Нравственная азбука(1-4 кл, внеурочная деятельность)

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном пособии содержится материал, который педагоги могут использовать при организации совместной деятельности с учащимися начальной школы во внеурочное время. Это могут быть классные часы, специальные занятия для проведения систематической работы с младшими школьниками в группах продленного дня, кружки, факультативы. Занятия проводятся в форме бесед. Соответственно возрасту представлен материал пособия. Рассмотрение одной темы может занять несколько занятий в зависимости от индивидуальных особенностей детей, входящих в группу, от имеющихся у них базовых знаний. Знакомство детей с качествами человека должно происходить в непринужденном обсуждении конкретных историй, ситуаций. Выполняя с помощью взрослых предлагаемые задания, ребенок учиться управлять своими чувствами, анализирует человеческие качества и поступки, как литературных героев, так и свои собственные. Педагог должен дать возможность детям самостоятельно оценить то или иное качество человека, самостоятельно раскрасив определенным цветом заглавную букву слова, определяющего качество человека. В процессе бесед дети не только расширяют свои представления о переживаниях, но овладевают набором практических умений, которые позволяют им совершать поступки, соответствующие общепринятым нравственным нормам. Материал способствует формированию определенных социально проблемных свойств личности, формированию духовно – нравственных качеств. Содержание бесед должен способствовать развитию не только эмоциональной сферы, но и формированию социально проблемных свойств личности. В процессе педагогического общения происходит анализ отрицательных свойств личности, с проявлением которых приходится сталкиваться в ходе развития.Данное пособие представляет собой дидактический материал для организации воспитательной работы в начальной школе.
Иконка файла материала нравственная азбука (2).doc

            

Нравственная азбука

 

А Я – ЧЕЛОВЕК?

 

Автор- составитель: Ляшко Людмила Борисовна,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 29

станицы Петровской

 

Дорогой друг!

 

Ты открыл необычную книгу. Это нравственная азбука, которая называется «А я – человек?». Эта азбука тебя не будет учить читать, но она научит тебя быть настоящим человеком. Быть настоящим человеком - это очень важно. Ведь ты живешь в обществе, среди людей, и от того, каким человеком ты станешь, зависит, как будут люди относиться к тебе.

    Читай внимательно азбуку и выполняй все её задания. Если возникнут затруднения - думай, слушай свое сердце, советуйся со взрослыми.

 Ты сам должен  разукрасить заглавные буквы. Если качество хорошее - то  букву раскрась зеленым цветом, если качество тебе не нравится - раскрась  букву  синим цветом.

   Удачи тебе в изучении азбуки!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А                          ккуратность

 

Часто ли ты слышал это слово- аккуратность?

Если слышал, то от кого и когда?

Посмотри на этих детей, можно ли их назвать аккуратными?

С кем бы ты хотел подружиться?

 

 

 

 

 

Прочитай стихотворение. На строчке напиши, как можно назвать героя стихотворения?

 

Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок,
Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, неприятно.
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстёгнут воротник?
Кто он, этот ученик?______________________________

Прочитай пословицы. Как ты их понимаешь?

·       Кто аккуратен, тот людям приятен.

·       Чистота- лучшая красота.

·       Чисто жить- здоровым быть.

Узнай героев сказок. Кто из них аккуратен, а кто -  нет?

 

 

 

 

Всем известно стихотворение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Прочитай отрывок их него, допиши нужное слово.

 

Этот в грязь полез и рад,

Что грязна рубаха.

Про такого говорят:

«Он плохой……..

 

Этот мальчик любит мыло

 и зубной порошок.

Этот мальчик очень милый,

Поступает ……

Какие предметы нужны аккуратному человеку? Где и когда их надо применять?

 

Безразличие(равнодушие)     

   

          

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

 

Вспомни сказку Х.К.Андерсена «Гадкий утенок». Кто проявил равнодушие к судьбе главного героя?

 

Как бы ты поступил, если бы увидел, что

1.  Бросили мусор в коридоре

2. Толкнули друга.

3. Плачет  первоклассник.

4. Учитель несёт стопку книг.

5.   Ученик бежит “сломя голову”.

Выучи наизусть:

Понять и исполнить

Желанье другого-

Одно удовольствие,

Честное слово.

 

В             ерность            

 

Ты, наверное, часто слышал слова «верный друг».

Подбери синонимы к слову «верный», напиши:

___________________________________________________

___________________________________________________

Выбери верное утверждение:

·       Верный друг никогда не предаст

·       Верный друг всегда придет на помощь

·       Верный друг не может выслушать и помочь принять верное решение

 

Перед вами разные герои, как вы думаете, кому они верные друзья?

 

 

 

 

 

 

Выучи наизусть:

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит,

Вот что значит

Настоящий, верный друг.

  

 

Г             ордость

 

- Прочитай притчу. Постарайся объяснить её смысл.

 

Гордый ветер.

 

  Загасил ветер свечу и возгордился:

- Я теперь все погасить  могу! Даже солнце!

    Услыхал его мудрый мужик, сделал ветряную мельницу и сказал:

- Эка невидаль- солнце! Его и ночь погасить может. Ты попробуй вот это колесо останови!

    И, что есть силы, раскрутил большое, тяжелое колесо.

    Дунул ветер раз, дунул другой – а колесо – то не останавливается.      Наоборот, чем больше он дул, тем сильнее оно крутилось.

   Потекла в мешки умного мужика мука, и стал он  жить: сам в достатке, и бедных не забывать!

   А ветер, говорят, до сих пор на это колесо дует. Где именно? Да всюду, где только есть место гордыне.

 

 

 

 

 

- Подумай, быть гордым, это хорошо или плохо?

- Но ты, наверное, слышал такое выражение «Мы вами гордимся».     Кем можно гордиться? Приведите примеры.

 

 

 

 

 

Д           

           оброта

 

Прочитай стихотворение:

 

Где красота - там доброта

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На этих двух подруг похожа.

И нам без них не обойтись,

Ни светлым днем, ни днем дождливым

И если хочешь быть счастливым,

Ты добротою поделись.

Какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?

Соедини начало пословицы с её продолжением:

Доброе слово лечит -            есть добрый.

Злой не верит, что                а худая – бежит.

Добрая слава лежит,             злое калечит.

Доброго чтут,                        а злого жалуют.

Как выработать у себя доброе отношение к людям? Начните с малого.

            Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.

·     Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям.

·     Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.

·     Защищайте девочек, маленьких детей.

·     Не допускайте грубости.

·     Старайтесь во всем помочь ближним.

·     Будьте добрым и милосердным человеком!

Перед тобой солнышко, напиши на его лучах, какими чертами обладает добрый человек.

 

Добрый человек

 

 

Прочитай рассказ В. Осеевой “Просто старушка”:

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

-Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет,- ответил мальчик.

- Мама?- удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

Ответь на вопросы:

- Что вы можете сказать о мальчике? А о девочке?

- Могли бы и вы поступить так, как мальчик?

- Случалось ли вам помогать не знакомым людям?

В конце азбуки найдите страничку, где вы сможете записывать все добрые дела, которые вы совершите. Старайтесь, что бы их у вас было как можно больше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Спешите делать добро!

Д    ружба

 

 Прочитайте стихотворение и скажите, что такое ДРУЖБА?

– Что такое дружба?
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
– Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!

Кто с кем дружит?  Запиши героев-друзей

1.Забавные бурундучки Чип и ………………

2.Добрая Белоснежка и …………………........

3.Забавный Вини Пух и ………………………

4.Добрый Малыш и …………………………..

5.Доверчивый Буратино и ……………………

6.Зеленый крокодил Гена и…………………..

 ПРОЧИТАЙ ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ И СТАРАЙСЯ ИХ ВЫПОЛНЯТЬ

1.     Помогай другу в беде.

2.     Умей с другом разделить радость.

3.     Не смейся над недостатками друга.

4.     Останови друга, если он делает что-то плохое.

5.     Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

6.Не обманывай друга.

7.Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

8.Не предавай своего друга.

9.Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе

Внимательно прочитай стихотворение и   запиши пропущенные слова:

С другом разделю все вместе,
С другом буду всегда ________
Если в чем-то я е прав,
_______ поможет – он не враг.
В обиду друга я не дам,
Не променяю, _________.
От того беги скорей,
Кто чернит своих __________.
Обижаться не спешу,
Школьной дружбой __________.

Подсказка : (дорожу, не предам, друзей, честен, друг)

Рассмотри иллюстрации. Узнал героев? Расскажи, почему их можно считать настоящими друзьями.

 

 

 

        б Еда

 

Рассмотри Пушистиков, у кого из них случилась беда? Как ты это определил? Как можно помочь Пушистику?

 

 

 

 

Как ты думаешь, что могло случиться у Пушистика? Как можно ему помочь?

Случалось ли и у тебя беда? Кто тебе помог и пришел на помощь?

Определи, как  и чем можно помочь в ситуации.

·       Потерялся котенок

·       Получил двойку

·       Заболел и отстал по учебе

·       Споткнулся и упал

Составь из слов пословицу и запомни её

Познается, в, друг, беде

 

 

- Прочитай притчу «Беда». Что хотел автор показать притчей?

 

   Пришла беда да как закричит:

- Я пришла, отворяй ворота!

- Милости просим!- приветливо ответил ей, широко распахивая ворота.

  - Да вы что- или не поняли, кто я?- удивилась бела.

- Почему? Поняли. Просто мы и тебя, и радость принимаем, как из руки Самого Бога, зная, что Он все посылает нам для нашей же пользы! Ну, что не заходишь? Или тебе подсобить?

 Посмотрела беда на таких хозяев. Помаялась- помаялась.

И…. пошла по другим дворам. Где она действительно могла стать бедою!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж

  адность

 

Прочитай стихотворение. Что ты можешь сказать о мальчике?

- Гриша, Гриша, дай мне нож.

- Ты обратно не вернешь.

-Дай-ка, Гриша, карандаш.

- Ты обратно не отдашь.

- Гриша, Гриша, дай резинку.

- Ты откусишь половинку.

-Гриша, Гриша, дай чернил.

-Ты бы сбегал и купил.

 

А случалось ли тебе встречаться с такими людьми? А жадничал ли ты когда-нибудь?

Подбери антоним к слову «жадный»

- Какие синонимы к слову «жадный» и «щедрый» вы знаете? Назовите их как можно больше. Если затрудняешься, выбери слова из подсказки.

( Скупой, дружелюбный, вредный, прижимистый, добрый, простодушный, неприятный, вредный)

Мудрый народ сочинил много пословиц о жадности. Прочитай их, вставь пропущенные слова.

·       Много хочешь- последнее_____________.

·       Много желать- добра не ______________.

·       Маленькая жадность приносит большой_____________.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прочитай сказку. Чему она учит?

   Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
     Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
    - Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
    - Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и ешь!
    - Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
     - Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
    - Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... дружбы...

 

- Посмотри на воробья, можно ли его назвать героем сказки? Почему? Нарисуй своих героев сказки.

 

 

 

 

Прочитай притчу «Жадный кабан». Попробуй сам объяснить её смысл.

Увидел желудь, что кабан его съесть хочет, и говорит:

- Не ешь меня! Я ведь могу еще одним дубом стать! На нем вырастет столько желудей, что им сможет кормиться еще несколько кабанов!

 Подумал- подумал кабан. И съел желудь. Ему и одному их в лесу было мало…

 

З

      ло

 

Узнай героев сказок. Раздели их на две группы. По каким признакам ты их разделил? Какие дела совершали эти герои?

 

 

-

 Подбери антоним к слову «зло». Прочитай стихотворение.

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго – добро,
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.

Что хотел автор сказать этим стихотворением?

- Какие слова связаны со словом «добро», а какие со словом «зло»?

Ложь, зависть, любовь, добро, нежность, смерть, война, созидание, разрушение.

Посмотри на иллюстрацию. Как ты думаешь, - добро или зло живет в этой семье? По каким признакам ты это определил?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитай стихотворение. Постарайся его запомнить.

В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости
Вовремя спать, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённою солнце достать
И подарить его людям.

- Прочитай притчу «Урок». Чему она учит нас?

Заболело зло. Несколько дней провалялось в горячке. Но в мире этого никто не заметил.     Зато, когда заболело добро, все сразу ощутили эту потерю. Даже те, кто творил зло. С тех пор зло старается не лежать, даже когда заболеет.  А добро после этого поняло, что ему вообще нельзя никогда болеть!

З

      абота

 

Как ты понимаешь слово «забота»? Приходилось тебе о ком – либо заботиться? Расскажи .

Посмотри на иллюстрацию. Кто о ком или о чем  заботиться?

 

 

 

Прочитай стихотворение, к чему оно призывает?

 


Хочется крикнуть людям
Будьте щедрей на ласку!
Путь человека труден –
Мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте, –
Слёзы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте, –
Ласка нужна, не угрозы.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.

 

 

Продолжите предложения:

·       Я люблю заботиться о_____________________________

·       Обо мне заботятся________________________________

·       Мне хочется заботиться о__________________________

 

З     ависть

 

Знакомо ли вам это чувство? Часто говорят «Зависть черная». Как ты понимаешь эти слова?

Как ты понимаешь пословицы?

·       Завидливый по чужому счастью сохнет.

·       Завидливого и сон неймет.

·       Завидливому и свой хлеб не сладок.

Вспомни «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Кто кому завидовал в сказке?

 

 

 

 

 

- Что не понравилось царице в речи зеркала?

- Можем ли мы сказать, что царица завидует?

- Что может чувствовать царица?

- Вспомните, как в поведении в дальнейшем проявилась зависть царицы к молодой  царевне?

- Хорошо ли поступила царица по отношению к царевне?

А какое чувство испытывали сестры царицы в сказке А.С.Пушкина «О царе Салтане»?

 

 

« В кухне злится повариха,

Плачет у станки ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене».

 

- Прочитайте еще одну историю.

В. Голявкин «Концерт»

 

После окончания зрители только и говорили о Саньке, какой он замечательный парнишка, симпатичный парнишка, удивительный парнишка, редчайший парнишка и еще какой-то там парнишка.

   Хотя я такие стихи тоже мог бы написать, и спеть бы мог (и не хуже), и Пушкина мог бы прочесть даже лучше, и сказку писателя Козлова я тоже читал и мог бы ее пересказать. Я все это мог сделать не хуже, но я это не сделал, а он взял и сделал. Вот получается, что самое главное сделать, а не подумать… я твердо решил на каком – нибудь вечере в школе выступить с разными номерами, мне тоже захотелось стать замечательным, забавным, удивительным, редчайшим, симпатичным парнишкой.

 

- Почему герой захотел выступить на вечере в школе?

- Повлиял ли Саша на это желание?

- Как вы думаете, можно ли сказать, что герой рассказа испытывает зависть?

- Желает ли что-то плохого герой Саше?

- Отличается ли зависть у царицы и у героя рассказа? Чем?

Какой мальчик может стать героем рассказа? Почему ты так решил?

 

 

К

    ультурный человек

 

- Давайте сочиним вместе небольшой рассказ о культурном человеке. Вот начало:

Воскресный день. Мама готовит завтрак на кухне. Пора вставать, вы уже проснулись, но вставать не хочется.

- Доброе утро!- улыбается мама.

Вы отвечаете как?

- Прошу к столу, завтрак готов,- приглашает вас мама.

Вы встали с постели, а дальше что происходит?...

Вы садитесь за стол и…

-Что вы делаете дальше? Какие правила поведения за столом вам известны?

После завтрака, что вы делаете?

Как ты думаешь,  почему надо соблюдать правила?

 

- Посмотри на иллюстрации, кто из детей культурный, а кто нет. Почему вы так решили?

 

 

 

 

- Вспомни мультфильм «Приключения Кота Леопольда» Можно ли сказать, что Леопольд культурный кот?  А какую характеристику вы дадите мышам?

Раскрась иллюстрацию к известному тебе мультфильму.

 

Л        юбовь

 

Прочитайте внимательно стихотворение:

 

Он мамой так гордится,

Он рядом с ней садится,

Приятно с мамой сесть,

У мамы орден есть.

Он маму очень любит

Особенно при людях.

- Смотрите,- шутят гости,-

Смотрите, мамин хвостик

Сюда примчался вновь.

Когда уходят гости,

Уходит

И любовь.

 

-Какое чувство испытывает ребенок к маме? В чем оно проявляется?  Можно ли сказать, что это настоящая любовь?

Постарайтесь узнать героев сказок, кого любили они? Кто любил их и за что?

 

 

 

 

Продолжи высказывания:

 

·       Я очень люблю _____________________________

·       Меня любят_________________________________

 

 

- Прочитайте стихотворение

 

Я мог бы написать рассказ о том, что я люблю.

Но в двух словах сейчас для вас об этом расскажу.

Боюсь, устану говорить о том, что я люблю.

Я лучше просто  подойду  и маму обниму.

И папу тоже я люблю, и младшую сестру,

Играть, смеяться и шалить, и Родину свою.

Ты можешь много любить, о главном не забудь:

Ты уважай других людей и вежлив с ними будь.

Приди на помощь в трудный час, заботься и люби,

Живи, учись, расти, цвети и маму береги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л     ень

 

Прочитай стихотворение:

 

Горько живет

Лежебока-

Кровать Лежебоке

Высока.

Полы от кровати

Далеко.

Слезать Лежебоке

Морока!...

Вот и лежит

Лежебока

Без срока.

Уж отлежал оба бока…

Спит и вздыхает

Глубоко:

- Кабы

Еще бы

Два бока!

 

Рассмотри иллюстрации, благодаря каким качествам люди могли создать такие шедевры?

 

 

    

 

 

- Подбери антонимы к слову «лень»

Русский народ сочинил много пословиц и поговорок

о лени и лентяях.

Прочитай их, объясни, как понимаешь:

 

От лени - болезнь, от работы- здоровье.

Под лежачий камень вода не течет.

Лентяй за едой здоров, за работой болен.  

 

- Прочитай стихотворение «Помощница». Как ты думаешь, о чем будет идти речь в стихотворении?

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел,

Утром брату помогала-

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села- с мамой посидела,

Встала- к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

-Вы меня разденьте сами.

Я устала, не могу.

Я вам завтра помогу.

  - Подходит ли иллюстрация к стихотворению? Почему? Какую иллюстрацию нарисовали бы вы?

Посмотри и скажи, кто из ребят трудолюбив, а кто ленив?

 

 

 

 

 

 

Продолжи предложения:

Я помогаю маме__________________________________________

В мои обязанности по дому входит____________________________________________________

Я с удовольствием __________________________________________

Когда я выросту, то стану____________________________________

М      ужество

 

Посмотри на репродукцию картины «Три богатыря»

Подумай, почему их назвали богатырями? Какие выражения лиц у богатырей?

 

 

 

 

 

 

Вспомни, как зовут богатырей, напиши:

____________________________________________________

____________________________________________________

-Как ты понимаешь слово «Мужество»? Найди в словаре значение этого слова. Подбери синонимы к слову «Мужество».

- Прочитай пословицы, объясни их значение.

Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.

За свою Отчизну не жаль и жизни.

Родина- мать, умей за неё постоять.

Славу свою добывай в бою.

Мужество и отвагу проявил русский народ в разные времена, защищая свою Родину. Узнай о таких героях, напиши их имена.

______________________________________________________________________________________________________________

 

Прочитай притчу «Два богатыря», постарайся понять её главную мысль, если сам не сможешь, обратись за помощью к взрослым.

 

ДВА БОГАТЫРЯ

Ехал по полю богатырь.

Шлем, латы, щит, копье, булава да еще меч в ножнах…

Навстречу- старец монах.

Вылинявшая скуфейка на голове, заплатанный подрясник, а в руках -  четки.

-  Будь здрав, честный отче!

- И тебе, детинушка, не хворать! Куда путь держишь?

- На войну. А ты?

- А я и так на войне. Мне её, как тебе, и искать не надо!

Посмотрели друг на друга с пониманием два богатыря.

И заторопились спасать Русь от видимых и невидимых врагов!

 

Посмотри на фотографии известных героев. Напиши их имена. Какие подвиги совершили они?

 

                                                                                                                           

 

 

 

 

_____________________________________________________

 

 

 

-Подумай, а можно ли в мирное время совершить подвиг? Приведи примеры.

М
 


                  илосердие

                 

 - Подумай, как образовано  слово «Милосердие»?

- Прочитай притчу.

«УГОЛОК МИЛОСЕРДИЯ»

 

Надело милосердие лохмотья, взяло дырявую сумку со старым посохом и отправилось узнать- есть ли еще для него место в мире.

  Увидело оно огромный дом, и даже не дом, а целый дворец и обрадовалось:

- Хорошо стали жить люди, богато. Тут много места, наверняка найдется и для меня уголок!

   Но не тут – то было!

В этот дворец его и на порог не пустили:

- Много вас тут шляется всяких! Ступай прочь, пока собак на тебя не спустили. Самим места мало!

  Подошло милосердие ко дворцу поменьше, то есть, дому побольше. Там ему подали корку хлеба. Правда, так, что лучше бы не подавали. И тоже не пустили даже переночевать.

   Третьим был совсем маленький дом, и даже не дом, а жалкая хижина.

    - ну, тут мне вообще нечего делать!- хотело обойти его стороной милосердие. Но хозяева сами вышли к нему, пригласили в гости, накормили, напоили. И стало оно там жить.

    Не бедно и не богато. Но все, кто там гостил, говорили, что лучшего места на земле они еще не встречали!

 

 

 

 

 

 


Прочитай стихотворение, какие чувства у вас оно вызвало?

 

НИЩИЙ

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

 

·       Как можно назвать поступок другого человека, вместо милостыни подавшего камень?

·       Какие качества души в нем проявляются?

·       О каком качестве души говорит бытующее выражение «держать камень за пазухой»?

·       Зависит ли доброта души человека от его благосостояния (денег, имущества)?

·       Что делает человека добрым?

·       Можно ли приобрести (по-славянски – стяжать) доброту души?

·       В каких поступках и делах можно проявить добрые качества своей души? Что мешает человеку быть добрым?

 

 

 

 

 


Будьте милосердны!

Настроение    

 

- Посмотри на иллюстрации, какое настроение у каждого? Как ты это определил?

 

 

 

  - Какое у тебя бывает часто настроение? От чего зависит твое настроение?  Кто или что может испортить твое настроение?

Какое настроение описано в стихотворениях? Напиши.

 

 Детки песенку поют,

Друг за дружкою идут,

Раздается звонкий смех,

Глазки искрятся у всех…_________________________________

 

Под окошком смуглый мальчик,

Пригорюнившись, сидит;

Перед ним раскрыта книжка,

Но в нее он не глядит.___________________________________

 

Вспомни мультфильм «Вини Пух и все- все- все». У кого было грустное настроение? Кому и как  удалось его изменить?

 

Прочитай высказывания, подумай, какое настроение они отражают.

·       Ты опять забыла дать мне денег на завтрак в школе.

·       Как хорошо, здорово, что ты не забыла дать мне денег на завтрак в школе.

·       Ты, как всегда, забыла дать мне денег на завтрак в школе.

 

О      бман

 

Подбери слова близкие по значению к слову «обман». Запиши:

_________________________________________________________

Подбери антонимы к слову «обман». Запиши:

_________________________________________________________

 

Прочитай пословицы о лжи и правде. Постарайся объяснить их смысл:

·       Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

·       Лучше печальная правда, чем радостная ложь.

·       Шила в мешке не утаишь.

- Узнаешь героев сказок?  Вспомни сказки и заполни таблицу:

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто обманул

Кого обманул

Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитай притчу «Правда и кривда». Попробуй объяснить ее основную мысль.

       Захотела кривда правдою стать. Но как говорить правдиво- не знает. И пошла она к правде, учиться.

- Нет ничего проще!- сказала ей правда. -Видишь солнце? Так и говори: оно круглое и горячее!

- Квадратное и холодное!- испорченным эхом повторила кривда.

- ладно, попробуем на другом примере! – терпеливо продолжила правда.- Вон- озеро: большое и синее!

- Белое и маленькое, словно лужа!- упрямо повторила кривда.

  Рассердилась правда и говорит:

- Ты, кривда, всегда говорила и говоришь только ложь!

- Я говорю только правду!- привычно возразила кривда и, прислушавшись к тому, что сказала, с радостным криком: «Научилась! Научилась! « - поспешила говорить всем, что научилась говорить правду.

   И что самое странное- многие ей поверили….

   

Прочитай ситуации, поставь плюс, если считаете, что так поступать можно и  минус, если считаете, что так поступать нельзя.

 

·       Ученик получил двойку и не сказал маме._____

·       Ученик получил двойку, не сказал маме, но на следующий день исправил её и сказал маме с папой.________

·       Мальчик хотел гулять и сказал маме, что сделал уроки, хотя сам их не сделал.____

·       Мальчик сказал маме, что он ещё не сделал уроки, но очень хочет пойти погулять, и что после прогулки он обязательно их доделает.______

·       Мальчик разбил вазу, но не признался, а сказал, что  это сделала кошка.______

·       Мальчик разбил вазу и рассказал папе. На следующий день они вместе с ним купили новую вазу и мальчик извинился перед мамой.____

 

 

 

 

Прощение

 

Приходилось ли Вам просить прощение? Вы сами прощали когда-нибудь? Что для Вас означает фраза «попросить прощение:».А «извинить:»?

Как ты понимаешь эти слова: « Не делай другому того, что не хотел бы, что бы сделали тебе»

Вспомни некоторых героев мультфильмов, кто из них смог простить?

 

 

 

Как закончились все сказочные истории? Почему у всех историй счастливый конец?

Прочитай отрывок из стихотворения, постарайся понять его главную мысль:

  Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
   Великодушье лечит, как бальзам.
   Кровь на Кресте за всех пролита.
   Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.

 

 

П     ривычки

 

У человека бывают вредные и полезные привычки. Заполни таблицу, используя ниже приведенные слова.

 

Полезные привычки

Вредные привычки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курение, помогать старшим, ухаживать за домашними животными, лениться, сквернословить, угощать друзей, помогать, чистить зубы, улыбаться, грубить. 

 

- Прочитай стихотворение, о какой привычке идет речь в стихотворении?

            Петушок

Отправляла мама-квочка
В школу милого сыночка.
Говорила: - Не дразнись!
Не дерись! Не петушись!
Поспеши, тебе пора!
НУ, ни пуха ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора.
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!

- Как ты думаешь, какие привычки должны быть у человека?

Прочитай пословицу, объясни её смысл:

Посеешь привычку - пожнешь характер.

_ Посмотри на иллюстрации, какие привычки ты увидел? Это хорошие или плохие привычки?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Р        адость

 

Посмотрите на иллюстрации. Какое у изображенных детей настроение? Какое выражение лица у человека, когда он радуется?

Когда человек радуется - это хорошо или плохо?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Запишите в таблицу синонимы к словам радость и печаль:

Восторг, восхищение, горе, огорчение, страдание, тоска, хорошее настроение

 

Радость

Печаль

 

 

 

 

 

 

 

 

С

      тыд

 

- Прочитай стихотворение, чего стыдился мальчик?

 

Ничего себе, дела!
Говорят, Земля кругла.

Мне сказал об этом Коля
Из квартиры двадцать шесть.
Я подумал: врет он, что ли?
Но узнал, что так и есть.

Если вы об этом знали,
Что ж мне раньше не сказали?

Я пять лет на свете прожил
И еще четыре дня.
Что Земля на шар похожа —
Это новость для меня!

Мама мне в ответ сказала:
— В самом деле, стыд и срам.
Почему-то я считала —
Ты об этом знаешь сам!

 

- Вспомни, когда тебе было стыдно? За что?

- Прочитай пословицы, как ты их понимаешь?

 

·       Стыд и нравственность – брат и сестра.

·       Стыд – сын совести.
 Стыд – пастух чувств.
  Стыд – брат чести

 

- Прочитай рассказ Сухомлинского, что ты можешь сказать о девочках и их поступках?

 

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели

они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки

 уже заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей.

Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь

 пошевелиться. Соловей

перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила

 их под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки

 и положила кулек в сумку.

  -Зачем ты берешь мусор с собой?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы

 в лесу, никто не увидит!

- Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

 

 

 

 

 


- Посмотри внимательно на иллюстрацию, как она связана с рассказом?

Перед тобой репродукция картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка». Рассмотри её внимательно, кто из персонажей картины испытывает чувство стыда? Откуда это видно?

 

 

 

 


С                    опереживание

                              

- Прочитай внимательно стихотворение А.Барто «Одиночество»

Нет, уйду я насовсем!

То я папе надоем:

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу,

Земляники припасу.

Хорошо жить в шалаше

И домой не хочется.

Мне, как папе, по душе

Одиночество.

Хорошо жить в шалаше,

 Только плохо на душе!

 

- Какое настроение у героя стихотворения?

- Какие чувства вызывает у вас настроение героя?

- Как можно помочь мальчику?

- Приходилось ли вам помогать людям, которым «плохо на душе»?

 

Напиши, какие чувства мы испытываем к человеку, которому плохо «на душе», грустно, одиноко и тоскливо, которому нужно помочь?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

 

 

 

 


 

Т                рудолюбие

        

Оглянись вокруг, как прекрасен мир! А задумывался ли ты, благодаря чему построены большие города, заводы, театры, раскинулись сады и парки?   

 


- Прочитай стихотворение:

Единое счастье- работа,

В полях, за станком, за столом!

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего  счета-

Часы за упорным трудом…

 

- Почему работа – это счастье?

 

Русские народные пословицы во главу всегда ставят труд.

·       Будешь трудиться, будешь кормиться.

·       Каков мастер, такова и работа.

·       Труд- радость жизни.

·       Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Объясните смысл пословиц.

 

- Прочитай притчу «Чужой труд»

Показалось однажды венику, что у совка более легкая работа. Ну что в ней такого: лежи, да жди, пока в тебя сор наметут!

  А совок сам давно уже мысль затаил, что его доля тяжелее. Толи дело у веника: знай, мети себе на удовольствие!

   И решили они однажды своими работами поменяться.

  Веник назвался совком.

Совок назвал себя- веником.

И что тут началось!

Совок стал по полу скрести, да углы не забывать. А веник – мусор, что на него сыпали - в ведро стал носить.

  Пришли хозяева и ужаснулись. Весь пол исцарапан, обои ободраны, всюду сор, а в центре комнаты- совок и веник без сил лежат.

 Взяла хозяйка веник, поставил хозяин совок, и навели в доме порядок.

  Легли после этого веник и совок каждый на свое место.

  И с тех пор никогда не считали чужой труд более легким.

- Посмотри на иллюстрации, какие  профессии ты узнал?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


А кем ты хочешь стать? Напиши

______________________________________________________________________________________________________________

 

 

Главное помни: кем бы ты ни стал, ты должен стать настоящим человеком!

Т             олерантность

- Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.

В английском языке толерантность – «готовность и способность воспринимать без протеста личность».

Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли».

В арабском – «прощение, снисхождение, сострадание, терпение».

В персидском – «готовность к примирению».

Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

- Прочитай стихотворение. Какова его главная мысль?

Таджики мы и русские,
Грузины и карелы.
Мы черные и русые,
Мы смуглые и белые.
Пусть мы такие разные –
У нас одна семья!
Дружба народов не просто слова.
Дружба народов – счастливы дети!
Колос на ниве и сила в расцвете.
Дружба народов на все времена.

- Прочитай заповеди и старайся их выполнять:

·         «Не делай другому того, от чего больно тебе».

·         «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

·         «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».

·         «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

У           важение

 

- Вспомни, где ты слышал это слово?

- Кого следует уважать?  За что? Напиши.

Родителей:_____________________________________________

Старших:_______________________________________________

Друзей:________________________________________________

А как ты думаешь, а незнакомых тебе людей, надо уважать?

- Прочитай стихотворение. К чему оно нас призывает?

 

Есть в каждом то, за что он может
Быть уважаем и любим.
Ведь мы себя не уважаем
Неуважением к другим.

Жить интересней уважая
Все то, что есть вокруг тебя.
Зло, хамство, грубость – это глупость,
Неуважение себя.

 

Не оскорбляй неуваженьем
Любую живность на Земле,
Ты даже мелкую букашку
Не в силах распознать вполне.

 

- Прочитай пословицы об уважении. Как ты их понимаешь?

Уважение трудно заработать, но легко потерять.

Человек уважение в своих руках держит.

 

 

 

 


Х        вастовство

 

- Прочитай притчу и постарайся понять ее основную мысль:

Захотел снеговик перед зайцем своим носом похвастаться.

      Уж очень, он слышал, зайцы морковку любят!

  Сходил в лес. Нашел зайца. Похвастался.

      И- нет худа без добра.

       Теперь у него нет больше повода хвастать своим носом!

 


 Много пословиц и поговорок составил народ о хвастовстве, прочитай их и постарайся объяснить смысл каждой:

·       Легко хвалиться, легко и свалиться.

·       Нужно ценить себя, но не переоценивать.

·       Овсяная каша сама себя хвалит, а гречневую люди.

·       Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.

·       В хвалёной капусте много гнилых кочанов.

Вспомни русские сказки, в которых  герои хвастали  и поплатились за это. Напиши их названия:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

         

Ч                  уткость

 

- Прочитай стихотворение. Что ты можешь сказать о девочке? Оцени ее поступок. Можно ли сказать, что девочка проявила чуткость по отношению к маме?

 

Мама спит, она устала...
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке

Луч крадётся золотой.!.

И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине

Посмотри на иллюстрацию к известной сказке, кто проявил чуткость?

 

 

 


Ш                   утка

 

- Умеешь ли ты шутить? Вспомни, какую нибудь историю и расскажи ее всем.

- А знаешь ли ты, что шутки бывают добрые и злые?

- Приведи примеры добрых и злых шуток.

- Прочитай стихотворение, чему оно учит нас?

 

С шуткой обращайся осторожно,
Ты, возможно, будешь понят ложно.
Шутка, что тебе смешной покажется,
Для кого-то слишком злой окажется.

 

 

- Посмотри на героев известных мультфильмов, какие шутки шутили они?

 

 

 

 

 

 

 


- Прочитай шутки ребят. Определи, добрые они или злые? Напиши.

·        Спрятать портфель одноклассника___________________

·       Положить на парту конфету_________________________

 

 

Запомни: шутки должны быть добрыми!

 

Щедрость

         

 

- Прочитай высказывание, как ты его понимаешь? Найди антоним к слову «щедрость».

 

Побеждай гнев мягкостью, зло - добром, жадность - щедростью, ложь – правдой.

- Щедрость и великодушие — это ценности, живущие в сердце человека, который бескорыстно, из самых лучших побуждений спешит на помощь, ничего не требуя взамен. Щедрость человека проявляется не только в умении дарить материальные блага, но и в умении быть добрым, отзывчивым, поддержать добрым словом, теплым взглядом.

 

 

 

 

 

- Какие поступки ваших друзей  вы считаете проявлением щедрости и великодушия?

 - прочитай слова песни «Дорогою добра». Подумай, как она может быть связана с щедростью? Выучи слова этой песни и пой ее с друзьями.

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за Солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!

Э
                    гоизм

 

- Знакомо ли тебе это слово? Где ты его слышал? Кого называют эгоистом? Узнай по словарю лексическое значение этого слова.

Вспомни сказку «Двенадцать месяцев». Кто из героев сказки был эгоистом?

Эгоист выставляет свои интересы выше интересов других. Часто такие люди употребляют в своей речи слово «Я». А ведь это просто буква, последняя буква алфавита.

 

 Буква ''Я'' горда собою,
Выпятила грудь дугою:
''Что мне прочих букв семья?
Я сама себе - семь ''Я''!
Для кого-то говорите
''Я'' последней в алфавите?
Я ж, не уронив лица,
Крикну – ''первая с конца!''

 

Прочитай притчу, которая называется «Я».

 

Изготовила буква Я себе визитку, где крупно написала:

«Я – ПЕРВАЯ БУКВА В АЛФАВИТЕ»

И ниже, чуть видно, добавила:

«С конца».

Сделала и с тех пор раздает она эти визитки людям.

И что же?

Один даже не обратит на них внимания.

 Другой просто возьмет, да выбросит. А третий с уважением примет и непременно позвонит.

Потому что и сам такой без визитки.

 

Я             бедничество

                            

 

- Прочитай стихотворение. Подумай, почему ябед не любят?

 

Сижу, рисую Ябеду,

Противней нет девчонки!
Она, как муха, всем жужжит

В ушные перепонки:
- Сейчас
про вас
я расскажу
Всё худшее на свете:
Что Вовка списывал-

Илье,
Что Гоша - лодырь –
Пете!
О том, что я разбил стекло,
Оповестила деда,

И я стоял потом в углу

До самого обеда!

Она фотографирует

Все шалости на плёнку,

Ох! Нет возможности терпеть

Ябеду-девчонку!

Придумал!!!
Чтобы Ябеда
Немного помолчала,
Я ей закрашу краской рот
И лист начну сначала!

 

- А как ты думаешь, всегда ли надо скрывать от взрослых некоторые поступки? Приведи пример.

 

 

 

Литература

 

1.Нравстаенное воспитание младших школьников.- М.:Просвещение, 1975.

2. Ашитков С. Корни добра- М., 1982.

3. Алешина, Л.Г. о вежливости, такте, деликатности…- Л.: 1988

4.  Гиппиус, С.В. Гимнастика чувств.- М.-Л.,2009.

5. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». – М.: Педагогика, 2006.

6. Лисовский, В.Т. О моде //воспитание школьников.- 1982.- №4.- С.63

7. Сухомлинский, В.А.Родина в сердце /сост. А.И.Сухомлинская, Л.В. Голованов.-М.,1980.

8. О ребятах и зверятах. Стихи для чтения и заучивания наизусть. Сборник. Я.- Академия развития.2009.