НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
Оценка 4.8

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
физика
29.06.2020
НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
Нестандартный урок основан на совместной деятельности педагога и обучающихся, совместном поиске, отработке новых форм деятельности. Нестандартные формы проведения урока применимы ко всем типам урока.
НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК.doc

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Сыздыкова Бакыт Сапарбековна

Преподаватель физики и математики

КГКП «Костанайский педагогический колледж»

Управления образования акимата Костанайской области.

 «Урок – частица души учителя,

 глас его педагогической совести,

искра его таланта.

Каждый Урок для учителя –это зажжённый факел,

умножающий и усиливающий Свет и Добро на Земле»

Ш.А. Амонашвили

Приоритетной целью современного образования стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Сегодня молодому человеку для того, чтобы быть востребованным на рынке труда необходимы три важных качества человека: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность. Для формирования этих качеств необходимо применять в образовании, кроме  классических(традиционных) уроков и нестандартные уроки, которые  активизируют познавательную  деятельность, заставляют мыслить, искать, действовать, принимать важные решения. Нестандартный урок основан на совместной деятельности педагога и обучающихся, совместном поиске, отработке новых форм деятельности. Нестандартные формы проведения урока применимы ко всем типам урока.

В своей педагогической деятельности провожу следующие виды  нестандартных уроков: смотр знаний; урок-конференция; урок пресс-конференция; урок-игра; урок защита рефератов; урок викторина; урок экскурсия; урок-путешествие; урок экспериментальной задачи; урок контроля знаний; урок систематизации знаний; урок одной задачи; урок-исследование; урок проектной работы; интегрированные уроки.

Принципы и условия организации и проведения нестандартных уроков задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируют на конкретную деятельность обучения, что способствует созданию ситуации успеха и развитию универсальных учебных действий обучающихся. Нестандартный урок состоит из четырех этапов: замысел, организация, проведениенализ.Этап организации нетрадиционного урока включает следующие составляющие: написание сценария урока, распределение обязанностей между учителем и обучающимися, подбор методов, средств обучения, разработка заданий и критериев их оценки.

Дидактические цели нестандартного урока:

 активное включение  в самостоятельную работу;

организация активного поиска решения поставленной задачи;

развитие навыков постановки вопросов по теме;

углубленное повторение темы

показ  применения полученных знаний в жизни;

развитие умения оценивать свои знания;

систематизация и обобщение знаний обучающихся;

развитие умения обучающихся видеть в окружающей жизни подтверждение физических законов;

развитие навыков в работе с научно-популярной литературой.

В современном мире значение физики чрезвычайно велико. Физика является для человека важнейшим источником знаний об окружающем мире, непрерывно расширяя и многократно умножая возможности человека, обеспечивая его уверенное продвижение по пути технического прогресса, вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение. Всё то, чем отличается современное общество от общества прошлых веков, появилось в результате применения на практике физических открытий: исследования в области электромагнетизма привели к появлению телефонов и позже мобильных телефонов, открытия в термодинамике позволили создать автомобиль, развитие электроники привело к появлению компьютеров. Благодаря трудам учёных поднимаются ввысь космические корабли.  Физика- основа современных технологий. Физика- главная наука. В науке и сегодня много интересных и важных проблем.

 Приведу варианты своих нестандартных уроков.

Урок защита рефератов «Наиболее важные и интересные проблемы физики 21 века». Из множества проблем современной физики для более углубленного рассмотрения в рамках занятия ребята самостоятельно выбрали темы:

черные и белые дыры; гамма-всплески; торсионные поля; реликтовое излучение; термоядерная энергетика.

Урок пресс-конференция  «Самостоятельный разряд в газе».

Группа делится на четыре подгруппы, представляющих доклады и одна подгруппа -представители прессы. По жребию  устанавливаем научные темы: «Дуговой разряд», «Искровой разряд», «Тлеющий разряд», «Коронный разряд». Докладчикам предлагается в своих выступлениях рассмотреть вопросы: вид разряда и сопровождающие его явления; природа разряда; условия, при которых он протекает; применение разряда; место данного явления в природе. Докладчики представляют современную научную точку зрения на явления. Представители прессы могут выразить альтернативное мнение. Их задача подготовить материал для своей редакции по вопросам конференции.

На уроке «Информационный поиск», по теме «Природа света» рассмотрены вопросы:

Природа света.Скорость распространения света.Интерференция света.

Дисперсия света.Дифракция света.Поляризация света.

После изучения темы «Электромагнитные волны и их свойства. Шкала электромагнитных волн. Действие электромагнитных излучений на живые организмы», с целью обобщения и систематизаций знаний провела  урок «Путешествие по шкале электромагнитных волн».  Все обучающиеся делятся на шесть групп соответственно числу участков шкалы, рассматриваемых в игре. Каждой группе предлагается  рассказать об одном из участков путешествия. При этом необходимо дать рекламу своему виду излучения и описать его по следующему плану: физические характеристики; источники излучения; природа данного излучения; свойства; применение или проявление в жизни человека. Руководитель путешествия вступительным словом начинает игру.Каким был бы мир без влияния электромагнитных волн?

Путешествуя по шкале электромагнитных волн, обучающиеся вели записи в специальном дневнике (заполняли таблицу):

Диапазон волн

Физические характеристики

Источники

Природа

Свойства

Применение

Урок -интеллектуальная игра: «Физика вокруг нас», «Физика-это интересно!»;

урок-викторина:  «Физика за чайным столом», «Физика и спорт», «Физика зимой» и др.

На протяжении четырёх лет на специальности «Декоративно-прикладное искусство» по завершению учебного полугодия провожу урок проектной работы.

Это урок интеграции физики и живописи с целью формирования целостного восприятия мира.

Физика и живопись, то есть искусство изображать предметы и явления реального мира с помощью красок связаны между собой. Представители живописи должны знать физические закономерности, которые успешно служат не только научно-техническому прогрессу, но и миру вдохновения, миру чувств.А что их раз­личает? Различает живопись  и науку форма отражения действительности. 
Объективная действительность отражается в живописи сквозь призму личности художника, его неповторимой творческой индивидуальности. 

Людям творческих профессий знания по физике просто необходимы, так как художник должен иметь определённое научное  мировоззрение.

Вдвойне интереснее наблюдать за явлениями природы, зная причину появления и развития тех или иных явлений. Благодаря такой замечательной науке как физика, очень познавательно находить ответы на загадки природы.Наиболее интересные работы, которые подготовлены обучающимися с изображением и объяснением природных явлений:

Работа «Зимний лес», Мирошниченко Алёна (приложение 1)

«Осень в лесу», Мирошниченко Алёна (приложение 2).

«Зимние узоры», Ковтонюк Анастасия(приложение 3).

«Рассвет», Шубёнкина Маргарита (приложение 4).

Например  «Море», Мехбалиева Инна (приложение 5).

Также обучающиеся сопровождали свои работы выдержками из литературных произведений, например:

В тихом шелесте волн столько музыки светлой!
Столько мощи и силы, столько ярких надежд!

Море волнует человека безбрежным, величественным простором.
Море необъятно, цвет и состояние моря изменчиво. 

        Физика описывает явления и процессы окружающей действительности. Она дает человеку возможность: наблюдать и анализировать процессы и явления, выяснить  механизм их протекания, предсказать ход процесса и его результаты

Живопись отражает мир в образах - визуальных.

Оба названных способа отражения реального мира взаимно дополняют и обогащают друг друга.  

Ребята подготовили сопровождающие их выступления презентации, видеофрагменты, демонстрационные эксперименты. Оценивание работы групп проводят сами обучающиеся. Примером оценивания является приём «Две звезды, одно пожелание».

В период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения провожу самоанализ, что способствует формированию способности анализировать свою деятельность и её результаты, развивает у обучающихся умение радоваться не только своим результатам, но и чужим. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы группы, увлечённость и полезность выбранных форм урока.         

Анализ можно проводить в разных формах: устно коллективно, когда учащиеся поочередно высказывают свои впечатления, пожелания. Или один представитель группы;  письменно (например, в форме эссе, телеграммы, анкетирования); анализ урока можно проводить сразу после урока и на следующем уроке, чтобы проверить, что осталось в памяти; анализ нестандартного урока проводится и на педагогическом уровне вместе с приглашёнными на урок коллегами.

Обществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества.

Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества.

В процессе поиска оптимальных форм и методов развития творческого потенциала личности главным является повышение качества получаемого образования на основе возрастания профессиональной уверенности будущего специалиста, возрастания способности концентрировать творческие усилия, упорство, оптимизм, стремление и потребность внедрять новое, смелость и независимость в высказываниях, высокий и адекватный уровень самооценки. Всему этому способствует изучение физики через проведение нестандартных уроков.

 

Литература:

1.В.А.Володин, Физика. Энциклопедия. Москва, Аванта+ 2002.

2.Смирнова Н.А. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике. - Псков: ПГПИ, 2004.

3.Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. № 1 2003.

Интернет-ресурсы:

http://docx.lib-i.ru/29pedagogika/35043-1-sha-amonashvili-urok-zhemchuzhina-zhizni-shkolnikov-dlya-obsuzhdeniya-uroka-tochki-zreniya-gumannoy-pedagogiki-vibirayu-takoy.php


Скачано с www.znanio.ru

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК КАК ИННОВАЦИОННАЯ

НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК КАК ИННОВАЦИОННАЯ

Дидактические цели нестандартного урока: а ктивное включение в самостоятельную работу ; о рганизация активного поиск а решения поставленной задачи ; р азвитие навыков постановки в…

Дидактические цели нестандартного урока: а ктивное включение в самостоятельную работу ; о рганизация активного поиск а решения поставленной задачи ; р азвитие навыков постановки в…

Группа делится на четыре подгруппы , представляющих доклады и одна подгруппа -представители прессы

Группа делится на четыре подгруппы , представляющих доклады и одна подгруппа -представители прессы

Физика и живопись, то есть искусство изображать предметы и явления реального мира с помощью красок связаны между собой

Физика и живопись, то есть искусство изображать предметы и явления реального мира с помощью красок связаны между собой

В период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения провожу самоанализ , что способствует формированию способности анализировать свою деятельность и её результаты ,…

В период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения провожу самоанализ , что способствует формированию способности анализировать свою деятельность и её результаты ,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2020