Нетрадиционный урок музыки по теме "Метр и ритм"

  • docx
  • 16.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ритм и метр.docx

Методическая разработка

Предмет: Музыка

Автор: Николаева Светлана Михайловна

(учитель музыки МАОУ гимназии 176)

Урок: 4 класс

Тема урока: «Ритм и метр»

(подходит для применения ИКТ, игровых и здоровьесберегающих технологий, развития восприятия и продуктивной деятельности).

Время: 40 минут

Оборудование: интерактивная доска / проектор,  карточки с ритмами, метроном (или приложение), простые ударные (кастаньеты, бубен, ложки).

Цели урока:

1.     Образовательная: сформировать представление о размере (2/4, 3/4), основных ритмических единицах (целая, половинная, четвертная, восьмая), научиться исполнять простые ритмические рисунки в заданном размере.

2.     Развивающая: развивать слуховое восприятие ритма, координацию движений, ассоциативное мышление.

3.     Воспитательная и здоровьесберегающая: формировать культуру коллективного исполнения, вводить дыхательные и двигательные паузы для сохранения здоровья.

Ожидаемые результаты:

1.     Распознавать и называть размеры 2/4 и 3/4 при слуховом и визуальном предъявлении.

2.     Исполнять простые ритмические рисунки в паре и группе.

3.     Создавать короткую ритмическую композицию в заданном размере.

4.     Оценивать свою работу и работу группы по рубрике.

Структура урока:

Вступление

Вступительная часть и психологическая настройка Приветствие, проверка готовности. Короткая установка на работу.

1.     Здоровьесберегающая разминка (вокально-дыхательная + двигательная).

2.     Дыхательные упражнения: глубокий вдох через нос 3 с, выдох через рот 4 с (повторить 3 раза)

3.     Лёгкая музыкально-двигательная разминка под спокойный метроном 60–70 уд/мин (шаг на месте, покачивания рук, плеч).

4.     Мотивация и вводная часть.

Объяснение

Объяснение нового материала с наглядностью:

Демонстрация на интерактивной доске короткой презентации: вопросы — «Что такое ритм?», «Что такое размер?»; проигрывается короткий аудио-фрагмент в 2/4 и в 3/4, задаётся вопрос: «Чем отличаются?» (ученики слушают и дают первые устные ответы).

2.     Демонстрация простых ритмических рисунков: | 1 2 | 1 2 3 |.

3.     Показ нотных и графических схем размеров 2/4 и 3/4 на доске; объяснение четверти как одной доли.

4.     Запись примеров: четвертная-четвертная (2/4), четвертная-четвертная-четвертная (3/4).

5.     Короткое прослушивание: два фрагмента музыки (пример: марш в 2/4 и вальс в 3/4).

Практика

1.     Практическая часть №1

 слуховое упражнение и распознавание размера.

Задание фронтально: учитель проигрывает 6 коротких ритмов (через метроном или ударный), дети поднимают карточку с цифрой 2 или 3 (2 — для 2/4, 3 — для 3/4).

2.     Практическая часть №2

работа в группах:

Деление класса на 4 группы.

Каждая группа получает набор карточек с ритмическими рисунками (разного уровня сложности).

Задание группы:

выбрать 2 карточки, составить из них 4-тактовую ритмическую фразу в заданном размере (2/4 или 3/4) и подготовить исполнение с подручными инструментами.

Выступление каждой группы.

Учитель фиксирует ошибки и даёт краткую обратную связь.

Проверка

Игровая проверка (ритмическая эстафета)

1.Игра: две команды выполняют передаваемый ритм. Первая команда исполняет ритм в 2/4, вторая — в 3/4; затем меняются. Подсчёт очков за точность исполнения.

2.Итог и рефлексия.

Краткое обсуждение: что получилось, что вызвало трудности. Задание на дом: подобрать простую мелодию в размере 3/4 и записать её ритмический рисунок (можно на смартфон).

 

 

 

 

 

Раздаточные материалы (тексты заданий и карточки)

Раздатка1

1.     Карточки (2,3) «Опознай размер» (весёлые подсказки)

Прослушай ритмический фрагмент.

Если чувствуешь двудольный пульс — подними карточку с цифрой 2. Если чувствуешь трёхдольный пульс — подними карточку с цифрой 3.

Раздатка 2.

Ритмические карточки для групповой работы

Карточка A1: | четверть, четверть | (в 2/4)

Карточка A2: | четверть, четверть, четверть | (в 3/4)

Карточка B1: | четверть, восьмая, восьмая | (в 2/4)

Карточка B2: | четверть, четверть, восьмая, восьмая | (в 3/4)

Карточка C1: | четверть с точкой, восьмая, четверть | (пунктирный ритм)

Карточка C2: | восьмая, восьмая, четверть | (в 3/4)

Раздатка 3.

Инструкция для группы (лист формата A4)

Цель задания: создать 4-тактовую ритмическую фразу в заданном размере (2/4 или 3/4).

Этапы:

1) выберите 3 карточки;

2) распределите роли (хлопки, инструменты);

3) отрепетируйте,

4) представьте группе.

Время подготовки: 7 минут.

Правило здоровья: каждые 3 минуты делайте короткую смену положения (встать/потянуться) — 5–10 секунд.

Раздатка 4.

Карточки для эстафеты:

Набор коротких ритмов (4–6 ритмических схем) на отдельных карточках. Каждая команда получает по 4 карточки.

Раздатка 5.

Краткие подсказки по дыханию и посадке (листок на парте)

Сядь прямо, стопы на полу, плечи расслаблены.

Для пения встань и сделай 3 глубоких вдоха.

Для спокойствия — вдох 3 с, выдох 4 с.

 

 

 

Критерии оценки

4 уровня:

4 — высокий,

3 — удовлетворительно,

2 — начальный,

1        — требуется помощь.

 

«Точность ритма» (исполнение): 

4 — ровно и стабильно держит метр;

3 — небольшие отклонения;

2 — частые погрешности;

1        — не выдерживает метр.

«Распознавание размера» (теория/слух): 

4 — правильно определяет 2/4 и 3/4 в большинстве примеров;

3 — допускает редкие ошибки;

2 — распознаёт с подсказкой;

1        — не распознаёт.

«Коллективная работа» (в группе): 

4 — активно сотрудничает, предлагает идеи, помогает;

3 — выполняет свою роль;

2 — минимальное участие;

1 — мешает работе.

"Творческий вклад» (композиция): 

4 — оригинальная и музыкальная фраза, хорошая аранжировка;

3 — завершённая фраза, мало новаторства;

2 — простая, нуждается в доработке;

1 — не представлен продукт.

Пример подсчёта:

Суммировать баллы по 4 критериям (максимум 16).

Перевод в отметку (примерно):

14–16 — «5»

10–13 — «4»

7–9 — «3»

4–6 — «2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциация и ИКТ

Для слабых учащихся: дать карточки с упрощёнными ритмами (только четверти и половины), разрешить работать вместе с сильным учеником. Можно использовать приложение на синтезаторе, которое визуализирует удары (пульсирующая точка), чтобы легче было ориентироваться.

Для сильных учащихся: предложить добавить полиритмический элемент, синкопы, или создать ритм с переменной длиной тактов (чередование 2/4 и 3/4) как челлендж.

ИКТ: использовать метроном-приложение и приложение для записи звука. На интерактивной доске показывать ноты и проигрывать примеры (марш, вальс). Можно записать выступление группы на планшет и затем быстро прослушать для рефлексии.

Развитие УУД в ходе урока

Познавательные: анализ звуковых примеров, установление соответствий.

Регулятивные: планирование работы в группе, контроль времени.

Коммуникативные: обсуждение, распределение ролей, коллективное исполнение.

Личностные: ответственность за общий результат, навыки самоконтроля (дыхание, посадка).

Домашнее задание: (2 варианта)

Базовый: найти и записать на телефон короткую мелодию в размере 3/4 (например, колыбельную), принести запись и написать ритмический рисунок (в нотах или схемой).

Дополнительный (для мотивированных учащихся): придумать 8-тактовую ритмическую композицию, включающую синкопу, записать и прислать учителю в виде аудиофайла.