- Расширить и уточнить представление детей о человеке в истории и культуре.
- Продолжить знакомится с историей возникновения одежды, с орудиями труда, которые применяются при изготовлении одежды.
- Познакомить с названиями профессий людей, которые работают с одеждой (швея, модельер, закройщица).
- Активизировать творческое воображение.
- Развивать связную речь.
НОД по познавательному развитию
в старшей группе «От нитки до одежды»
Тема: «От нитки до одежды».
Автор: Бологова Юлия Андреевна.
Возраст детей: 56 лет.
Задачи:
Расширить и уточнить представление детей о человеке в истории и
культуре.
Продолжить знакомится с историей возникновения одежды, с орудиями
труда, которые применяются при изготовлении одежды.
Познакомить с названиями профессий людей, которые работают с
одеждой (швея, модельер, закройщица).
Активизировать творческое воображение.
Развивать связную речь.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое
развитие, художественноэстетическое развитие.
Материалы: мягкие игрушки (ткачик, мышка), иллюстрации (гнездо
ткачика, гнездо мышки), нитки, шерсть, кудель, веретенец, 2 обруча, старинные
и современные вещи, журналы, листы с моделями одежды, цветные карандаши,
фломастеры, фишки (красные, желтые, синие).
Ход:
1. Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей)
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в те далекие времена, когда
люди не знали, что такое одежда. Закройте глаза и представьте, что мы
очутились в лесу.
Дети под музыку закрывают глаза и тихим шагом передвигаются по
группе. Какие здесь растут необычные деревья. Какаято птичка сидит на ветке.
Вы узнали птицу? Дети находят птицу.
Эту птицу зовут ткачик. Ткачик родственник нашего воробья. Ткачек
сплетает – ткет свое гнездо из травинок. Обратите внимание, как похожи слова
ткать и ткачик. Птичка завязывает узлами травинки на тонких веточках,
сплетает в кольцо их концы, а потом приплетает к кольцу их концы, и
приплетает к концу все новые травинки. (Показ иллюстрации)
Ребята, а что мы с вами плели таким способом? (Коврики)
Ой, кто это в травке у своего гнезда? Вы узнали животное? (Мышка)
Дети находят мышку.
Верно, вы помните, как она строит гнездо? Она разделяет острыми
зубками листья и стебли на узкие полоски и из них сплетает гнездо. (Показ
иллюстрации)
2. Мы с вами увидели 2 искусно сплетенные гнезда. Древние люди тоже
видели такие гнезда, и стали использовать опыт зверей, птиц в изготовлении
различных предметов. Так они и научились плести туески и кормушки.
Как вы думаете, какие предметы еще могли плести древние люди?
Потом приемы плетения стали использовать при изготовлении одежды.
Какие детали одежды и сейчас изготовляют способом плетения? (шарфы,
шапки, кофты, платья, рубашки, носки)
В основе вязания тоже лежит способ плетения.
Какую вязаную одежду вы носите? (Ответы детей)
Из чего вяжут ваши мамы? Бабушки? (Из ниток)
Воспитатель показывает и дает детям нитки.
Уже в те далекие времена человек заметил, что стебли некоторых
растений легко разделяются на волокна – нитки.
У каких животных шерсть тоже похожа на короткие ниточки? (Козы
овцы). Вот и догадался человек скручивать ниточки вместе. Чтобы получилисьнитки длинными и прочными. Это называется прясть. Как вы думаете для чего
люди стали прясть нитки? (Чтобы делать из них мягкие ткани)
Посмотрите, как люди начинали прясть. (Показ)
Они брали в левую руку кусочек шерсти, зажимали ее в кулачке, а
пальчиками правой руки вытягивали из шерсти несколько волосков и крепко их
скручивал.
3. Хотите попробовать? Возьмите по кусочку шерсти.
Дети берут шерсть и пробуют повторить за воспитателем.
Так было удобно прясть? (Нет)
Почему? Потому что левая рука не помогает скручивать ниточку. Как
думаете, двумя руками удобнее?
4. Чтобы освободить руку люди стали привязывать шерсть к специальной
подставке – прялке. Называется она кудель. (Показ)
В какой сказке старуха пряла свою пряжу на прялке? («О рыбаке и
рыбке»)
Чтобы скрученные волоски не раскручивались. Ее конец привязывали к
деревянной палочке веретенец. (Показ)
Кто из вас помнит, в какой сказке принцесса укололась веретеном?
(«Спящая красавица»)
На подносе настрижены короткие нитки, дети подходят, и пробуют
подержать.
5. На этом мы закончим наше путешествие в далекие времена. Но только
для того, чтобы попасть в наше время и дальше узнавать много интересного.
Дети под музыку идут по группе.
Сейчас хочу вас пригласить в музей одежды.
Какая здесь одежда? (Современная и старинная)
Давайте ее разберем. Возьмите, каждый по 2 понравившихся вам вещи. В
красный обруч, положите современную одежду, а в серебристый – одежду,
которую люди носили в те далекие времена.Дети разбирают одежду по обручам. Воспитатель задает вопросы.
Почему вы ее сюда положили.
Ее носят сейчас и в древние времена?
6. Чтобы сшить одежду нужно приложить много усилий. И в этом
учувствуют люди нескольких профессий. Перед вами на столах лежат журналы,
в которых представлены различные модели одежды. Кто, их придумывает?
(Модельеры)
Дети подходят и смотрят журналы.
Модельер придумывает модель платья, сшить его с длинными или
короткими рукавами, с воротничком или без него, с пояском или без него. А еще
обязательно нужно выбрать нужную ткань.
Закройщица измеряет сантиметром размеры заказчика, рисует выкройку,
вырезает из ткани. И только потом швея берется за дело: наживляет, примеряет,
сшивает готовое платье.
7. Сегодня мы с вами сегодня будем модельерами.
На столах перед вами лежат листы с нарисованными разными моделями
одежды. Проявите свою фантазию, и попробуйте ее украсить. Вам в помощь
цветные карандаши и фломастеры.
Дети садятся за столы и пробуют смоделировать одежду.
8. Сегодня мы с вами совершили путешествие в те далекие времена, когда
люди не знали, что такое одежда. Посетили музей, увидели интересные
старинные вещи. И славно потрудились, попробовав себя в роли модельера.
Что интересного вы еще узнали?
9. Мне очень хочется узнать понравилось ли вам сегодня наше занятие.
Выберете фишки красного цвета – если занятие вам понравилось, и былоинтересно. Фишки желтого цвета – если в занятии чтото не понравилось и
фишки синего цвета, если занятие совсем не понравилось.
Дети выбирают фишки.