Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)
Оценка 4.6

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
окружающий мир
2 кл
12.11.2018
Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)
Презентация
УРОК.docx
МБОУ « Верхнепотаповская СОШ» Болото ­ естественный водоём Урок окружающего мира 2 класс Технологическая карта урока                                                                           Учитель: Крицкина Т.В. Учебный предмет: окружающий мир. Класс: 2 класс. УМК:   «Начальная школа 21 века». Тема урока: «Болото ­ естественный водоём». Цель урока: создать  условия  для   первичного  представления  о  болоте,   познакомить  с наиболее   типичными   представителями   животного   и   растительного   мира   болот, обосновать роль и значение болот. Задачи:  образовательные:  ­   раскрыть   гармоничную   связь   человека   с   окружающим   миром   природы;   обобщить знания о водоёмах; - познакомить с наиболее типичными представителями животного и растительного мира болот;  ­ формировать познавательные потребности младших школьников;   развивающие: ­ расширить представления об окружающем мире;  ­ развивать мышление, умения выделять главное, делать умозаключение, умения обобщать и сравнивать,  ­ развивать наблюдательность, коммуникативные умения;  воспитательные: ­ воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Тип урока: комбинированный Формы работы на уроке: фронтальная и индивидуальная. Планируемый  результат:  Предметные. Уметь правильно формулировать изучаемые понятия.                              Личностные.  Уметь   проводить   самооценку   на   основе   критерия   успешности   учебной деятельности.      Регулятивные УУД.   ­уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  ­проговаривать последовательность действий на уроке;  ­работать по составленному плану; ­планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;  ­вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;  ­высказывать своё предположение.       Коммуникативные УУД.  ­уметь оформлять свои мысли в устной форме;  ­слушать и понимать речь других;  ­совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.      Познавательные УУД.  ­уметь ориентироваться в своей системе знаний:  ­отличать новое от уже известного с помощью учителя;  ­добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.  Оборудование:  учебник:   Виноградова   Н.Ф.   «Окружающий   мир»,   2   класс,   Ч.2,; презентация по данной теме; торф; гербарий; иллюстрация болота, животных, растений, план урока. Ход урока Деятельность учителя и учащихся Характеристика деятельности учащихся УУД I. Организационный момент Цель:  проверка готовности обучающихся, их настроя на урок. У. Начинается урок, Он пойдёт вам, детки, впрок. Постарайтесь всё понять, Интересное узнать. II. Целеполагание и мотивация Взаимодействовать со сверстниками   и   взрослыми   через участие совместной деятельности. в       Строить рассуждения. Излагать своё мнение. Слушать собеседника. Анализировать. Цель   ­  актуализировать   знания,     которые понадобятся для открытия нового знания.  У. Послушайте отрывок из стихотворения  Г. Ладонщикова «Ручей ­ ручеёк» и скажите: Куда бежал ручеёк? Кто помогал ему?  ­ Эй, ручей­ручеёк,    Далеко ли ты потёк?   Тороплюсь я в речку,   В речку ­ быстротечку.   Вместе с речкою к реке   Мы помчимся налегке   И с рекою вскоре   Добежим до моря...  У.­ Куда бежал ручеёк? Кто помогал ему? Д. ­ Ручей, река, море…  У.    –   А   какими   словами   можно   дополнить этот список . Назовите одним словом. Д. ­Водоемы. У.  ­А   что   такое   водоём?   На   какие   виды делятся водоёмы? Водоемы изучаем, По рекам­морям шагаем, Будем путь свой продолжать,  Чтобы новое узнать. Цель:   подведение   детей   к   формулированию темы и постановки задач урока. Самостоятельно   ставить   учебные цели. III. Сообщение темы урока. Проблемная ситуация.  У.­Сегодня мне приснился удивительный сон. Мне снилось, что я гуляла в лесу и попала в какое­то   таинственное,   необыкновенное место. Принимать   и   сохранять   цели   и задачи   учебной   деятельности, определять её   осуществления. средства     какая   Посмотрите, растительность. Догадались, где я оказалась?            Все обходят это место:     Кругом   сыро, здесь скудная   мох. Здесь земля как будто тесто,    Здесь осока, кочки, мхи,  Нет опоры для ноги. Д. ­ Болото.   У. ­ Вот вы и определили  тему сегодняшнего урока. Сегодня   на   уроке   мы   заглянем   на   болото. Познакомимся   с   особенностями   его растительного   и   животного   мира   и   узнаем, зачем нужны болота.  Как возникают болота?        Что растёт на болотах?        Кто живёт на болотах?  Значение болот. У.  ­Вот   на   эти   вопросы   мы   сегодня   и попытаемся найти ответы. IV. Учебно­познавательная деятельность 1. Болото в природе Воспринимать   на   слух   рассказ учителя.  Уметь задавать учебные вопросы. I. Рассказ учителя У. ­Так как же возникают болота?  Какие у вас будут предположения? 1. Когда­то   на   этом   месте   было   небольшое озеро.  ( Слайд 2)   И   Берега его густо поросли камышом, рогозом. Со   дна   поднимались   кувшинки,   лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались все   больше,   наступали   с   берегов   на   воду, переплетались   стеблями. закрывали, ...   Прошло   несколько закрывали   воду   десятков лет, и растения полностью захватили озеро, закрыли воду. С каждым годом заросли становились все гуще. И вот из переплетений стеблей, листьев и трав образовался толстый слой ­ почти до дна достает. Поэтому, когда идешь   по   болоту,   так   пружинят   кочки,   так вязнут ноги. Того и гляди провалишься, ведь под кочками вода.   2.­Или может речушка лесная текла не спеша и понемногу зарастала в низинах травами.  (Слайд 3)  3.­ Или ключ бил из­под земли и все вокруг пропитал водой. Вот и образовались на таких местах болота. (Слайд 4) ­Из   растительных остатков на болоте через несколько   десятков   лет   образуется   такое полезное ископаемое как торф. ­Рассмотрите торф. Где используют торф? II. Первичное закрепление. У.­Какое   открытие   вы   сделали?   Как образуются болота? ­Образуются   болота   на   местах Д.  зарастающих   водоёмов   или   в   пониженных   местах,   где скапливается   местность заболачивается. вода и     У. Что такое болото? Дети отвечают. У.  А   знаете   ли   вы,   что   2   февраля   — Всемирный   день   водно­болотных   угодий? Этот день посвящён болотам. На   территории   Ростовской   области   болот мало.   Они     встречаются   в   низовьях   Дона   и поймах других рек на юго­западе области.  2. Знакомство с растительным миром болот   на   вопросы   по Отвечать содержанию. Конструировать   монологическое и высказывание: последовательно строить отбирать высказывание, выразительные средства языка.  логично         У.­Болота ­ это копилки воды. Многие реки берут   в   них   начало.   Много   воды   ­   значит, растут здесь влаголюбивые растения.  ­Как   вы   думаете,   какую   роль   выполняют растения в водоёме? Д. ­Являются пищей и домом для животных,  вырабатывают кислород. У. ­Есть ли растительный мир на болоте?  Д.­ Да. У. ­Но деревья ­ хилые, чахлые, низкорослые, их мало видов: сосна, ольха, береза .   Растут деревья и кустарники очень медленно. Корни стелются по верху, вглубь не идут. Почему? Д. ­На глубине много воды и дышать трудно.  У.­Лучше   растут   на   болотах   особые   виды травянистых приспособившиеся к болоту. растений,     хорошо Скажите, о каких «бусинках» идет речь в этом стихотворении?             О, сколько бусинок багряных Рассыпано ­ не сосчитать! Мхи на болотистых полянах Коврами кажутся опять.  Д. О ягодах.   У. Какие вы знаете ягоды, которые растут на болоте? Д.   Клюква, морошка.  черника,   голубика,   брусника, (Слайд 5) У. Об этих ягодах в народе говорят: «В доме, в   котором   едят   эти   ягоды,   врачу   делать нечего». Как вы понимаете эту поговорку? Дети объясняют. У.­Послушайте   сообщение   о   клюкве   и скажите, чем  эта ягода полезна .   Клюква   не   травянистое, (Подготовленное сообщение о клюкве) Клюква. Главная   ягода,   за   которой   люди   с   давних времён   отправляются   на   болота,   ­   клюква. Тонкие   стебельки,   густо   покрытые   мелкими листьями, стелются по поверхности мохового ковра, то тут, то там на них видны красные ягоды.   а вечнозелёный   кустарник.   Его   стебель, толщиной с иголку, имеет такое же строение, как стебель настоящих больших кустарников. Ягоды   клюквы,   богатые   витаминами,   лучше собирать после первых заморозков. Тогда их можно   и   «живьём»   есть,   и   сварить   вкусный кисель или морс. ­Так чем же полезна клюква? ­Рассмотрите гербарий №1. Находить справочных источниках. информацию     в Делать выводы. Устанавливать   следственную связь. причинно­ Давать рассматриваемому объекту.   характеристику У.   ­  Основной   растительностью   болот являются мхи. Послушайте сообщение о мхе и скажите, чем интересен он. (Сообщение о сфагнуме) Сфагнум – это мох, который можно увидеть на   болоте.   Он   может   быть   зеленым,   бурым, белым и даже красным. Растет он всю свою жизнь.   Точнее,   растет   его   верхняя   часть,   а нижняя  постепенно  отмирает, образуя  торф. Слово   «сфагнум»   в   переводе   с   греческого означает   «губка».   Этот   мох   способен впитывать невероятно много воды – в 30–40 раз больше, чем весит сам! Если  лето жаркое,мох сверху высыхает, но в глубине   всегда   есть   влага.   Наступишь   ­   и сразу сырость. Сфагнум   может   заменить   йод   и   вату   при ранениях – дезинфицирует и впитывает кровь. почувствуешь     ­Скажите, чем интересен сфагнум? ­Рассмотрите гербарий №2. У.  ­Но не только ягоды и мхи растут на болотах   –   есть   и   другие   травянистые растения.  Откройте учебники на с.87 и рассмотрите, какие растения ещё растут на болоте. Например,   пушица,   багульник,   кукушкин лён. На   следующий   урок   вы   можете подготовить сообщения об этих растениях. У. ­ Кроме всех названных обычных растений болот, встречаются на болотах  и необычные растения. Например,   росянка,   которая   занесена   в Красную книгу.  (Слайд 6) У. ­Послушайте и скажите, чем необычно это растение. Росянка  ­ удивительное хищное растение. Ее листья   покрыты   волосками.   На   волосках   – капельки   жидкости,   похожие   на   мелкие росинки.   Отсюда   и   название   растения. Жидкость привлекает насекомых. Ну как не присесть   на   эти   блестящие   капельки   росы! Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист закрывается,   насекомое   переваривается, остается только твердый покров и крылышки. Так   росянка   питается,   ведь   ей   для   роста нужны питательные вещества, а на болоте нет плодородного перегноя. К тому же корешки у этого растения слабые, коротенькие, они лишь всасывают   дождевую   воду   из   верхнего   слоя мха.   Что   ж,   природа   находит   другой   путь: делает росянку плотоядной. У.  ­ Чем необычно это растение? Закрепление У. –Так что же растёт на болотах? Учебно­познавательная деятельность (продолжение) 3. Знакомство с животным миром болот У.   ­Животный мир болот не так богат, как животный   мир   лесов.   Как   вы   думаете, почему? Участвовать   в   диалоге:   понимать вопросы и отвечать на них.  Воспринимать   на   слух   рассказ учителя.  Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое   высказывание   по   поводу услышанного и увиденного ­Послушайте   звуки,   которые   слышны   на болоте,   и   скажите,   какие   виды   животных преобладают на этом водоёме. (Звук на болоте.  «Окр. мир»)  У.­ Давайте представим, что мы лягушки. Физкультминутка На болоте две подружки – Две зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Лапками топали, Лапками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. (Слайд 7)   она   У.   –  На   болоте   много   комаров,   слепней, мошкары, стрекоз, пиявок.  Болото   –   раздолье   для   лягушек   и   их головастиков.   В   болотах   обитают   змеи. Заросли   растений   вокруг   болот   служат местом   жизни   и   кормления   многих   птиц. Здесь   живут,   чибис,   цапля,   журавль,   белая куропатка. Крупные животные на болотах не живут.   Только   в   поисках   пищи   сюда   могут зайти кабаны, лоси. (Слайд 8) (Сообщение о выпи)  У.­ Живет на болоте интересная птица – выпь. Окраска   у   нее   не   ровная,   а   полосатая,   что хорошо   маскирует   птицу.   Если   эта   птица чувствует   опасность, замирает, вытягивает   шею   и...   становится   невидимой. Охотится   она   ночью:   долго   стоит   у   воды   и наблюдает,   не   проплывет   ли   мимо   добыча. Как только увидит выпь малька, головастика или рыбешку, делает молниеносный выпад – и добыча оказывается в клюве.   По   вечерам   и   утрам   над   болотом   можно услышать   протяжный,   гулкий   звук,   похожий на вой. Это голос выпи. Голос выпи ­Что вы почувствовали ,когда услышали этот звук?  (Слайд 9,10) Не   зря   издавна   болота   наводили   ужас   на человека. Непонятные   звуки   и   хохот   люди приписывали   разным   чудищам   –   хозяевам болот. А ещё в темные ночи над болотом появляются огни. Откуда они? Оказывается, на дне болот гниют   останки   погибших   растений   и животных. Образуются газы, которые выходят на поверхность и от кислорода, находящегося в   составе   воздуха,   загораются.   В   старину думали,   что   на   болоте   живут   злые   духи, поэтому сюда не ходили поодиночке и далеко не заходили.  5. Литературная викторина У.  –А   вот   герои   некоторых   литературных произведений   болота   совсем   не   боятся,   они там живут.   А теперь ответьте на вопросы литературной викторины. Назовите автора и произведение, из которого взят   отрывок.   Какие   животные   и   растения болот упоминаются в этих произведениях? Уметь работать по предложенному учителем плану. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое   высказывание   по   поводу услышанного и увиденного Строить   высказывание. монологическое «Она   схватила   ореховую   скорлупку   с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.  В саду протекала речка, а у самого ее берега было   топкое   болото.   Здесь­то,   в   болотной тине, и жила старая жаба со своим сыном». (Х.К. Андерсен. «Дюймовочка».) «Наш бегемот провалился в болото.  И ни туда, ни сюда!  О если вы не придете,  Он утонет, утонет в болоте!  Ох, нелегкая это работа –  Из болота тащить бегемота...»  (К.И. Чуковский. «Телефон».) «А у младшего сына, Ивана­царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда. Вот он шел­шел,   дошел   до   болота,   видит   –   сидит лягушка, подхватила его стрелу».  (Русская   народная   сказка   «Царевна­ лягушка».) «А выпь стоит в камыше, вытянулась тонкая­ тонкая и вся в желтые и коричневые полосы раскрашена.   Стоит,   качается   взад­вперед, взад­вперед».  (В. Бианки. «Первая охота».) «Комарик   сел   на   листочек,   опустил   нос   в капельку,   а   капелька   липкая,  клейкая.   Влип комариный нос. Вдруг   реснички   зашевелились,   потянулись, как щупальца, схватили комарика. Закрылись круглые листочки. А когда раскрылись, упала на землю пустая комариная шкурка».  (В. Бианки. «Страшное растение».) 4. Значение болот и их охрана Уметь работать по предложенному учителем плану. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и  чужое высказывание по поводу  услышанного и увиденного Строить монологическое высказывание.   Значение и охрана болот.  У.­Какое   значение   играют   болота   в   жизни людей?  1.Люди добывают на болотах торф, который применяется как топливо; как удобрение. 2. На болотах собирают ягоды. 3. Здесь селятся немало ценных и даже редких птиц, таких, как журавли. 4.   В   болотах   берут   начало   многие   реки, поэтому   болота   называют   еще   хранителями воды на земле.  У.  ­Долгое   время   болота   осушали   с   целью увеличения количества пахотных земель. Это привело   к   обмелению   некоторых   рек,   к сильному   сокращению   болотных   птиц   и других   животных,   к   исчезновению   большого количества   ягодных   растений.   Болота   ­   это часть природы. Они подлежат охране.  ­Все правильно вы сказали, безусловно болота  имеют большую ценность, но!!! Чем опасно болото?  Значит, мы должны быть очень внимательны и  аккуратны, находясь на болоте, соблюдать  элементарные правила, тогда болото принесет нам только пользу! Домашнее задание ­Продумайте и составьте памятку «Как вести себя на болоте». Цель: проверить полученные знания на уроке. VI. Итог урока ­Выберите только тех животных и растения, которые растут на болоте, и прикрепите их к болоту. VII. Рефлексия Высказывать   свою   точку   зрения. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое     высказывание   по   поводу темы занятия. У.­Ребята,   мы   ответили   на   поставленные вопросы? ­Что еще вам хотелось бы узнать о болотах? ­Я хочу, чтобы вы выразили свое отношение к уроку.  Если он вам очень понравился, прикрепите к болоту «клюкву».  Если не очень – «голубику».  А уж если совсем не понравился – «чернику». Дети берут «ягоды». – Спасибо за оценку. Мне было очень приятно работать с вами.

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)

Разработка урока "Болото-естественный водоем" с презентацией (2 класс, окр. мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018