К вопросу о том " этично или не этично" давать
рекомендации ( делиться опытом) по интернету, консультировать. Ответ одназначен
- этично и можно. Также можно осуществлять психологическое консультирование по
интернету. Такой ответ обусловлен наличием активно развивающего нового
направления интернет-консультирования ( как в режиме он-лайн, так и по скайпу и
в письменном формате), интернет -коучинга, интернет-обсуждений, обмена опытом в
интернете. Те, кто занимается этим профессионально , придерживаются в своей
деятельности жестких стандартов. Стандарты эти появились не вчера. На моей
памяти в 90-х на профессиональных конференциях в рамках решения вопроса "
можно ли осуществлять психологические услуги ( консультации, терапию) по
телефону" - тогда камнем преткновения был телефон. Результатом
положительного разрешения данного вопроса -стали ( в том числе) "
телефоны-доверия". Есть такой феномен: из тех, кто сам нарушает нормы и
стандарты и зачастую даже не знает о них, получаются самые яростные борцы,
которые борются за соблюдение другими норм и стандартов.
К вопросу о том, как можно обсуждать ситуацию/проблему не видя, не зная
ребенка. Есть такой прием, который позволяет обойти все " узкие"
места в данном случае. Чтобы обойти вопросы/претензии, связанные ( можно ли
давать советы не зная/не видя ребенка) нужно использовать задачное
моделирование. То есть мы будем разбирать не конкретный случай с конкретным
мальчиком, а сделаем допущение, что есть некоторая абстрактная задача, которую
нужно решить в рамках учебной ситуации ( как будто обучаем студентов
психологов). Между тем учебный разбор может быть вполне полезен каждому
участнику, когда он столкнется в своей практике с подобным случаем.
Во общем-то , мы это и делаем.
Для меня описанная ситуацией не является сложной, как для тех участников,
которые считают ее таковой. Неудобное закрепленное ( повторяющееся длительное
время ) поведение - это обыденность в работе с детьми с рас. Я поделюсь (
максимально подробно) техниками и приемами, которые будут эффективными в
подобных ситуациях.
Сформулирую для себя задачу ( вычленив один аспект, остальные можно разобрать
по аналогии) : имеется некоторая активность, выраженная в нерелевантном
поведенческом акте ( неудобное или нежелательное поведение), а именно ребенок
пишет в школе бранные слова. Поведение закреплено ( об этом можно судить по
следующим признакам : 1. избирательность места - ребенок делает это в
определенном месте -в школе, 2. временнОй параметр -ребенок делает это на
протяжении значительного промежутка времени, 3. устойчивость -ребенок делает
это не смотря на запреты, объяснения.
Есть несколько универсальных приемов в работе с неудобной/нежелательной
активностью:
1.активность можно устранить ( если удастся путем наблюдения и/или эксперимента
точно выявить условия, которые провоцируют такое поведение и эти условия
устранить. Также выявляем внешние условия, подкрепляющие данную активность и
устраняем их. Или найти /создать такие значимые стимулы, ради которых ребенок
пойдет на отказ от данной нежелательной активности / поведения) . Это задача
хорошо решается в техниках аба.
2. активность или поведение можно поменять на другую активность , схожую по
цели, по назначению ( удовлетворяет ту же потребность, но другим способом) но
более приемлемую в социальном плане ( там был комментарий выше, в котором
предлагалось вместо писанья на стену поливать стену из водяного пистолета). Это
возможно при условии, что мы точно сможем определить, какую цель/потребность
обслуживает данное поведение и найдем подходящий аналог, который будет также
способен реализовывать данную потребность. Тоже можно решать в техниках аба.
Если же активность обслуживает значимые механизмы саморегуляции , то без
глубинных техник не обойтись. Это работа с мотивацией-регуляцией. Специалист
" упрется" в работу по формированию мотивационных механизмов и тогда
ему не хватит поведенческой подготовки. Как только всплывает термин "
мотивация" , мы автоматически попадаем в законы глубинной психологии.
Поведенческой психологии этот термин не принадлежит. Нужна соответствующая
подготовка. Уже за пределами аба. Очевидно, что аба -это не "последняя
истина" и не " высший пилотаж" в работе , но " прожиточный
минимум" . Четкий , структурированный набор поведенчесих приемов и техник,
который должен быть в арсенале каждого профессионала. Это самое " начало
пути" к профессионализму. Самое простое. Глубинная подготовка
подразумевает дидактический анализ и по времени дольше. Она не так проста, как
модульное обучение АВА. Сегодня на первый план в работе выходит задачный
принцип: формулируем задачу и под нее набираем все, чем владеем и что может
привести к результату. Это освобождает нас от необходимости действовать в
рамках какого-либо подхода. Их потому в психологии и много, потому что они все
для чего-то нужны)))). Речь идет о структурном подходе.
3. активность можно пошагово трансформировать в другую форму активности. Это
работа в рамках универсальной техники " безусловного принятия" (
глубинная техника) в сочетании с техникой парадоксальной интенции ( описал
Виктор Франкл, тоже глубинная техника) и в сочетании с поведенческими техниками
( менять будем пошагово -как на шпагат растягивать). Это мне всегда помогает в
подобных случаях. Про нее я и написала в комментарии. Была уверена, что все
понятно, да вот понадобилось обоснование. Психодинамический подход объясняет
нам, что любая активность обеспечивается энергией. И с этой точки зрения любая
активность ребенка с рас пригодный материал для работы. Ведь мы имеем дело с
человеческой энергией. Итак, мы безусловно принимаем любую активность ребенка,
в нашем случае это список бранных слов туалетной тематики. Вместо того, чтобы
запретить, отругать ( уже все это проделали, но не помогло), мы говорим
ребенку: " Ок, будем составлять список бранных слов". Тут уже писали
выше, что одним из вариантов подкрепляющих факторов являются определенные
реакции взрослого окружения на нежелательное поведение. Выдавая ребенку
парадоксальную ( неожиданную для него реакцию) , мы минимизируем эти
подкрепляющие стимулы. Однако этого будет недостаточно ( чаще всего). И мы не
остановимся на этом и не будем каждый день говорить ребенку: " Давай пиши
бранные списки, сколько хочешь" и при этом гладить его по головке. Нет,
конечно. Мы будем пошагово изменять характер активности. Лучше всего делать в
игровой форме. Игра позволит обойти нам аутичные защиты. Мы говорим:
" давай играть в игру, кто больше напишет бранных слов" ( ну это
пример, а варианты могут быть различны и их подбор обусловлен сферой интересов
ребенка). Допустим ребенку понравилась эта идея и он стал писать список. Потом
вы можете предложить ребенку пронумеровать список. Потом подобрать к полученным
словам смешные рифмы. Например, какашка -ромашка. Потом взять наклейки смайлики
и наклеить везде, где встречается буква "0", потом выделить все
гласные красным цветом, потом подобрать , вырезать и наклеить напротив каждого
слова картинку, потом поиграть с картинками и словами в ассоциации. Ну ,
например, напротив слова " какашка" ребенок наклеил собаку. Можно
придумать связующую ассоциацию: нужно убирать какашки за своей собакой. Потом
вы предложили ребенку написать придумать к каждому бранному слову
прилагательное. Например" задумчивая какашка". Потом -глагол. Потом
прочитали , что получилось, потом посмеялись, потом предложили после каждых
трех бранных слов вписать марку автомобиля ( если точно знаете, что ребенку нравятся
марки автомобилей). Потом предложили раз резать список на полоски, потом можно
сжечь эти полоски и смыть в унитазе со словами : " мы смыли слово "
какашка " и это подходящая судьба для такого слова. А потом от
первоначального списка бранных слов ничего не останется. Ребенок думал, что он
составлял список бранных слов, а на самом деле он вырезал, клеил, подчеркивал,
придумывал, играл, смеялся, писал цифры , изучал части речи и правила
содержания собак в городе Москве . То есть у вас в руках не список ругательств,
но дидактика под любую задачу. И так далее. конечно, это не за один раз вы
делаете, а пару-тройку месяцев. Но результат получаете устойчивый.
Неудобная активность у ребенка с
Как только всплывает термин " мотивация" , мы автоматически попадаем в законы глубинной психологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.