Низкая самооценка у ребенка кто виноват и что делать
Оценка 4.8
Памятки +3
docx
родителям
Взрослым
15.04.2018
Проблема низкой самооценки, к сожалению, знакома многим людям. Если ваш ребенок не любит фотографироваться, смотреть на себя в зеркало и до ужаса боится публичных выступлений, то, возможно, она близка и ему.
— Низкая самооценка у подростка – это нормально или с ней нужно сразу обращаться к психологу?В целом, переживания из-за своих особенностей нормальны, но нужно обращать внимание на уровень серьезности этой проблемы и если она мешает подростку в его повседневной жизни, то можно обратиться к специалисту.психология
психология.docx
Из интервью психолога.
Проблема низкой самооценки, к сожалению, знакома многим людям. Если ваш ребенок не любит
фотографироваться, смотреть на себя в зеркало и до ужаса боится публичных выступлений, то,
возможно, она близка и ему.
— Низкая самооценка у подростка – это нормально или с ней нужно сразу обращаться к
психологу?
— Вопрос степени. Вообще, переживания, связанные с самооценкой, типичны для подростка и их
можно считать особенностью возраста. Один день подросток думает, что у него все прекрасно, он
талантлив и хорош собой. Но уже завтра без какихлибо объективных факторов самооценка может
измениться на диаметрально противоположную. Он решит, что он неудачник, особенно если ему ктото
чтото сказал или прокомментировал его действия.
В целом, переживания изза своих особенностей нормальны, но нужно обращать внимание на уровень
серьезности этой проблемы и если она мешает подростку в его повседневной жизни, то можно
обратиться к специалисту.
— Есть ли грань, после которой точно надо обращаться к психологу?
— Есть несколько колокольчиков: общается ли он с другими детьми или проводит все свободное время
в одиночестве? Как реагирует на изменения? Если он пошел в новую секцию, поехал в новый лагерь,
поведение изменилось? Что у него со здоровьем? Часто ли болит голова и живот? Пропускает ли он
по этой причине школу?
— Самооценка у подростка неустойчивая?
— Да, все верно. Она ситуативна, изменчива и во многом зависит от слов окружающих.
— Как формируется самооценка у ребенка и что на нее влияет?
— Процесс развития ребенка и формирования самооценки делится на два периода: дошкольный и
школьный. До школы ребенок ориентирован на значимых взрослых, и его самооценка напрямую
зависит от их слов и обратной связи. Ребенок пока мало сталкивается со сверстниками и не до конца
понимает: что у нечего получается хорошо, а что не очень. Поэтому считается нормальным, если
ребенок приходит в школу с несколько завышенной самооценкой – это не проблема, а особенность
возраста.
Потом, когда ребенок идет в начальную школу, он начинает сравнивать себя с другими, получает
отзывы от сверстников и учителей, его самооценка несколько понижается и становится адекватной,
ведь теперь она основана на опыте. В этот момент формируется отношение к себе и своей
деятельности, поэтому очень важно, какой «заряд» дает учитель младших классов: критикует или,
наоборот, хвалит детей.
— Что делать родителю, чтобы у ребенка была адекватная самооценка?
— Есть несколько базовых правил. Вопервых, когда обсуждаете деятельность ребенка, сравнивайте
его результаты с его предыдущим опытом, а не с другими детьми, братьями или сестрами, собой или
еще кемто. Сравнение всегда должно происходить с ним же в прошлом. «На этой неделе у тебя две
тройки, а на прошлой было четыре. Ты молодец и постарался».
Вовторых, не используйте обобщения и критикуйте не ребенка, а его поступок. Когда родители
раздражены, они часто используют формулировки: «Какой ты у меня невнимательный, все теряешь»
или «Какой ты неряха: все разбросал». Дети запоминают такие оценки и считают, что они правдивы.
Есть принцип обратной связи, при котором в общении с ребенком, вы обращаете внимание не на
промахи, а на успехи. К примеру, вы учите его писать буквы. Он написал весь алфавит, часть букв
получилась хорошо, часть – не очень. Что обычно делают родители? Указывают на неудачные буквы и
просят их переписать. А можно спросить: «Какие буквы получились лучше всех и тебе больше всего
нравятся?». Вместе выберите их с ребенком и потом предложите остальные написать столь же
аккуратно.
— Корректно ли говорить ребенку, что он лучше всех? Или это тоже сравнение?
— Дошкольнику — корректно, а школьник уже способен отличить реалистичную оценку от
фантастической. Если оценка нереалистична, у него может возникнуть ощущение обмана, поэтому
лучше использовать сравнения только с его прошлыми результатами. 2
— Низкая самооценка поддается корректировке?
— К счастью, это не приговор, с ней можно работать и улучшать в любом возрасте: школьном,
подростковом и взрослом. Она успешно корректируется.
— Каким образом?
— Чаще всего происходит комплексная работа. Вопервых, необходимо научить родителей давать
положительные оценки и правильно реагировать на успехи и неудачи, чтобы ребенок чувствовал
поддержку. Затем ребенок приходит на индивидуальные консультации или групповые тренинги.
Групповая работа полезна еще тем, у кого есть сложности в общении с другими ребятами.
— Ребенок переживает изза внешности – что делать?
— Изза внешности в основном переживают подростки – еще одна характеристика возраста. Тело
быстро меняется, они перестают узнавать себя в зеркале и им нужно время, чтобы принять новый
образ.
Но если изменения или некоторые особенности переживаются ребенком болезненно, то важно
понять: проблема реальная или он себе ее придумал. Если реальная, к примеру, акне, то стоит вместе
обратиться к врачу за консультацией и поддержать ребенка на пути к выздоровлению. Если проблема
надуманная, подумайте об индивидуальной консультации с психологом.
— Что делать, если ребенок переживает изза интеллектуальных способностей или спорта?
— Здесь работает принцип компенсации. Не получается в одной сфере – ищем ту, в которой
получится. Важную роль играют примеры компенсации родителей, друзей и знакомых. Помните речь
Стива Джобса о том, как трудности продвигали его к гораздо большим успехам? Такие истории
мотивируют искать «свои» сферы, развиваться и добиваться результата.
— Стоит ли требовать от ребенка гармоничного развития во всех областях или лучше дать
возможность заниматься тем, что нравится и получается?
— На первом этапе лучше дать развиваться в том, что нравится, особенно если есть вопросы к
самооценке. Ребенку важно почувствовать эйфорию от успеха и реализации возможностей. На
следующих этапах в качестве вызова и новой ступеньки можно предлагать задачи из других сфер.
Также надо учитывать тип нервной системы ребенка. Люди с некоторыми типами нервной системы не
выносят однотипную продолжительную деятельность, зато с радостью принимаются за новые задачи.
Это тоже стоит учитывать.
— Завышенная самооценка тоже связана с неуверенностью в себе?
— Завышенная самооценка, чаще всего, — это маскировка заниженной. Часто агрессивное,
вызывающее и хамоватое поведение подростка означает неуверенность в том, как же он на самом
деле выглядит. Это корректируется на групповых занятиях.
— Несколько слов на прощание подросткам и их родителям, для которых тема самооценки
актуальна…
— Среди подростков часто принято вести себя позитивно. Показывать, что у них все здорово и нет
переживаний. Пока они вместе на такой волне, каждому кажется, что только у него есть проблемы, а
жизнь остальных легка и беззаботна. Одна из задач тренинга – честно поговорить о том, что они
такие не одни и других те же самые проблемы. Важно понять, что ты не уникален в своих
переживаниях и ты можешь с ними справиться.
Низкая самооценка у ребенка кто виноват и что делать
Низкая самооценка у ребенка кто виноват и что делать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.