Нетрадиционный педсовет: формы и методы проведения
Условно можно выделить три категории форм педсоветов:
1. Традиционные (со слушанием докладов и вынесением постановительной части). Это можно оставить для итогового педсовета, когда от процентов успеваемости и "разборов полетов" по итогам года не отвертеться.
2. Традиционные с элементами активизации. В этом случае один из вопросов, рассматриваемых на педсовете, будет преподнесен не в обычной форме доклада-лекции, а с использованием нестандартных способов (например, с иллюстрациями, в форме игры и т.д.)
3. Нестандартные педсоветы. От традиционного остается только стержень: ключевая проблема и итоговое решение (что постановили).
Несколько вариантов форм, которые можно использовать для организации работы педсовета
· Деловая игра
Как проводить:
Так же, как и на уроке: коллектив педагогов делится на группы. Каждой группе дается задание (заранее): подготовить тезисы по проблеме.
Например, рассматривается проблема взаимоотношений "педагог-учащийся-родитель". Одна группа педагогов рисует идеальный образ учащегося, 2-ая — образ суперпедагога, 3-я — идеал родителя. Четвертая группа готовит варианты ситуаций, в которых эти три "героя" могут оказаться.
На педсовете каждая группа презентует своего героя (можно использовать любые способы — от рисунков, портретов до музыкального сопровождения), остальные обсуждают: какие поправки они внесли бы, что нужно делать, чтобы добиться идеала. О, уверяем, неожиданностей и интересных выводов будет немало. Согласитесь, лестно будет узнать себя в образе суперпедагога, и весьма поучительно выяснить, что как родитель, вы явно не дотягиваете до планки идеала.
Главное — охватить весь коллектив.
· Ситуативные эскизы
Этот вариант как нельзя лучше подходит для разрешения практических задач, стоящих перед педагогом. Например, вопрос педсовета "Личность педагога в ОО". Варианты:
- Иллюстрации. Дается картинка с ситуацией, в которую может попасть педагог во время работы — предлагается дать оценку ситуации и найти выход;
- Упражнения. Для закрепления практической части доклада можно предложить несколько упражнений: поговорить с родителями хулигана, составить план-конспект мероприятия на определенную тему и т.д. Главное, вовлечь весь коллектив, а не только активистов. Для результативности коллектив тоже можно разделить на рабочие группы.
- Оценка. Проблема уже решена. Участникам предлагается дать свою оценку ситуации, обосновать ответ.
· Дискуссия
Коллектив заранее делят на группы, каждая из которых предлагает свое видение решения проблемы, выполнения задания. Таким образом, можно разработать, к примеру, оптимальную форму написания плана воспитательной работы.
· Научно-практическая конференция
В такой форме можно обсуждать, к примеру, эксперименты по внедрению инноваций. Изначально ведущий специалист предлагает несколько научных тезисов. Затем разные докладчики иллюстрируют каждый тезис практическими примерами из своего опыта.
· Творческий отчет
Незаменимый способ передать свой опыт молодым. Обычно слово предоставляется одному опытному педагогу или представителю методобъединения, который может поделиться дельными советами и опытом преподавания.
Творческий отчет может предварять предметная неделя или ряд открытых занятий у данного педагога. Кому же не захочется получить мастер-класс и вооружиться целым списком интересных приемов преподавания и методических разработок?
· Аукцион
Каждый из педагогов (методобъединений) предлагает свой проект (методику преподавания, набор методических приемов). Каждый проект — это один лот. Вначале следует защита проектов. В план работы принимаются те лоты, что заслужили наибольшее количество положительных оценок.
· Консилиум
Форма похожа на ситуацию, когда ряд специалистов собирается у постели больного и разрабатывает стратегию лечения. В нашем случае роль больного будет играть проблема (вопрос, выносимый на повестку дня), а роль светил-специалистов будет играть группа педагогов. Задача актива — разрешать проблемы и трудности, которые возникают на практике. Например, низкая результативность по конкретному предмету и т.д. Главное, чтобы звучали именно практические советы, применимые к конкретной ситуации.
Единственное, что нужно учесть: проведение педсовета в нестандартной форме требует активной подготовки от всех участников, а не только от выступающих. В конце концов, чем несколько часов сидеть, зевая и умирая от скуки, лучше провести это время с пользой.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.