Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски
Оценка 4.9

Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски

Оценка 4.9
Документация +1
docx
классное руководство
Взрослым
30.06.2017
Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски
Согласно новому закону «Об образовании в РФ» под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. К воспитанию, как процессу целенаправленного управления духовным развитием личности обучающегося, подготовкой его к жизни, активной трудовой деятельности, государство предъявляет особые требования. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ является методологической основой новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Доклад ФГОС.docx
«Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели,  возможности, риски»        Согласно новому закону «Об образовании в РФ» под воспитанием понимается деятельность,   направленная   на   развитие   личности,   создание   условий   для самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных,  духовно – нравственных   ценностей   и   принятых   в   обществе   правил   и   норм   поведения   в интересах человека, семьи, общества и государства.      К воспитанию, как процессу целенаправленного управления духовным развитием личности   обучающегося,   подготовкой   его   к   жизни,   активной   трудовой деятельности, государство предъявляет особые требования. Концепция духовно – нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   РФ   является  новых   федеральных   государственных методологической   основой образовательных стандартов.          ФГОС требуют реализации целостного воспитательного процесса в единстве урочной   и   внеурочной   деятельности,   активного   внедрения   научных   подходов   к воспитанию   подрастающего   поколения,   инновационных   методик   и   технологий воспитывающей деятельности.      Всё это будет способствовать: ­ повышению общественного статуса государственных и общественных институтов воспитания; ­ развитию воспитательного пространства оюразовательных организаций с учётом отечественных традиций и современного опыта; ­   совершенствованию   воспитательного   процесса   на   принципах   гуманизации, преемственности и целостности; ­   укрепление   гражданско   –   патриотической   позиции   в   воспитании   обучающейся молодёжи в повседневной педагогической практике.      Внедрение в практику ФГОС – дело сложное. На сегодняшний день сохраняется ряд   серьёзных   противоречий   в   развитии   современного   воспитания.   Среди   них основными являются следующие: ­ государственно – общественные институты и органы образования декларируют идею   приоритетности   воспитания,   однако   на   практике   процесс   обновления содержания воспитательной деятельности серьёзно отстаёт от заданных параметров модернизации образования; ­ возрастают потребности общества в хорошо обученной и воспитанной молодёжи, но существуют объективные трудности в обеспечении условий и возможностей и профессионально – личностных качеств; ­ современное воспитание располагает целым арсеналом научных теорий, систем, моделей,   новых   форм   воспитательной   работы,   но   недостаточно   отработаны механизмы внедрения данных разработок в практику образовательных организаций; ­ отраслевые, ведомственные организации, реализующие воспитательные функции, органы исполнительной власти и образовательные организации проводят множество воспитательных мероприятий, но не выработана единая воспитательная политика, обеспечивающая взаимодействие.      В своём выступлении на пленарном заседании мирового политического форума «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности» Д. А. Медведев, обозначая пять критериев государства XXI века, указал на то, что социальное многообразие стало сегодня решающим фактором развития личности, группы, этноса, начиная влиять на развитие демократии. Оно учит нас существовать и сотрудничать с теми, кто на нас не похож. Уважать и стараться понять тех, кто думает и поступает не так, как поступаем мы. А это очень не просто.          Следует выделить следующие социальные и моральные вызовы сегодняшнему образованию: ­ морально – нравственная дезинтеграция общества; ­ низкий уровень доверия к социальной солидарности; ­   нарушение   преемственности   поколений,   социальных   механизмов   трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта; ­   недостаток   гражданского,   патриотического   самосознания   и   конструктивного общественного поведения; ­ рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций; ­ снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования; ­ недостаточный уровень воспроизводства населения; ­ снижение физического, социального и психического здоровья населения.      Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, являющиеся по своей сути достойным ответом на вышеобозначенные вызовы XXI века, диктуют необходимость переосмысления отношения к управлению процессом воспитания в современной школе, как с позиции педагогической науки, так и со стороны массовой педагогической практики.    В этой связи на основе обобщённого анализа попробуем увидеть новые акценты меняющегося воспитания в условиях реализации ФГОС второго поколения. Линия сравнения Понятие воспитания   Место в образовательном процессе Ценности воспитания ФГОС первого поколения ФГОС второго поколения Воспитание   –   это   педагогически рациональное  управление  процессом развития личности ребёнка (Закон РФ «Об образовании» 1996 г.)           и и Воспитание образование выстраиваются   в   рядоположную линию,   как   слагаемые   суммарного понятия   «образование».   Процесс образования воспитания относительно автономны. Ориентация   ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты,   гармонизацию взаимоотношений ребёнка с окружающим миром, природой, самим собой на           в Воспитание   –  деятельность, направленная   на   развитие  создание   условий личности, для   самоопределения   и социализации   обучающихся   на основе социокультурных, духовно   –   нравственных ценностей   и   принятых   в обществе   правил   и   норм поведения     интересах человека,   семьи   ,   общества   и государства   (Закон   РФ   «Об образовании   в   Российской Федерации» 2012 г.) Воспитание   как   процесс развития   личности   обретает приоритетное   значение,   его расположение в процессе образовательном   становится ведущим. Ориентация   на национальные   (патриотизм, солидарность, гражданственность, семья, здоровье,   труд   и   творчество, наука,   традиционные   религии,   базовые ценности социальная Цель воспитания Свободная   в   самоопределении   и развитии личность Содержание воспитания Чётко   определяется   целями   и развития задачами   детского коллектива,   реализуется   через основные дополнительные и образовательные программы       Принципы воспитания Разделение   принципов   воспитания   и принципов обучения Преобладающие подходы к управлению воспитанием   Доминирующие методы воспитания Формы воспитания     гуманистический, Системный, ориентированный, личностно   рефлексивный, антропологический. проблемно   –   ориентированный, оптимизационный   этическая Рассказ,   внушение, беседа, пример,   поручение, поощрение,   наказание   и   др.   (методы формирования   сознания   и   опыта поведения;   воспитание   словом, образцом и отношением) Носят мероприятийный характер   объяснение,   увещевание,   упражнение, демонстративно –     Внеурочная деятельность учащихся Не   регламентирована,   организуется через   годовой   план   воспитательной работы   школы   (класса)   и   систему       укоренённый   искусство   и   литература, природа, человечество). Высоконравственный, компетентный творческий, России,   гражданин принимающий Судьбу Отечества   как   свою   личную, осознающий ответственность за настоящее   и   будущее   своей страны, в духовных   и   культурных традициях многонационального народа России Приобретает вариативный характер   при   инварианте базовых национальных ценностей,   реализуется   через Программу   воспитания   и социализации обучающихся Принципы   воспитания   и образования   рассматриваются в единстве Системно   –   деятельностный, гуманно   –   личностный, мотивационный,  программно – целевой, ресурсный         воспитывающая Диспут, ситуация, соревнование, поощрение   и   др.   (методы организации   деятельности   и стимулирования;   воспитание делом и ситуацией)     внимания Выстраиваются согласно содержательному   замыслу,   в центре – содержательная   идея   в   своей глубине и значимости Чётко определены направления внеурочной деятельности, регламентированные дополнительного образования Позиция педагога Профессиональная   позиция   педагога по отношению к учащемуся «учитель – ученик»     образовательным планом школы,   и   выстраиваются   на основе поуровневой результативности Профессиональная   позиция педагога   по   отношению   к учащемуся   «человек   – человек»        Как видим, в новых социальных и культурных условиях меняющегося общества, на фоне процессов модернизации в образовании, становится более актуальной проблема реализации   и   развития   воспитательного   потенциала   образовательной   среды   каждой образовательной   организации,   что   диктует   необходимость   поиска   и   научно   – методологического   обоснования   новых   подходов   к   управлению   образовательными системами.               В   качестве   целевых   воспитательных   ориентиров   для   всех   ступеней общеобразовательной   школы   стандартами   определены   личностные   характеристика выпускника, в совокупности составляющие его идеальный образ или так называемый портрет,   должный   отражать   уровень   и   динамику   социализации   и   духовно   – нравственного развития школьников. Например, согласно стандарту начальной школы воспитательная работа должна быть сориентирована на то, чтобы в процессе обучения в 1   –   4   классах   формировался   не   просто   школьник,   а   юный   россиянин.   К   моменту окончания школы  личностные  результаты  освоения молодым  россиянином  основной образовательной программы должны отражать: ­ российскую гражданскую идентичность; ­ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; ­ толерантное сознание и поведение в поликультурном мире; ­ сформированность экологического мышления и т.д.              Ещё одним способом представить воспитательное влияние школы через призму образовательных   результатов   является   включение   желаемых   итогов   воспитания   в содержание учебных предметов.  Например, в рамках курса начальной школы через содержание предметов школа должна обеспечить: «Русский язык» и «родной язык» ­ сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;       «Литературное чтение» ­ формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических понятий;       «Окружающий мир» ­ сформированность уважительного отношения к России, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны и т.д.         По такой же методологии выстроены предметные результаты средней и старшей ступеней.                 Помимо   целевых   ориентиров   и   требуемых   результатов   воспитательной деятельности   школы,   ФГОС   2   –   го   поколения   содержит   также   требования   к   её организации.   Общими     для   всех   образовательных   организаций   являются   следующие требования: идейные основы, опирающиеся на базовые национальные ценности; общая направленность  воспитательного   влияния;  структурные   элементы:   программы воспитания (для начальной ступени – программы духовно – нравственного воспитания и формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; для средней и старшей ступеней – программа воспитания и социализации обучающихся); система внеурочной деятельности по направлениям развития личности.                              Сегодня ключевая задача системы образования – создать психолого – педагогические условия для формирования социально активной гражданской позиции учащейся молодёжи в условиях многообразия традиций и инноваций социокультурного пространства каждого региона. А для этого в первую очередь необходимо выполнение следующих позиций: ­ целеполагание воспитательной деятельности образовательной организации на основе базовых национальных ценностей с учётом национального воспитательного идеала; ­ возвращение воспитательного процесса к человеку как основному его предмету и цели, насыщение содержания воспитания проблемами человека; ­ организация воспитания не как совокупности мероприятий, а как целостной системы жизнедеятельности учителей, обучающихся, родителей и социальных партнёров; ­   осуществление   духовно   –   нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся   в контексте мировой и национальной культуры с учётом социального многообразия; ­ поддержка индивидуальности и самобытности ребёнка, развитие его субъективных свойств; ­   существенное   повышение   профессиональной   компетентности   и   педагогической культуры учителей.              Как в учебной, так и воспитательной деятельности ФГОС ориентирует нас на достижение нового качества, основой которого является не сумма знаний, умений и навыков учащихся, а компетенции как способности применять знания на практике. Мы должны научить наших детей действовать, принимать решения, чувствовать и т.д.              Несколько   слов   об   оценке   внеурочных   достижений.   Оптимальной   формой накопления   результатов   является   портфолио,   которое   демонстрирует   спектр способностей,   культурных   практик,   интересов   ученика.   Это,   конечно,   и   результаты промежуточной   аттестации,   наблюдения,   практические   работы,   самоанализ   и самооценка и т.д.        Во избежание рисков в реализации требований ФГОС в качестве первоочередных мер необходимо: ­   пересмотреть   существующие   подходы   к   оцениванию   эффективности   и   качества работы   школы   только   с   точки   зрения   формальных   показателей   о   достигнутых результатах обучения (процент сдачи ГИА И ЕГЭ, побед на олимпиадах количество поступивших в вузы и т.д.); ­ создать комплекс научно – методических разработок и рекомендаций, в котором были бы   максимально   конкретизированы   заявленные   стандартами   цели,   средства   и результаты   воспитательного   влияния   школы,   предложены   объективные   критерии   и инструментарий   оценивания   уровней   воспитанности   и   социализации   школьников,   а также   результатов   воспитательной   деятельности   педагогов   школы   в   целом, представлены   практико   –   ориентированные   программы   и   вариативные   модели организации воспитательной деятельности на разных ступенях школьного оьразования.

Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски

Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски

Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски

Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски

Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски

Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски

Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски

Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски

Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски

Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски

Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски

Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски

Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски

Новые образовательные стандарты и воспитательное влияние школы: цели, возможности, риски
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017