Муниципальный конкурс
классных руководителей
общеобразовательных организаций
«Самый классный классный»
Тиханкина
Елена Викторовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ Николаевская СШ
Номинация
«Классный руководитель- организатор»
Директор школы: Тюрина И.Н.
Зам.директора по воспитательной работе: Юртаева И.В.
2020
«Новые формы воспитательных практик»-описание опыта новых форм воспитательной деятельности классного руководителя-организатора (основное направление-развитие класса как деятельной, организованной, сплочённой группы).
Я работаю учителем начальных классов в МОУ Николаевская средняя школа. Стаж работы составляет – 24 года, в настоящее время являюсь классным руководителем 4 «А» класса. За это время мною создан и обобщён большой материал по воспитательной работе в классе.
Процесс формирования коллектива проходит ряд важных этапов. По моему мнению, первым этапом формирования классного коллектива является первое полугодие в первом классе. Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация учеников к школьной жизни.
На втором этапе (а это второе полугодие первого класса и весь второй класс) я помогаю обучающимся принять правила жизни и деятельности классного коллектива, укрепляю межличностные отношения между детьми, создаю для каждого развивающую среду, сплачиваю коллектив.
Третий этап наступает с третьего класса. В этот период дальнейшее слияние отдельных детей в коллектив происходит на основании индивидуальности каждого ребенка.
В четвертом классе, на четвертом этапе, дети могут самовыражаться, все условия для этого уже созданы. Они открывают в себе свое собственное «я». Класс в каких-то ситуациях может что-то делать самостоятельно. Классные дела они планируют сами, дети способны распределить между собой свои обязанности. Подходит пора для подведения итогов, то есть всего того, что было наработано в начальной школе.
В моём классе 30 обучающихся:18 девочек и 12 мальчиков.
Ежегодно провожу социометрию в классе, и она показывает, что в коллективе присутствует благоприятная, психологическая комфортная обстановка. Есть явные и скрытые лидеры.
Также ежегодно провожу диагностику интересов и способностей обучающихся.
Диагностика интересов обучающихся в 1 А классе
Данную работу провожу в 1 классе на первом родительском собрании. Каждый родитель заполняет анкету, позволяющую выявить интересы своих детей. Получились следующие результаты:
Улица
Телевидение
Спорт
Учёба
Книги
Искусство
Музыка
Компьютер
Анализ проведённой диагностики интересов обучающихся показал, что доминирующими интересами для обучающихся данного класса являются улица и телевизор. Такие интересы как музыка, искусство, книги стоят на последнем месте. Можно сделать вывод, что у детей очень небольшой кругозор и слабо развита эмоциональная сфера.
Диагностика интересов обучающихся в 4 А классе
В 4 классе дети самостоятельно заполнили диагностические листы, в
которых отметили те области познания, которые наиболее им интересны.
Получились следующие результаты:
Учёба
Книги
Компьютер
Искусство
Спорт
Улица
Музыка
Телевидение
Если провести сравнительный анализ с результатами 1 класса можно сделать следующий вывод: противоположно сменились доминирующие сферы интересов обучающихся. На первое место выходит учебная деятельность. Это говорит о том, что ребята осознают значимость учебного процесса в своём личном развитии. Вторую и третью позицию заняли компьютер и книги без владения которыми невозможно представить современного человека. Улица и телевидение переместились на последние места (в 1классе данные увлечения занимали лидирующие позиции)
Основываясь на вышесказанном и проведении вышеописанных диагностик и исследований, я поставила для себя следующие цели и задачи воспитательной деятельности классного руководителя:
Цель: формирование деятельного, организованного, сплоченного коллектива, способствующего реализации учащимися личных потенциалов и приобретению социального опыта.
Достижение данной цели возможно через решение ряда задач:
1. Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в классе как модели социализации ребенка в обществе.
2. Создание благоприятного нравственно – психологического климата, направленного на сплочение классного коллектива.
3. Психолого- педагогическое просвещение обучающихся, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение приемам самопознания, самореализации, самоуправления и самовоспитания.
Опишу какие формы воспитательных практик я использую в своей работе. Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.
Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
В своей работе применяю новые формы воспитательных практик - это различные акции (практические занятия) по правилам дорожного движения, противопожарной безопасности, о значении природного газа в быту и др. С учащимися 4 «А» класса я провела практические занятия - акции «Внимание, водитель!», «Огонь, враг или друг?», «Что вы знаете о природном газе?» и др. Акция «Внимание, водитель!» проводилась с участием инспектора ГИБД Истрашкина В. А . Он рассказал детям о ПДД, после этого было проведено практическое занятие на пешеходном переходе вблизи школы. В конце занятия дети раздали информационные буклеты пешеходам и водителям. Так же дети принимали участие во всероссийской онлайн олимпиаде «Безопасные дороги» (на платформе Учи.ру), где 3 обучающихся заняли 1 место и награждены дипломами.
Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.
Я в своей работе использую новые формы воспитательных практик -это различные «Ярмарки талантов». Каждый ребёнок в моём классе по своему талантлив и способен, я всячески стараюсь поддержать каждого и помогаю развивать свои таланты и способности дальше. Два раза в неделю в классе проходит кружок «Карусель праздников», на этих занятиях дети узнают историю возникновения праздника и готовят различные номера художественной самодеятельности, где проявляются их способности. Кто-то замечательно поёт, читает стихи, показывает фокусы, рисует, мастерит поделки, показывает акробатические номера. Самые лучшие номера исполняются на традиционных праздниках «День учителя», «Праздник осени», «Новый год» и др. Рисунки и поделки отправляем на муниципальные и региональные конкурсы, где они занимают призовые места. В этом учебном году проводилась «Ярмарка талантов – лучший поэт из 4 А класса». Ребята сочиняли стихи, рассказы и сказки о маме. Лучшие произведения были отправлены на всероссийский поэтический конкурс «Родное сердце», итоги этого конкурса ещё не подведены, С работами обучающихся можно познакомиться пройдя по ссылке http://21vu.ru/user/6 .
Третьим типом форм воспитательной работы является игра. Игра как форма воспитательной работы - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Я в своей работе использую новую форму игры - квест. В нашем классе ребята любят математические квесты. Обычно их провожу на кружке «Занимательная информатика», который проводится один раз в неделю.
В связи со сложившейся неблагополучной эпидемиологической ситуацией в нашем регионе, стране и в целом мире активно применяю в своей работе новые формы воспитательных практик-это различные виртуальные и онлайн-мероприятия, онлайн-игры и онлайн-дела, а также провожу дистанционный всеобуч родителей, онлайн- родительские собрания. Я и мои ученики являются активными пользователями интерактивной образовательной онлайн-платформы Учи.ру. На этой платформе мы проводим все свои онлайн –мероприятия, виртуальные экскурсии, онлайн-акции, виртуальные марафоны и др. Я являюсь участником программы «Активный учитель» и уже в течение нескольких месяцев вхожу в «пятёрку» лучших учителей МОУ Николаевская СШ. Также постоянно повышаю свой профессионализм и участвую в вебинарах, которые проходят на Учи.ру.(имею сертификаты)
Я выделяю в своей воспитательной системе пять основных составляющих:
1. индивидуально - групповой компонент (классный руководитель, учащиеся класса, их родители, педагоги школы и другие взрослые);
2. ценностно – ориентационный компонент (индивидуальные и коллективные интересы, потребности, ценностные ориентации);
3.функционально – деятельностный компонент (цели, принципы, содержание, формы и способы организации совместной деятельности, общения и отношений);
4.пространственно- временной компонент (внутренние и внешние связи классного сообщества);
5. диагностика - аналитический компонент (критерии, показатели, приемы и методы изучения, анализа и оценки состояния и результатов воспитательного процесса).
Приведенная ниже схема позволяет увидеть эти компоненты во взаимодействии.
.
Каждая воспитательная система имеет среду - своё жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным местом жительства нашего класса является учебный кабинет. В нём происходят главные события классной жизни. Озеленение, чистота и порядок, оформление классного уголка, уголка безопасности и стенда «75 лет Победы в ВОВ» – всё это делается и поддерживается высоком уровне всеми членами классного сообщества.
Учащиеся моего класса принимают активное участие в совместных делах с представителями других классов, посещают различные секции и кружки. Ребята выступают с инсценировками, концертами на классных, школьных районных мероприятиях. («День Матери», «День Учителя», «День славянской письменности», «День пожилого человека» и др.)
Приглашаем специалистов разных предприятий и учреждений на наши классные часы и мероприятия, это в основном родители учащихся класса.(Коржиков Я.И.-ООО Газпром, Викторов В.В.-АО «УСК» РЭС, Еланская А.Л-ДШИ и др.)
Поставленные мною цели и задачи в 1,2 и 3 классе достигнуты, цели на 4 класс находятся в процессе реализации. Классный коллектив успешно действует в настоящем, и есть уверенность в том, что добьется успехов в будущем.
Мной была разработана воспитательная программа «4+3=семь Я» (Программа опубликована на сайте «Социальная сеть работников образования».)
Цель программы: создание условий для жизнедеятельности классного коллектива с едиными задачами и общими направлениями деятельности, саморазвития школьников
Задачи:
1.Развивать умение общаться и сотрудничать.
2.Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
3.Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся. 4.Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
Структура воспитательной программы класса
«4+3=семь Я»
Направление 1. «Я – гражданин России» (Правовое и военно-патриотическое воспитание)
Цель: воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, языку; формирование гордости за свою страну и малую родину.
Задачи:
-воспитание юного гражданина на традициях национальных культур своего края;
-духовно обогащать души детей и пробудить желание быть полезным Родине;
-участвовать во всех патриотических мероприятиях школы и родного посёлка
Формы:
1. внутриклассные конкурсы
2. интеллектуальные игры
3. интеллектуальные бои;
4. Минутки краеведения, чтения, доброты
Реализация:
Работа по данному направлению ведётся еженедельно на традиционных Минутках краеведения (каждую пятницу, перед первым уроком), где ребята знакомятся с краеведческим материалом помещённом в «Азбуке Николаевского школьника» (книга, созданная педагогами МОУ Николаевская СШ в рамках РИП) Дети готовят свои проекты по краеведению и на уроках окружающего мира и внеклассных мероприятиях. Замечательный фильм-проект подготовил Ярослав К. «Озёра Николаевского района» и « Тайна Хайдеровой пещеры», Дима К. подготовил викторину «Мой посёлок» и др. Учащиеся нашего класса активно принимали участие во всех проводимых акциях и конкурсах приуроченных к 75-летию Победы в ВОВ(«Окна Победы», «Бессмертный полк» , «Сад Победы» и др.) В классе был оформлен стенд ,где ребята разместили сообщения о своих прадедах-участниках ВОВ и с гордостью рассказывали о всех их подвигах и наградах.
Направление 2 «Я и природа »(Экологическое воспитание)
Цель: формирование у детей любви к природе, окружающему миру
Задачи:
-приобщение детей к миру природы, умению видеть и любоваться её красотами;
-формирование у школьников представлений о ценности мира. о единстве человека и природы, о человеке как части природы;
-включение школьников в экологическую заботу о мире природы.
Формы:
-беседы;
-классные часы;
-экскурсии и виртуальные экскурсии;
-конкурсы; онлайн- конкурсы
Реализация: Регулярно провожу беседы, классные часы, экскурсии по родному краю. Еженедельно на традиционных Минутках добра (проходят каждую среду перед 1 уроком) говорим о добрых делах, которые ребята совершили за прошедшую неделю, кто-то покормил птиц и бездомных животных, кто-то поднял мусор на улице и отнёс его в урну и др. На экскурсиях на личном примере учу ребят правильному поведению. Каждый год в нашем классе проводятся конкурсы «Сделай кормушку», конкурсы рисунков «Оглянись вокруг», «Зеркало природы», в которых ребята нашего класса принимают активное участие.
Направление 3. «Я –культура и творчество» (Художественно-творческая деятельность)
Цель: формирование потребности в прекрасном, развитию активной и инициативной личности.
Задачи:
-Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
-Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.
Формы:
-Организация и проведение музыкальных праздников и конкурсов.
-Организация и проведение тематических бесед и классных часов.
-Организация и проведение выставок работ школьников
-Организация и проведение экскурсий.
Реализация:
Еженедельно на традиционных Минутках чтения (каждый вторник, перед первым уроком) ребята читают и обсуждают прочитанные книги, которые приносят в класс. Каждый раз это книги на определённую тему: о ВОВ, о маме, о животном и растительном мире и др. Минутки чтения способствуют развитию любви к литературе и творчеству. Принимали участие в международном литературном конкурсе «Читаем А.С. Пушкина», где ребята записывали видеоролики с чтением стихов Пушкина и отправляли на конкурс, Лейсан П. и Софья Б. заняли 3 место. Учащиеся моего класса являются постоянными участниками творческих конкурсов, участвуют во всех школьных праздниках, готовят костюмы, декорации, плакаты. Есть ребята, которые посещают Школу искусств, участвуют в конкурсах рисунков. Учащиеся, посещающие музыкальную школу, демонстрируют свои достижения на классных и общешкольных концертах. Кроме того, ведется регулярная работа по оформлению класса и классного уголка, в которой ученики принимают активное участие.
Направление 4. Я и мои интересы (интеллектуально-познавательная деятельность)
Цель: формирование развития познавательной активности и формирование прочных знаний учащихся
Задачи:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
-Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
Формы:
-внутриклассные конкурсы
- интеллектуальные игры
-интеллектуальные бои;
-проекты
-олимпиады, онлайн -олимпиады
Реализация: Организуются олимпиады, интеллектуальные конкурсы, экскурсии и другие формы работы. Как классный руководитель - организатор, способствую максимальной вовлеченности учащихся нашего класса в данные мероприятия через методы убеждения, одобрения и похвалы. В нашем классе эти методы действенны и приносят хороший результат. Большим успехом среди учащихся пользуется защита проектов. Ребята с удовольствием готовят групповые проекты по интересам и защищают их на уроках, внеурочной деятельности, на конкурсе «Малая академия», участвуют в международных и всероссийских конкурсах, размещают свои проекты на различных учебных сайтах. Ежегодно становятся победителями и призёрами. Вся работа в комплексе по данному направлению приводит к хорошему результату.
Направление5. «Я и здоровье» (Спортивно-оздоровительное направление)
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи :
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы:
- спортивные конкурсы, соревнования
- дни здоровья;
- спортивные викторины;
Реализация: Еженедельно на традиционных Минутках здоровья(перед первым уроком в понедельник) ребята сами готовят различную информацию и презентации о профилактике вирусных заболеваний, подбирают комплексы различных упражнений для профилактики сколиоза, плоскостопия и др. и разучивают их все вместе, также разучивают новые тематические физкультминутки и проводят много бесед о ЗОЖ.
-Участие в «Кроссе наций» и «Лыжне России»;
-участие в мероприятиях в рамках областного агитпоезда «За здоровый образ жизни…»
- Дни Здоровья, соревнования «Мама, папа, я- спортивная семья»
Направление 6. «Я и моя семья» (формирование культуры семейных отношений)
Цель: способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям.
Задачи:
-Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений.
-Стараться хранить семейные традиции формировать традиции класса.
Формы
-Организация и проведение бесед, тематических классных часов.
-Организация и проведение семейных праздников
Реализация: нацелено на максимальное сближение интересов родителей и классного руководителя по формированию духовно – нравственной личности. С этой целью использую тематические классные часы «Мои родители – моя гордость», «Моя семья – мое богатство»; праздники семьи, спортивные состязания с участием мам и пап; праздники, посвященные датам календаря: 1 сентября, День учителя, День Матери, 23 февраля, 8 Марта.
Направление 7. «Я и окружающий мир» (Нравственное воспитание)
Цель: способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".
Задачи:
-Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
-Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
-Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
Формы:
-Организация и проведение тематических бесед, классных часов.
-Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.
-Организация и проведение классных праздников.
Реализация: нацелено на передачу учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, воспитание справедливого отношения к способностям и талантам сверстников, помощь в обретении единомышленников по интересам.
Ребята традиционно каждый год участвуют в Международном творческом конкурсе «Пасха радость нам несёт» и занимают призовые места (Ярослав К., Егор Е., Настя И., Виталий А ,Арина К. и др.)
Ожидаемые результаты работы классного руководителя –организатора с применением новых форм воспитательных практик
1.Развитие индивидуальных способностей каждого школьника с учётом его возможностей, представление широкого выбора внеклассной деятельности.
2.Формирование индивидуального здоровьесберегающего обоснованного образа жизни, социально адаптированного к современному обществу.
3.Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в котором нормы семейного и классного воспитания постепенно сближаются, в результате чего преодолеваются противоречия между семьёй и школой.
4.Наблюдение положительной динамики воспитанности личности школьников по принятым в классе и школе критериям.
Планы и перспективы.
Работая на перспективу, я точно знаю, на что мне нужно обратить особое внимание, над чем серьезно задуматься, как усовершенствовать то, что уже достигнуто.
Во-первых, я продолжу работу по сплочению классного коллектива.
Во-вторых, я постараюсь сохранить положительный микроклимат в классе, формируя и регулируя межличностные отношения.
В-третьих, я постараюсь создать все условия для развития наиболее одаренныхд етей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся через вовлечение в кружки, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры.
В-четвёртых, я буду прививать моим воспитанникам любовь к прекрасному через применение новых и традиционных форм воспитательных практик внеклассной деятельности это виртуальные экскурсии, посещение виртуальных выставок, музеев. И другие мероприятия, потому что верю, что «красота спасёт мир»
В-пятых, я стремлюсь к тому, чтобы круг наших общих с родителями мероприятий значительно расширился, чтобы привлечь родителей для организации внеурочной деятельности класса.
В-шестых, я буду стремиться к усовершенствованию самоуправления в классе.
И, наконец, говоря о ближайших перспективах моей деятельности как классного руководителя - организатора, я планирую активно заняться самообразованием, обобщить опыт своей работы, подготовить и провести семинар-практикум для классных руководителей «Новые формы воспитательных практик».
Реализовывать намеченные задачи, несомненно, буду, активно используя возможности школьного и районного сайтов.
Задач много, а цель одна – создать для детей такие условия в классе, школе, где они бы чувствовали себя комфортно и могли самореализовываться. А это достигается путём применения новых форм воспитательных практик в воспитательной деятельности классного руководителя - организатора.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.