Нетрадиционные формы работы с часто болеющими детьми
Оценка 4.8

Нетрадиционные формы работы с часто болеющими детьми

Оценка 4.8
Документация
docx
физическая культура
Взрослым
06.02.2020
Нетрадиционные формы работы с часто болеющими детьми
Нетрадиционные формы работы с часто болеющими детьми
Нетрадициооные методы с часто болеющими детьми.docx

Ф.И.О. Васильева Екатерина Сергеевна

          Должность: Инструктор по физической культуре

Место работы: МКДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида»

Тема: «Нетрадиционные формы работы с часто болеющими детьми».

Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей педагогов, медиков и родителей (законных представителей). Несмотря на богатейший опыт, накопленный наукой и практикой дошкольного воспитания, имеющих научное психолого-педагогическое и медицинское образование, крайне мало. Отсюда и вытекает значимость и актуальность взятой мной темы: «Нетрадиционные формы работы с часто болеющими детьми». Данная тема включает нетрадиционные формы двигательной деятельности с учётом состояния здоровья детей. Технология отличается от традиционной следующими особенностями:

- длительность занятий, их интенсивность, объём движений, моторная плотность носят вариативный характер;

- основная форма организации клубно-секционная;

- изменена модель взаимодействия педагога и ребёнка с учебно-дисциплинарной и личностью ориентированную (партнёрство сотрудничество).

В основу данной технологии положены научные исследования Ю.М Юрко, Е.Н. Вавиловой. Изучив данные исследования, я пришла к такому выводу, что данную технологию необходимо внедрять в образовательный процесс, при этом не нарушая её целостности.

Я определила осно6вную цель разработки нетрадиционного подхода к физическому воспитанию:

- обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к физическому воспитанию детей с разными проблемами состояния здоровья.

Также я выделила три задачи, которые объединяют сложившиеся в практике формы физического воспитания в единую систему:

1. Развивать основные физические качества (быстроту, силу, ловкость. выносливость).

2. Приоритетность обучения наиболее важный и жизненно необходимым движениям.

3. Формировать культуру поведения в отношении своего здоровья на основе знаний о строении и функциях организма человека.

Вся моя работа по оздоровлению детей строится с учётом физической подготовки и состояния здоровья. Совместно с медицинскими работниками мы провели обследование состояния детей. В результате обследования скомплектовали группу детей по состоянию здоровья. В эту группу вошли часто болеющие дети старшего дошкольного возраста.

Для работы с этими детьми я разработала перспективный план.

Используя нетрадиционные формы работы с часто болеющими детьми в процессе физического воспитания, определила следующие условия:

- детям хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, основные движения, подвижные игры;

- для рациональной организации двигательной активности детей часто меняют упражнения при многократной повторяемости каждого движения;

- добиваюсь яркого и образного выполнения движений.

Для обеспечений всех этих условий, необходимо соответствующая развивающая среда: разноцветные мячи разных размеров, дорожки здоровья (с пуговицами, горохом, с металлическими крышками), тренажёры для сохранения равновесия, а также различные атрибуты к подвижным играм. Также в спортивном зале имеется необходимое оборудование: шведская стенка, съёмные баскетбольные кольца и щиты для метания, верёвочные лестницы, мячи разного диаметра, обручи, скалки. Вся спортивно-оздоровительная среда отвечает принципу функционального комфорта соответственно она безопасна и надёжна.

Большое внимание в своей работе я уделяю нетрадиционным формам работы с часто болеющими детьми. С этой целью провожу физкультурно-оздоровительную работу: утренняя гимнастика, оздоровительный бег, прогулки-походы, занятия в клубе.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима. Утреннюю гимнастику я провожу ежедневно до завтрака, в течении 10-12 минут в зале или на улице (если позволяют погодные условия). Наряду с традиционными типами утренних гимнастик я внедряю разные её варианты, отличающие от традиционных комплексов по содержанию и методики проведения. Например: дыхательная гимнастика. Провожу её с целью обучения детей навыком правильного дыхания (через нос). Дыхательную гимнастику провожу ежедневно. Основную задачу, которую я выделила – это постоянная тренировка лёгких, увеличение объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а также снижение острых респираторных заболеваний.

В детском саду у нас вошло в традицию проводить утреннюю гимнастику с включением оздоровительных пробежек. Этот тип утреней гимнастики я провожу на улице. Вначале делаю с детьми 3-4 общеразвивающих упражнений, затем делается сама пробежка со средней скоростью на расстоянии 100-200-300 метров (1-2 раза в чередовании с ходьбой) при этом учитываю индивидуальную возможность каждого ребёнка. В конце пробежки предлагаю детям выполнить несколько дыхательных упражнений.

В утреннюю гимнастику включаю также специальный комплекс общеразвивающих упражнений для часто болеющих детей. Основной задачей этого комплекса я выделила следующую – это формировать навыки правильного дыхания.

Основу этого комплекса составляют упражнения с удлинённым и усиленным выходом на фоне общеразвивающих упражнений. Эти упражнения я провожу в игровой форме.

А также в летнее время я практикую утреннюю гимнастику в игровой форме. В такую гимнастику я включаю 2-3 подвижные игры разной степени интенсивности, например: парный бег,«удочка», «сделай фигуру», или 5-7 упражнений имитационного характера «цапля на болоте», «птички летают» и т.д. Создаю сюжет из имитационных упражнений, например: «птички прилетели они клюют зёрнышки» - дети «сидят» на корточках, «птички полетели» - дети бегают по всему залу, «птички полетели в свои гнёзда» - дети быстро занимают свои «домики» обручи.

К нетрадиционной форме физкультурно-оздоровительной работы относятся оздоровительный бег на свежем воздухе. Основные задачи, которые я выделила, является:

1. Укрепить здоровья детей, помочь им стать таким, какими предназначено природой: здоровыми, энергичными, жизнерадостными.

2. Повышать сопротивляемость организма.

3. Усилить возможность детского организма к реализации своего умственного потенциала.

К организации оздоровительного бега я подхожу очень серьёзно, сначала мы начинаем тренировку в зале, а затем выходим на улицу (на стадион). Каждому ребёнку я подбираю индивидуальную нагрузку, бегаю я вместе с детьми, следя за их самочувствием. Увеличение нагрузки я провожу постепенно, начиная с 30 секунд до 10-12 минут.

Следующая форма работы, на которой я хочу остановиться это прогулки-походы. Прогулки-походы представляют один из важнейших видов двигательной деятельности, в ходе которых я решаю оздоровительные задачи, совершенствуя двигательные навыки и физические качества детей, а также укрепляю здоровье. Во время таких походов я решаю сразу несколько оздоровительных задач:

1. Тренировка дыхательной и сердечнососудистой системы.

2. Повышать сопротивляемость организма.

3. Повышать выносливость организма и вырабатывать координацию движений.

Часть времени отвожу для подготовки детей к прогулкам-походам. С этой целью я провожу цикл бесед, игр, занятий на которых дети получают необходимые знания о туризме. С целью повышения интереса детей к занятиям туризмом и закрепления приобретённых умений и навыков я провожу спортивные игры-развлечения. При планировании я распределяю игры и упражнения с учётом их интенсивности и сложности. Чередуя физическую нагрузку с отдыхом, и  более сложные упражнения с менее трудными упражнениями. Поскольку некоторые упражнения в метании, по степени интенсивности относятся к малоэффективным упражнениям, то для получения соответствующей физической нагрузки я сочетаю следующие: бег – метание – прыжки. Например:

1. Подвижная игра с бегом «Мы весёлые ребята».

2. Упражнения с мячом: бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.

3. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд (дистанция 5-6 метров) прыжки на одной ноге (поочерёдно на правой и левой).

К нетрадиционной форме работы с часто болеющими детьми я отношу занятия в клубе «Мой весёлый звонкий мяч». Занятия я провожу один раз в неделю, длительность занятия 25-30 минут. Основная цель моей работы заключается в следующем:

- привить детям любовь к спорту, воспитывать интерес к данному виду спорта и желание заниматься.

На занятиях я решаю следующие задачи:

1. Заинтересовать детей упражнениями и игрой с мячом.

2. Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину, ворота, умение применять их в игровой ситуации.

Дети с большим удовольствием занимаются в клубе, я стараюсь увлекать детей содержанием упражнений, все они проводятся в игровой форме (попади в корзину, забиваем гвозди, прыг-скок побежал дружок), все эти упражнения формируют умения передавать, ловить, вести и бросать мяч, сочетать эти действия между собой, а также с другими действиями с мячом и без мяча.

В ДОУ основной формой работы являются учебные занятия. Наряду с традиционными занятиями по физической культуре я включаю и нетрадиционные занятия (игровые, сюжетно-ролевые, тренировочные). На каждом из этих занятий я решаю комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Для успешного решения оздоровительных задач я обеспечиваю разностороннюю двигательную активность детей в оптимальных гигиенических и закаливающих условиях, что приводит нормализации всех функциональных процессов в организме, способствует усилению его жизнедеятельности.

Следующие типы нетрадиционных занятий игровые. Такое занятие я строю на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Эти занятия я провожу преимущественно в летнее время. На этих занятиях я ставлю задачу: закреплять двигательные навыки, развивать физические качества, проявлять умение в меняющиеся ситуации.

Также я провожу сюжетно-игровые занятия. Эти занятия я строю на целостности сюжетно-игровой ситуации. Занятие состоит из разных видов основных движений игровых упражнений имитационного характера: «путешествие», «зоопарк», «цирк».

Я использую ещё один нетрадиционный тип занятия – это тренировочное занятие. Здесь я включаю большое число циклических, музыкально-ритмических движений, дифференцированных двигательных заданий, направленные на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.

Помимо организованных видов занятий по физической культуре и физкультурно-оздоровительной работы я провожу физкультурные праздники, досуги, дни здоровья. В моей работе прочное место занимают физкультурные праздники. Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Во время этих праздников я широко использую различные игровые приёмы, упражнения, загадки и музыкальное сопровождение, которое способствует положительному эмоциональному настрою часто болеющих детей. Во время праздников каждый ребёнок принимает активное участие в спортивных играх, эстафетах, аттракционах. У подвижных детей развито умения доводить задание до конца, малоподвижных детей учу хорошо и свободно ориентироваться в пространстве. Они с интересом участвуют в играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость, гибкость. На физкультурные праздники я приглашаю родителей (законных представителей), которые принимают активное участие в подготовке и проведении праздника, а также участвуют в различных конкурсах эстафетах.

Наряду с физическими праздниками я широко использую физкультурный досуг, как организованную форму активного отдыха детей. Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Я строю его на хорошо знакомой детям материале и провожу его с несколькими группами близкими по возрасту.

Большую работу я провожу с родителями (законными представителями) часто болеющих детей. Я придерживаюсь такой позиции: родители должны активно участвовать оздоровлении своих детей. С целью повышения их роли в профилактической работе я провожу цикл бесед, лекций, консультаций на различные темы:

- закаливающие процедуры дома и в ДОУ;

- здоровый образ в семье;

- профилактика ОРЗ и др.

Список использованных источников.

1. М.А. Рунова «Двигательная активность ребёнка в ДОУ».

2. Антонов «Здоровый дошкольник».

3. М.А. Маханева «Воспитание здорового ребёнка».

4. В.Г. Алялювская «Оптимизация оздоровительной деятельности в ДОУ»

5. м.н. Кузнецова «Системы комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ».

6. В.А. Доскин, А.Г. Голубева «Растём здоровыми».

7. Журналы «Дошкольного воспитание», №6-2002, №11- 2022, №11- 1999, №7-1991, №12-1993, №1-2001, №6-1998, №9-1993,№6-2000.

 

 

 

     

 


Ф.И.О. Васильева Екатерина Сергеевна

Ф.И.О. Васильева Екатерина Сергеевна

Для обеспечений всех этих условий, необходимо соответствующая развивающая среда: разноцветные мячи разных размеров, дорожки здоровья (с пуговицами, горохом, с металлическими крышками), тренажёры для сохранения равновесия,…

Для обеспечений всех этих условий, необходимо соответствующая развивающая среда: разноцветные мячи разных размеров, дорожки здоровья (с пуговицами, горохом, с металлическими крышками), тренажёры для сохранения равновесия,…

Создаю сюжет из имитационных упражнений, например: «птички прилетели они клюют зёрнышки» - дети «сидят» на корточках, «птички полетели» - дети бегают по всему залу, «птички…

Создаю сюжет из имитационных упражнений, например: «птички прилетели они клюют зёрнышки» - дети «сидят» на корточках, «птички полетели» - дети бегают по всему залу, «птички…

К нетрадиционной форме работы с часто болеющими детьми я отношу занятия в клубе «Мой весёлый звонкий мяч»

К нетрадиционной форме работы с часто болеющими детьми я отношу занятия в клубе «Мой весёлый звонкий мяч»

У подвижных детей развито умения доводить задание до конца, малоподвижных детей учу хорошо и свободно ориентироваться в пространстве

У подвижных детей развито умения доводить задание до конца, малоподвижных детей учу хорошо и свободно ориентироваться в пространстве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020