МБОУ « Верхнепотаповская СОШ»
Болото естественный водоём
Урок окружающего мира
2 класс
Технологическая карта урока
Учитель: Крицкина Т.В. Учебный предмет: окружающий мир.
Класс: 2 класс.
УМК: «Начальная школа 21 века».
Тема урока: «Болото естественный водоём».
Цель урока: создать условия для первичного представления о болоте, познакомить с
наиболее типичными представителями животного и растительного мира болот,
обосновать роль и значение болот.
Задачи:
образовательные:
раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы; обобщить
знания о водоёмах;
- познакомить с наиболее типичными представителями животного и растительного мира
болот;
формировать познавательные потребности младших школьников;
развивающие:
расширить представления об окружающем мире;
развивать мышление, умения выделять главное, делать умозаключение, умения обобщать
и сравнивать,
развивать наблюдательность, коммуникативные умения;
воспитательные:
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип урока: комбинированный
Формы работы на уроке: фронтальная и индивидуальная.
Планируемый результат:
Предметные. Уметь правильно формулировать изучаемые понятия.
Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Регулятивные УУД.
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД.
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД.
уметь ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: учебник: Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», 2 класс, Ч.2,;
презентация по данной теме; торф; гербарий; иллюстрация болота, животных, растений,
план урока. Ход урока
Деятельность учителя и учащихся
Характеристика деятельности
учащихся УУД
I. Организационный момент
Цель: проверка готовности обучающихся, их
настроя на урок.
У. Начинается урок,
Он пойдёт вам, детки, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
II. Целеполагание и мотивация
Взаимодействовать
со
сверстниками и взрослыми через
участие
совместной
деятельности.
в
Строить рассуждения.
Излагать своё мнение.
Слушать собеседника.
Анализировать.
Цель актуализировать знания, которые
понадобятся для открытия нового знания.
У. Послушайте отрывок из стихотворения
Г. Ладонщикова «Ручей ручеёк» и скажите:
Куда бежал ручеёк? Кто помогал ему?
Эй, ручейручеёк,
Далеко ли ты потёк?
Тороплюсь я в речку,
В речку быстротечку.
Вместе с речкою к реке
Мы помчимся налегке
И с рекою вскоре
Добежим до моря...
У. Куда бежал ручеёк? Кто помогал ему? Д. Ручей, река, море…
У. – А какими словами можно дополнить
этот список . Назовите одним словом.
Д. Водоемы.
У. А что такое водоём? На какие виды
делятся водоёмы?
Водоемы изучаем,
По рекамморям шагаем,
Будем путь свой продолжать,
Чтобы новое узнать.
Цель: подведение детей к формулированию
темы и постановки задач урока.
Самостоятельно ставить учебные
цели.
III. Сообщение темы урока.
Проблемная ситуация.
У.Сегодня мне приснился удивительный сон.
Мне снилось, что я гуляла в лесу и попала в
какоето таинственное,
необыкновенное
место.
Принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности,
определять
её
осуществления.
средства
какая
Посмотрите,
растительность.
Догадались, где я оказалась?
Все обходят это место:
Кругом сыро,
здесь
скудная
мох.
Здесь земля как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги.
Д. Болото.
У. Вот вы и определили тему сегодняшнего
урока.
Сегодня на уроке мы заглянем на болото.
Познакомимся с особенностями его
растительного и животного мира и узнаем,
зачем нужны болота.
Как возникают болота?
Что растёт на болотах?
Кто живёт на болотах? Значение болот.
У. Вот на эти вопросы мы сегодня и
попытаемся найти ответы.
IV. Учебнопознавательная деятельность
1. Болото в природе
Воспринимать на слух рассказ
учителя.
Уметь задавать учебные вопросы.
I.
Рассказ учителя
У. Так как же возникают болота?
Какие у вас будут предположения?
1. Когдато на этом месте было небольшое
озеро.
( Слайд 2)
И
Берега его густо поросли камышом, рогозом.
Со дна поднимались кувшинки, лилии.
Каждый год камыши и тростник разрастались
все больше, наступали с берегов на воду,
переплетались стеблями.
закрывали,
... Прошло несколько
закрывали воду
десятков лет, и растения полностью захватили
озеро, закрыли воду. С каждым годом заросли
становились все гуще. И вот из переплетений
стеблей, листьев и трав образовался толстый
слой почти до дна достает. Поэтому, когда
идешь по болоту, так пружинят кочки, так
вязнут ноги. Того и гляди провалишься, ведь
под кочками вода.
2.Или может речушка лесная текла не спеша
и понемногу зарастала в низинах травами.
(Слайд 3)
3. Или ключ бил изпод земли и все вокруг
пропитал водой. Вот и образовались на таких
местах болота.
(Слайд 4)
Из растительных остатков на болоте через
несколько десятков лет образуется такое
полезное ископаемое как торф.
Рассмотрите торф. Где используют торф? II. Первичное закрепление.
У.Какое открытие вы сделали? Как
образуются болота?
Образуются болота на местах
Д.
зарастающих
водоёмов или в пониженных местах, где
скапливается
местность
заболачивается.
вода
и
У. Что такое болото?
Дети отвечают.
У. А знаете ли вы, что 2 февраля —
Всемирный день водноболотных угодий?
Этот день посвящён болотам.
На территории Ростовской области болот
мало. Они встречаются в низовьях Дона и
поймах других рек на югозападе области.
2. Знакомство с растительным миром болот
на вопросы по
Отвечать
содержанию.
Конструировать монологическое
и
высказывание:
последовательно
строить
отбирать
высказывание,
выразительные средства языка.
логично
У.Болота это копилки воды. Многие реки
берут в них начало. Много воды значит,
растут здесь влаголюбивые растения.
Как вы думаете, какую роль выполняют
растения в водоёме?
Д. Являются пищей и домом для животных,
вырабатывают кислород.
У. Есть ли растительный мир на болоте?
Д. Да.
У. Но деревья хилые, чахлые, низкорослые,
их мало видов: сосна, ольха, береза . Растут
деревья и кустарники очень медленно. Корни
стелются по верху, вглубь не идут. Почему?
Д. На глубине много воды и дышать трудно.
У.Лучше растут на болотах особые виды травянистых
приспособившиеся к болоту.
растений,
хорошо
Скажите, о каких «бусинках» идет речь в
этом стихотворении?
О, сколько бусинок багряных
Рассыпано не сосчитать!
Мхи на болотистых полянах
Коврами кажутся опять.
Д. О ягодах.
У. Какие вы знаете ягоды, которые растут
на болоте?
Д. Клюква,
морошка.
черника, голубика, брусника,
(Слайд 5)
У. Об этих ягодах в народе говорят: «В доме,
в котором едят эти ягоды, врачу делать
нечего». Как вы понимаете эту поговорку?
Дети объясняют.
У.Послушайте сообщение о клюкве и
скажите, чем эта ягода полезна .
Клюква не травянистое,
(Подготовленное сообщение о клюкве)
Клюква.
Главная ягода, за которой люди с давних
времён отправляются на болота, клюква.
Тонкие стебельки, густо покрытые мелкими
листьями, стелются по поверхности мохового
ковра, то тут, то там на них видны красные
ягоды.
а
вечнозелёный кустарник.
Его стебель,
толщиной с иголку, имеет такое же строение,
как стебель настоящих больших кустарников.
Ягоды клюквы, богатые витаминами, лучше
собирать после первых заморозков. Тогда их
можно и «живьём» есть, и сварить вкусный
кисель или морс.
Так чем же полезна клюква?
Рассмотрите гербарий №1.
Находить
справочных источниках.
информацию
в Делать выводы.
Устанавливать
следственную связь.
причинно
Давать
рассматриваемому объекту.
характеристику
У.
Основной растительностью болот
являются мхи. Послушайте сообщение о мхе и
скажите, чем интересен он.
(Сообщение о сфагнуме)
Сфагнум – это мох, который можно увидеть
на болоте. Он может быть зеленым, бурым,
белым и даже красным. Растет он всю свою
жизнь. Точнее, растет его верхняя часть, а
нижняя постепенно отмирает, образуя торф.
Слово «сфагнум» в переводе с греческого
означает «губка».
Этот мох способен
впитывать невероятно много воды – в 30–40
раз больше, чем весит сам!
Если лето жаркое,мох сверху высыхает, но в
глубине всегда есть влага. Наступишь и
сразу
сырость.
Сфагнум может заменить йод и вату при
ранениях – дезинфицирует и впитывает кровь.
почувствуешь
Скажите, чем интересен сфагнум?
Рассмотрите гербарий №2.
У. Но не только ягоды и мхи растут на
болотах – есть и другие травянистые
растения.
Откройте учебники на с.87 и рассмотрите,
какие растения ещё растут на болоте.
Например, пушица, багульник, кукушкин
лён.
На следующий урок вы можете
подготовить сообщения об этих растениях.
У. Кроме всех названных обычных растений
болот, встречаются на болотах и необычные
растения.
Например, росянка, которая занесена в
Красную книгу.
(Слайд 6) У. Послушайте и скажите, чем необычно это
растение.
Росянка удивительное хищное растение. Ее
листья покрыты волосками. На волосках –
капельки жидкости, похожие на мелкие
росинки. Отсюда и название растения.
Жидкость привлекает насекомых. Ну как не
присесть на эти блестящие капельки росы!
Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист
закрывается,
насекомое переваривается,
остается только твердый покров и крылышки.
Так росянка питается, ведь ей для роста
нужны питательные вещества, а на болоте нет
плодородного перегноя. К тому же корешки у
этого растения слабые, коротенькие, они лишь
всасывают дождевую воду из верхнего слоя
мха. Что ж, природа находит другой путь:
делает росянку плотоядной.
У. Чем необычно это растение?
Закрепление
У. –Так что же растёт на болотах?
Учебнопознавательная деятельность (продолжение)
3. Знакомство с животным миром болот
У. Животный мир болот не так богат, как
животный мир лесов. Как вы думаете,
почему?
Участвовать в диалоге: понимать
вопросы и отвечать на них.
Воспринимать на слух рассказ
учителя.
Сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников и оценивать своё и
чужое высказывание по поводу
услышанного и увиденного
Послушайте звуки, которые слышны на
болоте, и скажите, какие виды животных
преобладают на этом водоёме.
(Звук на болоте. «Окр. мир»)
У. Давайте представим, что мы лягушки.
Физкультминутка
На болоте две подружки –
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Лапками топали,
Лапками хлопали, Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
(Слайд 7)
она
У. – На болоте много комаров, слепней,
мошкары, стрекоз, пиявок.
Болото – раздолье для лягушек и их
головастиков. В болотах обитают змеи.
Заросли растений вокруг болот служат
местом жизни и кормления многих птиц.
Здесь живут, чибис, цапля, журавль, белая
куропатка. Крупные животные на болотах не
живут. Только в поисках пищи сюда могут
зайти кабаны, лоси.
(Слайд 8)
(Сообщение о выпи)
У. Живет на болоте интересная птица – выпь.
Окраска у нее не ровная, а полосатая, что
хорошо маскирует птицу. Если эта птица
чувствует опасность,
замирает,
вытягивает шею и... становится невидимой.
Охотится она ночью: долго стоит у воды и
наблюдает, не проплывет ли мимо добыча.
Как только увидит выпь малька, головастика
или рыбешку, делает молниеносный выпад – и
добыча оказывается в клюве.
По вечерам и утрам над болотом можно
услышать протяжный, гулкий звук, похожий
на вой. Это голос выпи.
Голос выпи
Что вы почувствовали ,когда услышали этот
звук?
(Слайд 9,10)
Не зря издавна болота наводили ужас на
человека. Непонятные звуки и хохот люди
приписывали разным чудищам – хозяевам
болот.
А ещё в темные ночи над болотом появляются
огни. Откуда они? Оказывается, на дне болот
гниют останки погибших растений и
животных. Образуются газы, которые выходят
на поверхность и от кислорода, находящегося в составе воздуха, загораются. В старину
думали, что на болоте живут злые духи,
поэтому сюда не ходили поодиночке и далеко
не заходили.
5. Литературная викторина
У. –А вот герои некоторых литературных
произведений болота совсем не боятся, они
там живут.
А теперь ответьте на вопросы литературной
викторины.
Назовите автора и произведение, из которого
взят отрывок. Какие животные и растения
болот упоминаются в этих произведениях?
Уметь работать по предложенному
учителем плану.
Сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников и оценивать своё и
чужое высказывание по поводу
услышанного и увиденного
Строить
высказывание.
монологическое
«Она схватила ореховую скорлупку с
девочкой и выпрыгнула через окно в сад.
В саду протекала речка, а у самого ее берега
было топкое болото. Здесьто, в болотной
тине, и жила старая жаба со своим сыном».
(Х.К. Андерсен. «Дюймовочка».)
«Наш бегемот провалился в болото.
И ни туда, ни сюда!
О если вы не придете,
Он утонет, утонет в болоте!
Ох, нелегкая это работа –
Из болота тащить бегемота...»
(К.И. Чуковский. «Телефон».)
«А у младшего сына, Иванацаревича, стрела
поднялась и улетела сам не знает куда. Вот он
шелшел, дошел до болота, видит – сидит
лягушка, подхватила его стрелу».
(Русская народная сказка «Царевна
лягушка».)
«А выпь стоит в камыше, вытянулась тонкая
тонкая и вся в желтые и коричневые полосы
раскрашена. Стоит, качается взадвперед,
взадвперед».
(В. Бианки. «Первая охота».) «Комарик сел на листочек, опустил нос в
капельку, а капелька липкая, клейкая. Влип
комариный нос.
Вдруг реснички зашевелились, потянулись,
как щупальца, схватили комарика. Закрылись
круглые листочки. А когда раскрылись, упала
на землю пустая комариная шкурка».
(В. Бианки. «Страшное растение».)
4. Значение болот и их охрана
Уметь работать по предложенному
учителем плану.
Сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников и оценивать своё и
чужое высказывание по поводу
услышанного и увиденного
Строить монологическое
высказывание.
Значение и охрана болот.
У.Какое значение играют болота в жизни
людей?
1.Люди добывают на болотах торф, который
применяется как топливо; как удобрение.
2. На болотах собирают ягоды.
3. Здесь селятся немало ценных и даже редких
птиц, таких, как журавли.
4. В болотах берут начало многие реки,
поэтому болота называют еще хранителями
воды на земле.
У. Долгое время болота осушали с целью
увеличения количества пахотных земель. Это
привело к обмелению некоторых рек, к
сильному сокращению болотных птиц и
других животных, к исчезновению большого
количества ягодных растений. Болота это
часть природы. Они подлежат охране.
Все правильно вы сказали, безусловно болота
имеют большую ценность, но!!!
Чем опасно болото?
Значит, мы должны быть очень внимательны и
аккуратны, находясь на болоте, соблюдать
элементарные правила, тогда болото принесет
нам только пользу!
Домашнее задание
Продумайте и составьте памятку «Как вести
себя на болоте».
Цель: проверить полученные знания на уроке.
VI. Итог урока Выберите только тех животных и растения,
которые растут на болоте, и прикрепите их к
болоту.
VII. Рефлексия
Высказывать свою точку зрения.
Сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников и оценивать своё и
чужое высказывание по поводу
темы занятия.
У.Ребята, мы ответили на поставленные
вопросы?
Что еще вам хотелось бы узнать о болотах?
Я хочу, чтобы вы выразили свое отношение к
уроку.
Если он вам очень понравился, прикрепите к
болоту «клюкву».
Если не очень – «голубику».
А уж если совсем не понравился – «чернику».
Дети берут «ягоды».
– Спасибо за оценку. Мне было очень приятно
работать с вами.
Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)
Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)
Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)
Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)
Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)
Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)
Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)
Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)
Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)
Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)
Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)
Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)
Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)
Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.