Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО…
(классный час)
Ц е л и :
воспитывать чувство патриотизма; прививать нравственно
эстетические качества; обогащать опыт поисковой работы.
О б о р у д о в а н и е :
1. Карта России; флажки с названиями великих сражений, звездочки.
2. Магнитофон или музыкальный центр с заранее подготовленной
фонограммой.
3. Счетная таблица для жюри (листок учета баллов в конкурсах).
ПЛАН
I. Вступительное слово классного руководителя. (2 мин)
II. «Никто не забыт, ничто не забыто».
1. Представление команд, жюри, счетной бригады. (2 мин)
2. Конкурс «Великие битвы». (2 мин)
3. Конкурс «Герои Великой Отечественной войны». (2 мин)
4. Конкурс «Городагерои». (2 мин)
5. Конкурс одной песни. (2 мин)
6. Конкурс «Мы помним павших имена». (5 мин)
7. Конкурс «Рассказ по воспоминаниям ветеранов». (10 мин)
8. Конкурс «Ветеранам посвящается». (5 мин)
9. Подведение итогов конкурса, награждение победителей. (7 мин)
III. Заключительное слово классного руководителя. (6 мин)
Предисловие
В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать», исказить
недавнюю историю нашей страны и всего мира, трудно переоценить значение
патриотического воспитания молодежи, укрепления связей поколений. Причем
эту работу нужно вести очень деликатно, так как любой нажим может вызвать
противодействие, то есть можно получить прямо противоположный эффект.
Предлагаем провести классное мероприятие в форме конкурса, так как
момент соревнования способствует активизации учащихся и на этапе
подготовки, и во время проведения самого классного часа.
Конкурсные задания сформулированы таким образом, чтобы, с одной
стороны, ребята могли вспомнить и применить знания отечественной истории,
полученные ими на уроках, с другой стороны, хотелось нацелить их напоисковую работу как библиотеках, так и в своих семьях, в беседах со своими
близкими.
В оформлении кабинета рекомендуется использовать произведения
изобразительного искусства, посвященные Победе нашего народа в Великой
Отечественной войне; в тексте ведущих можно использовать отрывки из поэмы
Р. Рождественского «Реквием».
Х о д к о н к у р с а
I. Вступительное слово классного руководителя.
У ч и т е л ь . На классных часах в рубрике «Наш календарь» мы часто говорим
о выдающихся событиях в истории нашей страны. И, конечно, мы не можем
обойти вниманием самую знаменательную дату этого года – День Победы нашего
народа в Великой Отечественной войне.
У каждого поколения – своя война: Великая Отечественная, Афган,
Нагорный Карабах, Чеченская… Все эти войны болью отзывают в наших
сердцах. Но Великая Отечественная – это славная страница в истории нашей
страны, показавшая всему миру и нам самим, как мы сильны, и, прежде всего,
духом.
Современную молодежь часто упрекают в том, что она не знает историю
нашей страны, в том числе и историю Великой Отечественной войны. Для многих
нынешних подростков эта война и в самом деле далекая история. Но вместе с
тем оказывается, что ребята немало знают о Великой Отечественной войне, в чем
мы с вами сейчас убедимся.
Наш открытый классный час мы проведем в форме конкурса, который
назвали строкой Ольги Берггольц: «Никто не забыт, ничто не забыто».
II. Конкурс «Никто не забыт, ничто не забыто».
1. Представление команд, жюри, гостей.
1й в е д у щ и й . Мы начинаем конкурс «Никто не забыт и ничто не забыто».
2й в е д у щ и й . Сегодня соревнуются две команды. (Называются капитаны
команд.) Судьями конкурсов мы попросили быть присутствующих на нашем
классном часе учителей.
Звучит фрагмент песни на сл. В. ЛебедеваКумача, муз. А. Александрова
«Священная война».
1й в е д у щ и й .
Плескалось багровое знамя,
Горели багровые звезды,
Слепая пурга накрывала
Багровый от крови закат.И слышалась поступь дивизий,
Великая поступь дивизий,
Железная поступь дивизий,
Точная поступь солдат!
А. Сурков
2й в е д у щ и й . В великих сражениях решалась судьба войны, судьба
Родины, судьба всего мира.
2. Конкурс «Великие битвы».
В конкурсе «Великие битвы» капитаны команд выбирают по два флажка с
названиями решающих битв Великой Отечественной войны; эти флажки нужно
закрепить на карте на месте битвы, назвать дату этой битвы – за правильное
выполнения задания дается по одному баллу, а за дополнительные сведения
начисляются дополнительные баллы.
1й в е д у щ и й .
Вечная слава героям!
Вечная слава!
3. Конкурс «Герои Великой Отечественной войны».
В конкурсе «Герои Великой Отечественной войны» команды должны
поочередно называть имена Героев Советского Союза, получивших это высокое
звание на фронтах Великой Отечественной войны. Та команда, которая не даст
ответ в течение трех секунд, считается проигравшей.
1й в е д у щ и й . Героями становились не только люди, но и города.
4. Конкурс «Городагерои».
2й в е д у щ и й . Для участия в конкурсе «Городагерои» выходят два
участника и у карты поочередно называют и показывают городагерои.
5. Конкурс одной песни.
1й в е д у щ и й . Гимном праздника Победы стала песня Давида Тухманова на
стихи Владимира Харитонова «День Победы».
2й в е д у щ и й . Эту песню любят и поют все: известные певцы, ветераны,
молодежь. А в нашем конкурсе ее исполнят команды (по одному куплету).
Победный балл присуждается той команде, которая споет песню лучше.
(Команды исполняют песню.)
6. Конкурс «Мы помним павших имена».
2й в е д у щ и й .
Пусть не все герои –
те, кто погибли, –
павшимвечная слава!
Вечная слава!
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым!
Это надо – живым!
Р. Рождественский
1й в е д у щ и й . Трудно найти семью, которую бы не обошла горем война.
Команды провели поисковую работу и сейчас расскажут о ее результатах.
2й в е д у щ и й . Слово предоставляется классному руководителю.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь . Есть в армии такая команда: «Делай, как
я!».
В моей семье на войне погибли двое: старший брат мамы Рябцев Дмитрий
Леонидович погиб в первые месяцы войны на Кольском полуострове, ему было
19 лет; на подступах к Сталинграду, в Цимлянских степях, в 1942 году погиб
старший брат моего отца Усатов Иван Николаевич, ему было 18 лет. Пусть
звезды, которые я укрепила на карте на месте их гибели, будут своеобразным
памятником им.
А теперь – слово командам.
Участники обеих команд по очереди подходят к карте и укрепляют
звезды на месте гибели членов своих семей, кратко рассказывая о них.
7. Конкурс «Рассказ по воспоминаниям ветеранов».
1й в е д у щ и й . К конкурсу «Рассказ по воспоминаниям ветеранов» ребята
также готовились заранее, получив задание пригласить на наш классный час
ветеранов Великой Отечественной войны.
2й в е д у щ и й . Команды, представьте своих гостей.
Участники команд представляют приглашенных ими гостей – ветеранов
Великой Отечественной войны, кратко рассказывают о них, о военных
событиях по их воспоминаниям.
8. Конкурс «Ветеранам посвящается».
1й в е д у щ и й . Команды подготовили музыкальные приветствия нашим
уважаемым гостямветеранам.
2й в е д у щ и й . Просим ребят выступить.
Участники команд выступают с подготовленными номерами
художественной самодеятельности.9. Подведение итогов конкурсов.Листок учета баллов в конкурсах
Наименование конкурса
1я команда
2я команда
№
п/п
1
«Великие битвы» (по 1 баллу за флажок + 1 балл
за каждое дополнение)
«Герои войны» (1 балл за выигрыш)
«Городагерои» (1 балл за выигрыш)
2
3
4 Песня «День Победы» (1 балл за выигрыш)
5
2
–
1
1
3 + 2
2
1
12
5 + 1
1
–
–
3
1
–
11
«Мы помним павших имена»
(1 балл за каждую звезду)
«Рассказ по воспоминаниям ветеранов»
(оценивается представление командой приглашен
ного ветерана)
«Ветеранам посвящается» (1 балл)
Итоги:
6
7
1й в е д у щ и й . Главного судью нашего сегодняшнего соревнования мы
попросим объявить итоги и назвать командупобедительницу.
2й в е д у щ и й . Приз командепобедительнице, а также команде, занявшей
второе место, вручает главный судья этого соревнования.
В качестве призов могут быть коробки конфет, блокноты, ручки и т.
д.
1й в е д у щ и й .
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням, –
Никто не забыт и ничто не забыто!
О. Берггольц
III. Заключительное слово классного руководителя.
У ч и т е л ь . Завершился наш конкурс. Мне кажется, ребята показали, что
знают и помнят горькую, но славную страницу истории Родины – Великую
Отечественную войну. Они провели поисковую работу в библиотеках, общаясь с
людьми, пережившими войну, лучше узнали историю своей семьи.
Когда я готовилась к этому классному часу, то, пересматривая свои книги, в
одной из них нашла несколько листков бумаги, исписанных красивым детским
почерком, и вспомнила следующее: учащиеся участвовали в традиционномсмотреконкурсе художественной самодеятельности; а так как это был год
празднования 50летия Победы, то наша концертная программа была посвящена
этой выдающейся дате. Одним из ведущих был учащийся Мироненко Виктор; это
его листочки я нашла в книге. Витя читал стихотворение Роберта
Рождественского «Давнее».
А в августе 1999 года Витя погиб в Дагестане, в начале 2й Чеченской войны,
и теперь это стихотворение можно считать памяти Виктора и памяти
сегодняшних героев:
ДАВНЕЕ
Я, как блиндаж партизанский,
травою пророс.
Но, оглянувшись,
очень отчетливо вижу:
Падают мальчики,
запнувшись за мину,
как за порог,
Наткнувшись на очередь,
словно на ленточку финиша.
Падают мальчики,
руки раскинув просторно
На чернозем,
от безделья и крови жирный.
Падают мальчики,
на мягких ладонях которых
такие прекрасные,
такие длинные
линии жизни.
Р. Рождественский