Бакланова Галия Сафиевна,
воспитатель
МБДОУ № 81 «Мальвина»
г. Сургут, Тюменская область, Россия
«ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ. КАША – ЗДОРОВЬЕ НАШЕ»
КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Актуальность. Дети не все едят и любят каши. Этим занятием для детей старшего возраста мне хотелось показать, почему и для чего нужно уметь выбирать полезные продукты, понять значимость употребления каш, сформировать предпосылки оптимального здорового питания в течение всей жизни. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, выработать определенные навыки правильного потребления пищи с раннего возраста и сформировать предпосылки оптимального здорового питания в течение всей жизни.
Ключевые слова: здоровье, правильное питание, каши, злаки
Цель. Сформировать знания о полезности каши. Каша - залог здорового питания.
Продолжать учить детей бережно относиться к своему здоровью, осознанно относиться к своему питанию, расширять знания о полезной и вредной пище, витаминах.
Задачи.
Уточнить знания детей о злаковых растениях и о пользе для организма продуктов, сделанных из них.
Учить детей устанавливать взаимосвязь между пользой съеденных нами продуктов и вкусом.
Прививать детям доброе отношение к каше, как к продукту необходимому и полезному нашему организму для роста и его развития.
Развивать умения детей вести исследовательскую деятельность, делать определенные умозаключения.
Продолжать учить детей связно и последовательно выражать свои мысли, пользуясь предложениями различной структуры, расширять словарь детей по данной теме.
Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.
Интеграции:
1. Коммуникация. Продолжать учить детей связно и последовательно выражать свои мысли, расширять словарь детей по данной теме.
2. Социализация. Развивать коммуникативную и игровую и деятельность детей, умение сотрудничать друг с другом и со взрослыми.
3. Безопасность. Формировать осторожность и осмотрительность во время подвижных игр.
4. Познание. Расширять кругозор детей.
5. Здоровье. Сохранять и укреплять физическое здоровье. Развивать координацию речи с движением. Профилактика правильной посадки во время работы за столом.
Предварительная работа.
Чтение сказок: «Сладкая каша», «Каша из топора».
Посадка и выращивание зерен пшеницы.
Наблюдение за ростками пшеницы.
Заучивание пословиц и поговорок о каше.
Знакомство с картиной И. И. Шишкина «Рожь».
Экскурсия на кухню детского сада.
Оборудование.
Карточки со злаковыми растениями, наборы круп для каждого ребенка, лупы, горшочки с кашами, ложки, салфетки, посылка с продуктами, стеклянная тара для эксперимента, сюрприз - тыква в косынке. Плакаты, иллюстрации с продуктами питания.
Структура непосредсвенно образвательной деятельности
Воспитатель. Для вас посылка, ее оставили на вахте, и попросили, принести в группу «Лесовичок». Давайте посмотрим, от кого эта посылка и что в ней.
Дети и воспитатель с интересом рассматривают посылку и открывают ее, читают записку: «Приятного аппетита. Королева из королевства Кривых зеркал». Достают содержимое посылки на стол: чипсы, кириешки, жвачки, шоколад, кока-колу. Дети выражают бурную радость от «вкусностей».
Воспитатель: Ребята, я хочу открыть вам маленький секрет - не всегда то, что нам кажется таким вкусным полезно для нашего организма. Хотите посмотреть, что происходит в нашем желудке, когда мы это съедаем?
Ставится опыт. Смешиваются все содержимое посылки, заливается кока- колой. Происходит бурная реакция на глазах у детей - все шипит, бурлит, слегка окрашивается (для большего эффекта добавляется немного соды).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, много ли пользы от этой смеси нашему организму?
Ответы детей.
Воспитатель: А что же нужно есть, чтобы наш организм получал пользу и мог расти крепким и здоровым?
Дети: Картошка, морковка, яблоки, соки, каши, супы и т.д.
Воспитатель: Чтобы разнообразить и уточнить наши ответы мы сыграем в игру «Что из этого можно приготовить?»
Из коробочки достаются картинки с продуктами фруктов, овощей, хлеба, молока, мяса, рыбы и т. д.
Дети: Из фруктов можно приготовить соки, фруктовые салаты, пироги, компоты, кисели.
Воспитатель: Правильно, ребята, и все это надо кушать, чтобы наш организм вместе с этими продуктами получал как можно больше витаминов и других полезных веществ.
Воспитатель: А сейчас давайте отправимся в нашу лабораторию и посмотрим, что интересного о продуктах узнаем там.
Дети рассаживаются, перед каждым из них лежит набор с крупами, лупы, на доске висят картинки со злаковыми растениями.
Воспитатель: Что перед вами?
Дети: Каши.
Воспитатель уточняет: Каши или крупы?
- Откуда взялись крупы?
- Какие крупы на ваших столах, из каких злаковых растений?
- Что такое злак, как он выглядит?
- Можно ли из такого злака, как рис получить гречневую крупу?
Дети отвечают на вопросы.
Затем воспитатель предлагает детям взять лупы и рассмотреть содержимое наборов, сравнить крупы по цвету и форме крупинок, по их размеру. Назвать свои крупы и из какого злака они получены.
Ответы детей:
- У меня гречневая крупа из гречихи.
- У меня пшеничная крупа из пшеницы.
- У меня овсяная крупа из овса. И т.д.
Дидактическая игра « Угадай на вкус»
Дети с закрытыми глазами отгадывают на вкус каши (рисовую с молоком, овсяную с молоком, тыквенную, которую они затрудняются назвать).
Воспитатель: Молодцы, отгадали. А не отгаданная каша будет сюрпризом в конце нашей встречи. Все каши, которые готовятся из этих круп, очень полезны и каждая по-своему. Например, рисовая очень полезна для работы нашего желудка, овсяная - укрепляет мышцы, мы становимся сильными и крепкими, и не зря овсом кормят лошадей, чтобы те были крепкими и выносливыми. Гречневая каша-царица всех каш, укрепляет весь наш организм, улучшает состояние крови.
Физкультминутка «Как семечко выросло»
Дети представляют, что они зернышки, сворачиваются в клубочек на ковре. Солнце пригрело, дождик прошел и на поле появились первые всходы (сжатые ладони потянулись вверх). И вот уже два листика тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты). Но вот опять приближается осень. Цветки опадают, листья осыпаются (машут руками). Появляются плоды (разводят руки в стороны). Плод становится все больше и больше, потом он созревает и падает на землю (изобразить). А внутри плода находятся семена. И все повторяется снова (дети сворачиваются в клубочек).
Дети располагаются на ковре, а воспитатель дает им небольшую историческую справку о каше.
Каша одно из первых блюд на Руси. Кашу ели всегда, на свадьбах, крестинах, на именинах, везде, когда собиралось много народа и поэтому слово каша означало «ПИР». Слово каша со временем стало означать еще и «Коллективный труд» люди собирались вместе, чтобы что-то сделать сообща и говорили; « Мы с тобой в одной ложке».
В старину работника брали на работу тогда, когда он хорошо и много ел кашу. Была такая пословица « Как работаешь, так и ешь». Ведь от каши работник был сильным и выносливым, мог много и долго трудиться. А какие вы знаете пословицы про кашу?
Дети: «В каше сила наша».
- «Каша - мать наша».
Русская каша – матушка наша.
Кашу маслом не испортишь.
Что за обед, коли, каши нет.
Щи да каша – пища наша.
Щи да каша – сила наша.
Хороша каша, да мала чаша.
Воспитатель: «Каши мало ел» - так говорят про слабого человека. А когда и почему говорят: « У тебя каша в голове»
Дети рассуждают по этому поводу.
Воспитатель раскрывает сюрприз, из чего была сварена каша, которую дети не отгадали - вносится тыква. Каши варятся не только из круп, но из овощей и фруктов. Еще раз подводит детей к опыту, проведенному в начале занятия, чтобы посмотреть, что происходит с «поглощенной пищей». Дети рассматривают разбухшие и почерневшие кириешки и чипсы. Делятся впечатлением, приглашают посмотреть гостей.
Воспитатель сообщает о том, что занятие закончилось и выясняет, что им
понравилось, что запомнилось.
Дети рассуждают по этому поводу.
Итог занятия.
- Для чего нужны каши?
- Какие каши вы едите на завтрак? Почему каши полезные? Назовите ваши любимые каши.
Список литературы:
1. Лагутина Л. А., Лагутина С. В. «Каши». М., Феникс, 2006.
2. Лопатина А., Скребцова М. «Сказочный справочник здоровья для детей и родителей». – М.: «Амрита-Русь, 2005.
3. Пожиленко Е. А. «Мир вокруг нас» ч.1- Спб.: филиал издательства «Просвещение», 2004.
4. Потёмкина Е. «Современные каши». М., Айрис - Пресс, 2010.
5. Роберт Ротенберг «Расти здоровым». Москва. Физкультура и спорт.1996.
6. Фесюкова Л.В., Мирошниченко И.В., Панасюк И.С., Яковлева Н. В. Воспитываем и обучаем. Комплексные занятия и игры для детей 4-7 лет. – Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2008.
7. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. — М.: ТЦ «Сфера», 2004.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.