Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих
способностей учащихся с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Цель коррекционной учебно–воспитательной работы с детьми с ОВЗ, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, к новым условиям. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
В своей работе я использую нетрадиционные техники рисования. Они способствуют развитию у детей мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.
Стараюсь создавать новую ситуацию так, чтобы учащиеся, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Применяем следующие виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами:
Тычок жесткой полусухой кистью. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками. Это не сложная, но очень интересная техника, которая очень понравится детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием. Во время рисования пальцами рук учащиеся получают необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её.
Рисование ладошкой. Этот метод очень хорошо развивает творчество детей. Они не только видят краску, но и чувствуют её. Отпечатанные ладошки можно использовать не только для индивидуального рисунка, но и для оформления классного уголка «Воспоминания о лете». А также превратить ладошку в животное, насекомое и т.д.
Рисование штрихом. С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму.
Рисование по сырой бумаге. Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю, а также аквариум.
Рисование
восковыми мелками, свечой и акварелью.
Такой способ издавна
использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц.
- Восковые мелки + акварель. После закрашивания восковыми мелками закрашивается лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. Таким способом мы рисовали витражи ко всем временам года.
- Свеча + акварель. Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Граттаж. (пер. с франц. «скрести, царапать»). Средства выразительности: линия, цвет, фактура. Материалы: лист бумаги, свеча, гуашь, жидкое мыло, черная тушь, палочки для процарапывания (можно использовать спицу для вязания).
Оттиск:
-пробкой. Ребенок прижимает пробку к краске и наносит оттиск на бумагу.
-печатками из картофеля, поролоном, пенопластом, печатками из ластика, смятой бумагой
Отпечатки листьев. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Знакомятся с названием, фактурой листочка.
Монотипия пейзажная. Учащийся складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Для монотипии также можно использовать лист бумаги, стекло и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Кляксография:
Учащийся зачерпывает краску кисточкой и брызгает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография
- с трубочкой. Ребенок брызкает краску на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
- с ниточкой. Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг. Ребенок набирает краску на кисть (зубную щетку) и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Рисование по трафарету. Учащиеся не только изображают, но и готовят собственные трафареты. Последовательность такова, дети сначала придумывают образ, вырезают из бумаги (то есть изготовить сам трафарет), и только потом изображают.
Рисование пластилином. Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца.
Рисование мыльными пузырями. Педагог в баночку с гуашью вливает шампунь, добавляет немного воды, все хорошо размешивает – раствор готов. Вставляет трубочку в стаканчик. Ребенок начинает дуть в трубочку до тех пор, пока не образуется пышная пена. Затем стаканчик с пеной накрывается листом бумаги – получается изображение. Можно приложить лист к стаканчикам с другими цветами гуаши. Когда изображение подсохнет, педагог предлагает дорисовать недостающие детали.
Точечный рисунок
Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.
Расчёсывание краски
Этот приём рисования, при котором различными предметами (гребешком, палочками и т.п.) проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придаёт объём рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.
Также
есть и другие нетрадиционные техники рисования:
рисование на мятой бумаге,
пластилинография (
на бумаге, дисках, стекле), гравюра (оттиск с аппликации), тиснение ( ребёнок под лист бумаги
подкладывает предмет с рифлёной
поверхностью, раскрашивает карандашами), роспись на опилках, рисование с использованием природного материала,
рисование манкой и т.д
Таким образом, развитию интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей способствуют занятия с различными нетрадиционными техниками. Они основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными, предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Такие занятия особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете. Воспитываем у детей умение слышать, слушать и даем возможность самому высказаться.
Развитие творческих способностей у детей с использованием нетрадиционных техник способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок к развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. У учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Организация творческой деятельности и активизация учащихся с ОВЗ через
игровые технологии.
Главной целью коррекционного воспитания детей с ОВЗ является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование его позитивных личностных качеств.
Игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психотерапии. Игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
В ходе игры у ребят формируется мотив учиться действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учиться жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя, пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков, учась на их ошибках.
Имея в методической копилке большое количество разнообразных игр и игровых ситуаций, учитель может быть уверен в эффективности и результативности обучения. Ведь материал усваивается учащимися непринужденно, и имеет сильную степень запоминания, позволяя на каждом уроке изобразительного искусства фантазировать, изобретать, творить. Кроме этого интерес к предмету возрастает, а страх предстоящей работы уходит.
Одним из главных направлений изобразительной деятельности является обучение свободному владению цветом. Выполнению данной задачи могут способствовать различные игровые ситуации, применяемые педагогом на уроках. Например: игра " Три феечки". Проговаривая стихотворение, учитель знакомит детей с героинями - феями, прикрепляя их фигурки и леечки к доске. Таким образом, закрепляется цветовой опорный сигнал для запоминания основных цветов: красного, желтого, синего… После прочтения стихотворения педагог предлагает детям "пошалить" вместе с феями, чтобы узнать, что же такого интересного произошло, когда краски перемешались.
Игра "У кого какой характер?" предполагает цветовое заполнение уже приготовленных учителем заготовок с не раскрашенными силуэтами сказочных героев. Педагог предлагает посмотреть на баночки с красками на парте и ответить на вопросы:
" Если бы вам надо было раскрасить общительного, веселого человека, какие цвета вы бы применили? А какие цвета вы использовали бы для раскрашивания человека замкнутого, не общительного, который не любит быть среди людей?" Далее учитель корректирует ответы учащихся и все выполняют упражнение по раскрашиванию 2 силуэтов одного и того же героя, работая над поставленной учителем задачей - изобразить общительного и замкнутого человека, используя теплую и холодную цветовую гамму.
Не менее интересно проходит игра по цветоведению, когда дети уже познакомились и хорошо знают не только основные и составные, но и сложносоставные цвета. Данное задание - игра может служить для учителя итоговым занятием по цвету. Называется она " Я на радуге живу". В начале всем учащимся выдаются конверты с карточками. Каждая имеет свой сложный или простой цвет: лиловый, бежевый, сиреневый алый, синий, желтый, розовый, фиолетовый, белый, вишневый. Если дети не знают, как получать сложные цвета, то лучше предварительно провести занятие по их получению. Приступая к игре, учитель читает текст стихотворения, дети в это время из общего количества карточек выбирают те, что были названы учителем, и откладывают в сторону.
"Не во сне, а наяву -
Что же здесь такого? -
Я на радуге живу, в
домике лиловом.
Выбегаю по утру в бежевых сапожках,
Ем в сиреневом бору алую морошку.
С листьев падает роса в
темно синей чаще,
Филин желтые глаза на меня таращит.
Там где свищут соловьи в
закоулках бора,
Пробираются ручьи к розовым озерам.
Машет белка за кустом фиолетовым хвостом.
Белорыбицы плывут под вишневый мостик,
Я на радуге живу, приходите в
гости!"
Дидактическая игра представляет собой познавательную деятельность, проходящую в игровом контексте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов начальной и основной школы. Игра создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности. Но игра может стать средством всестороннего развития только при взаимосвязи ее с обучением. В условиях школы дидактические игры и упражнения направлены на сенсорное развитие детей, совершенствование их мышления и речи, произвольного внимания, наблюдательности и памяти, разнообразных движений, быстроты и ловкости. Она снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения. Успех в изобразительном искусстве зависит от множества условий, в частности от индивидуального подхода учителя к каждому ученику, от формы подачи материала (методических приемов преподнесения нового материала и повторения пройденного), технических средств обучения и т.д.
Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной деятельности.
Игры на разных этапах урока.
I. Каждый этап урока может нести в себе несложные дидактические игры. Коррекционные игры в начале урока могут иметь организационный характер. Прочитать тему урока можно следующим образом:
1. “Что лишнее?”. Учитель предлагает на доске рассмотреть ряд предметов, найти лишнее. То, что лишнее, то и будем рисовать.
2. “Разложи цвета”. Можно предложить раскладывать теплые и холодные цвета, яркие и бледные, по временам года и др., когда задание будет выполнено, на другой стороне карточек нужной группы цветов написано слово – тема урока. Слово тоже можно собрать.
3. “Пирамида”. Дети из разного размера кружков складывают пирамидку. На другой стороне кружков написана тема урока. Если кружки сложены верно, то слово складывается само. То же можно сделать и по цветам радуги, и по яркости – бледности оттенков одного цвета.
Цель таких упражнений привлечь внимание детей к новому рисунку, развивать их мыслительную деятельность, повторить пройденный материал, закрепить его.
II. После того как тема урока будет объявлена, этап урока – рассматривание образца.
При рассматривании образца можно использовать следующие игры:
“Найди отличия”. Предлагается два образца. Учитель дает задание, после того, как отличия найдены, учитель объявляет, что сегодня мы будем рисовать более простой рисунок, а на следующем уроке закончим его, усложняя рисунок. Это можно использовать на уроках, когда предполагается для одной темы два часа. Например, “Матрешка”. Украшение матрешки, орнаменты, платок и др., требуют отдельной работы; любой пейзаж также можно усложнять на втором уроке, добавляя кусты, птиц и другие мелкие детали.
“Найди пару”. Например, украшение варежки предлагается детям сделать самостоятельно. Но обязательно наличие образцов. На доске можно вывесить несколько вариантов украшения варежки, предложить найти одинаковую. При рисовании деревьев, рассматривая крону и расположение ветвей, можно предложить найти пару каждому дереву из геометрических фигур (ель – треугольник, береза – овал, садовое дерево – круг).
“Подбери цвета”. Учитель предлагает не раскрашенный вариант рисунка и ряд цветных карточек. Дети подбирают нужные цвета, объясняя свой выбор. После выполнения этого задания учитель показывает раскрашенный вариант образца.
III. После того как образец был рассмотрен, происходит планирование работы. На этом этапе так же можно использовать ряд развивающих игр.
“Собери картину”. Эту игру можно использовать и при рисовании натюрморта, и при рисовании пейзажа, орнамента и даже портрета. Учитель предлагает детям образец рисунка, а затем предлагает собрать рядом такой же, но из разрезных частей. Дети называют предметы в том порядке, в каком они будут их рисовать. Это может быть черно-белый вариант или цветной. Учитель выставляет сам названные предметы на основу или предлагает это сделать это детям. Можно это задание усложнить, предлагая детали рисунка разных размеров. Тогда дети должны проанализировать расположение предметов в пространстве и выбрать нужные размеры.
“Найди самое простое”. На доске образец. Учитель предлагает ряд незаконченных рисунков данного образца. Дети должны расположить их от простого к сложному, Таким образом, они прослеживают последовательность выполнения рисунка. Разложенные рисунки с доски можно не убирать.
“Собери мозаику”. При рисовании сетчатого орнамента можно предложить такое упражнение, которое поможет не только понять принцип построения сетчатого орнамента, но и запомнить его особенность. Детям предлагается сетка 3 на 3, которую надо заполнить данным мотивом. Мотив, к примеру, цветочек и листик. Дети раскладывают в нужной последовательности мотивы по клеткам, учитель проверяет и исправляет. Это упражнение хорошо использовать как раздаточный материал.
IV. После того как вся работа распланирована, учитель должен показать на доске, как выполнять работу. На данном этапе можно использовать проблемные вопросы. Например: какой карандаш нам необходим, твердый или мягкий; кисть какого размера нам будет нужна и почему; как смешать краски, чтобы получился нужный цвет и другие вопросы. Дети “помогают” учителю рисовать своими ответами, и в процессе того, как учитель с ними советуется, у учеников возникает чувство уверенности в своих способностях и возможностях, они с интересом берутся за работу и менее болезненно переносят свои неудачи при рисовании.
На этапе самостоятельного рисования детьми необходима индивидуальная помощь. Некоторые дети нуждаются в индивидуальной работе. Здесь идет дополнительная работа по упрощению рисунка уже непосредственно на рабочем месте. Можно предложить упрощенный образец, уже нарисованные некоторые детали рисунка, можно использовать игру “Закончи рисунок”, “Что забыл нарисовать художник”, “Обведи по пунктирной линии”, “Соедини точки”. Здесь главное, чтобы ученик принял участие в рисовании и смог объяснить, что он делает.
V. При подведении итога урока необходимо организовать выставку рисунков. Детям всегда интересно, что нарисовали их соседи. Здесь обязательно нахождение ошибок и наиболее удачных элементов. Важно сравнить с образцом по цвету, по размеру деталей, по аккуратности. Часто предлагается самостоятельно оценить свою работу и работу соседа.
Коррекционные игры и упражнения на уроках изобразительного искусства.
Упражнения на развитие восприятия.
Проверь глазомер.
Посмотреть на два сосуда – с белым и чёрным пятном.
Определить, какой сосуд
· Тяжелее,
· Крупнее.
Ответить, какое из пятен на сосудах больше: белое или чёрное.
Посмотрев на две линии, определить, какой из отрезков длиннее.
Кто наблюдательней.
Посмотреть на какой-либо предмет, отвернуться и подробно описать.
Упражнения и игры для развития внимания.
Чёрный с белым не носи.
Договориться о цвете, который нельзя называть. Отвечать на вопросы, избегая запретных слов.
Слова.
Среди перечисления всего и вся отмечать хлопками в ладони термины по изобразительному искусству.
Угадайка.
Задавая вопросы, отгадать название картины, которую рассматривали на предыдущих уроках и фамилию художника.
Упражнения и игры для развития памяти.
Подбери слова.
Записать как можно больше слов, относящихся к какому-либо понятию, например:
Искусству, осени, лету, зиме, весне, цветку, картине, художнику, книге.
Цвета (формы).
Сесть по кругу.
Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать 5 предметов одного цвета (или формы). Повторять сказанное нельзя. Не припомнивший предметы за минуту выбывает из игры.
Ошибайка.
Указать из пяти перечисленных слов не относящиеся к логическому ряду:
Карандаш, кисточка, фломастер, перо, гуашь.
Определяйка.
Как можно более точно определить названный предмет или явление.
Узнавайка.
Хлопнуть в ладоши, услышав слово, относящееся к изобразительному искусству (тот, кто ошибся, из игры выбывает).
Упражнения и игры для развития воображения.
Волшебный карандаш.
Сначала говорить по очереди: «Вверх!», «Вниз!», «Вправо!» или «Влево!» ведущему, который согласно команде водит карандашом по листу бумаги. Затем, взглянув на образец, мысленно чертит фигуры.
Не может быть.
Сочинить такую историю, чтобы никто не поверил.
Упражнения для развития моторики.
Дорожки.
Провести линии по середине нарисованной дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Миражи.
Обвести изображения по точкам.
Повторяйка.
Обвести изображения точно по контурам, не отрывая карандаш от бумаги.
Сто одёжек без застёжек.
Нарисовать внутри большой фигуры постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя.
От разнообразия игр и организации самого урока зависит не только интерес детей к уроку изобразительного искусства, но и качество рисования. Уроки рисования несут очень большую коррекционную нагрузку. В процессе творчества ребенок развивается, учится смотреть на мир, наблюдать, оценивать себя. Это очень важно. Любой учитель обязательно должен иметь в своем запасе несколько интересных развивающих игр, которые помогут ему в работе, привьют интерес детей к его предмету. Качество и результативность труда обязательно будут расти, дети будут стараться и развиваться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.