о теме, целях урока.

 

Проводят ассоциацию

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, работают с толковым словарем.

Актуализация знаний.

 

 

 

Познавательные УУД

(Осознание учащимися компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий)

Познавательные УУД

(Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний)

1) Работа над формированием каллиграфии.

- Откройте тетради.

- Какое сегодня число?

- Сегодня 26 ноября.

- Что вы можете рассказать о числе 26?

-Давайте, вспомним, как правильно пишется цифра 2 (на экране)

- Используя цифру 2, запишите однозначное число, двузначное, трёхзначное.

- Какие числа записали? Прочитайте.

(На экране: 2, 22, 222)

Допишите строку до конца, чередуя эти числа.

2) Отработка навыков устных вычислений.

- В наш офис поступил первый заказ. А от кого?  Мы узнаем, если правильно найдём значения выражений.

(После открытия всех цветных прямоугольников, учитель щёлкает по объекту и на экране демонстрируется фрагмент из мультфильма о Винни – Пухе)

- От кого же поступил заказ?

- Нам предстоит интересная работа - мы спроектируем площадку для Винни - Пуха и его друзей.

 

 

 

Дают характеристику числу.

Записывают числа.

 

 

Находят значения выражений (работа с веером цифр)

Включение в систему знаний и повторений.

Работа в парах.

Регулятивные  УУД

(Планирование своих действий)

 

Познавательные УУД

(Понимание  смысла  задания; возможность применить первона­чальные способы поиска инфор­мации)

 

Коммуникативные УУД

(Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания)

 

Коммуникативные УУД

(Взаимодействовать друг с другом)

 

1) Повторение о геометрических фигурах.

-Прежде чем приступить к работе проектировщика повторим знания о геометрических фигурах.

Работаем в парах. Достаньте, пожалуйста, из ваших конвертов фигуры.

а) Обсудите в парах, какая фигура лишняя. Покажите эту фигуру. Докажите, что она лишняя.

б) Покажите треугольник. Почему эту фигуру называют треугольником? Какие бывают треугольники?

- Какой это треугольник? (прямоугольный)

в) А сейчас возьмите инструкцию, выполните первое задание.

Проверка.

- Какое было задание? Покажите квадрат.

- Что такое квадрат? Что такое периметр?

 

Оцените свою работу (раскрасьте первый лепесток)

 

г) Выполните задание №2.

Проверка.

-Какое было задание? Что такое прямоугольник? Что мы знаем о свойствах сторон прямоугольника?

-Измерьте длину диагоналей. Какой вывод сделаем?

 

Оцените свою работу (раскрасьте второй лепесток)

 

2) Практическая работа.

-А сейчас мы продолжим работу с прямоугольником. Расселим наших героев.

Поставь в центре точку – это домик Винни-Пуха. Обозначь её буквой В.

В левом верхнем углу обозначь точкой  К  домик Кролика.

В правом верхнем углу - домик Пятачка.

В левом нижнем углу – домик Иа – Иа.

А в правом нижнем углу – домик Совы.

Все друзья расселились. Давайте измерим расстояние между домиками. Далеко - ли они живут друг от друга?

-Какие расстояния мы уже знаем и сразу можем обозначить? (Стороны прямоугольника 6см и 8см)

-Измерьте оставшиеся расстояния между домиками. Расставьте эти числа на плане.

3) Вычислительный тренинг.

-Друзья любят ходить в гости. После завтрака Винни - Пух навестил Сову и потом зашёл пообедать к Пяточку.

-Какое расстояние он прошел? Запишите в тетрадях.

После обеда друзья заглянули к Кролику и пришли поужинать к Винни – Пуху.

- Какое расстояние они прошли? Запишите.

- Придумайте похожую задачу и задайте её классу.

Оцените этот этап работы, раскрасьте 3 лепесток.

 

Отвечают на вопросы. Выполняют задания в парах. Оценивают свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

Учатся применять знания для решения практических и проблемных задач.

 

 

 

 

Повторяют материал, связанный с ориентированием (лево - право)

 

 

 

 

 

Измеряют длину отрезков.

 

 

Находят значения выражений.

Физкультминутка

На данном этапе проходит технология здоровьесбережения

-А сейчас отдохнем и посмотрим на наших героев.

(физминутка для глаз «Винни – Пух)

 

Самостоятельное применение знаний.

Решение проектной задачи.

 

Личностные УУД

(Самоопределение)

 

Коммуникативные УУД (Инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации)

 

Регулятивные УУД

(Выполняют учебные действия)

 

-Наши друзья решили отдохнуть, а мы спроектируем для них площадку.

- А почему важно, чтобы в каждом дворе была детская площадка?

 - Конечно, вы все правы. На детской площадке дети играют на свежем воздухе, бегают, прыгают, общаются с друзьями, отдыхают, веселятся.

 

Каждой группе нужно собрать отдельные участки детской площадки, состоящие только из геометрических фигур. В одиночку с этим не справиться, поэтому работать вы будете в команде.

-Вспомните правила работы в группах.

У каждой группы свой строительный материал и инструменты, которые потребуются для работы.

- Работать вы будете по инструкции.

- По завершении работы каждая группа презентует нам свое изделие.

- Приступайте к работе.

 

- Итак, каждая группа завершила работу над элементом детской площадки.

 

Оцените свою работу на этом этапе (раскрасьте 4 лепесток)

 

Презентация изделий в группах и сборка макета площадки на выставочном столе.

 

-Давайте посмотрим, что у вас получилось.

 

Защита.

-Оцените работу группы.

 

- У вас получились замечательные проекты. Они отлично будут сочетаться друг с другом на нашей детской площадке, а выбранные вами яркие цвета поднимут всем настроение.

- А сейчас вспомните, как вы работали на протяжении всего урока. Оцените свою работу (раскрасьте последний лепесток)

-Как оценили? Почему?

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают правила работы в группе.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в группах, внутри групп распределяют всю предстоящую работу.

После распределения ролей в группе, дети работают самостоятельно.

 

Каждая группа защищает свой проект, поясняя всем остальным, почему они пошли именно по этому пути, отвечают на вопросы.

 

Оценивают работу каждой группы.

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

 

Познавательные УУД

(Умение формулировать выводы)

 

Личностные УУД

(Оценивание разного вида деятельности на уроке)

 

Регулятивные УУД

(Формирование  умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей)

- Понравилось ли вам быть проектировщиками?

- Продолжите предложения.

(рефлексивный экран)

-А где можно применить эти знания?

 

-А теперь вспомните, как вы работали на протяжении всего урока и оцените себя.

 

- Ребята, к нам поступил ещё один заказ: украсить площадку цветами.

 

-Я думаю, Винни-Пух и его друзья останутся довольны вашей работой.

 

- Геометрия - это очень увлекательная наука. Из геометрических фигур можно создавать различные предметы, картины.

- Если внимательно присмотреться, геометрические фигуры можно обнаружить повсюду. По дороге из школы, дома, в магазине попробуйте их отыскать.             

Разнообразие формы и цвета

Нам подарила родная планета.

А геометрия - это
Наука о форме предмета.

 

- Надеюсь, вам сегодня было интересно, и приобретённые умения пригодятся вам в дальнейшем не только на уроках математики, но и в жизни.

Отвечают на вопросы.

 

Оценивают свою работу на уроке.

 

Выходят по группам и прикрепляют цветы.

 


Горохова Г.Н., учитель начальных классов

Горохова Г.Н., учитель начальных классов

Оборудование компьютер, проектор, экран

Оборудование компьютер, проектор, экран

Все углы мои прямы, Есть четыре стороны,

Все углы мои прямы, Есть четыре стороны,

Коммуникативные УУД (Оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений)

Коммуникативные УУД (Оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений)

Отвечают на вопросы. Высказывают предположения о теме, целях урока

Отвечают на вопросы. Высказывают предположения о теме, целях урока

Работа в парах. Регулятивные

Работа в парах. Регулятивные

Поставь в центре точку – это домик

Поставь в центре точку – это домик

Решение проектной задачи.

Решение проектной задачи.

Оцените работу группы. - У вас получились замечательные проекты

Оцените работу группы. - У вас получились замечательные проекты

Разнообразие формы и цвета Нам подарила родная планета

Разнообразие формы и цвета Нам подарила родная планета
Скачать файл