В нашем детском саду на базе каждой группы созданы мини-музеи на различные темы. Мини-музей часы вызывает у детей огромный интерес. В нашем музее есть настоящие часы, картинки, фото с изображением часов. Экскурсии в мини-музей проводятся каждую неделю. Здесь представлена одна из экскурсий.
НОД в старшей группе «Экскурсия в групповой минимузей «Часы»».
Цель и задачи:
познакомить детей с разными видами часов (карманные, наручные,
будильники, настенные, песочные, электронные и др.);
познакомить детей с циферблатом и двумя стрелками – минутная и
часовая; познакомить с историей часов;
развивать творческое воображение и логическое мышление;
воспитывать способность и умение беречь время.
рассказ,
Формы организации
:
продуктивная деятельность.
Оборудование: мини – музей часов, в котором собраны различные по форме и
размерам часы (настенные, ручные, будильники, электронные) , картинки с
изображением часов.
знакомство с экспонатами,
беседа,
Ход занятий:
Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня, мы пригласили вас в наш мини
музей. А что это за музей, вы ответите мне, послушав стихотворение.
Каких часов на свете нет!
И в каждых свой секрет.
Есть часы на полу стоящие,
Басом говорящие: Бом, Бом, Бом.
На весь дом.
Это уличные часы на столбе
Знакомые тебе?
Они здесь очень нужны:
Стрелки великаны
Издали видны.
А ходики в избушке!
В них живут кукушки.
Окошко распахнётся
Кукушка « встрепенётся « куку», «куку»
Как в лесу на суку.
А будильник с вечера заведёшь
И спокойно спать пойдёшь.
Будильник разбудить не забудет.
О чем же говорится в этом стихотворении? (о часах)
Существует много видов часов: солнечные часы, ноктурлабиум, водяные,
огненные,
механические, кварцевые, электрические,
электронные, атомные часы, часыцветы. Как вы все уже догадались, я
приглашаю вас в наш минимузей часов.
песочные
часы, Сначала давайте вспомним правила посещения музея: громко не
разговаривать,
не
перебивать экскурсовода.
руками ничего не трогать,
не бегать,
А сейчас я предлагаю вам посмотреть, какие же разные часы собраны в
нашем минимузее. Поднимете руки те, у кого дома нет часов. Я не вижу ни
одной руки, потому, что каждый человек дорожит своим временем и
старается делать всё в своё время. Во время открываются магазины, детские
сады и школы. По расписанию летают самолёты и плывут корабли.
Давайте проверим все ли часы, которые находятся в нашем музее, вы знаете.
Как называются часы, которые висят на стене? (настенные)
Как называются часы, которые стоят на столе? (настольные)
Как называются часы, которые носят на руке? (наручные)
Как называются часы, которые стоят на полу? (напольные)
А как называются часы, которые будят нас по утрам? (будильник)
Просыпаясь всегда по будильнику, вы будите успевать сделать все дела,
которые запланировали. Здесь собраны различные будильники. Наверное, у
каждого из вас дома есть будильники. Вот мне очень помогает будильник, он
у меня стоит около кровати и каждое утро будит на работу.
Ребята, поднимите руки у кого дома есть будильники? Я очень рада, что в
каждом доме есть будильник. Это очень полезная вещь.
Ребята, а как вы думаете, какие будильники нужно приобретать большие или
маленькие? (Ответы детей).
Я думаю те, которые человеку нравятся. И конечно, чтобы хозяевам
нравился звонок, и стрелки показывали правильное время. Посмотрите, на
всех часах есть стрелки.
Ребята, а вы знаете, как называется большая стрелка у часов?
Правильно. Она показывает минуты и называется минутная.
А кто знает, как называется маленькая стрелка? (ответы детей).
Правильно. Это часовая стрелка. По ней мы узнаём сколько часов.
Ребята, а как вы думаете, какая стрелка движется быстрее: маленькая или
большая? (Ответы детей.)
Кто знает, какая третья стрелка существует на часах? (Ответы детей)
Это стрелка – секундная, она движется быстрее всех.
А теперь посмотрите на все часы и скажите, что в них общего? (Ответы
детей) Это циферблат! Или, другими словами, панель часов с цифрами.
Ребята, посмотрите, что у меня в руках – это циферблат (без цифр и
стрелок). Скажите, пожалуйста, чего на нем не хватает? (Ответы детей) А
давайте вместе с вами соберем часы, то есть к циферблату добавим
недостающие элементы. (Дети выполняют задание)
А сейчас я хочу вам рассказать немного про историю часов. Как вы думаете,
ребята, было такое время, когда не было часов? (Ответы детей)Я с вами согласна, было такое время. В давние времена люди определяли
время по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались, солнце заходило,
и люди ложились спать. Ребята, а как вы думаете, когда люди дольше спали –
зимой или летом?(Ответы детей)
Правильно: люди меньше спали летом, потому что, летом ночь короткая, да и
работы на полях огородах у людей очень много. Поэтому они старались
меньше спать, а больше работать. Недаром говорили, летний день – год
кормит.
А зимой люди дольше спали, потому, что ночь длиннее, а день короткий.
Люди зимой больше отдыхали, а питались тем, что заготовили летом и
животных кормили тоже летними заготовками.
По солнцу можно определить время. Когда солнце светит, от деревьев
отходит тень. Посмотрите на эту картинку. Вот падает тень и по ней в
старину человек определял время. Ребята, а вы знаете, когда тень бывает
длиннее, утром, днём или вечером?(Ответы детей)
Когда солнце встаёт или заходит за горизонт, то тень длиннее, а днём тень
короче. Когда человек заметил свойства тени, тогда он придумал солнечные
часы. Посмотрите, в нашем музее есть картинка с такими часами.
Но человеку не всегда помогали эти часы, так как такие часы работают
только в солнечную погоду. И человек придумал песочные часы. Вот они,
стоят на полочке. Бывают они разного размера. Вот эти на три минуты, а вот
эти на десять минут. Но и эти часы были не очень удобными, потому, что их
надо было всё время переворачивать.
Их хватает всего на несколько минут, затем их надо переворачивать. Позже
люди решили вместо песка в часы налить масло и получились масляные часы,
такие часы время показывали не точно. А это, ребята, хорошо или плохо
когда часы показывают не точное время.(Ответы детей)
А что может случиться, когда мы не знаем точного времени?(Ответы
детей)
Еще, в древности применялись водяные часы, подругому их называют
клепсидра. Промежуток времени измерялся количеством воды, вытекавшей
капля за каплей из малого отверстия, сделанного на дне сосуда. Такие часы
подверглись значительным усовершенствованиям, и в современном мире
клепсидра широко применяется во Франции в телеигре Форт Боярд во время
прохождения игроками испытаний.
А сейчас я вам покажу цветы. Это самые обычные живые цветы. Как вы
думаете, почему мы их разместили в нашем музее? (Предположения детей)
Это цветычасы.Бутоны некоторых из них открываются утром в одно и тоже
время, а днём закрываются, у других цветки раскрываются только ночью, а
днём всегда закрыты. По ним тоже можно определить время.
А ещё в нашем минимузее есть часысвечка. Такие часы еще называют
огненные часы. Посмотрите, здесь нанесены деления. Свечка сгорает,уменьшается в размерах, и по делениям можно было определить, сколько
сейчас времени.
Со временем человек придумал специальный механизм, и появились
различные часы, подробнее о которых мы поговорим в следующий раз.
Вот и подошла к концу наша экскурсия.
Ребята, вам понравилась экскурсия? А что вам больше всего понравилось?
Спасибо всем, кто посетил наш мини – музей часов!